dandorfman (dandorfman) wrote,
dandorfman
dandorfman

Categories:

Я, оказывается, сильно преуменьшал некоторые результаты освободительной борьбы украинцев в 17-м веке


Семен Маркович Дубнов. 1860-1941

Я уже писал раньше, что готовлю на следующее заседание нашего клуба на Кейп-Коде доклад посвященный языку Идиш и еврейской истории тех времен, когда идиш появился и развивался.
Поэтому я наконец прочитал "Краткую историю евреев" одессита Семена Дубнова, лучшую по мнению многих книгу на эту тему, хоть последние сто лет в ней не отражены, т.к. появилась она в 1911-м году.
Сам Дубнов был убит нацистами осенью 1941-го года. Т.е., он погиб как и евреи предыдущих веков, которых он описывал в своей книге.
Несмотря на то, что книга эта названа автором "Краткой", по величине своей она отнюдь не похожа на краткую. Не знаю, как другим, мне читать было её интересно, хоть ее краткость оказалась весьма сомнительной.
По ходу чтения я делал из неё выписки для будущего доклада.
С большим удивлением я прочёл у Дубнова цифру убитых во время Хмельнитчины евреев, которая как минимум в два с половиной раза превосходит цифру, которую осторожно называю я, когда пытаюсь напомнить евреям, прославляющим ОУН и УПА, как развивались безоблачные отношения евреев и их добрых соседей - украинцев. Может Дубнов и преувеличивает, такая цифра не укладывается в голове, учитывая то, что относительно тогдашней численности евреев, эта цифра пропорционально к общему их тогдашнему числу, вполне сопоставима с шестью миллионами во времена Холокоста.
А ведь у людей Хмельницкого не было газовых камер и пулеметов, все приходилось собственными руками делать, без помощи передовых технологий. Т.е. их трудолюбие при уничтожении христопродавцев поражает.
Но подвиги казаков Хмельницкого и их трудолюбие повторили гайдамаки Симона Петлюры, об этом я расскажу в следующей записи

Дальше, слово Дубнову. Но я бы хотел напомнить, что война Богдана Хмельницкого с поляками шла на территории тогдашней Польши, поэтому Дубнов называет всех евреев, которые жили на тогдашних обширных территориях Речи Посполитой, польскими, а не украинскими евреями. Итак:


Страшны были потери, понесенные польским еврейством в это роковое десятилетие (1648-1658 гг.). По словам летописцев, число погибших за это время евреев превышало полмиллиона. Около семисот еврейских общин подверглось разгрому. В русской Украине [К России отошла только часть Украины на левом берегу Днепра (Полтавщина, Черниговщина, часть Киевщины); правобережная же Украина (Волынь, другая часть Киевщины и Подолия) осталась за Польшей.] вовсе исчезли еврейские общины, а в польской уцелела одна десятая часть еврейского населения; остальные или погибли от казацкой руки, или попали в плен к татарам. Ну и наконец часть уцелевших бежала в государства Западной Европы. Во всех странах Европы можно было встретить тогда еврейских беглецов из Польши; везде рассказывали они о бедствиях своих земляков, о мученичестве сотен еврейских общин, приводя в содрогание своих слушателей. - Отголоски пережитых потрясений слышатся в современных летописях и скорбных синагогальных молитвах. Один из очевидцев украинской резни, Натан Гановер из Заслава, описал ее в прекрасной исторической хронике ("Иевейн Мецула", 1653 г.). Раввины рассылали повсюду, для чтения в синагогах, молитвы в память новых мучеников веры. В надрывающих душу молитвах изливал свое горе измученный народ.

Ну и еще одна цитата. Евреи вместе с поляками обороняли крепости, которые осаждали казаки Хмельницкого.
Они стреляли с крепостных стен по осаждавшим, пока у них были патроны и ядра. Поляки тоже сражались рядом с ними, но... увы не до конца, бывало и так. Снова Дубнов:

Около 6000 евреев погибло в Немирове; спасшиеся от смерти бежали в укрепленный город Тульчин.
Здесь также разыгралась кровавая драма. К Тульчину подошел многочисленный отряд казаков и осадил крепость, в которой находилось несколько сот поляков и около двух тысяч евреев. Поляки и евреи поклялись, что не изменят друг другу и будут вместе оборонять город до последнего издыхания. Евреи стреляли с крепостной стены в осаждавших и не допускали их близко к городу.

После долгой и безуспешной осады, казаки задумали коварный план. Они послали сказать находившимся в крепости полякам: выдайте нам евреев; мы только их накажем, а вас не тронем. Польские паны, забыв о своей клятве, решили пожертвовать евреями ради собственного спасения и впустили неприятеля в город.

Евреев сначала обезоружили и ограбили, а затем казаки предложили им на выбор — креститься или умереть. Никто не хотел изменить своей вере — полторы тысячи евреев были перебиты самыми бесчеловечными способами. Не спаслись, однако, и вероломные поляки. Покончив с евреями, казаки перебили всех католиков, в числе которых было много знатных панов.

Цитаты взяты из главы девятой, которая называется: Евреи в Польше и России (XVI–XVIII вв.)

Но Семен Дубнов в качестве источника в основном пользовался книгой еврейского автора Натана Ганновера.
Поэтому я хотел бы еще процитировать рассказ об этом источнике и его авторе.
Взят он из статьи в израильcкой русскоязычной газете "Новости недели". Автор статьи - Александр Вишневецкий.

Автор книги Натан Ганновер (1610–1683) был ортодоксальным раввином и каббалистом.
Отец Натана был родом из Ганновера, он жил в местечке Заславль, вблизи города Острог, что в округе Волынь, и там был убит в 1648 году казаками. Натан с семьей жил в Заславле и там чудом спасся бегством в 1648 году во время зверских погромов казаков Богдана Хмельницкого.
После этого Натан вел кочевую жизнь - жил в Праге, затем в Италии (в Венеции), где он изучал Каббалу. Был раввином в Ливорно, потом опять переехал в Восточную Европу. Сначала в Валахию, затем был раввином в Молдавии, в Ясах и Фокшанах, потом попал в Моравию, в Венгерские Броды, где также был раввином, здесь он и погиб во время погромов 14 июля 1683 года от турецкой пули, когда он совершал молитву в синагоге. В его книге дано описание польской власти и государства того времени, его отношений к казакам и украинским крестьянам, автор также указывает на причины, которые привели к вспышке казачьего бунта.
Он дает подробную картину еврейской жизни в Польше. Благодаря «Пучине бездонной» Ганновер считается одним из лучших историков семнадцатого столетия. Книга «Пучина бездонная» была издана в Венеции на иврите в 1653 г., а затем переиздана во Франкфурте в 1678 г., в Варшаве в 1823 г., в Львове в 1877 г., в Кракове в 1896 г. и 1914 г. На идиш эта книга вышла в Амстердаме в 1666 году, затем несколько раз переиздавалась. Тексты из книги «Пучина бездонная» читали в синагогах накануне 9 ава. Натан Ганновер имеет также большие заслуги в области языка идиш - он создал 4-х языковый словарь «Сафа брура» (Ясный язык)- идиш, иврит, латынь, итальянский. Эта книга была впервые издана в Праге в 1660 году, благодаря ей сохранены ряд редких слов, применяемых в то время в идиш. Им также написано несколько произведений по Каббале. В документальной хронике Натана Ганновера изложена последовательно цепь событий приведшая к геноциду евреев в тогдашней Польше. Автор восхваляет жизнь евреев в этой стране до происшедшей трагедии. «Я назвал эту книгу «Пучина бездонная», так как в этом названии заключен намек на ужасное бедствие…» - так пишет о книге сам Ганновер. Он винит в трагедии не только казаков, но и крымских татар, вступивших с ними в союз против Польши ради наживы.
А вот как формулирует автор возможность спасения евреев: «И сказал им по своему обычаю православный народ: Кто хочет остаться в живых, пусть изменит своей вере и пусть напишет…, что он отказывается от Израиля и от его бога». Правдиво показано автором положение украинцев, приведшее к бунту: «Православный народ стал все больше нищать, сделался презираемым и низким, и обратился в крепостных и слуг поляков и даже, особо скажем, у евреев.…Остальная беднота православного народа была порабощена магнатами и панами, они омрачали их жизнь тяжкими работами … и наложили на них паны большие подати, а некоторые паны подвергали их тяжким и горьким мучениям, побуждая их перейти в папскую веру. И так они были унижены, что почти все народы, и даже тот народ, что стоит ниже всех (здесь Ганновер имеет в виду положение тогдашних евреев – примечание автора статьи), владычествовали над ними».
Также и казачество в Запорожской сети, охранявшее границу Польши от татар, постепенно лишалось своих привилегий, предоставляемых Польшей. Последствиями были восстание Наливайко в 1602 году, затем восстание под руководством казака Павлюка в 1639 году. Бунтовщики разрушили много синагог и убили несколько сот евреев. Оба восстания были жестоко подавлены польскими войсками. Затем автор переходит к описанию бед, причиненных бандами Богдана Хмельницкого в 1648-1652 годах в Украине, Литве и Польше. Он указывает на большие богатства, сосредоточенные в руках казачьего сотника Хмельницкого, его многочисленные стада находились в районе Чигирина. Попытка сына гетмана Концепольского, владевшего Чигирином, присвоить богатства Хмельницкого привели к тому, что Хмельницкий обратился к крымским татарам, предупредив их о возможном нападении на них поляков.
В итоге, 26 мая 1648 польское войско с двумя гетманами было пленено, и в этот же день пришла весть о смерти польского короля Владислава. С правой стороны Днепра поляки и евреи бежали в города Полонное, Заславль, Острог, Немиров, Тульчин, Бар т. к. эти города были укреплены. Один из польских руководителей, князь Ярема Вишневецкий, отступал со своим войском по направлению к Литве, а вместе с ним бежало около 500 хозяев-евреев, каждый со своей женой и детьми.

Те же жители местечек, которым убежать не удалось - «погибли смертью мучеников от различнейших жесточайших и тяжких способов убиения: у некоторых сдирали кожу заживо, а тело бросали собакам, а некоторых — после того, как у них отрубали руки и ноги, бросали на дорогу и проезжали по ним на телегах и топтали лошадьми, а некоторых, подвергнув многим пыткам, недостаточным для того, чтобы убить сразу, бросали, чтобы они долго мучились в смертных муках, до того как испустят дух; многих закапывали живьем, младенцев резали в лоне их матерей, многих детей рубили на куски, как рыбу; у беременных женщин вспарывали живот и плод швыряли им в лицо, а иным в распоротый живот зашивали живую кошку и отрубали им руки, чтобы они не могли извлечь кошку; некоторых детей вешали на грудь матерей; а других, насадив на вертел, жарили на огне, и принуждали матерей есть это мясо; а иногда из еврейских детей сооружали мост и проезжали по нему. Не существует на свете способа мучительного убийства, которого они бы не применили; использовали все четыре вида казни: побивание камнями; сжигание; убиение и удушение». Часть евреев татары уводили в плен, женщин насиловали и забирали в наложницы.

Только небольшая часть евреев спаслась, приняв под угрозой смерти христианство. Несколько общин сдались татарам и их потом выкупили из плена, собрав деньги на это по всей еврейской Европе и Турции. Автор подробно останавливается на захвате казаками Немирова, Тульчина, Полонного, Заславля. Большое внимание уделено мужеству и сопротивлению евреев, враждебности крестьян и случаям предательства поляков.


В кратком изложении книги Ганновера я бы хотел отметить типично еврейскую черту автора, Натан Ганновер пытается как бы оправдать убийц полумиллиона евреев тем, что их ужасно угнетали поляки. И даже пишет о частичной вине евреев, которые в этом угнетении полякам помогали. Замечу, что число богатых евреев, которые действительно действовали заодно с панами было мизерным по сравнению с сотнями тысяч бедных евреев, которые никак в этом угнетении не участвовали и не купались в роскоши, а жили еще беднее и голоднее, чем окружающие местечко украинские сёла.
Но казаки как раз убивали именно эту еврейскую бедноту. Самые богатые, имея деньги, всё-таки сумели убежать. Те пятьсот евреев, которые бежали вместе с Яремой Вишневецким как раз были из богатых. Конечно и богатые убежали не все.
Но из бедноты не спасся никто.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 18 comments