dandorfman (dandorfman) wrote,
dandorfman
dandorfman

Categories:

Что вещает гуру?

1. Сначала - о лоне.

Вот смотрите, это наш газон, по-английски звучит как лон, мы здесь больше так привыкли называть газон, засорили свой язык словечками аборигенов.
Вырастить густую и однородную траву, траву культурную, очень сложно, поверьте мы тратим на это не первый год и не первую тысячу долларов.

Если мы кидаем удобрения и поливаем регулярно, вместе с правильной травой бурно растут сорняки. При этом, их сеять или подсеивать, как Вы догадываетесь, не надо,
они сами стараются выжить. Удивительно цепкие создания. Прорастают всегда и везде. И цепляются за жизнь мощными корнями. У культурной травы корни хиленькие, она - не цепляется. А вот будяки, клевер, черополох, лопухи, одуванчики, это все пускает такие корни, что фиг вырвешь.
Я подрываю его лопатой, потом залезаю туда рукой и начинаю искать ту часть корня, которая не оторвется, потому что иначе просто корень останется в земле и через пару дней вырастет из сына свин, если сын - свиненок. Молодой свежий будяк будет лучше преждего, того, который я вырвал без корня. Поэтому надо его вырвать вместе с корнем.
Чтобы нечему было вырастать. За самую толстую часть корня я хватаюсь и начинаю ее вертеть тудой-сюдой. Только потом можно вытащить его с корнем.
В результате, все пальцы на руке, которые участвуют в процессе - в мозолях. Перчатки не помогают, крутить ведь все равно надо, сквозь перчатки мозоли тоже натираются.
Я пробовал разные приспособления, покупал или брал у кого-то на время. Нет, без собственных пальцев не обойтись.
Ну и надо нагибаться над каждым будяком, или ползать по траве. Ползать - тоже нелегко.
В общем, это довольно тяжелое и не очень творческое занятие, согласитесь. Зачем же я его так подробно описал?
Потому что я все равно этим занимаюсь, у меня есть простая мечта, сделать красивый газон без сорняков, я тогда им буду любоваться, получая эстетическое наслаждение, ни у моральное удовлетворение тоже, потому что I did make it!!! (Я действительно сделал это!!!)
Почему я первую часть своей записи посвятил своей траве Вы узнаете, во второй части.

2. Ну а теперь - о Быкове.

Быков по повседневной профессии - учитель литературы в школе. Нет не так, он УЧИТЕЛь.
Вообще учитель, по своему складу. Даже больше, ГУРУ. Ученики ему внимают, а он - вещает.
В этом смысле Быков - не интеллигент. Потому что у интеллигента одна из основых черт - рефлексия. Интеллигент сомневается, уговаривает, а не вещает, пытается услышать собеседника и т.д. и т.п.
Все, что говорит Быков, ну и то, что он пишет, это строго последняя истина. Он ее доводит до учеников, как скрижали на горе Синай.
Увы, я - не его ученик, а он для меня, не гуру. Вот почему меня удивляет, как он грузит бедных детей во многом чушью, а то и прямой ложью.
У него есть в тьюбике серия, которая называется "Открытый урок". Это действительно урок, школьный класс, сидят реальные ученики Быкова и гуру вещает.

Посмотрел видео его открытого урока по теме "Производственный роман".
Почему именно по этой теме Вы наверное догадываетесь, если следите за тем, что я пишу. Я писал неоднократно, что очень люблю романы о людях дела.
Что романы о рефлексирующих интеллигентах, (увы, романы в основном пишут именно они и пишут о себе) люблю не очень.
Ну а по официальной терминологии в русской литературе романы о людях дела называются производственными романами.

В Открытом уроке , который я внимательно просмотрел и прослушал, я уловил много знакомых мне моментов по его прошлым текстам. В частнoсти, почти наполовину Быков в классе на уроке повторил свое довольно давнее эссе - "Блуд труда".
Вот здесь оно:
http://www.imwerden.info/belousenko/books/bykov/bykov_blud_truda.htm

Текста "Открытого урока" у меня нет, поэтому я буду иногда цитировать это эссе, тем более, что Быков почти слово в слово его пересказывает на своем уроке.

В частности, он доводит до своих учеников весьма спорную мысль, что физический труд, это только суровая необходимость. Поэтому когда в советских "производственных романах" описывались герои, которые были рады примитивному и тяжелому физическому труду, их авторы врали.

В частности, на уроке он по этому поводу пересказывает Шаламова, ну в эссе он прямо Шаламова цитирует. Вот цитата из быковского эссе:

К слову сказать, Шаламов считал физический труд величайшим унижением человека — и был в этом безусловно прав, поскольку труд грубый, простой, повседневный есть именно унижение, напоминание о нашей плотской природе, печальная необходимость. Труд — пропитание вообще в строгом смысле не есть созидание, он является составной частью почти животного жизненного цикла и осуществляется машинально, вот как автор этих строк для прокорма пишет поденщину, переводит или дает уроки. Героизировать этот процесс — все равно что героизировать акт питания или дефекации, поскольку все три составляющих цикла (труд — питание его продуктами — выдача вторичного продукта) являются, в общем, имманентными и достаточно грубыми чертами человеческой природы. Как сделать приятной и героичной наиболее обременительную часть триады, а именно труд? Над этим билось все советское искусство.

Как сказал бы Фунт, Шаламов конечно голова, ему палец в рот не клади, но...
Я ведь не зря поставил видео с фрагментом моей борьбы с сорняками. Труд этот простой и примитивный. Кроме того он совсем не легкий. Над каждым сорняком надо нагнуться, а их - сотни и сотни. Каждый сорняк надо вырывать с корнем, иначе он снова прорастет. И для этого я погружаю пальцы в землю как можно глубже и уже там нахожу нижнюю часть корня и выкручиваю корень вместе с листьями на поверхность. У меня от этого кручения указательный палец весь покрыт волдырями, которые превращаются в мозоли. Перчатки не помогают, они так же натирают участки кожи на пальце, которые задействованы. Перчатки предохраняют только от грязи, ведь надо ковыряться в земле. Получается, что труд этот - тяжелый. Не верите, сами попробуйте несколько часов пропалывать сорняки.
И все же я этим тяжелым и примитивным трудом занимаюсь с удовольствием, вопреки и Шаламову и Быкову.
Снова повторю то, что я писал выше:

Я все равно этим занимаюсь, у меня есть простая мечта, сделать красивый газон без сорняков, я тогда им буду любоваться, получая эстетическое наслаждение, ну у моральное удовлетворение тоже, потому что I did make it!!! (Я действительно сделал это!!!)


Быков о подобном эффекте физического труда своим ученикам ничего не вещает.
Еще Быков в русле отрицания тяжелого и примитивного физического труда вспоминает о Толстом.
Дальше я просто буду вам говорить, на какой минуте послушать несколько секунд Быкова, т.к. цитировать с видео - сложно.
Про Толстого он говорит в начале 9-й минуты. Вспоминает, что Толстой пахал землю и вслед за сотнями других острословов издевается над Его Сиятельством, которому "пахать подано". Может быть это действительно смешно, видеть как Толстой, хозяин имения, сам идет за плугом.
Но Быков почему-то уверен, что Толстой это делал только в целях гимнастики, потому что ему некуда была девать свою физическую силу.
Он даже не говорит, что это его мнение. Он это утверждает наверняка. Почему? Он что сумел прочесть мысли Толстого через столько лет после его смерти?
Почему он не верит, что Толстой получал от этого и моральное удовлетворение? Откуда он взял основания для своего неверия?
Все, что я знаю о Толстом, говорит мне, что Толстой говорил и творил немало глупостей, но он был искренним, честным человеком.
Никакой двойной игры игры на публику, по моему мнению в желании Толстого пахать - не было.
Зато ученики Быкова после такого объяснения поймут, что Толстой за плугом - нелепый да еще лживый клоун.
Еще он грузит учеников лживыми примерами существ, которые живут, не работая.
Начало пятой минуты. Он произносит в рифму:
Птица небесная, она летает,
А Бог её питает

Он сделал это не специально, но сами понимаете, поэтическая натура.
Но специально сообщив, что птицы - тунеядки, которых питает Бог, он соврамши.
Я за птицами наблюдаю почти весь день. Не специально, просто когда я выхожу в сад-огород, птицы постоянно вокруг.
Главное, что я вижу, они постоянно борются за выживание добывая себе пропитание. Они летают, скачут и ищут, снова летают, скачут и снова ищут.
Так весь световой день, с раннего утра до позднего вечера. И питают они сами себя, трача на это прорву
времени и усилий.
Бог тут совершенно ни при чём. И красивая аналогия с птицами, не более чем красивaя ложь.
Сразу после Толстого, т.е. уже в середине 9-й минуты Быков переходит к народникам.
Я даже кратко законспектировал то, что он говорит:

Зачем народники идут в народ. Зачем они пытаются неумелыми своими ручонками участвовать в сельскохозяйственном труде.
В труде нет никакого смысла кроме того, что он помогает забыться и успокоиться.


Здесь ложь и по факту и по существу. Среди народников было немало разночинцев, которые вышли не из дворян, а из обычных и даже бедных семей. И ручонки далеко не у всех были неумелыми. Главный народник, которого повесили за убийство царя, которое он организовал, Андрей Желябов, был человеком богатырского роста и богатырской силы. Какие уж тут ручонки?
Вот цитата о внешности Желябова:
http://narovol.ru/Person/zhelyabov.htm
Чтобы дополнить образ Желябова, надо сказать, что он был высокого роста, широк в плечах, обладал хорошо развитой мускулатурой и большой физической силой

Напомню некоторые факты из его биографии:

Родился он в селе Николаевка Таврической губерни в семье крепостных крестьян. Помещик Нелидов заметил смышленного мальчика и послал его учиться.
Так Желябов оказался в конце концов в Одессе, где закончил Юридический факультет Новоросийского университета.
(Кстати, Быков в одном из своих опусов, назвал Новороссийским университет, который располагался в Одессе и так назывался, потому что Одесса была городом, где находился губернатор Новороссийского края, университетом Новороссийска. Он решил по названию, что университет этот находился в Новороссийске.)

В 1875—1877 гг. — участник «хождения в народ». Желябов проживал в Подольской губернии и вел пропаганду среди крестьян.
Разумеется Желябов с раннего детства был приучен к крестьянскому труду и уже будучи студентом, летом уезжал
к родителям и вместе с ними делал все, что делают крестьяне, делал он это умело, да и сил у него для этого было достаточно.
И таких как Желябов среди народников было большинство. Даже еврей Григорий Гольденберг, который убил харьковского губернатора Кропоткина вполне владел своими "ручонками" и неумелыми их мог назвать только такой, как Быков.
ВИКИ:

В августе 1875 года, желая подготовиться к пропаганде в народе, поступил в Петербурге рабочим в слесарную мастерскую. В начале 1876 года арестован на квартире рабочего Антона Городничего и выслан по этапу в Киев как не имевший определенных занятий. В Киеве продолжал заниматься слесарным ремеслом в мастерской, устроенной на средства революционеров. Летом 1876 года познакомился с Александром Михайловым. В конце того же года приезжал в Житомир для установления связи местного кружка (В. Чуйко и др.) с Киевом. В 1877 году некоторое время провел в деревне, где пытался вести пропаганду среди крестьян.

Итак, здесь во первых ложь о том, что народники шли в народ, чтобы забыться и успокоиться.
Они шли в народ вести революционную пропаганду. Они хотели поднять восстание. Такую их деятельность Быков объясняет тем, что они "хотели забыться и успокоиться".
Во-вторых, ложь о том, что у них неумелые ручонки.
Они были вполне умелыми, руки крестьянских сыновей (Желябов) руки, тех, кто собирал бомбы (Кибальчич) руки тех, кто работал в слесарной мастерской (Гольденберг)

Ещё я хочу показать что наш гуру врёт не всегда сознательно. Он еще врет по невежеству.
В начале третьей минуты его ученики узнают следующее:

Русская литература дала три жанра которых не было ни в каких других литературах.

Первый жанр - анекдот.
Второй жанр - жанр блатной песни.
Третий жанр - производственный роман.

И то и другое и третье - ложь.
То, что первое - ложь, Вы можете проверить сами:
Моя проверка показала вот какие цифры, когда я ввел в поиск ключевые слова только по трем темам анекдотов:

Jokes about blondes 1 030 000
Jokes about lawers 990 000
Jokes about government bureaukrasy 1 340 000

Итак, на английском языке анекдоты про блондинок дали свыше одного миллиона упоминаний.
Анекдоты про адвокатов дали чуть меньше миллиона.
Наконец, анекдоты про власти дали рекордный миллион 340 тысяч.
Никакие из этих трех миллионов упоминаний никакого отношения к России не имеют. Это вполне американские темы анекдотов и появились они очень давно, когда конечно никакого Интернета не было. Появились вполне самостоятельно, без российского влияния. И сочиняли их американцы, а не русские.
Впрочем, среди сочинявших и в России и в Америке анекдотов, были представители той нации, к которой принадлежу и я, но американские евреи сочиняли здесь анекдоты совершенно независимо от российских евреев и наоборот.

Но Быков считает, что именно Россия, родина слонов анекдотов. Считает по невежеству, я думаю.

Второй жанр - жанр блатной песни.
Я эту чушь слушал не только от Быкова.
На самом деле баллада о несчастном парне, которого осудили за несовершенное им преступление, (это вообще главная тема блатной лирики, ведь все, кто топчет Зону, ни в чём не виноваты, виноваты всегда прокуроры и мусора) была чуть ли не основным сюжетом американской народной песни. И этот же сюжет перешел в песни исполнителей, которых знает вся Америка, прежде всего Джонни Кэша и Джоан Байез.



The judge said son, what is your alibi
If you were somewhere else, then you won't have to die
I spoke not a word, thou it meant my life
I'd been in the arms of my best friend's wife


Судья его спрасишивает, есть ли у него алиби на момент убийства?
Но он молчит как партизан, потому что в момент убийства он был в объятьях любимой женщины, которая была женой его лучшего друга.
И он пошел на виселицу. Такая вот грустная история.


Даже обложка альбома украшена исполнителем именно в тюремной робе.
Это Мерл Хаггaрд, с которым Джонни Кэш познакомился, когда Мерл сидел в тюрьме Сейн-Квентин, а Джонни приехал к зэкам дать концерт.

Вот одна из песен, которую восторженно приняли сидельцы:

Песня называется Folsom Prison Blues.
Еще ее называют "I Shot A Man In Reno". (Я пристрелил одного кента в РИНО.)

When I was just a baby, my mama told me, son
Always be a good boy, don't ever play with guns
But I shot a man in Reno, just to watch him die
When I hear that whistle blowin', I hang my head and cry

Когда я был мальчонкой, меня учила мать
Ты должен стать хорошим, с волыной не играть
Но в Рино пристрелил я какого-то кента.
Хотел взглянуть как помер, и жизнь пошла не та.




Так обстоят дела с американской блатной песней, которой по Быков не было.

Ну и наконец, третья ложь, Производственный роман, который впервые появился якобы в России.
Здесь вопрос не совсем во лжи.

Здесь дело в том, что я не воспринимаю терминологию Быкова, он сужает понятие производственного романа, до романа о каком-то конкретном производстве или строительстве.
Я для себя эти романы обозначаю как производственные в широком смысле этого слова. Действие в них происходит не только в цехах завода или КБ. Это конечно и лаборатория ученых и поиск геологов (помните "Территорию" Куваева), после геологов стоит вспомнить золотоискателей, разумеется - моряки, исследователи мест, где до них не ступала нога человека и т.д. и т.п. В целом, люди, которые и своим умом, своими физическими усилиями, своим упорством, своим мужеством, если речь идет об экстремальных ситуациях, к чему-то стремятся и чего-то добиваются. Т.е. у таких людей есть какая-то конкретная цель и они упорно идут к ней.

Так вот, учитывая мое понимание того, что есть производственный роман, все морские романы, там где показывают тяжелейший и опасный труд моряков - производственные романы. Таких в американской и английском литературе было достаточно до появления самого термина "производственный роман" в СССР.
Разумеется, знаменитый "Моби Дик", это производственный роман. И Джозеф Конрад писал производственные романы на морскую тему.
Но лучшим автором производственных романов вернее, производственного цикла, я считаю Джека Лондона. Потому что он написал знаменитый цикл о золотоискателях на Аляске. Там есть повесть и рассказы. Романов о рабочих и о крестьянах (фермерах) в американской литературе тоже достаточно.
Но в американской литературе есть та часть производственного романа, которой вообще не было в СССР. Это романы о банкирах, финасовых гениях.
Разумеется производственной является трилогия Драйзера Финансист, Титан и Стоик.
Ну а про строительство, это любимая тема советских производственных романов. Здесь свой вклад внесла Айн Рэнд со своим "Источником". Кстати, "Источник" экранизирован и, по моему удачно. Главную роль, роль американского Урбанского (я имею в виду советский "Коммунист") играет Хамфри Боггарт.
Впрочем, главный роман Айн Рэнд, Атлас расправил плечи, тоже производственный. А главный его герой, Джон Голт - типичный герой именно производственного романа.
Он - инженер и изобретатель нового типа электродвигателя. И хоть Айн Ренд в молодости была Алисой Розенбаум, советских производственных романов она не читала и скорее всего, даже не знала об их существовании.
Те, кто любил читать американскую литературу в шестидесятых, как и я, прекрасно помнят и о знаменитом в тех годах "Брат мой враг мой" Митчелла Уилсона.
Это роман об изобретателях телевиденья. Герой романа работает вместе с реальным изобретателем Владимиром Зворыкиным. Сам Уилсон был физиком и работал в молодости в лаборатории Энрико Ферми. Он хорошо знал среду ученых и изобретателей и о них писал свои производственные романы.
Обобщая, могу сделать вывод, что вся американская реалистическая литература, не считая трэша, это в основном литература о людях дела, которые чего-то добиваются.
Т.е. во многом, это литература производственного романа. Потому что человек дела, очень американская тема.
Но Быков "слона-то (американского производственного романа) не приметил". Ему заслонил взор больший слон советского романа, ничего удивительного, Россия ведь родина слонов. Я еще довольно долго могу анализировать вольную или невольную (из-за невежества гуру) ложь Быкова на этом уроке. Но мой текст становится явно не читаемым.
Да и видео с Быковым, оно довольно длинное, хоть Вы его можете не смотреть целиком, посмотрите до минуты 11-й, этого по-моему достаточно.
Поэтому позволю себе на этом закруглиться.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 12 comments