dandorfman (dandorfman) wrote,
dandorfman
dandorfman

Categories:

Человек дела и человек антидела. (UPDATE)

UPDATE:

Уважаемый Dandorfman (простите не нашла Вашего имени в профиле), как автору этого текста, мне очень приятно, что он был прочитан и получил такой подробный отзыв. Спасибо.
Я не закладывала в повесть никаких гендерных и тем более феминистских посылов. Эта вещь о человеке, которого тошнит от симулякров, переполняющих его жизненное пространство и вытесняющих из жизни все по-настоящему значимое и подлинное. Но ему удается спастись - банально - через любовь. Пусть Таня и сама порождение мира фикций, но его чувство - подлинное, и благодаря ему герой как-то выплывает. Если грубо ))
Но, как известно, после написания автор не имеет прав на дополнительные объяснения. И если текст вызвал у Вас такие мысли, значит и это тоже считывается. И нет правильного и неправильного. И мне очень понравилось, что можно было посмотреть и с такого ракурса.
Впрочем, и комментарий Вашей френдессы не кажется мне чем-то противоположным. )) Да, наверное, героя можно назвать современным маленьким человеком... Хотя я надеялась, что он все же продемонстрировал "порядку вещей" свой небольшой бунт, пусть вот таким физиологическим способом.

Надеюсь, я ответила на Ваш вопрос.


Я давно не писал о своем текущем чтении, а между тем, литература когда-то была моей любимой темой, было время, когда я в Сети писал только о ней.
Нельзя сказать, что политика, тема номер 1 в моём ЖЖ, интересует меня больше, чем литература, но зато она совершенно точно интересует моих читателей, а читатель, как и клиент, всегда прав. Тем не менее, иногда можно себе позволить написать и на такую скучную тему, как прочитанная повесть.
Внимательный читатель моего журнала скажет, что я чуть привираю по поводу "давно". Вот же у меня о литературе и сравнительно недавно:
http://dandorfman.livejournal.com/95058​8.html
Да, там действительно часть и о литературе, вернее, о самом моем любимом жанре литературы, производственном романе, но там есть и о моем газоне и об американских блатных песнях, т.е. по современной российской терминологии, об американском "шансоне" и об отношении к физическому труду и о самой личности Быкова, который меня на тот текст подвигнул. Т.е. тот текст - сплошная эклектика.
В этом я попробую написать только о прочитанной повести и моем впечатлении от неё.
И техническое замечание. Саму повесть вы можете легко прочесть, она есть в Сети целиком:
http://www.nm1925.ru/Archive/Journal6_2​016_3/Content/Publication6_6279/Default.a​spx
И потратить на чтение очень мало времени, где-то полчаса, она - крошечная.
Но вот копировать обычный текст там невозможно, этот формат не позволяет копировать текст, поэтому я скринил экран, а потом сохранял его в фотоформате jpg.
В результате, цитаты будут избыточными, я хочу показать только несколько фраз, а буду показывать целый экран.
Итак...

Эта крошечная повесть меня так удивила, (написать - порадовала, не очень хочется, чему тут радоваться, если учесть весьма унылое будущее, которое ждет людей одного со мною пола, когда геронии повести и в реальной жизни окончательно поймут, что мы им не нужны) что я оцениваю этот текст, как знаковый.
Т.е., он знаменует собой какой-то новый этап во всей русской литературе. (Извините за пафос) Я пока ничего подобного не читал.
Повесть называется "Тошнота", от чего тошнит главного героя, вы узнаете чуть ниже.
Сразу же покончу с оценкой формы, сказав, что Елагина - настоящий мастер, к ее языку и литературному мастерству, никаких претензий.
Особенно ценно то, что форма в этом тексте, служанка содержания, автор хочет донести смысл до читателя, а не заставлять его восхищаться красивыми образами и метафорами. Я стойкий сторонник подчиненности формы содержанию, считая, что литератор должен умереть в рассказчике. Именно из-за этого я не люблю писателей типа Набокова, у набоковых - все наоборот. Для них главное - показать свою литературную крутость, а не что-либо рассказать или в чем-то убедить читателя.
По форме только скажу, что огромным плюсом текста является его краткость. Там нет ни одного лишнего слова, ни одного лишнего абзаца, тем не менее, все, что нужно было сказать, сказано. Особенно порадовало то, что главные герои переспали друг с другом, но вот сексуальной сцены, всех этих "слияний тел в экстазе", нет.
Я подобные сцены пропускаю, когда читаю какой-либо серьезный текст. Не потому, что я противник секса, как такового, а потому что я противник лишних подробностей, не имеющих отношения к содержанию написанного. Нет, если конечно это производственный роман посвященный сексуальной индустрии, роман, где описаны способы максимального удовлетворения потребителя сексуальных услуг, тогда я непременно ознакомлюсь с производственной стороной, там я ничего пропускать не буду.
Женщина - труженница тела, для меня тоже человек дела. Вот даже в рифму случайно заговорил. И если описывается такой вид труда и описывается точно, прочту с благодарностью автору.

Теперь о том, как я воспринял повесть в общепринятых терминах. Повесть по своему содержанию - феминисткая. Хоть Ольга Елагина вполне симпатизирует своему герою и она в какой-то степени на его стороне, тем не менее, хочет она этого или нет, она показывает никчемного мужчину и деятельную женщину. Показывает, что женщина в данном тандеме заслуживает уважения, а мужчина в лучшем случае - сочуствия, а в худшем - презрения.
Если в производственных романах меня привлекают люди дела, то в этой повести заинтересовал по контрасту противоположный персонаж, человек антидела.
Главный герой не хочет ничего делать, он хочет только каким-то образом получать средства к существованию и ради этого он согласен заниматься тем, что будет оплачено.
Он, как и сама Елагина, по основной профессии - литератор. Кстати, я не вижу ничего плохого в том, что Елагина пишет о человеке, сходных с ней занятий. По крайней мере, никаких глупостей типа "с грохотом сталивающихся частиц в синхрофазотроне", и "стрелок осцилографов" не будет. В начале повести главный герой - редактор и единственный автор крошечного журнальчика.
Но свою работу он ненавидит, хоть ничего другого делать не умеет. Т.е. он - даже литератор и то, поневоле.
И тут его поражает непонятная болезнь, вот об этом ставлю в качестве цитаты первую скопированную страницу:


В результате, он вынужден из журнальчика, где ему неплохо платили, уйти.
Болезнь, которая его сделала профессионально непригодным, по-моему, одно из достижений Ольги Елагиной. Потому что иначе пришлось бы затрачивать много совершенно неубедительных слов где будет нудно и скучно рассказано, что герой решил наконец бросить недостойные его занятия и жить исключительно духовной жизнью.
А так, непонятная болезнь и быстрый вынужденный уход. Разумеется, у читателей моего ЖЖ такой болезни нет, но я думаю, что их, как и героя повести тошнит от всех этих гламурных реклам, гламурных слов, идиотского глянца обложек и идиотских навсегда застывших как на загримированном покойнике в гробу, улыбок красавиц на этих обложках. Правда, потом выясняется, что героя нашего тошнит вообще от любых текстов, в том числе и от текстов классиков. Ну что ж, и здесь Елагина попадает в яблочко, честно говоря, от набивших оскомину текстов классиков, тоже у многих из нас поташнивает. Особенно, когда классики занимаються "пастьбой народов".

Герой сначала идет зарабатывать деньги мойкой машин и кажется, что он нашел себя, но тогда бы не было дальнейшего текста, поэтому Елагина заставляет героя нахулиганить, облить клиента струей воды, потому что клиент, его бывший хозяин, издатель журнальчика где он трудился.
Но вот тут и начинается самое интересное, ради чего стоит прочесть повесть, и самое главное по смыслу.
У героя две комнаты в его квартире и он собирается жить на деньги от квартирантов. Одну комнату он сдает.
Так появляется Таня.
Цитата снова избыточная.



Таким почти случайным перепихом дело не закончилось.
Герой с Таней все-таки образовали нечто вроде семьи.
А вот распределение обязанностей в этой семье как раз и заставило меня назвать этот короткий текст - этапным.
Герой становится содержанцем Тани. Она зарабатывает деньги на прокорм их двоих, и скорее всего, дает ему деньги и на карманные расходы, герой курит, на сигареты нужны деньги вполне сопоставимые с расходами на еду. Во всяком случае, у нас в Америке это так, курево - дорогое удовольствие.
Т.е. Таня у него оказывается спонсором, как это теперь называется в России у девушек на содержании. Еще спонсоры называются "папиками", они как правило существенно старше девушек, которых они содержат. Нет Таня не "папик", они в одной возрастной категории, хоть герой действительно чуть старше Тани.
Может герой такой уж красавиц-раскрасавец, поэтому Таня такого красавца решила кормить? Да нет, Елагина героя не описывает, но косвенно понятно, что внешность у него вполне заурядная. Нет, я думаю, здесь другое. У Тани есть котенок, его зовут Пушок. Т.к. собственного жилья у провинциалки Тани нет, иметь домашнее животное без своего дома крайне сложно, но Таня идет на подобную сложность потому что еще до встречи героем испытывает сильную потребность в заботе о живых существах, нуждающихся в опеке.
Думаю, что Таня, скорее по ее инициативе, создала эту странную семью, потому что ей стало жалко героя и она решила о нем заботиться, так же как и о своем котенке.
В этом смысле, Таня - типично русская женщина, несмотря на ее такой весь западный бекграунд и современный хипстерский прикид, она - очень продвинутая особа, закончила ВГИК и знает все о западном кино. Она готова заботится об убогих, даже если убогий, вполне здоровый и достаточно молодой человек с руками и ногами.
Но вот что характерно, Елагина как раз показывает Таню не так, как вижу ее я.
Она показывает ее сквозь иронии главного героя, иронию, которая временами переходит в осуждение. Т.е. в глазах содержанца Тани, она - существо более убогое и примитивное, чем он сам. Он - духовно выше. Но я не думаю, что Елагина действительно на стороне своего героя. Факты говорят об обратном.
Именно он - трутень, который прикрывается своей странной болезнью. А она, очень деятельная и в потенциале успешная молодая талантливая женщина.
Кстати, о таланте. Судя по тем текстам, которые главный герой писал в своем журнальчике, когда еще был в состоянии это делать, никакими особыми литературными талантлами он не обладает.
А вот Таня сумела снять короткометражку, которая получила какой-то приз и ей в качестве награды дали возможность поехать стажироваться в Голливуд.
Учитывая то, что кинематография - весьма затратная область творчества и совсем без денег ни одно кино не снимешь, даже короткометражку, получается, что Таня еще и деньги раздобыть сумела, что свидетельствует о ее незаурядных деловых качествах.
Интересно, что зарабатывает Таня сновные деньги на жизнь, включая прокорм и прокур главного героя, совсем не кинематографом.
Вот как об этом пишет Елагина (там же, о ее победе в конкурсе и гранте для поездки в Голливуд)


Разумеется, герой с презрением относится к такому способу зарабатывания денег. А я вот - нет. Таня нашла эту нишу, значит кому-то подобные часики нужны и способ продажи ее продукции тоже вполне современный - интернетмагазин. Для всего этого её мозгов и ее трудолюбия хватило.
Поэтому, иронию, местами, злую иронию главного героя по поводу всех занятий Тани я не воспринимаю, хоть увлечение Тани свехсовременными формами искусства, несколько настораживает, впрочем, эти ее увлечения Елагиной намеренно утрированы, мне кажется.


Вот в этом споре с Таней о современном искусстве, я скорее на стороне главного героя:

Особенно когда он напоминает Тане о подобном "искусстве":

- Искусство? Картины, написанные испражнениями?

Случайная собеседница главного героя, которая попала на эту же страницу, персонаж вообще гротескный, это еще один вариант Эллочки-людоедки.
Но надо учесть, что собеседнице героя всего 20 лет. Отсюда и все ее американизмы и прочая дребедень в мозгах.
Может быть и Таня, когда ей было 20 лет не сильно отличалась от этой еще одной Эллочки, но к 25 годам она явно поврослела и поумнела.
В общем, Таня, а не главный герой, для меня - человек дела, т.е. мой любимый пересонаж художественной литературы. И я верю, что она талантлива и она всего добъется.
Главный герой, наоборот, человек антидела. Кажется он это тоже понял о Тане, поэтому он решил лететь к ней в Лос-Анжелес. За таниной спиной он не пропадет. Она его и там кормить будет. В особую любовь главного героя к Тане я не верю. Впрочем, я не верю в особую любовь такого главного героя к любой другой женщине.

Ну браток, каков итог?
А итог такой, несмотря на то, что ситуация описывается глазами главного героя-мужчины, и деловая женщина, его подруга, ему кажется не очень умной и переполненной дурацкими с его точки зрения стереотипами, будущее на стороне тань.
И обычную социальную роль мужчины, добытчика, первопроходца и вообще того, кто идет впереди, того, за чьей могучей спиной, даже если в реальности плечи мужчины недостаточно широки, надежно себя чувствуют слабые женщины и дети малые, берет на себя женщина.
Да, кстати, а как же дети?
Здесь Таня последовательна. Она беременеть, вынашивать плод, рожать, не хочет. Но она верит, в то, что наука научится клонировать человека и из отдельной клетки можно будет вырастить еще одну копию ее самой, еще одной Тани, которая ей будет дочерью. Потому что Таня не считает, что она как материал для клонирования будет не хуже, чем такие мужчины, с которыми она спит. Похоже, что клонирование человека будет достаточно скоро осуществлено, так что вера Тани небеспочвена.
А куда тогда денемся мы, мужчины?
Остается надеятся, что таких как главный герой все-таки будет меньшинство, а те, о ком Киплинг писал:

Полосатый змей - в расщелину скал,
Жеребец - на простор степей.
А цыганская дочь - за любимым в ночь,
По закону крови своей.

Дикий вепрь - в глушь торфяных болот,
Цапля серая - в камыши.
А цыганская дочь - за любимым в ночь,
По родству бродяжьей души.

И вдвоем по тропе, навстречу судьбе,
Не гадая, в ад или в рай.
Так и надо идти, не страшась пути,
Хоть на край земли, хоть за край!

Так вперед! - за цыганской звездой кочевой -
К синим айсбергам стылых морей,
Где искрятся суда от намерзшего льда
Под сияньем полярных огней.


не переведутся.

От таких мужчин рожать детей захотят не только цыганские дочери, но и дочери других народов. И Таня, если встретит такого мужчину, забудет о клонировании и захочет нормального ребенка от нормального мужика.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 13 comments