dandorfman (dandorfman) wrote,
dandorfman
dandorfman

Category:

Еще один МиМ.


Это главный герой "Девушки с веслом", Владимир Кулаков. В какой-то степени литературная реинкарнация Мастера.

Кто до сих пор любит великий роман Булгакова, несмотря на то, что Дмитрий Львович, считает МиМ очень пошлoй книгoй, с удовольствием прочтет "Девушку с веслом" Вероники Кунгурцевой. Сюжет - почти римейк МиМ, но дьявол со своей командой (своей ли?) прибывает не в Москву, а в Сочи.


Вместо Кота-Бегемота, шакалка, т.е. шакал Барбаросса, но по характеру очень похож на Кота Бегемота. А вот Маргариту и Геллу Кунгурцева совместила в нимфу по имени Тая. Кроме того, команда Воланда легко расправляется со всеми, кто встает у них на пути. А вот здесь - не так, дьявол, увы не всесилен и почти не помогает главному герою. Мастера зовут Владимир Кулаков. Библейской части в книге нет. Хоть перемещение во времени - есть.
Книга - грустная. Описывается действительность современной России, по книге она абсолютно безнадежна. Я понимаю, что автор сгущает краски, не может быть все так плохо. Но сгущает краски Кунгурцева чрезвычайно талантливо. Стилист она отменный, не бросайте в меня тяжелыми предметами, но она - стилист на уровне Булгакова. Т.е. с точки зрения литературы - книга почти шедевр.
Читать ее было грустно, но катарсис, то, что полагается в конце настоящего романа, я пережил.
В общем, настоятельно рекомендую.
Это моя реклама книги.
Я ее читал в бумажной версии, вот одна из ссылок для чтения в Сети:
http://www.rulit.me/books/devushka-s-veslom-read-382648-1.html

Теперь весьма невнятная рецензия. Автор рецензии в основном передает содержание, т.е. он показывает, что книгу он прочел, но не более того.

Владислав Толстов

Вероника Кунгурцева «Девушка с веслом»


В романе некий южный город назван просто Городом, но ларчик просто открывается — это Сочи, конечно. В Городе идет бурное предолимпийское строительство, сносят старые дома, все загажено, и на душе журналиста Владимира Кулакова скверно. Владимир работает в местной телекомпании, его не назначили главным редактором, отобрали авторскую программу... Плохо ему работается в телекомпании, тошно смотреть, во что превращается родной город. И решительно невыносимо чувствовать себя ««червяком, кормившим своей душой, своим отмеренным до секунды временем голубой эфир». Он решает совершить побег...

Веронику Кунгурцеву, писательницу, постоянно живущую в Сочи, с чьей-то легкой руки назвали «русской Джоан Роулинг». Конечно, это не так. Потому что книжек Кунгурцевой продается, конечно, не в пример меньше, чем книжек Роулинг, но как литературное явление Кунгурцева куда богаче, интереснее, многограннее англичанки. Роулинг пишет довольно попсовые массовые книги, с внятным месседжем, с несложным сюжетом — рассчитано на подростков, ну и на некоторую часть взрослой аудитории (которая не наигралась в детстве). Чтение книг про Гарри Поттера — занятие приятное, вдобавок греет ощущение, что тебя пригласили стать участником интересной и безобидной игры.

Кунгурцева же создает изощренные, страшноватые сказки - не сказки, а такие эпосы, что ли, где мифические герои запросто могут оказаться, например, в окопах Сербии под американскими бомбами или устроить охоту на американского госсекретаря, или ввязаться в драку у Белого Дома в октябре 1993 года. Кунгурцева не боится впрячь в одну сюжетную телегу средневекового колдуна, сказочного персонажа, маленького мальчика и, скажем, Мадлен Олбрайт. Она вообще строит свои книги на гротескном сближении диаметрально противоположных идей и являений: героев русских сказок и персонажей актуальной политхроники, русского фольклора и гомеровских мифов, варварских, языческих представлений о мире — и жесткого научного рационализма, иронии и пафоса, смеха и греха. При этом не возникает ощущения эклектичности, что все эти сближения притянуты за уши — как раз наоборот, от книг Вероники Кунгурцевой остается удивительно цельное впечатление. Она умеет и напугать, и насмешить, но прежде всего — она очень убедительна, рассказывая о приключениях в своем жутковатом мире.

Вот и «Девушка с веслом» - сказка не сказка, рассчитана на взрослую аудиторию, причем явно на мужчин, входящих в пору кризиса среднего возраста. Потому что терзания тележурналиста Кулакова они поймут лучше чем кто другой. К тому же Кунгурцева подыскала герою идеальное место работы. Провинциальная телекомпания — это тот еще заповедник гоблинов, там нормальный человек и сам по себе с ума сойдет, а если его еще заставить ежедневно общаться с «голубым эфиром».

И сюжет бегства Вероника Кунгурцева придумала отличный. Это в последние годы стало модным — чтобы герой книги сбегал в какую-нибудь прошлую эпоху. Но у Владимира Шарова, например, герой мечтает отправиться в Небесный Иерусалим, и у Олега Радзинского в «Агафонкин и время» главный герой отправляется в благословенные шестидесятые, то здесь Кунгурцева придумала предельно жесткий вариант: Владимир Кулаков оказывается в Подмосковье, осенью 1941-го, в разгар боев за Москву. И это, конечно, гениальное прозрение писательницы Кунгурцевой. Мужчина после сорока, предложи ему для бегства на выбор любую эпоху, выберет скорее всего ту, где больше крови, риска и смерти— потому что клин клином, и чтобы избавиться от повседневной рутины и безнадеги, требуются куда более сильные средства. Тут Вероника Кунгурцева замечательно придумала, здесь она действительно молодец, другие не догадались.

Что дальше — не буду рассказывать, чтобы не портить удовольствие. «Девушка с веслом» получилась, конечно, взрослее, серьезнее, мудрее кунгурцевских книг из цикла о Ване Житном. Но здесь и герой другой, и проблемы решаются более, скажем так, фундаментальные. Не уверен, что книга станет бестселлером, но желаю ей этого.


Ну и в конце отрывок из книги, отрывок, который просто демонстрирует литературное мастерство автора.
Это характеристика одного из главных мерзавцев, который сначала рулит телестудией, а потом становится мэром города.
Если пользоваться персонажами МиМа, это литературная реинкарнация Латунского.

Блезнюк, спущенный нa телестудию из губернии, - поговaривaли, что он любовник тaмошней председaтельши Тaмaновской, - был человек-невидимкa: зa полгодa Кулaкову удaлось его увидеть только рaз. Председaтель приходил и уходил укрaдкой, укрывшись зa квaдрaтными черными очкaми, он дaже обедaть в столовую не спускaлся - Риткa носилa еду нa подносе в кaбинет. В первые дни воцaрения нового Председaтеля зaведующaя студийной столовой стaтнaя Лидия Сергеевнa по секрету рaсскaзывaлa, что сегодня Сaм зaкaзaл суп-хaрчо, котлету по-киевски, нa гaрнир - отвaрную лaпшу и сaлaтик из свеклы, a тaкже четыре кусочкa хлебa, чaй и пирожок с кизиловой нaчинкой. Но скоро никaкого секретa в том, чем Председaтель нaбивaет брюхо, не стaло: обед изо дня в день состоял из одних и тех же блюд. Дaже нaчинкa пирожкa не менялaсь. Тут можно было сделaть несколько выводов: то ли Блезнюк консервaтор до мозгa костей (точнее, до днa кишок), то ли космополит, учитывaя грузинское хaрчо и киевскую котлету, то ли коммунист, мечтaющий вернуть бывшие республики в лоно империи, - если исходить из того же нaборa, - a может, нaоборот, пособник Зaпaдa, если вспомнить, в кaкую сторону Грузия и Укрaинa нaвострили лыжи.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 8 comments