dandorfman (dandorfman) wrote,
dandorfman
dandorfman

Categories:

Спектакль, как повод прочесть книгу.


Это Игнациус Райли из вчерашнего спектакля, а не пополневший и подросший Владимир Ильич. Ну и под ним не броневичок, а стол. Но при известной доле воображения можно представить и броневичок, и призывающиего к революции Вождя.


А это самое начало спектакля, за исключением одевания персонажа.

19 декабря мы с Сигаловскимиjuliasigalovsky ходили в театр. Смотрели A CONFEDERACY OF DUNCES в Huntington Theatre.
Дословно название переводится не как конфедерация ослов, а как заговор ослов, это еще одно значение слова CONFEDERACY.
Макс Немцов, переводчик романа на русский назвал его "Сговор остолопов". Я не совсем понимаю, зачем он заменил яркое и короткое слово "ослов", на "остолопов", по-моему, "ослов" - лучше.
Я уже сказал о романе и Вы поняли, что спектакль этот по роману, pоману, который называется так же.
Спектакль получился отличным, но книгу надо прочесть обязательно. В инсценировке конечно потеряно очень многое из того, что есть в романе.
Но сначала об авторе, потом - о спектакле и уже в конце, на сладкое, о книге.
Итак, автор.

Автор был гением, его звали Джон Кеннеди Тул. Свой первый роман, "Неоновую библию", он написал, когда ему было шестнадцать лет.
Свою главную книгу, "Сговор остолопов", он написал в 1962-м году, когда ему было только 25 лет. Так писать в 25 лет мог только гений. Хороших молодых поэтов - сколько угодно. Молодых прозаиков, которые способны на великий роман, практически нет. А те, что есть - известны всему миру. Романы - занятие для зрелых мужей.
После того, как Тул его написал, он пытался его предложить нескольким издательствам. Увы, везде отказ. Последний отказ он получил от "Саймон и Шустер".
Это его была последняя надежда, которая не сбылась. И... он покончил с собой. В возрасте тридцати одного года. Для подавляющего большинства людей нормальная жизнь в этом возрасте только начинается, до того, была одна развлекуха. А у него она закончилась.
Разумеется, если бы у него была устойчивая психика, он бы этого не сделал, т.е. болезнь подстегнула такое решение.
А потом мать потратила все свои моральные и физические силы, чтобы роман этот был опубликован. И ей это удалось, но удалось только в 1980-м году. Роман потряс критиков и читателей, а в 1981-м году, через 12 лет после смерти Тула роман получил Пулитцеровскую премию. И стал классикой американской литературы.
На родине писателя, в Нью-Орлеане их земляк теперь считается писателем номер 1 среди других уроженцев этого города.

Теперь о нашем бостонском спектакле по роману. Не знаю, можно ли его поставить лучше, но постановка по нашему общему мнению - великолепна.
Исполнитель главной роли, Ник Офферман, человек обычного размера, правда, довольно выский, но все же - не гигант, но прямо перед зрителями в первую минуту на сцене показано чудо преобразования.
Дело в том, что Игнациус Райли, главный герой, огромного роста толстяк. И его сделали на наших глазах именно таким. На живот исполнителю надели подушку, и вставили его в огромные боты, подкладки которых увеличили рост Игнациуса до гигантского. Т.е., эти боты были еще и ходулями, которые придавали дополнительный эффект рисунку роли, гигант Игнациус Райли, учитывая его вес и размеры действительно передвигался с трудом, переваливаясь с ноги на ногу.

Исполнитель главной роли - известный в Америке кино и театральный артист. У него много ролей как в фильмах, так и в телевизионных сериалах. На этой фотографии он в образе Рона Свонсона, главного героя сериала "Parks and Recreation". Это самая известная и популярная его роль.
Сериал идет уже 7 сезонов, с 2009-го года, но до сих пор не свернут.

Еще он написал и издал свою собственную книжку. Но про фильмы где он снимался, посмотрите здесь, там есть полный список:
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9E%D1%84%D1%84%D0%B5%D1%80%D0%BC%D0%B0%D0%BD,_%D0%9D%D0%B8%D0%BA
В пьесе довольно много действующих лиц, и хоть актеров, занятых в спектакле, тоже много, но на всех действующих лиц по одному отдельному актеру не хватило, поэтому исполнители трудятся на двух работах (ролях).
Скажем, Стивен Розен играет и сержанта полиции и хозяина фабрики, где недолго трудится Игнациус, Гаса Леви. А Лану Ли, хозяйку бара и эпистолярную возлюбленную Игнациуса, Мирну Минкофф играет Стефани ди Меджио. При этом, меня, зрителя, совершено не напрягало, что в разных ролях играют одни исполнители, они играли абсолютно по-разному разных персонажей, если бы я не заглядывал в программку, я бы даже не догадался, что две роли играет один артист.

На этом видео Вы видите Джеффри Хэтчера, автора инсценировки романа, режиссера Дэвида Эсбджорнсона и исполнителя главной роли, Ника Оффермана.
Они в частности рассказывают, почему они выбрали решение с подушкой, увеличившей живот до требуемых размеров, а не заставили Ника поправиться на сто паундов (фунтов). Ник говорит, что тогда он бы выглядел как медведь, а нужно было, чтобы Игнациус выглядел как огромный кит.
Режиссура была абсолютно уместна тексту. Никаких громоздких декораций не было, но легкие шторы, с достаточно скудной мебелью, столы, стулья, пианино, стойка бара, которые убирали и ставили, чуть меняя вид сцены, были вполне достаточны. Это не было желание режиссера осовременить постановку минимальностью декораций, просто этого хватало.
Артисты пили из воображаемых стаканов, ели с вообрaжаемых тарелок и очень ловко закрывали задом вообрaжаемую дверцу холодильника, потому что руки были заняты вообрaжаемым подносом, но это меня не раздражало, а придавало дополнительные краски постановке. Потому что все это было сделано со вкусом и в меру. Постановка не была архаичной, но все так называемые находки режиссера, из-за которых я обычно начинаю про себя, а иногда и вслух ругаться матом, отсутствовали. Режиссер себя не выпячивал, а вместе с исполнителями работал на то, чтобы донести до зрителя смысл того, что происходит на сцене.

Разумеется Ник Офферман был в такой сложной роли и в таком сложном одеянии - безупречен. Лучше, чем он играл Игнациуса сыграть, по-моему, невозможно.
Я видел в тьюбике отрывки из других постановок. Ник в нашем бостонском спектакле, намного лучше. Да и вообще, судя по отрывкам, которые я видел, бостонский спектакль намного сильнее всех предыдущих попыток инсцeнировать роман.
У меня было некоторое предубеждение против романа и соответственно против спектакля по роману, я считал, что автор - обычный левак из шестидесятых и будет обличать капитализм и империализм, тем более, что судя по описаниям, которые я прочел, Игнациус то, что у нас в Одессе называли - "городской сумасшедший".
Кому, как не городскому сумасшедшему, обличать проклятое капиталистическое общество?
Т.е., когда я шел на спектакль, то думал, что увижу левую агитку, где в уста сумасшедшего вложены мысли автора о несовершенстве мира и переустройстве его на коммунистических началах. Типа, "Не могу молчать!"
Тем более, что я знал уже, что автор покончил с собой на фоне психического заболевания.
Оказалось, что я полностью ошибался. Автор ни в коей мере не отождествляет себя с героем по той причине, что он над ним издевается.
Обличение капитализма в спектакле действительно есть, более того, Игнациус организует пролетарскую демонстрацию протеста на фабрике, где он работает.
Но делается это в крайне издевательской форме, автор без сомнения смеется над революционером и вождем Игнациусом Райли.
Понятно, что у самого автора бредовая демагогия Игнациуса никакой симпатии не вызывает. Тем более, что Игнациус прежде всего хочет стать вождем масс, а вовсе не слугой народа. Что обычно и происходит с революционерами. Массы несколько шокированы запахом от знамени, которое Игнациус предлагает в качестве знамени демонстрации. Это знамя - простыня самого Игнациуса, которая была уже давно не стирана. Ну и запах - соответствующий. Впрочем, и лозунги, которые произносит Игнациус тоже с тем же запахом затхлости. Этим лозунгам стирка не поможет, их просто надо выбрасывать по причине запашка и ветхости. Игнациус произносит свои лозунги стоя на столе, как на ленинском броневичке, стол этот пролетарии двигают туда-сюда вместе с новым вождем, а он выкидывает при этом руку в ленинском приветствиии, произнося пылкие революционные речи.
Это конец первого акта, который меня привел в полный восторг. Я понял, что автор, несмотря на то, что он - шестидесятник, наш человек.


Посмотрите на с 37-й секунды этот видеоролик, там как раз этот момент, когда Игнациус произносит революционную речь на столе-броневичке - запечатлен.
Заодно посмотрите и на остальных героев спектакля. На шестой секунде видеоролика мама главного героя в шикарной красной шляпке.
Потом у нее эту шляпку купит гей, которому шляпка очень понравилась и он ее сразу стал носить.
Кстати, о геях, в баре, который держит Лана, собираются и представители этих политкорректных меньшинств, туда приходят правда и лесбиянки, хоть, насколько я знаю, в реальности эти прогрессивные группы предпочитают тусоваться отдeльно. С рабочим движением у Игнациуса не совсем получилось, Со швейной фабрики революционера довольно быстро выгоняют.
но он готов возглавить движение лиц нетрадиционной сексуальной ориентации за свои права.

Джон Кеннеди Тул как будто бы увидел будущее восстание прогрессивных меньшинств, оно случилось только через семь лет, после того, как роман был написан:
Вот как об этом пишет ВИКИ:

Стоунволлские бунты, или Стоунволлское восстание (англ. Stonewall riots) — серия беспорядков и спонтанных демонстраций против полицейского рейда, которые начались в ночь на 28 июня 1969 года в гей-баре Стоунволл-инн на Кристофер-стрит (Гринвич-Виллидж, Нью-Йорк). Эти столкновения часто приводятся в качестве первого случая в истории, когда представители ЛГБТ-сообщества оказали сопротивление узаконенной государством системе преследования сексуальных меньшинств

A Игнациус был уже в начале шестидесятых готов повести геев и лесби в бой. Он, как будущий вождь движения политкорректных сексуальных меньшиств отправляет телеграмму своей эпистолярной возлюбленной Мирне. И Мирна его в ответ удивленно спрашивает в письме:

Ты в самом деле отправлял мне эту телеграмму, Игнациус?
МИРНА ФОРМИРУЙ ЦЕНТРАЛЬНЫЙ КОМИТЕТ ПАРТИИ МИРА СЕВЕРО ВОСТОЧНОЙ ЗОНЫ НЕМЕДЛЕННО ТЧК ПРОВОДИ ОРГАНИЗАЦИЮ НА ВСЕХ УРОВНЯХ ТЧК РАБОТЕ ПРИВЛЕКАЙ ТОЛЬКО СОДОМИТОВ ТЧК СЕКС ПОЛИТИКЕ ТЧК ПОДРОБНОСТИ ПОЗЖЕ ТЧК ИГНАЦИУС НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПРЕДСЕДАТЕЛЬ ТЧК
Что все это означает, Игнациус? Ты в самом деле хочешь, чтобы я набирала в партию педиков? Кому захочется быть зарегистрированным содомитом? Игнациус, я очень встревожена. Ты тусуешься с голубыми.

Представляете, насколько автор и его герой, Игнациус опередили время?

В свою очередь, вопросу Мирны и тону её вопроса удивляюсь я. Неужели совсем недавно, в начале шестидесятых, нью-йоркская прогрессивная еврейская девушка могла возущаться тем, что ее эпистолярный возлюбленный тусуется с геями, вместо того, чтобы всячески это приветствовать и одобрять?
Получается, что даже борцунья за всяческие права против проклятых капиталистов, расистов, и прочих мракобесов тогда, в начале шестидесятых, еще не знала, что политкорректные сексуальные меньшиства окажутся в авангарде борьбы против буржуазного истеблишмента, как это и случилось чуть-чуть позже.
Но вот автор - догадался и заставил своего героя догадаться.
Еще я был потрясен, как прекрасно звучат у актеров на сцене музыкальные инструменты. Это ведь Нью-Орлеaн, где в центре на каждом квартале стоит уличный музыкант или целый оркестр. Я это видел и слышал их замечательную игру сам, когда был в Нью-Орлеане.
И герои спектакля, среди которых - несколько черных, виртуозно играют на традиционных духовых интструментах нью-орлеанского дикселенда, например, на тромбоне.
А как они все поют! Хором, на разные голоса. А как танцуют!
Хоть это совсем не мюзикл, но музыка как фон, звучит почти непрерывно, живая музыка, а не фонограмма. Музыка, которую исполянют сами артисты.
Пение, не так часто звучит, но если звучит, то и в поют так, что заслушаешься.
В общем, спектакль привел меня совершенно в восторженное состояние. И как только я пришел домой, я бросился искать в Сети книгу, чтобы прочесть её.
Оказалось, что книга на меня производит еще более сильное впечатление чем спектакль. Я её еще не дочитал. Завтра дочитаю и напишу о книге.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment