dandorfman (dandorfman) wrote,
dandorfman
dandorfman

Categories:

Вот это тот материал об "Одержимости", который я ждал.

Потому что он - о третьем герое фильма - джазе.

Оригинал взят у kva_batrahos в О фильме "Whiplash", с сайта канала KCET, ЛА, беседа с Питером Эрскином, барабанщиком

(Орекстры, конечно, может и не школьные - студенческие, учебные; не знаю. Пусть будут школьные.)
Из материалов с сайта KCET

Лос Анжелес

http://www.kcet.org/arts/artbound/counties/los-angeles/drummer-peter-erskine-on-whiplash-film.html

от 24 февраля 2015




«Барабанщик Питер Эрскин говорит о фильме про джаз “Whiplash”»

автор Шон Джей. О Коннелл

(видео)

Барабанщик Питер Эрскин[1] (ссылка) начал свою профессиональную карьеру еще юношей, три года он проиграл[2] у Стэна Кентона[3], прославленного калифорнийского руководителя джазового оркестра, а потом совершил прыжок через поколение, и начал играть с Прогнозом Погоды[4], супер-группой игравшей в стиле фьюжн, в которую входили саксофонист Уэйн Шортер[5], клавишник Джо Завинул[6], и басист-новатор Джако Пасториус[7]. Он пробыл с этой группой четыре года, и записал пять альбомов, а потом двинулся дальше, и сейчас на его счету более 600 записей, в диапазоне от Барбары Стрейзанд до Кейт Буш. В октябре прошлого года у Эрскина вышла книга «Не Бетховен: автобиография и хроники Прогноза Погоды», в которой подробно рассказывается о его блистательной сценической карьере.

Последние 10 лет Эрскин служит в должности руководителя отделения ударных инструментов в Музыкальной школе имени Флоры Торнтон[8] в Университете Южной Калифорнии. Благодаря богатейшему и разнообразному опыту в качестве ударника-исполнителя, также как и преподавателя, он - идеальный собеседник для обсуждения нового фильма “Whiplash”, произведшего ошеломительное впечатление[9] на фестивале в Сандансе, и повествующего о молодом барабанщике (Майлз Теллер), который подпадает под калечащее и не отпускающее[10] обаяние своего дирижера (Джей.Кей. Симмонс). Совсем недавно Эрскин принимал участие в съемках дополнительных материалов[11] к фильму, которые выйдут вместе с основной картиной на DVD, но что до его мнения о фильме, этим до сего дня никто еще не интересовался.

(фото)

Доводилось ли вам когда-либо прежде сталкиваться с такими преподавателями, как персонаж Джей.Кей. Симмонса?

Мне доводилось играть под руководством[12] строгих и требовательных дирижеров, равно как и весьма критически настроенных руководителей групп с острым слухом и вполне себе крутым нравом. Всегда я получал в равной мере и похвалы, и критику и от самых норовистых из них. Дирижер или руководитель группы добьется хороших результатов только в одном случае: если он, или она, станет выказывать столько же любви и воодушевления, сколько налагает дисциплинарных взысканий и принимает крутых мер. Устраивать истерики[13] – это в области музыкального образования, в конечном итоге, верный путь к самоуничтожению: во-первых, оркестр не будет /достаточно/ хорошо реагировать, во-вторых, такие руководители – это анафема в глазах всех остальных преподавателей, которые и выступают в качестве судей на престижных музыкальных фестивалях – такие оркестры никогда не добьются победы (судьи проследят, чтобы такого не произошло.)

(видео, «трейлер» фильма)

Как вы думаете, какое впечатление о преподавании джаза /как дисциплины/, создастся у обычных людей после просмотра этого фильма?

Меня очень огорчило, что зрители фильма совсем не увидят, какая это радость – исполнять музыку вместе, а ведь это \ощущение\ почти всегда присутствует во время репетиций и выступлений крупных коллективов. Музыканты играют музыку потому, что ЛЮБЯТ музыку. Ничего подобного в фильме не чувствуется, по моему мнению.

Кроме того, на основании искаженной версии истории про медную тарелку, которую Джо Джоунс швырнул к ногам Чарли Паркера, кто-то действительно может всерьез поверить, будто Джо Джоунз и в самом деле, как то уверенно заявляет персонаж Джей.Кей. Симмонса, пытался снести голову Чарли Паркеру по ходу того эпохального джем-сешна в Канзас-сити, когда вполне себе настоящий Чарли Паркер попытался сыграть одну из своих импровизаций с удвоенным размером[14]/в духе новой гармонии, ну и более или менее запорол все. Папа Джо в конце концов брякнул тарелку прямо к юным ногам Чарли Паркера в качестве «гонга к окончанию», чтобы он убрался с эстрады. У преподавателей джаза может быть крутой нрав, но эта история в фильме вся переврана.

(фото)

Что вы думаете об исполнительском мастерстве Теллера /именно/ как барабанщика?

Это кино, и актер сыграл хорошо. Барабанщик(и), который(ые) делали предварительную запись, сделали свое дело просто отлично. Теллер хороший актер. Барабанщик он очень так себе: с руками у него ужас что такое, в смысле техники, то, как он держит палочки, и т.п., и ни один подлинный поклонник Бадди Рича не поставил бы свои барабаны так, как их ставит в фильме персонаж Теллера. 10-дюймовый том-том? Под большим углом? И крэш тарелка под таким углом? Не, не убеждает. Кроме того, это самое «триумфальное» исполнение барабанного соло в конце фильма – диковина из ряда залежалых[15]. Если действие фильма происходит «сейчас», то любому барабанщику, играющему так на престижном музыкальном фестивале – да еще в Нью-Йорке – как раз бы бабахнул под ноги медную тарелку призрак Папы Джо Джоунза, а не то я и сам бы сделал это за него. Вот теперь я понимаю, что чувствуют фотографы-профессионалы, когда видят как актер в кино изображает фотосъемку, не утруждая себя наведением на резкость ни для одного из снимков, которые его фотограф делает.

Что вы думаете о том, как джаз представлен в фильме /не звуком/, а как «картинка»?

Учитывая, что фильм был снят (как говорят) в очень короткие сроки, думаю, что режиссер и монтажники поработали очень хорошо. Барабанщик, который выползает из под обломков крупной автомобильной аварии и каким-то образом добирается до сцены, весь израненный и окровавленный, чтобы сыграть вот на этом ужасно важном региональном конкурсе биг-бэндов (где не видно признаков присутствия никаких других оркестров?). Вряд ли возможно. Музыканты, которые все сидят с каменными лицами, в то время как руководитель оркестра или дирижер поднимает кулак, чтобы остановить оркестр, снова и снова. В джазе слишком много духа вольности, чтобы такого рода вещи проходили. Никогда в жизни не видел, чтобы какой-нибудь коллектив так себя вел, и никогда не слышал, чтобы «живая» музыка звучала до такой степени «иголку уронить»[16]. Еще: если кто-то захочет проверить, как я умею держать темп: обеспечьте мне 4 удара[17], а не всего лишь два – ВЫ сами-то даже не знаете, какой должен быть темп при таком счете[18], мистер Руководитель Оркестра.

(фото – Хэнк Леви с Питером Эрскином)

Какова основная, конечная[19] цель любого руководителя школьного оркестра?

Вдохновить своих учеников на то, чтобы они брали КАК МОЖНО БОЛЬШЕ от музыки – как можно больше ОТДАВАЯ музыке. Да, внушить, и воспитать чувство дисциплины и ответственности, но показать ученикам, как вознаграждается умение сосредотачиваться, и хорошее исполнение, и работа командой. В то же время развивая уверенность в себе у любого дремлющего дарования-импровизатора, и веру в их собственный голос как сольный, и все время увеличивая их словарь как музыкантов, и знание языка музыки. Вот это я пытаюсь делать в Музыкальной школе имени Флоры Торнтон в Университете южной Калифорнии, и я знаю, что мои коллеги – преподаватели, в том числе Боб Минцер[20], Алан Паска, Патрис Рушен и Крис Сэмпсон делают то же самое. Не могу представить себе, чтобы наш декан, Роб Кутьетта[21], потерпел бы и крошечную долю хамства, изображенного в фильме. Но, как я \уже\ говорил: это все фантазии, это Голливуд.

Между тем одна вполне реальная подробность в фильме – композиция для биг-бэнда[22]Whiplash”, послужившая отправным пунктом и фоном для кинокартины – это для меня нечто совсем особое[23], так как композитор и аранжировщик этой пьесы, покойный Хэнк Леви, много работал с оркестром Стэна Кентона (когда я в нем играл, начиная с 18летнего возраста), также как и с оркестром Дона Эллиса (который записал “Whiplash” в 1974 году или около того; там барабанщиком был Ральф Хамфри). Хэнк был милейшим человеком, и все школьные оркестры у него играли потрясающе.






[2] Put in with

[4] даже, может, «О погоде» https://en.wikipedia.org/wiki/Weather_Report

[8] https://en.wikipedia.org/wiki/USC_Thornton_School_of_Music я оставила в названии «школа», как есть – хотя это явно серьезное учебное заведение

[9] еще в виде короткометражки

[10] abusive and inescapable lure

[11] bonus feature

[12] …under the baton… to the critical ears…

[13] being a jerk

[14] http://en.wikipedia.org/wiki/Double-time совершенно не поняла, что это такое, но это именно что джазовая штука, используемая именно что в импровизациях – когда что-то одно (мелодия?) исполняется в два раза быстрей, чем задумано, а аккорды (или всякие легато-переборы) идут себе с нормальной скоростью, как шли

[15] passé устаревшая

[16] drop the needle – не совсем поняла, но думаю, что имеется в виду – не бывает такой абсолютной тишины в качестве фона, должны быть какие-то посторонние шорохи и звуки

[17] beat

[18] count-off

[19] ultimate

[22] big-band chart не нашла, что это такое

[23] is a kick for me совершенно не поняла, что имеется в виду, даже как он относится: kick в смысле источник приятных ощущений, или наоборот, «плевок в лицо» - пришлось сочинить невнятную отсебятину, чтобы не оставлять дыры


Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments