dandorfman (dandorfman) wrote,
dandorfman
dandorfman

Categories:

На Юго-Запад. День Шестой. Вулкан Сансет. Индейский футбол.


Игрок в мяч, изображённый на вазе майя, 650—800 год н. э.

Обычно кто-нибудь легко разгадывает мои несложные музыкальные загадки.
На этот раз почему-то разгадку я не увидел. На всякий случай, повторяю вопрос.

Что за тема звучит на фоне кадров снятых в Little Holliwood?

После выигранного сражения с двумя самураями и их пособниками одной с ними расы, индейцами (краснокожие, несмотря на это их имя принадлежат к Желтой Расе, так же, как и японцы) мы погрузились уже в наш автобус, где работал кондиционер и мурлыкал в микрофон наш чудный водила и отправились смотреть на вулкан Сансет и окружающую его землю сплошь засыпанную черной лавой. Там у подножья вулкана стоят развалины покинутого селения индейцев Вупатки.
Впрочем, может быть это не племя так называется, а само селение. Сейчас посмотрю ВИКИ.

Посмотрел. Да, точно, это не имя племени:

Национальный монумент Вупатки (англ. Wupatki National Monument) находится в северно-центральной части Аризоны около города Флагстафф, и представляет собой многочисленные руины индейской цивилизации анасази (древних пуэбло). Внесён в перечень Национальных исторических мест США 15 октября 1966 года. Название памятника на языке навахо буквально переводится как «дом врагов», откуда и пошло название культуры анасази.

Многочисленные поселения, руины которых разбросаны по территории национального монумента, были сооружены древними пуэбло — индейцами племён синагуа, кохонина и кайента-анасази. Основной приток населения начался вскоре после извержения кратера Сансет в XI веке, покрывшего долину вулканическим пеплом; это повысило плодородность почвы и её способность удерживать воду. Как показали археологические исследования, проведенные в 1980-е годы, в XII веке на эти земли прибыло около 2000 мигрантов. Их сельское хозяйство было основано на кукурузе и тыкве, которые они выращивали в местных засушливых условиях без ирригации.

Жилища, стены которых ещё сохранились, были сооружены из плоских красных камней, скрепленных известковым раствором. Каждое поселение представляло собой цельное здание, иногда состоявшее из нескольких комнат. Здесь же обнаружено поле для игры в мяч, пришедшей в эти места из Центральной Америки и распространённой также у культуры Хохокам на юге Аризоны. Стадион в Вупатки — самый северный пример стадиона для данной игры.


Насколько я понял написанное в ВИКИ, для индейцев Навахо племя Анасази были врагами, вот они и назвали их поселение вражеским домом. Впрочем, может быть я что-то путаю.
Если хотите, поройтесь сами и определите точнее, что за вупатки такие?

Ну а мы отправим смотреть на дом врагов Навахо.


Потянулся народ.


Честно говоря, не ожидал, что эти Анасази действительно были довольно ловкими каменщиками.


Да и архитекторами неплохими. Вполне прилично смотрится.


Вот они удачно вставили в кирпичную кладку природный кусок скалы.


Но самое интересное место в Вупатку, это их стадионы. Стадиона - два, этот - поменьше.


А тот, что вдали - побольше. Но я туда не пошел, поэтому на фотографии он кажется маленьким.


Вот на этом рисунке видно, что на ближнем народ просто тусуется, зато на дальнем идет футбольный матч, на трибунах, как им полагается - фанаты.
Ну и теперь остается сказать несколько слов про пресловутый индейский футбол. Играли тяжеленным каучуковым мячом, удар такого мяча по игроку часто кончался переломанным ребром или разбитым коленом.
Но это еще не самые тяжелые последствия побед и поражений в индейском футболе. В некоторых случаях игра была частью человеческих жертвоприношений.
При этом приносили в жертву почему-то победивших и те считали подобный исход игры большой честью. Вот такой мультикультуризм.

Подробно об этом людоедском футболе почитайте здесь:
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B5%D1%81%D0%BE%D0%B0%D0%BC%D0%B5%D1%80%D0%B8%D0%BA%D0%B0%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D0%B8%D0%B3%D1%80%D0%B0_%D0%B2_%D0%BC%D1%8F%D1%87

Я же приведу оттуда только цитату о кровавой состоавляющей этого вида спорта:

Связь месоамериканской игры в мяч с человеческими жертвоприношениями появилась не раньше классического периода (200—900 годы н. э.). Данная особенность игры сильнее всего проявилась в классическом Веракрусе и в культуре майя, которые оставили наиболее полные изображения жертвоприношений. Среди последних — фрески на стенах стадионов, например, в Эль-Тахине (850—1100 гг.) и Чичен-Ица (900—1200 гг.), а также известная каменная плита с изображением обезглавленного игрока. Религиозный и полу-исторический источник постклассического периода Пополь-Вух также свидетельствуют о человеческих жертвоприношениях.

В искусстве цивилизации майя жертвы изображались довольно часто, что позволяет предположить об их священном статусе, который они получали после выигрыша в ритуальном матче, так как считалось почетным быть принесенными в жертву богам (особенно капитанов выигравших команд как самых достойных). С игрой наиболее сильно ассоциируется обезглавливание — отрезанные головы можно часто встретить в искусстве позднего классического периода, а также в Пополь-Вухе. Предполагалось также, что головы и черепа использовались в игре в качестве мяча.

Как сказал бы по этому поводу покойный Николай Озеров:

"Такой футбол нам не нужен!"

И был бы прав. Но это нам, мы ведь не индейцы.

После леденящих душу подробностей индейского футбола, несколько успокаивающих ту же туристскую душу фотографий мирно спящего вулкана Сансет.
Когда мы подъезжали к вулкану, наша соседка по автобусу - блондинка Таня,

кстати, довольно симпатичная блондинка, произнесла глубоко философскую мысль, над смыслом которой я думаю до сих пор.
Она сказала:

- Смотрите, некоторые деревья на склонах растут вертикально, а некоторые - перпендикулярно.

Я даже решил у нее спросить, что она имеет в виду, но боевая подруга меня остановила.
Она сказала, что Тане просто слово такое нравится, что оно означает, она не знает. Ну что ж, это тоже версия.


При этом все деревья, судя по тому, что видел я, росли строго вверх, без всяких наклонных углов. На фотографии это видно.


Вся земля вокруг была действительно черной. Это лава.


Но на лаве прекрасно росли очень симпатичные цветочки.


Вот здесь хорошо видна застывшая лавовая река. Поток Лавы низвергался вниз и застывал крупными лавовыми льдинами. Лавоход.


Прощай, Сансет. Спи спокойно. Никто, кроме тихих туристов твой сон тревожить не будет.
Это национальный заповедник, здесь нельзя строить гостиницы, казино и торговые центры.
Здесь даже нельзя цветы рвать. Так что Сансету действительно можно спать дальше.
Tags: west
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments