dandorfman (dandorfman) wrote,
dandorfman
dandorfman

Что я все о политике да о политике.

Мама Гарри Поттера написала хорошую книгу. Я ее читал и даже удивился, я от нее не ожидал такого добротного текста.
Думал, что выдавив из себя все кирпичи про Гарри Поттера и заработав на этих бумажных кирпичах столько денег, что хватит не только детям, но и внукам, она вряд ли сможет уже писать.
А она - смогла. Фильм по книге я не смотрел, но его тоже хвалят. Посмотрю.


Злобная старая Англия

Татьяна Алешичева об экранизации «Случайной вакансии» Джоан Роулинг



Канал BBC One показал экранизацию первого «взрослого» романа Дж. К. Роулинг «Случайная вакансия» в формате мини-сериала производства BBC и HBO со значительно измененным сюжетом — что пошло истории только на пользу

Сонный городок Пэгфорд с руинами старинного аббатства только с виду кажется воплощением безмятежности.


В городском совете кипят нешуточные страсти вокруг поместья Суитлав-хаус, которое филантроп сэр Финеас Суитлав завещал в общественное пользование. В благодарность местные хулиганы постоянно рисуют на его парадном портрете выпирающий член. Но не это главная проблема с наследством филантропа. Нынешние мистер и миссис Суитлав хотят отобрать дом у общины, устроившей в нем клинику для наркоманов, и перестроить под шикарный отель со SPA-центром. Без решения совета этот блестящий бизнес-план не осуществить, и две группы лоббистов воюют стенка на стенку. Юрист Барри Фейрбразер (Рори Киннир), отрастивший себе совесть как у святого подвижника, не намерен отдавать полезную недвижимость богачам. Но "чертовы мрази Моллисоны" (Майкл Гэмбон и Джулия Маккензи), представители крепкого среднего класса, очарованы аристократическим семейством Суитлав и стелятся перед ним как могут — но чтобы "отжать" дом у общины, необходим еще один голос "за". Основную интригу запускает скоропостижная кончина Барри — в романе он умирает от кровоизлияния в мозг уже на первой странице. Его место в совете становится "случайной вакансией", и за него бьются, яростно распихивая друг друга локтями, три в равной степени жалких кандидата из разных лагерей. В сериале все иначе: некоторые герои исчезли из экранизации бесследно, и за их счет Барри получил возможность пожить подольше. Благодаря этому персонажу оживает вся скучная бюрократия с голосованием: подвижник Барри буквально берет шефство над пропащей наркоманкой Терри из неблагополучного пригорода Филдс, и мы воочию наблюдаем, за что на самом деле идет борьба в совете. Дай волю Моллисонам, они вообще построили бы стену между милым, стремящимся к процветанию Пэгфордом и мерзким Филдсом, населенным типичными британскими chavs — люмпенами без страха и упрека в неизменных спортивных костюмах и с наглыми ухмылками. В сериале это выглядит так, будто придуманный чопорный мир чаепитий и вышколенных дворецких из "Аббатства Даунтон" встречается с социальным дном из сериала "Бесстыжие", где чумазые дети оставлены без присмотра родителями-алкашами,— и эти два мира смотрят друг на друга, злобно ощерившись.

Тут есть именно то, что мы привыкли отождествлять с Англией,— безжалостный черный юмор на грани абсурда в сочетании с извечной тягой к социальному реализму

Первый роман Роулинг после конца казавшейся бесконечной эпопеи с Гарри Поттером вышел в 2012-м, оказался, что греха таить, довольно злобным — и моментально стал бестселлером. Писательница, целое десятилетие живописавшая для детей "добрую старую Англию" как волшебный мир, в разговоре со взрослыми не оставила от нее камня на камне. "В той Англии, которую описывает Роулинг, можно только позавидовать мертвым. Неудивительно, что сама она живет в Эдинбурге",— ехидно заметила газета The Guardian. Но против очевидности не возразишь: тут есть именно то, что мы привыкли отождествлять с Англией в литературе, кино и на ТВ,— безжалостный черный юмор на грани абсурда в сочетании с извечной тягой к социальному реализму. Почти все взрослые персонажи сериала развратники, рохли, лицемерные старые кошелки или великовозрастные слюнтяи — не портреты, а скетчи. Но есть еще дети и подростки. Это прыщавый Арф по прозвищу Пицца-Тупица и разбитная Кристал, которая заботится о младшем брате, пока мамаша-наркоманка валяется в отключке. А также снедаемый пубертатной сексуальностью Пупс и молчаливая Сухвиндер, от лица которой в сериале ведется рассказ. Все они, в отличие от своих практически безнадежных родителей, еще не превратились в карикатуры на людей. Вдобавок, полноценным действующим лицом в сериале становится призрак Барри Фейрбразера, который кошмарит слабаков и лицемеров.

Сразу после демонстрации сериала вокруг него развернулась общественная дискуссия. Многие были недовольны, что сценаристка Сара Фелпс, кроме прочего, там и сям вживила в безнадегу Роулинг моменты специфического черного юмора и кое-где пригладила вызывающие сцены. Вдобавок опытная Фелпс изменила слишком мрачную концовку, "чтобы уравновесить эту историю возможностью искупления". В ее варианте финал остался таким же душераздирающим, но несколько сюжетных линий она увязала между собой очень ловко, не превратив при этом коду в слащавый хеппи-энд. Ропот консервативных любителей дословных экранизаций в итоге разбился о невозмутимость самой писательницы, целиком одобрившей все сценарные переделки.


Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments