dandorfman (dandorfman) wrote,
dandorfman
dandorfman

Categories:

И снова горная дорога. Кроу и Чёрноногие.

Ладно, погоревав о горилле вернемся на горную дорогу в Джексон.


Воин Кроу.

Я решил в этой записи все-таки рассказать о чем же все-таки непрерывно говорил Дэниел, пока мы поднимались на перевал Титон-Пасс и спускались с него.
Дэниел рассказывал о храбром и благородном племени Кроу. Он оказался большим поклонником этого индейского племени, жившего в тех местах, по которым мы проезжали.

Но при этом, он говорил плохо о другом индейском племени, племени Черноногих. И этих Черноногих Дэниел постоянно ругал, рассказывая о том, какие они мерзавцы и негодяи.
Ну в общем, по его представлению, есть хорошие индейцы и есть плохие индейцы. Хоть это не политкорректно, как всем известно, все индейцы хорошие, а все белые - плохие, но он ведь сам не белый и может говорить плохо о людях той же расы, к которой принадлежит и он сам.
Наши афро-американцы обращаются друг к другу со словами:
- Хэй, Ниггер!
но им можно, так же как нам, евреям можно говорить друг другу - "Что жидовские морды? Давно погрома не было? Сейчас я вам его устрою."
Он рассказывал разные истории о храбро сражающихся против многочисленного черноногого врага кроу. Их было намного меньше, чем их противников, поэтому они побеждали в боях и не давали себя уничтожить.
Главной мыслью Дэниела была достаточно банальная истина:

- Если хочешь выжить, должен сражаться.

Но он подавал её как нечто совершенно новое и оригинальное.

Я пытался вспомнить то, что Дэниел рассказывал о Кроу, но потом попробовал найти что-нибудь кроме статьи из ВИКИ в Сети.
Оказалось что материалов о войнах Кроу достаточно, чтобы заменить лекцию Дэниела. Да еще они есть на русском языке. В России есть, оказывается те, кто интересуется историей индейцев, находит англоязычные тексты об этой истории и переводит их.
Дам несколько цитат с указанием ссылок, тот, кто хочет прочитать все, можете пойти по цитатам.
Итак...
Самоназвание племени Кроу - Aпсалоке.
Название племени было неверно переведено ранними переводчиками как «люди ворон» (отсюда английское название племени Crow, буквально «ворона»). Фактически слово означало «дети большой птицы».

Вот рассказ американского художника Джорджа Кэтлина о Кроу.

http://www.crow-indians.narod.ru/catlin/1.htm

«Североамериканские Индейцы»
(опубликовано в Лондоне, 1844 г.)

Устье реки Йелоустоун

Джордж Кэтлин (1796-1872)


Кроу и Черноногие являются смертельными врагами друг другу. Эти люди поубивали бы друг друга, встретившись в прериях, но здесь они мирно сидят и вместе раскуривают свои трубки.

Черноногие, по моему мнению, являются самым большим и воинственным народом на континенте.

Они занимают территорию от истоков Миссури до Скалистых Гор. По подсчетам их от сорока до пятидесяти тысяч. Это им даёт право вести себя дерзко и вызывающе. Все они выглядят свирепо и воинственно. Они считают своими врагами буквально все племена и никогда ни с кем не заключают союзов. Именно огромное количество Черноногих позволило им без особого страха прибыть сюда, предложив временное перемирие.

Кроу живут в основном в горах и прериях по берегам реки Йелоустоун.

Кроу кочуют большую часть года. Они также имеют множество врагов, включая и вышеупомянутых Черноногих. Кроу по численности намного меньше, чем их основных врагов - Черноногих, поэтому именно они всех чаще страдают от войн, неся огромные потери, и, вероятно, что через несколько лет их полностью истребят.

Кроу возможно не насчитывают больше семи тысяч человек, среди которых не наберется больше восьмисот воинов или людей, способных воевать. Они находились между двумя наиболее многочисленными и враждебными племенами, такими как Сиу и Черноногие, и на одного воина Кроу приходилось восемь – десять врагов. Но, не смотря на это, Кроу были мужественным и воинственным народом. Среди Кроу я нашел много мужчин, имевших две или три жены. Многие из них были вдовами мужчин, погибших в результате непрерывных войн или во время охоты на бизонов. Полигамия позволяла поддерживать численность Кроу.


А это рассказ об одном из сражений между Кроу и Черноногими.
Его автор Леонард Зинас.

https://www.proza.ru/2014/07/04/1957

Leonard, Zenas. Narrative of the Adventures of Zenas Leonard, fur trader and trapper, 1831-1835
(отрывок)
....
Пока гонцы отсутствовали, обе стороны тем временем были заняты укреплением своих позиций - черноногие выбрали самое удачно место для обороны, и немного потрудившись, оказались в форте, которому могли бы позавидовать армии приграничных завсегдатаев. Он был расположен на гребне холма, в каменном окружении похожем по форме на подкову, с выступающими скалами от трех до четырех футов высотой с обеих сторон, и около десяти футов, по сторонам достигавшим грани холма, с очень похвальной баррикадой построенной в передней лицевой части, состоящей из брёвен, кустов и камней. В их нынешнем положении они имеют решительное преимущество над кроу, а если черноногие хорошо подготовлены к войне, то смогут продержаться продолжительное время, и быстро отобьют любую армию, которая попытаться силой захватить их крепость - больше похожую на произведение искусства, чем природы. Несмотря на это, черноногие усердно занимались укреплением своих позиций, кроу тоже не стояли сложа руки, готовя нападение и желая разрушений, они были полны решимости не расслабляться тех пор, пока в окрестностях можно будет найти хоть одного живого черноногого. До прибытия подкрепления, которое по времени длилось примерно десять часов, были убиты три кроу и один черноногий, это произошло при первой атаке, загнавшей последних в свою крепость.

Когда посланцы достигли деревни кроу, все мужчины, женщины и дети которые были в состоянии взять ружьё и сесть на коня, помчались со всей скоростью к месту действия, выкрикивая самые дикие и пронзительные вопли которые я когда-либо слышал в своей жизни. Между мужчинами кроу шло соревнование - кто первый достигнет и атакует врага, который появился и смотрел на них сверху вниз. Несмотря на то, что кроу непрерывно кричали и стреляли из ружей, это не возымело никакого эффекта. Наконец они решили посовещаться друг с другом.
Во время совета, который, как представляется, свидетельствовал о приближении кризиса, я отправился на возвышенность примерно в 200 ярдах(около 180 метров) от укрепления, рядом с кедровником, где у меня был прекрасный вид на все их передвижения. Сначала кроу приблизились к форту толпой из двух или трёх сотен, но подойдя на расстояние выстрела, огонь из крепости заставил их отступить. Затем они собрались на тропе вдоль возвышавшегося хребта и развернувшись двигаясь на полной скорости мимо фронта, стреляли на ходу, а затем бросались на другою сторону лошади, чтобы не подвергаться воздействию противника, оставляя на виду только одну руку и ногу. Тут они обнаружили, что это очень убийственно для их лошадей и воинов, так как уже десяток кроу и несколько лошадей лежали на поле мертвыми. После настоятельных призывов наконец-то добиться успеха и жалобных причитаний жен, детей и родственников тех, кто пал, вожди кроу приняли решение приостановить атаку и провести военный совет с целью принятия решения о том, какие меры должны быть приняты, чтобы уничтожить этих храбрых черноногих.

Когда главные вожди собирались на совет, все было по-прежнему, за исключением причитания родственников погибших, которые сильно раскаивались в происшедшем. Люди вынуждены были терпеть их вопли ради памяти покойных друзей и сокрушаться, предвидя перспективы дальнейших неприятностей, более серьёзных, чем тот ущерб, который они уже понесли. Вожди провели поспешный и бурный совет. Некоторые из них склонялись в пользу полного отказа от боя с черноногими, а другие хотели атаковать их крепость и закончить сражение в общей кровавой бойне. Последнее было решено окончательно, но только после нескольких выступлений сделанных за и против, и курения трубки войны каждым из храбрецов и вождей. Как только стало известно это решение вождей, снова раздался боевой клич и оглушительным ревом прокатился через равнину - каждый голос, который в состоянии производить шум был максимально громким, увеличив звук до такой степени, что казалось сама земля, деревья и камни, обладали вокальными данными. Мощным воем, они придавали храбрость своим воинам, как военный оркестр даёт оживление половине трусливых душ пьяных милиционеров компании.

Настало время для действий. Каждый человек был готов пожертвовать своей жизнью, чтобы уничтожить врага, и в этом духе они вновь повторили лобовую атаку, но как и раньше отступили с тяжелыми потерями. Вновь и вновь они возобновляли атаки, но все было бесполезно - усилия напрасны - в их рядах началась неразбериха – многими овладело отчаяние - и весь народ кроу- собрался отступать с поля боя, когда негр Джеймс Бэкворт (James Beckwourth 1798-1866), о ком говорилось ранее, и который находился с нами в отряде, проделал несколько шагов по направлению к воинам кроу, взобрался на скалу, с которой обратился к ним самым серьезным и впечатляющим образом. Он сказал, что они создают много шума как будто уже победили врага, - они долго и громко кричат о захвате крепости, и белые люди скажут, что у индейцев лживый язык, когда речь заходит об их военных подвигах. Он сказал, что у них маленькие трусливые сердца, они действуют скорее как скво, а не мужчины, и не годятся для защиты своих охотничьих угодий. Он сказал им, что белые люди устыдятся их, и откажутся торговать с нацией трусов, а черноногие пойдут домой и расскажут своему народу, что три тысячи кроу не смогли взять горсточку их воинов, над ними будут смеяться и относиться с презрением все племена которые об этом узнают. В дальнейшем для племени станет ещё сложнее вести с ними войну, и весь народ кроу, некогда столь мощный, навсегда после того, будет считаться нацией скво. Старый негр продолжал в том же духе, пока они не стали заводиться от этих слов. А если красный человек боится идти на своих врагов, он покажет им, что черный человек не такой, и спрыгнув с камня, на котором стоял, не глядя по сторонам, бросился к укреплению так быстро, как только мог бежать. Индейцы, угадав его цель, вдохновившись словами и бесстрашным примером, следовали за ним по пятам, и попали в крепость, нанося направо и налево удары почти так же быстро как старик.

Следующая сцена стала необычным явлением. Пространство земли размером примерно с акр, полностью переполнилось враждебными индейцами, борющимися за жизнь, ружьями, луками и стрелами, ножами и дубинами, крича и вопя так, что волосы на вашей голове вставали дыбом. Как только большинство кроу попали в форт, черноногие побежали к противоположной стороне, со скалами примерно в 10 футов высотой. Здесь они оказались не в лучшем положении, так как сразу же были окружены со всех сторон подавляющим числом противника. Большое количество с обеих сторон валялось, сцепившись внутри крепости, где у кроу были равные шансы с их врагом, но с внешней стороны преимущество было явно не на стороне черноногих, так как они были окружены и уничтожены за несколько минут. Когда черноногие поняли, что у них не осталось шансов на спасение, и никакой надежды на милость от рук обескураженных и безжалостных, но победоносных врагов, они сражались со сверхчеловеческим отчаянием. Покинув свою крепость, они держались в обычном порядке, грудью продвигаясь вперед и пробивая путь своими ножами, пока не упал их последний воин, получивший, пожалуй, сотню ран.
В этой резне один из черноногих получивший опасную рану, упал на землю и лежал словно мертвый, но видимо силы не совсем его покинули, он вдруг вскочил на ноги и вонзил нож в сердце враг, бросил его в толпу, а затем умер. Это было сделано ни в целях самообороны, ни с надеждой на спасение, но только ради мести. Этой сцены резни было бы достаточно, чтобы заболели самые крепкие сердца, но это ничто в сравнении с тем, что произошло потом. Когда кроу обнаружили, что все враги полегли, не избежав их мести, началось общее ликование, после чего они удалились на небольшое расстояние чтобы передохнуть и освежиться.

Хотя победа была полной, кроу заплатили за неё дорогой ценой, потеряв около тридцати убитыми, и еще столько же раненными, кроме того, погибло большое количество лошадей. Потеря товарищей, не охладила ликования мужчин, их скво успевали делать все: скорбеть и плакать, а также всю остальную работу. Их мертвые были собраны вместе, когда скво обходили кругом, узнавая своих родственников. Это были самые впечатляющие сцены, в отличие от действия мужчин, отдыхавших после тяжелого боя. Женщины бросались на трупы своих мужей, братьев, и там демонстрировали самые мучительные страдания, как только может горюющий человек. Когда мужчины закончили свою работу, женщины оккупировали всё пространство и перенасыщались своей беспощадной местью к погибшим врагам.


В конце своего рассказа об индейцах кроу, я решил вас порадовать современной индейской песней.
Самая популярная и самая красивая исполнительница индейских песен, которые она сама сочиняет - Джана Машони. Она правда не Кроу, но настоящая скво, в отличие от многочисленных поддельных скво, включая сенатора от Массачусется Элизабет Уоррен, которая во время предвыборной кампании себя за таковую выдавала.
Да собственно и по внешности красавицы Джаны можно легко догадаться, что она - скво без обмана:


По-моему, песни, которые поет Джана можно назвать роком. Ну значит это индейский рок.

Ну а до Джексона мы с вами доберемся завтра.
Tags: yellowstone
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments