dandorfman (dandorfman) wrote,
dandorfman
dandorfman

Category:

Еще один МиМ.


Это главный герой "Девушки с веслом", Владимир Кулаков. В какой-то степени литературная реинкарнация Мастера.

Кто до сих пор любит великий роман Булгакова, несмотря на то, что Дмитрий Львович, считает МиМ очень пошлoй книгoй, с удовольствием прочтет "Девушку с веслом" Вероники Кунгурцевой. Сюжет - почти римейк МиМ, но дьявол со своей командой (своей ли?) прибывает не в Москву, а в Сочи.


Вместо Кота-Бегемота, шакалка, т.е. шакал Барбаросса, но по характеру очень похож на Кота Бегемота. А вот Маргариту и Геллу Кунгурцева совместила в нимфу по имени Тая. Кроме того, команда Воланда легко расправляется со всеми, кто встает у них на пути. А вот здесь - не так, дьявол, увы не всесилен и почти не помогает главному герою. Мастера зовут Владимир Кулаков. Библейской части в книге нет. Хоть перемещение во времени - есть.
Книга - грустная. Описывается действительность современной России, по книге она абсолютно безнадежна. Я понимаю, что автор сгущает краски, не может быть все так плохо. Но сгущает краски Кунгурцева чрезвычайно талантливо. Стилист она отменный, не бросайте в меня тяжелыми предметами, но она - стилист на уровне Булгакова. Т.е. с точки зрения литературы - книга почти шедевр.
Читать ее было грустно, но катарсис, то, что полагается в конце настоящего романа, я пережил.
В общем, настоятельно рекомендую.
Это моя реклама книги.
Я ее читал в бумажной версии, вот одна из ссылок для чтения в Сети:
http://www.rulit.me/books/devushka-s-veslom-read-382648-1.html

Теперь весьма невнятная рецензия. Автор рецензии в основном передает содержание, т.е. он показывает, что книгу он прочел, но не более того.

Владислав Толстов

Вероника Кунгурцева «Девушка с веслом»


В романе некий южный город назван просто Городом, но ларчик просто открывается — это Сочи, конечно. В Городе идет бурное предолимпийское строительство, сносят старые дома, все загажено, и на душе журналиста Владимира Кулакова скверно. Владимир работает в местной телекомпании, его не назначили главным редактором, отобрали авторскую программу... Плохо ему работается в телекомпании, тошно смотреть, во что превращается родной город. И решительно невыносимо чувствовать себя ««червяком, кормившим своей душой, своим отмеренным до секунды временем голубой эфир». Он решает совершить побег...

Веронику Кунгурцеву, писательницу, постоянно живущую в Сочи, с чьей-то легкой руки назвали «русской Джоан Роулинг». Конечно, это не так. Потому что книжек Кунгурцевой продается, конечно, не в пример меньше, чем книжек Роулинг, но как литературное явление Кунгурцева куда богаче, интереснее, многограннее англичанки. Роулинг пишет довольно попсовые массовые книги, с внятным месседжем, с несложным сюжетом — рассчитано на подростков, ну и на некоторую часть взрослой аудитории (которая не наигралась в детстве). Чтение книг про Гарри Поттера — занятие приятное, вдобавок греет ощущение, что тебя пригласили стать участником интересной и безобидной игры.

Кунгурцева же создает изощренные, страшноватые сказки - не сказки, а такие эпосы, что ли, где мифические герои запросто могут оказаться, например, в окопах Сербии под американскими бомбами или устроить охоту на американского госсекретаря, или ввязаться в драку у Белого Дома в октябре 1993 года. Кунгурцева не боится впрячь в одну сюжетную телегу средневекового колдуна, сказочного персонажа, маленького мальчика и, скажем, Мадлен Олбрайт. Она вообще строит свои книги на гротескном сближении диаметрально противоположных идей и являений: героев русских сказок и персонажей актуальной политхроники, русского фольклора и гомеровских мифов, варварских, языческих представлений о мире — и жесткого научного рационализма, иронии и пафоса, смеха и греха. При этом не возникает ощущения эклектичности, что все эти сближения притянуты за уши — как раз наоборот, от книг Вероники Кунгурцевой остается удивительно цельное впечатление. Она умеет и напугать, и насмешить, но прежде всего — она очень убедительна, рассказывая о приключениях в своем жутковатом мире.

Вот и «Девушка с веслом» - сказка не сказка, рассчитана на взрослую аудиторию, причем явно на мужчин, входящих в пору кризиса среднего возраста. Потому что терзания тележурналиста Кулакова они поймут лучше чем кто другой. К тому же Кунгурцева подыскала герою идеальное место работы. Провинциальная телекомпания — это тот еще заповедник гоблинов, там нормальный человек и сам по себе с ума сойдет, а если его еще заставить ежедневно общаться с «голубым эфиром».

И сюжет бегства Вероника Кунгурцева придумала отличный. Это в последние годы стало модным — чтобы герой книги сбегал в какую-нибудь прошлую эпоху. Но у Владимира Шарова, например, герой мечтает отправиться в Небесный Иерусалим, и у Олега Радзинского в «Агафонкин и время» главный герой отправляется в благословенные шестидесятые, то здесь Кунгурцева придумала предельно жесткий вариант: Владимир Кулаков оказывается в Подмосковье, осенью 1941-го, в разгар боев за Москву. И это, конечно, гениальное прозрение писательницы Кунгурцевой. Мужчина после сорока, предложи ему для бегства на выбор любую эпоху, выберет скорее всего ту, где больше крови, риска и смерти— потому что клин клином, и чтобы избавиться от повседневной рутины и безнадеги, требуются куда более сильные средства. Тут Вероника Кунгурцева замечательно придумала, здесь она действительно молодец, другие не догадались.

Что дальше — не буду рассказывать, чтобы не портить удовольствие. «Девушка с веслом» получилась, конечно, взрослее, серьезнее, мудрее кунгурцевских книг из цикла о Ване Житном. Но здесь и герой другой, и проблемы решаются более, скажем так, фундаментальные. Не уверен, что книга станет бестселлером, но желаю ей этого.


Ну и в конце отрывок из книги, отрывок, который просто демонстрирует литературное мастерство автора.
Это характеристика одного из главных мерзавцев, который сначала рулит телестудией, а потом становится мэром города.
Если пользоваться персонажами МиМа, это литературная реинкарнация Латунского.

Блезнюк, спущенный нa телестудию из губернии, - поговaривaли, что он любовник тaмошней председaтельши Тaмaновской, - был человек-невидимкa: зa полгодa Кулaкову удaлось его увидеть только рaз. Председaтель приходил и уходил укрaдкой, укрывшись зa квaдрaтными черными очкaми, он дaже обедaть в столовую не спускaлся - Риткa носилa еду нa подносе в кaбинет. В первые дни воцaрения нового Председaтеля зaведующaя студийной столовой стaтнaя Лидия Сергеевнa по секрету рaсскaзывaлa, что сегодня Сaм зaкaзaл суп-хaрчо, котлету по-киевски, нa гaрнир - отвaрную лaпшу и сaлaтик из свеклы, a тaкже четыре кусочкa хлебa, чaй и пирожок с кизиловой нaчинкой. Но скоро никaкого секретa в том, чем Председaтель нaбивaет брюхо, не стaло: обед изо дня в день состоял из одних и тех же блюд. Дaже нaчинкa пирожкa не менялaсь. Тут можно было сделaть несколько выводов: то ли Блезнюк консервaтор до мозгa костей (точнее, до днa кишок), то ли космополит, учитывaя грузинское хaрчо и киевскую котлету, то ли коммунист, мечтaющий вернуть бывшие республики в лоно империи, - если исходить из того же нaборa, - a может, нaоборот, пособник Зaпaдa, если вспомнить, в кaкую сторону Грузия и Укрaинa нaвострили лыжи.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 8 comments