dandorfman (dandorfman) wrote,
dandorfman
dandorfman

Categories:

Доклад Марины Шухат о книге Кёстлера.

У нас на Кейп-Коде 25 октября состоится очередное заседание Клуба Истории и Искусства.
Один из главных докладов будет посвящен книге Артура Кёстлера, "Тринадцатое колено". В этой книге излагается гипотеза о том, что европейские евреи-ашкенази произошли от хазар принявших иудаизм и этническими евреями не являются. Предлагаю Вашему вниманию сам доклад по книге Кёстлера и мою критику этой гипотезы.
Вернее, не мою, кроме меня было кому критиковать, я только немного своих слов добавил.
Сначала поставлю запись с докладом, а затем уже критику.


О БЕДНЫХ ХАЗАРАХ ЗАМОЛВИТЕ СЛОВО......

(Изложение теории Артура Кёстлера - "13-ое колено").


Артур Кёстлер


В то время как Карл Великий стал императором западно-европейских земель, на восточных окраинах Европы между землями Кавказа и Волги располагалось еврейское государство под названием "Империя Хазар".
С 7 до 10 века н.э это государство сыграло значительную роль в формировании средневековой и современной Европы.

Страна хазаров - народа тюркского происхождения - занимала ключевые позиции между Черным и Каспийским морями, служа буфером между Византией и племенами, населявшими более северные степи - болгарами, мадьярами,печенегами, а позже викингами и русами: хазары также предотвратили покорение Восточной Европы мусульманами.

Около 740 года каган и военная верхушка приняли иудаизм, который стал государственной религией хазар.
Этот факт вызывает большое изумление, так как этнически хазары не были евреями. Решение принять иудаизм было направлено против влияния Византии с её христианством и против мусульманства Востока.
Этот факт свидетельствует о большой независимости хазарского царства.
Вот что является предметом вечных споров и дискуссий - это судьба хазар после падения их империи в 12-13 веках.

Исторических источников по этому вопросу не так много, но есть упоминания во времена позднего средневековья о поселениях в Крыму, Венгрии, Польше, Литве, на Украине.
Общая картина миграции хазар в сторону России и Польши в эпоху начала Новой Истории совпадает с присутствием самого высокого процента восточно-европейского еврейского населения, а значит и мирового еврейства. Поэтому существует гипотеза, что большинство европейского еврейства имеет хазарские, а не семитские корни.

Гипотезу относительно хазарского этнического происхожения высказывает также профессор средневековой еврейской истории Тель-Авивского университета Поляк. Его книга "Хазария" была опубликована в 1944 году и переиздана в 1951 в Тель-Авиве. В ней он говорит об отношениях хазарского еврейства с другими еврейскими общинами; о том, что, по его мнению, основная масса европейского еврейства "пришла" не из Иордании, а с Волги и что страшнейшая трагедия, именуемая Холокостом - это жесточайшая историческая "утка". Это не о погибших семитах.

Кто же были эти необычные люди, влияние и успехи которых были настолько значительны, что они приняли религию "гонимых"?
Арабский путешественник писал, что их земли холодные и дождливые. Они белокожие, глаза голубые, волосы длинные, рыже ватые, ростом они высокие, вид у них довольно дикий.
А вот арабский географ Иштакри писал:" Хазары не похожи на тюркские народы. Одни - черноволосые, смуглые как индусы. Другие - светлые и очень красивые. Видимо, это были разнородные группы тюркских племён,"налетевшие" из азиатских степей примерно в 5 веке н.э.
Языком хазар с большой долей вероятности считается чувашский язык (тюркской группы), который и сейчас можно услышать в Чувашии, на Волге.

Империю составляли очень разнообразные племена, где "чистые хазары" (по мнению ученых) были в меньшинстве.
Арабский путешественник Ибн Фадлан описал как выглядела столица Империи.
"Их каган живет в большом городе Итиль, на Волге.(Это западная часть - и здесь живут "чистые хазары"). На восточном берегу, в Казаране, живут мусульмане, у них есть автономия."
В то время хазарское царство было довольно космополитическим и энергично общалось и с дикими северными племенами и было открыто всяким культурным и религиозным влияниям. Однако были хазары очень свободолюбивы и умели сохранить свой суверенитет в общении и с христианским миром и с мусульманским.

Интересно, что ни один император в этой части света не имел регулярной армии кроме хазарского кагана. (Регулярного войска было около 12 тысяч; вся этнически разнообразная масса населения, как видно, находилась под хорошим контролем.)
Не найдены документы, говорящие о преследовании иноверцев хазарами, правда, известно, что они сохранили некоторые варварские ритуалы даже после принятия иудаизма.
В период правления императора Юстиниана в 6 веке н.э в Византии обострилось преследование евреев, что повлекло за собой их исход в земли хазарские.

Историк Масуди пишет:" В этой столице Казаран-Итиль живут и евреи и христиане и мусульмане и язычники. Евреи - это каган хазарский, его приближенные и другие "белые хазары". Каган хазарский принял иудаизм ещё раньше чем жил Гарун-аль- Рашид, а к кагану пришли евреи из всех земель исламских и из Византии. Многие убежали из страны греков."
Эти беженцы несли с собой более высокий уровень культуры и хозяйствования, также образцы прикладного искусства, навыки в ведении сельского хозяйства, торговли, а также - еврейский алфавит. Им пользовались для переписки не только разные племена но и за пределами империи. Например, существовала в Крыму еврейская община, которая контактировала с Хазарией на иврите.
Сохранилась обширная переписка хазарского царя Иосифа и его "летописи" истории своего народа.
Ортодоксальные лидеры еврейской учености - талмудисты Багдада относились к еврейству Хазарии противоречиво: талмудист 11 века Иапет ибн Али (который сам был караитом) называл хазар "мамзерами", потому что они приняли иудаизм, не будучи этническими евреями.
Во время Советской власти историография сделала всё чтобы вымарать любую положительную информацию о хазарах, которым, к примеру, многим обязано
основание Киева и, в конце концов, смешала их с грязью и дикостью; закончилась эта акция тем, что в созданном Цимлянском море была затоплена одна из крупных хазарских крепостей - город Саркель. Археологи находили там много доказательств прогрессивного влияния хазарского царства на Русь.
В 965 году хазарское царство потерпело поражение от окрепшей Руси, но сохранило независимость своей уменьшившейся территории и свой иудаизм.
Так продолжалось до 13 века, до тех пор пока оно не потерпело поражение от монгольского нашествия. В основном, население было "проглочено" Золотой Ордой, которая устроила свой "Генштаб" в центре Хазарии. Но как до так и после нашествия хазары проникали в некоторые непокорённые славянские земли, где способствовали созданию больших еврейских центров в Восточной Европе.
Кёстлер считает, что таким образом возникла и развилась численно наибольшая и культурно доминирующая часть современного еврейства.
Этнически семитские племена Иордана и тюркско-хазарские племена на Волге разделяла дистанция огромного размера, однако обе группы жили на принципиальных перекрёстках торговых путей и это способствовало развитию навыков международной торговли и инициативного предпринимательства; религия в обоих группах заставляла их держаться вместе и обустраивать собственные общины.

Особого внимания заслуживает диаспора хазар в Венгрии.
В 9-10 веке были зарегистрированы 2 волны хазарских эмигрантов. 2-ю волну пригласил герцог Таксон. В 12 веке византийский летописец упоминает военные отряды, соблюдавшие еврейские законы; они сражались вместе с венграми в Далматии. Там жили очень немногочисленные семитские евреи, но основные эмигранты пришли из Хазарии.
В 13 веке король Ендре издал "Золотую буллу" - вроде Магна Карта - в которой евреям запрещалось работать на монетном дворе, собирать налоги и держать соляную монополию. Это говорит о том, что раньше евреи этим занимались.
Через Венгрию хазары распространились в Центральную Европу. Монгольское нашествие способствовало массовому исходу из разрушенной дельты Волги; плодородные хазарские степи превратились в "дикое поле"; чума 1347-8 годов довлюдье этих земель; пришло варварство. Исход хазар привёл их также в разные места Украины и Южной России. В Киеве, Переславле, Чернигове были процветающие еврейские общины.

Рабби Мошев Киевский учился во Франции в 1160 г., а рабби Абрахам Черниговский изучал талмуд в 1181 г. в Лондоне. Городки с именами Козара, Жидовска Воля и др. существовали в Карпатах, Татрах, на востоке Австрии. Старые еврейские кладбища в Кракове, Сандомире называются Кавиоры и захороненные там считаются хазарского происхождения.
Эмигрантов из Хазарии приветствовали в Польше, так как они нужны были для развития экономики и государстврнной службы. Сначала были приглашены немецкие крестьяне, ремесленники и буржуазия; туда же бежали южные славяне от Золотой Орды.
Были и насильственные переселенцы - например, караиты. Это была фундаменталистскя еврейская секта, отвергавшая талмудистское учение.
Их пригласил литовский князь Витольд в конце 14 века как военнопленных из Крыма. Караиты говорили на тюркском диалекте, который ближе всего к языку хазар. На этом языке сейчас говорят и молятся в караитских общинах Тракая, Вильнюса, Паневежиса, Луцка и Галича.
Польское государство приняло католицизм и вместе с ним западную ориентацию; для государстврнного развития им нужны были эмигранты с более прогрессивными навыками - немцы с Запада, армяне и хазарские евреи с Востока.
В 14 веке король Казимир дал евреям право содержать собственные синагоги, школы, суд, иметь свой парламент и заниматься налоговыми делами. После раздела Польши всё изменилось.
Согласно данным из Еврейской энциклопедии в 16 веке еврейское население мира составляло около 1 млн., из которых около 0.5млн проживало в Польско - Литовских владениях. Иными словами, долгое хазарское переселение через Украину в Польшу - Литву, начиная с разрушения Саркеля и воцарения первой
польской династии к концу 10 века, затем волны исхода, подхлестнутые монголами до конца 15 века и весь 16 век; ( к тому времени степь была очищена от хазар); затем значительное "вливание" еврейских беженцев из Византии и мусульманских стран в Хазарию, небольшой прирост самого хазарского населения - вот возможный вариант формирования "европейского" будем говорить еврейства. ( с 8 - го века и так до 17 - го.)
Какова была социальная структура и состав иммигрантской хазарской общины? Здесь наблюдается большое сходство между Венгрией и Польшей. (Чеканка монет, налоговая деятельность, солевая монополия). Еврейство Западной Европы было допущено лишь к финансам и торговле.
Богатые эмигранты становились землевладельцами в Польше. В Бреслау до 1203 года зарегистрирована целая деревня еврейских фермеров.
С 14 века, однако, развитие феодализма постепенно превращало крестьянство Польши в крепостных и в это же время польский парламент запретил евреям покупать землю. Таким образом, религиозные гонения, закрепощение крестьян всё больше отчуждало евреев от земли и из преимущественно крестьянской нации превращало хазар в городскую. (Шла урбанизация).
В течение нескольких поколений эмигранты становились владельцами разнообразных бизнесов, а внуки и правнуки польских евреев уже "выходили" в люди умственного труда - "белые воротнички - профессионалы".
Превращение хазарского еврейства в польское шло постепенно, органично и, как отмечает израильский ученый Поляк, эта перемена сохранила жизненно важные традиции хазарской общинной жизни.
Так появилась уникальная структура еврейской общины с её образом жизни более нигде в мире не "зарегистрированная" - создание "Штетл", или "Местечка".
В резком отличии от ГЕТТО штетл был городком или даже городом с исключительно или преобладающим еврейским населением: местечко развилось на польско-литовской территории исключительно (начиная с 13 века; наблюдается явная похожесть торгового города Хазарии и польского еврейского городка).
Экономическая и социальная структура этого полу-городка/полу-деревни устанавливала промышленное посредничество между большими городами.
Вспомните описание ярмарок, сезонных рынков, цирк, торговля скотом, а главное - торговля лесом; у хазар эта торговля строительным материалом для постройки телег имеет долгую историю. Другие характерные занятия - содержание корчмы, мукомольня, торговля мехами.
Синагога в штетл 15-16 века напоминала по архитектуре пагоду, резко отличаясь от местной архитектуры и от синагоги западного еврейства. Интерьер тоже резко отличался от западного - это были сарацинские арабески с фигурами животных - явно персидское влияние у мадьярских хазар.
Что такое ГЕТТО? - это обнесённый стеной кусок города, внутри которого жили евреи, а вокруг, на свободе - христиане или мусульмане.
Ворота на ночь запирались. Весь образ такой жизни вёл к развитию клаустрофобии; теснота и антисанитария вели к росту инфекций и смертности.
Как были одеты польские евреи? Безошибочно восточный костюм - длинный шелковый кафтан ( напоминающий монгольскую одежду времён Золотой Орды); кочевники так одевались тоже.
Ермолка - это тюбетейка, штремел - меховая шляпа - идёт от казахов. Торговля лисьим и собольим мехом - это некогда процветавшее в Хазарии занятие было почти исключительно еврейским.
Итак - два основных фактора о которых шла речь - исчезновение хазар со своей исторической территории и одновременное появление на северо-западе от хазарских земель самого большого количества евреев со времён начала Диаспоры. Эти два явления, очевидно, связаны.
Историки сходятся во мнении, что иммиграция из Хазарии сыграла роль в росте польского еврейства. Иной вопрос - в какой степени?
Как сравнить хазарскую эмиграцию и эмиграцию из западной Европы - как эти обе ветви или волны сформировали генофонд современного еврейства?
Факт налицо, что много хазар прибыло в Польшу, но составили ли они основную массу или только костяк еврейства?
Рассмотрим эмиграцию евреев с Запада.
К концу 10 века основные еврейские общины были во Франции и по Рейну.(Германии как государства ещё не существовало).
Евреи селились на этих землях со времён Римской империи. Между временем разрушения Храма и падения Рима поселения были в Италии, Северной Африке, по всей Франции - от Нормандии до Прованса.
Видимо Вильгельм-завоеватель пригласил некую группу евреев пересечь Ла-Манш и осесть в Англии.
Уже тогда социально-экономическое влияние евреев было абсолютно непропорционально их количеству. Перед изгнанием в 1290 году из Англии их было не более 2500 человек.
Евреи на Западе играли ведущую роль в экономическом истеблишменте западных стран - не в пример Польше. Но - здесь не было сети маленьких городков, которые объединяли евреев и помогали держаться вместе их артелям. Поэтому история "от медового месяца до кровопролития" в этих странах шла по одной и той же схеме. Сначала было хорошо - потом очень плохо.
Когда в 1306 году евреи были изгнаны из Франции, то преследования так и не утихали; в конце 14 века французская община практически перестала существовать. Справка - Современная французская община сформировалась в 16-17 веке из бежавших от инквизиции евреев Испании.
В отношении немецкого еврейства нет системной информации; пожалуй, Германика - Джудаика говорит лучше всех источников об индивидуальных общинах до 1238 года. Ранее всех зарегистрирована община в 10 веке. Далее - общины Метца, Страсбурга, Кёльна и т.д.
Европейский путешественник в середине 12 века писал:" В этих городах много израилитов - мудрых и богатых". Что значит много? На самом деле - совсем мало.
Общины были почти истреблены во время первого Крестового похода. По еврейским источникам около 800 человек погибли или покончили собой в Вормсе, примерно 900-1300 - в Майнце. В этих городах осталось несколько сотен евреев.
Община в "Райнлэнд" была маленькая даже до крестовых походов. На землях центральной и северной Германии совсем не было общин. Традиционная точка зрения что крестоносцы "смели" евреев немецких земель в Польшу критики не выдерживает критики; вопрос о хазарах не был изучен, а больше никак нельзя было объяснить появление из "ниоткуда" огромного количества евреев в Восточной Европе.
Нет никаких сведений о миграции евреев из немецких земель дальше к востоку, не говоря уже о Польше. Евреи из немецких земель почти всегда пережидали уход крестоносных орд в убежищах, замках, затем возвращались в свои разрушенные дома, строили новую синагогу и т.д Эта схема работала всё время. Не было найдено ни единого документа об эмиграции на восток от немецких земель.
В 13 веке жизнь стала получше, то есть потише, но в 14 веке случилась катастрофа - изгнание евреев из Франции и их побег в Прованс, Бургундию, Аквитанию. Однако, по заключению историка Мизеса - нет никаких исторических сведений о том,что немецкие земли приняли евреев из Франции. В период изгнания также не зарегистрирован приход французских евреев через германские земли в Польшу.
Довершила катастрофу “Черная смерть" 1348-1350 годов. (евреев обвиняли в отравлении колодцев и пр. - всё как обычно, в рабочем порядке).


В субботу 14 февраля 1349г., в День Валентина, на еврейском кладбище Вормса были сожжены 2 тысячи евреев, а их имущество поделено, как и подобает милосердным христианам, между горожанами и церковью.
Их назвали виновниками чумы.

Профессор Кучера пишет: - после всех событий германские земли практически стали свободны от евреев - они не смогли восстановить своё благосостояние. Как же могло так получиться, что вдруг они смогли оказаться в Польше в % отношении 10:1?
Кому это могло придти в голову?
И всё - таки считается, что эпидемия чумы создала очень большую общину на востоке. Общины в Англии, Франции, Голландии были созданы сефардскими евреями в 16-17 веках.
То есть, Кучера и Кёстлер считают, что невозможен был исход евреев с запада, из рейнских земель в Польшу - евреев было слишком мало, их нежелание двигаться за пределы долины Рейна на восток, их стереотипное поведение во время крестовых походов и отсутствие каких-либо документов, говорящих о миграциях, служат им подтверждением высказываемой точки зрения.
Для дальнейших доказательств своей точки зрения Кёстлер предлагает обратиться к лингвистике.
Европейское еврейство - это не только те, кто "под вопросом" хазары. Франко - рейнская община не продемонстрировала способность к очевидному выживанию.
Подъём и разрушение общин на территории Австро-Венгрии и Балканах в конце 15 века дал какой-то приток евреев в Италию, Польшу и Венгрию. Общины также простирались от Баварии до Персии, вдоль Кавказа, Малой Азии и Византии. На территории германских княжеств был "провал". Надо принять во внимание 3 больших резервуара евреев со времен поздней античности - Италия, Византия, Персия.
Не существует на сегодня никаких документов об эмиграции евреев в Австрию из Италии. Достоверно обратное.
В румынском эпосе есть легенды о военном вторжении тех, кого называли евреями.
Как развивалось языковая среда сопровождавшая все эти переселения? Пришло время более подробно сказать об ИДИШ - лингва франка европейского еврейства.
Идиш - амальгама иврита, средневекового немецкого, славянских языков с письменностью на иврите.
По количеству словаря немецкого происхождения создаётся впечатление, что эти слова пришли из германских земель рейнской географии. Но интересно то, что лингвистический анализ показывает и доказывает, что наблюдается полное отсутствие корневых слов и выражений из ареалов мозельско - франкских и даже центрально -германских земель. На сегодня немецкое влияние на идиш из Западной Германии вообще надо со счета сбросить.
Нередко бывает, что исторические погрешности корректируются языкознанием. Так считалось, что цыгане - потомки выходцев из Египта, а лингвистика доказала, что они из Индии.
"Немецкая" часть идиш, по лингвистическому анализу, родом из альпийских краёв Австрии и Баварии, то есть пограничных со "славянским поясом" восточной Европы.
Далее - в средневековой Польше культурно и социально доминировали немцы, то есть, у них учились, им подражали во всём, поэтому, "наши хазары" должны были как-то осваивать немецкий. Так с середины 15 века постепенно пошло усвоение и накопление языка, выросшего в лингва франка европейского еврейства.
Писать на идиш стали только с начала 19 века. Существуют правила - пиши как говоришь; пиши так, чтобы евреи из разных мест понимали, что читают; пиши слова, сходно звучащие, по-разному!
Богемия, альпийские края, восточно-германские земли поставили в Польшу какой-то % еврейства семитского происхождения; они были более образованы богословски, литературно и "промышленно". Считается, что они сыграли определённую роль в еврейском "онемечивании" выходцев из Хазарии.
Единственная группа - караиты, не восприняла идиш. Они явились исключением, а не правилом. А правило гласит,что через 2-3 поколения эмигранты начинают говорить на языке тех, среди кого живут.
И еврейство может проследить это из глубины веков. Вавилон - халдейский язык, время Христа - арамейский, Александрия - греческий, Испания - арабский, затем - ладино и т.д
Религиозная принадлежность оставалась, менялись языки.
Большая группа современных историков считает, что основная масса современного еврейства имеет не палестинские, а хазарские корни. Основной эмиграционный поток шел поступательно в западном направлении через Украину и Польшу в Центральную Европу. Отсутствует движение из Средиземноморья через Францию и германские земли. Кёстрлер и др. не утверждают, что полностью отсутствуют евреи семитского происхождения, но соотношение явно клонится к большинству хазарских корней.
Современное соотношение между ашкеназами и сефардами ( на 60-е годы ) - это примерно 11 млн к 0.5млн.
Деликатный вопрос об еврейской расе.
Этот вопрос то возникал, то пропадал сам собой, но сейчас, в конце концов, школа, утверждающая, что как таковая, отдельная еврейская раса не существует, одержала верх. Само наличие этого вопроса непонятно - в мире существуют европеоидная, негроидная и азиатская (желтая) расы.
Видимо, имелся в виду другой вопрос и это путаница в терминологии - есть ли в облике любого еврея черты, распознаваемые с единого взгляда? Что в них во всех такого особенного?
Согласно Кёстлеру - нет.
Он рассматривал физическую антропологию и (изучив по-своему этот вопрос), пришел к выводу, что телесные и черепные замеры , группы крови и пр. демонстрируют куда больше сходства между евреями и теми, среди кого они живут.
Кроме того, если обратиться не только к библии, а ещё и к изучению исторических документов, то всего, что известно о череде гонений, войн, обращения с "военной добычей", "кадровой политикой" ханских гаремов, насильственным переходом в другую веру и последующим смешением с какими угодно не - евреями - просто, не поднять; словом, во всём этом генетическим "вареве" разобраться нет никаких сил. Он писал свой труд в 60-е годы, так что о генном анализе ещё всерьёз не говорили.
Кёстлер также говорит о таких характеристиках внешности, как окружение, одежда, облик, язык, жесты и т.д
Немного касается вопроса наследственности и ассимиляции. Короче, имеется в виду - "С кем поведёшься, от того наберешься".
Вопросы антропологии, наследственности, ассимиляции и пр. логически должны составить совсем отдельную тему другого доклада.
Сейчас нужно упомянуть один последний и очень важный вопрос - Израиль и Диаспора.
Кёстлер отмечает, что в мире есть брожение мнений об опасности ассоциации теории происхождения ашкеназов со статусом государства Израиль.
На самом деле, как он утверждает, её нет и быть не может, как нет никакой связи гипотез, мифологии и плодов всякого раздумья со статусом международной законности.
Государство Израиль существует де юро и де факто.
Гибель более чем 6 млн людей, даже, допустим, принятых за семитских евреев, такое же по масштабу преступление против человечества как и то о чем мы знаем. Разницы нет.
Израиль - это еврейское государство, построенное по требованиям, предъявляемым к любой нации: территория, язык, правительство, армия.
У евреев диаспоры всё это отсутствует. Израильтяне и евреи диаспоры называются по-разному не просто так.
В Израиле евреи - ну, это те, с кем, в общем, всё понятно. В Диаспоре еврей - он еврей исключительно по своей религиозной принадлежности. Этническое происхождение и национальность волнуют, так сказать, лишь его самого.
Трагический парадокс иудаизма как религии в том, что всё в нём связано исключительно с национальной историей.
Ветхий Завет хоть и дал миру этику и мораль, но это национальная история и она сразу разделяет евреев и тех, среди кого они живут.
Поэтому вопрос развития Диаспоры очень сложен. Кёстлер считает, что в принципе этот парадокс может быть разрешен либо эмиграцией в Израиль, либо постепенной ассимиляцией с окружающим населением. Что и происходит. - Смотрите статистику смешанных браков.

В заключении можно сказать, что теория о 13 колене для государства Израиль не имеет такой актуальности как она имела раньше для диаспоры, потому что израильтяне - это люди, которые приобрели своё настоящее место в только им принадлежащей стране.


Закончу маленьким но гениальным четверостишием, говорят, принадлежащим М.Светлову :

Чтоб стать евреем, мало им родиться
Как стать железом, мало быть рудой.
Ты должен переплавиться, разбиться
И, как руда, пожертвовать собой.

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments