dandorfman (dandorfman) wrote,
dandorfman
dandorfman

Category:

Снова в 1967-й. A Serious Man (update)


Ларри Гопник - серьезный человек.

Братья Коэны получили Оскара за фильм "Старикам здесь не место".

Я этот их фильм с трудом досмотрел до конца. Я знаю, его почти все считают гениальным.
Я же не вижу никакой гениальности, по-моему, он вторичен. Сначала, как бы вестерн. Потом вспоминаются даже немые фильмы со всякими злодеями, которых играл Борис Карлов. Ну и Хичкок. И не только он. Фильм состоит из умело склеенных цитат.
Можно еще вспомнить "Молчание ягнят". Да мало ли что можно вспомнить?
Короче, я не был от него в таком восторге, как другие.

Зато тот фильм Братьев Коэнов, который я посмотрел несколько дней назад, сначала привел меня в полнейший восторг.
Еще бы, мое любимое время - шестидесятые. Главная мелодия фильма, одна из моих любимых песен из 1967-го, "Somebody to love." Было от чего восторгаться. Хоть фильм все-таки не о времени хиппи, а о... евреях.
(А ведь казалось бы, надоели мне они, так что сил нет, и на тебе, на экране евреи, а я смотрю с интересом)
Фильм этот - малобюджетный, братья потратили на него смешные по американским понятиям деньги, всего 7 миллионов.
Лично я его воспринял и с некоторыми оговорками воспринимаю, как высшее достижение Коэнов.
Про оговорки я напишу в конце.
Но для начала я перекопирую полностью из ВИКИ сюжет:

Фильм открывается прологом-притчей. На дворе начало XX века, и действие происходит в галицийском местечке. Диалоги ведутся полностью на еврейском языке идиш.[1] За окном снежная буря. Велвл (Аллен Рикман) возвращается домой из поездки и сообщает жене Доре (Елена Шмуленсон), что по дороге у телеги отлетело колесо, но ему помог установить его не кто иной, как её знакомый реб Трайтл Грошковер (Файвуш Финкель), дядя её подруги Песл. В благодарность за помощь он пригласил его «на суп». Жена в шоке и сообщает ему, что Бог проклял их, послав им диббука, так как реб Грошковер скончался от тифа 3 года назад. Между тем, кто-то вдруг громко и настойчиво начинает стучать в дверь. На несколько мгновений устанавливается жуткая, напряжённая пауза. Кто это — диббук, или обычный человек? Всё-таки, супруги открывают дверь. На пороге стоит реб Грошковер и просит впустить его погреться. Муж сразу же решает, что жена ошиблась и что реб Грошковер на самом деле жив. Жена же абсолютно убеждена, что это диббук и, схватив нож для колки льда, безо всяких колебаний протыкает гостя. На груди Грошковера появляется кровавое пятно, однако он не умирает. Едва держась на ногах и прижимая ладонь к окровавленной груди, Грошковер уходит, исчезнув в снежной буре. Муж — в шоке, он думает, что жена совершила убийство. Жена тоже испугана, но удовлетворена своими действиями: она прогнала диббука.

Подробно про этот восьмиминутный пролог фильма, (Дору, как вы поняли из имени артистки играет наша) Елена на родном для нее русском языке рассказывает вот здесь:
http://booknik.ru/context/?id=33006
(по ссылке обязательно прочтите текст, он интереснее, чем то, что пишу я, можете мой текст недочитывать, если не хотите долго глаза об экран бить)

В 1967 году Лоренс (Ларри) Гопник (Майкл Сталберг) — университетский профессор физики, живет со своей семьей в пригороде Миннеаполиса, штат Миннесота. В семье разлад: — его сын Дэнни постоянно тайком курит марихуану; его дочь Сара ворует деньги из кошелька отца, чтобы накопить на пластическую операцию по коррекции формы носа; его жена Джудит (Сари Ленник) хочет развестись, получив требующийся по законам иудаизма официальный документ, чтобы выйти замуж за вдовца Сая Эйблмана (Фред Меламед).
В дополнение к этому, его брат-неудачник Артур (Ричард Кайнд) уже несколько месяцев ночует на диване в доме Ларри, работая над безумным нумерологическим трактатом. Джудит и Сай настаивают на том, чтобы Ларри и Артур переехали жить в мотель, после чего Джудит снимает все деньги с их совместного банковского счета, оставляя Ларри без гроша. Тем не менее, от Ларри требуют решения семейных проблем — разобраться с соседом, который незаконно отобрал часть газона с участка Ларри, а также подчиняться настойчивым требованиям сына исправить телевизионную антенну, чтобы мальчик мог смотреть свой любимый телесериал.
На пикнике на берегу реки, старая знакомая Ларри (Катрин Боровиц) настаивает на том, чтобы Ларри поговорил с раввином Нахтнером, чтобы получить совет как справляться со своими проблемами. Ларри назначает встречу с раввином Нахтнером, но его принимает младший раввин Скотт Гинзлер (Саймон Хелберг), которого Нахтнер попросил «подменить» его. Все, что говорит молодой раввин не кажется убедительным Ларри.
В университете студент из Южной Кореи — Клайв пытается дать Ларри взятку за оценку, которая позволит ему продолжить обучение и получать стипендию. Обнаружив оставленный Клайвом конверт с несколькими тысячами долларов, Ларри вынужден объясняться с отцом Клайва, который угрожает подать в суд за взятку, если Ларри возьмет деньги, или за клевету, если Ларри расскажет о попытке подкупа. Положение осложняется тем, что со дня на день должен решиться вопрос о постоянном контракте Ларри, но Комитет по контрактам получил несколько анонимных писем, очерняющих его.
Ларри попадает в аварию и разбивает свой автомобиль, но сам остается невредим. Одновременно, в другой автокатастрофе и в ту же минуту погибает Сай Эйблман. По настоянию Джудит, Ларри вынужден взять на себя похоронные расходы, так как завещание Сая должно пройти утверждение судом.
Ларри дожидается встречи с основным раввином — Нахтнером (Джордж Уайнер). Тот рассказывает ему притчу о еврее-стоматологе, обнаружившем на внутренней стороне зубов пациента-нееврея письмена на древнееврейском языке. На вопрос Ларри, что означают эти надписи, и что Бог хотел этим сказать — Нахтнер не предлагает никакого вразумительного ответа. Ларри крайне разочарован — по всей видимости, раввин Нахтнер не в состоянии ему помочь.
Первый сон Ларри: он в университетской аудитории читает студентам лекцию о том, что никогда нельзя точно сказать, что на самом деле происходит. Как только он заканчивает объяснения длинной цепи формул и отпускает студентов, он видит покойного Сая Эйблмана в аудитории. Сай говорит о том, что он то знает, что на самом деле происходит. Сай оказывается рядом с Ларри; он настаивает, чтобы Ларри посоветовался с раввином Маршаком, после чего начинает яростно бить Ларри головой о доску с написанными мелом формулами. В ужасе Ларри просыпается — это был сон.
Третий и старший по возрасту раввин Маршак — крайне уважаемый за мудрость, но отошедший от дел. С некоторого времени он ограничил свое участие в жизни общины поздравлениями мальчиков после бар-мицвы. Ларри пытается получить у него аудиенцию — ничего не получается. «Ребе занят» — говорит ему женщина-секретарь. «Он не выглядит занятым!» — кричит Ларри, видя раввина Маршака в бездействии. «Он думает» — утверждает женщина, отказывая Ларри.
Некоторое облегчение наступает для Ларри, когда он посещает дом своей соседки Миссис Самски (Эми Ландекер), муж которой «все время в разъездах». Ларри видел ее с крыши дома, когда пытался починить антенну — она загорала голой в шезлонге около своего дома. Миссис Самски предлагает Ларри сигарету с марихуаной — но тут раздаются звуки сирены полицейской машины. Это привезли брата Артура — в наручниках. Обвинения серьезны — приставания к мальчикам и содомия. Очередные расходы для Ларри — на адвокатов для брата.
Второй сон Ларри: он с братом на берегу пограничной реки. На другом берегу реки — Канада. Ларри дает брату конверт с деньгами, полученными от Клайва. Артур садится в лодку и начинает грести в сторону Канады. В это время раздается выстрел — окровавленый Артур падает замертво. Ларри видит, что стрелявшие — его сосед (тот самый, что отобрал у него часть газона) с сыном. По команде отца сын направляет ствол на Ларри и стреляет. Ларри просыпется с криком — это был сон.
День бар-мицвы Дэнни. Он накурился марихуаны и не сразу соображает, что ему нужно делать. Однако, собравшись, ему удается прочитать отрывок из Торы с блеском. Ларри и Джудит млеют от счастья — Джудит выражает сожаление в связи с недавними неприятностями, и утверждает, что Сай всегда относился к Ларри хорошо и даже написал несколько писем в Комитет по постоянным контрактам. Скорее всего, именно эти письма были анонимными обвинениями Ларри — поскольку ранее Ларри спрашивал, не были ли эти письма написаны на несовершенном английском, предполагая, что это происки Клайва или его отца.
После завершения церемонии, Дэнни идет в дом раввина Маршака, где раввин (похоже, выживший из ума) цитирует строки из песни «Somebody to Love» американской группы «Jefferson Airplane» . Затем он возвращает транзисторный радиоприемник, который был конфискован у Дэнни ранее. Дэнни с облегчением находит 20 долларов, которые он оставил в чехле приемника. Деньги он украл у сестры (которая, в свою очередь, украла их из кошелька отца), чтобы отдать Фейглу — известному задире в своем классе, в уплату за марихуану, которой тот снабжает всех одноклассников. Позднее, заведующий кафедрой Ларри (Ари Хоптман) намекает, что решение о постоянном контракте принято в пользу Ларри. Жизнь, казалось бы, налаживается. Но тут Ларри открывает письмо, адресованное ему — это счет на 3000 долларов от адвоката, которого он нанял для своего брата. Денег нет. Соблазн велик. Ларри раздумывает несколько минут, а потом мы видим, как он исправляет балл корейского студента на проходной.

В ту же минуту раздается телефонный звонок. Доктор Шапиро настаивает, чтобы Ларри немедленно пришел, с целью обсудить результаты его рентгенографии. Похоже, результаты крайне тревожны. В это же время, огромная черная воронка урагана приближается к воскресной еврейской школе. Пока престарелый учитель копается в поисках подходящего ключа от убежища, Дэнни пытается вернуть 20 долларов Фейглу — но тот не обращает внимания — все смотрят на ураган, который вот-вот накроет город.
К тому, что написано в ВИКИ добавлю несколько штрихов. У Ларри еще как водится, есть сосед-гой. Такой себе а за хулиган, как и полагается гоям, который хочет забрать у Ларри кусок его бек-ярда. И еще охотится на бедных зверюшек, как-то привозит с охоты окроваленную тушу оленя.

Еще очень интересный штрих про дочку, она почему-то постоянно моет голову и утверждает, что ей мешает это делать.
Вот такая чистюля.

Дальше, про визиты к раввинам.
В ВИКИ о том, что говорил Ларри второй раввин достаточно мало написано, чуть расширю, потому что мне эта история понравилась.
Ребе Нахтер умеет ставить на место не в меру пытливых евреев, любопытствующих, чего от них хочет Бог. Его коронка — байка про зубы гоя. «Вы знаете доктора Зусмана — зубного врача? Так вот, однажды он делал слепок челюсти гоя и на внутренней стороне резцов заметил еврейские буквы, образующие слова: „помоги мне”. Доктор натурально сходит с ума: что бы это значило? Не спит, не ест, думает, переводит еврейские буквы в цифры, получается номер телефона какой-то „Красной совы”; мчится ночью в эту „Сову” — там простой супермаркет…» Короче, целый детектив, загадка. А где отгадка? Отгадки нет. Доктор, слава Богу, в конце концов понял, что Б-г не нанимался ему отвечать, и вернулся к нормальной жизни. А мораль? Ну, мораль, что помогать людям, конечно, не вредно, но не стоит слишком уж заморачиваться. Надо проще смотреть на вещи.

По поводу мнения автора текста в ВИКИ о сумасшествии Ребе Маршака, только потому что он цитирует слова из песни Somebody to love. У меня об этой песне и сама песня - здесь:
http://dandorfman.livejournal.com/32107.html
Он цитирует слова:

When the truth is found to be lies
and all the joy within you dies

(Когда правду во лжи мы нашли
И сказали надежде - умри)

он хочет достучаться до Дэнни. И для него, Маршака, песня поколения хиппи, не пустой звук.
Старый ребе повторяет слова любимой рок-группы Дэнни так, что Дэнни понимает - они, старик и мальчишка - одной крови. И он верит теперь этому старику. И ребе все это тоже чувствует. Они - вместе. А придурок из ВИКИ написал, что у старика крыша поехала.

Ну Вы, наверное, поняли, что я смотрел фильм, как пишут в плохих рецензиях "на одном дыхании". Но... потом пришло некоторое отрезвление. И именно "чувства на лестнице" и есть основной повод написать об этом фильме.
Персонажи братьев Коэнов - сборище придурков. Это какие-то монстры, или идиоты, или моральные уроды или уроды физические.
В общем, если говорить языком живописи, ожившее полотно Босха или оффорты Гои про "Сон разума, порождающий чудовища".
И все это - мои соплеменники. Я сам, в какой-то степени антисемит, т.к. общаюсь в основном, с евреями и поэтому придурков, мерзавев, подлецов и просто уродов вижу в основном одной со мной национальности. Кроме того, я еще не забываю, что 78 процентов американских евреев голосовало за прогрессивного Обаму и дальше они будут голосовать в основном за прогрессивных, даже если эти прогрессивные погонят их на убой. Кто-то из них может быть даже успеет, перед тем, как его убьют, объяснить, что для грядущей победы сил мира и социализма можно и убить пару миллионов евреев, если они мешают светлому будущему. Т.е. когда я думаю о всех этих прогрессивных евреях, голосующих против "реакционеров", я - антисемит!
Но, фильм у Коэнов получился хорошо антисемитский. Таких уродов, которые показаны в фильме, если их снова погнать в газовые камеры, будет не жалко. При этом, нельзя сказать, что Коэны врут. Все то, что показано в фильме, я в какой-то степени видел и в жизни моих соплеменников, а кое-что и в своей собственной жизни. В чем же дело, почему я считаю фильм лживым?
Потому что они собрали всех уродов вместе. Они их не разбавили обычной жизнью и обычными людьми. Уродство сгущено. Сгущено до такой густоты, что все-таки в него я верить не могу. Его нет в реальности всего этого уродства. Есть его вкрапления.
Они очень талантливо сконцентрировали все эти вкрапления. И от этого - горько. Талантливые люди работают для зла.
Потому что зло подняло голову сегодня снова. Евреи снова - враги человечества. И Братья Коэны работают для тех, кто так считает.
Такие у меня невеселые мысли об этом я бы даже осторожно сказал, гениальном фильме.

Ну и теперь ролик с кусками фильма.
 


Update


ladi_jane достаточно критично отнеслась к тому, как я воспринял фильм. И, т.к. она не ограничилась одним вежливым замечанием, а вступила со мной в серьезную дискуссию, я вынужден был достаточно быстро пересмотреть фильм. Я его и так собирался пересмотреть, при знакомстве с серьезными фильмами или книгами, сам я полагаюсь на мое второе, а не первое впечатление.
Но... совпало желание моей оппонентки отстоять свое видение фильма и мое желание понять ее.
Вот почему я скачал его, уже русскую версию, потому что ladi_jane мне порекомендовала ЖЖ переводчика фильма и я решил посмотреть и работу переводчика, а потом снова не спеша посмотрел фильм.
И... второе впечатление почти полностью совпало с впечатлением ladi_jane .
Я теперь не считаю что Братья Коэн сделали антисемитский фильм. Теперь я увидел, что они любят своих героев, как очень близких им людей. Они с любовью о них рассказали, нет там антисемитизма.
Более того, даже сосед-гой, которого я воспринял в первый раз, как типичного врага, теперь мне таким не кажется.
Я не заметил в первый раз его очень впечатляющую реплику.
Когда папа Квана, студента Ларри, приезжает качать права и угрожать Ларии, сосед-гой очень внимательно слушает и наблюдает за беседой Ларри с папашей-корейцем. При этом, видно, что он на стороне Ларри. А потом он говорит Ларри: "Он тебя напрягает, давай я с ним разберусь." Из контекста понятно, что если бы Ларри дал добро, то от корейца бы полетели рожки да ножки.
И сосед-гой показал бы ему как обижать своего еврея. Ларри для него все-таки свой, хоть и еврей. Это очень типично и вместе с тем, это важный штрих, который меняет мое отношение к этому персонажу.
Не буду Вас утомлять другими примерами, связанными с изменением моего отношения к фильму. Тем более, что дело не в отдельных примерах, дело в том, что я поменял отношение к фильму в целом, к его духу. Я увидел, что Коэны любят своих героев.
 

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 23 comments