Грешным делом я считал, что безымянный автор "Ах, Одессы", просто скоммуниздил музыку "Дяди Вани". Наконец, вчера, я удосужился посмотреть в чем дело.
Действительность оказалась совершенно не такой. Автор, не безымянный и у той и у другой песни, это одессит Модест Табачников.
И скоммуниздил он у самого себя, но в обратном порядке, "Дядю Ваню" у "Ах, Одессы".
Вот как было дело:
О создании песни «Ах, Одесса, жемчужина у моря» существует немало легенд. Говорят, что в 1936 году Модест пришел в ресторан гостиницы «Лондонская» проведать своих друзей-музыкантов, которые «лабали» в этом увеселительном заведении. Пока друзья наяривали какую-то мелодию, Табачников терпеливо их ожидал. Они играли вдохновенно, весело, и оттого, что чувства его переполняли, композитор начал набрасывать на салфетке ноты будущей песни.
Подошедшие друзья тут же попробовали все наиграть на инструменте, а кто-то выпалили слова: «Ах, Одесса, жемчужина у моря». Далее совместными усилиями соорудили нехитрый текст, и уже на следующий день «Ах, Одесса!» начала свое триумфальное шествие «через года и страны», пополняясь по дороге новыми вариантами и куплетами. Однако песню с таким текстом бдительная цензура не захотела пропускать на концертную эстраду, и композитору пришлось пригласить В. Гридова, чтобы он на эту же мелодию сочинил другой текст. Так появилась другая песенка «Дядя Ваня, хороший и пригожий...» с жизнерадостного голоса Клавдии Шульженко, которая пошла гулять по советской стране. Сказался ли пиетет перед Чеховым, или по какой другой причине, но «Дядя Ваня», в отличие от «Ах, Одесса!», возражений у цензуры не вызвал...
Ставлю обе песни, чтобы Вы убедились, что мелодия - совершенно одинаковая:
Разумеется, я выбрал тот видеоклип, где много красивых девушек. Напоминаю, что одесские девушки, самые красивые в мире.
Ну и что б два раза не вставать, еще одну песню Табачникова, которую я очень люблю.