dandorfman (dandorfman) wrote,
dandorfman
dandorfman

Categories:

Вот это тот материал об "Одержимости", который я ждал.

Потому что он - о третьем герое фильма - джазе.

Оригинал взят у kva_batrahos в О фильме "Whiplash", с сайта канала KCET, ЛА, беседа с Питером Эрскином, барабанщиком

(Орекстры, конечно, может и не школьные - студенческие, учебные; не знаю. Пусть будут школьные.)
Из материалов с сайта KCET

Лос Анжелес

http://www.kcet.org/arts/artbound/counties/los-angeles/drummer-peter-erskine-on-whiplash-film.html

от 24 февраля 2015




«Барабанщик Питер Эрскин говорит о фильме про джаз “Whiplash”»

автор Шон Джей. О Коннелл

(видео)

Барабанщик Питер Эрскин[1] (ссылка) начал свою профессиональную карьеру еще юношей, три года он проиграл[2] у Стэна Кентона[3], прославленного калифорнийского руководителя джазового оркестра, а потом совершил прыжок через поколение, и начал играть с Прогнозом Погоды[4], супер-группой игравшей в стиле фьюжн, в которую входили саксофонист Уэйн Шортер[5], клавишник Джо Завинул[6], и басист-новатор Джако Пасториус[7]. Он пробыл с этой группой четыре года, и записал пять альбомов, а потом двинулся дальше, и сейчас на его счету более 600 записей, в диапазоне от Барбары Стрейзанд до Кейт Буш. В октябре прошлого года у Эрскина вышла книга «Не Бетховен: автобиография и хроники Прогноза Погоды», в которой подробно рассказывается о его блистательной сценической карьере.

Последние 10 лет Эрскин служит в должности руководителя отделения ударных инструментов в Музыкальной школе имени Флоры Торнтон[8] в Университете Южной Калифорнии. Благодаря богатейшему и разнообразному опыту в качестве ударника-исполнителя, также как и преподавателя, он - идеальный собеседник для обсуждения нового фильма “Whiplash”, произведшего ошеломительное впечатление[9] на фестивале в Сандансе, и повествующего о молодом барабанщике (Майлз Теллер), который подпадает под калечащее и не отпускающее[10] обаяние своего дирижера (Джей.Кей. Симмонс). Совсем недавно Эрскин принимал участие в съемках дополнительных материалов[11] к фильму, которые выйдут вместе с основной картиной на DVD, но что до его мнения о фильме, этим до сего дня никто еще не интересовался.

(фото)

Доводилось ли вам когда-либо прежде сталкиваться с такими преподавателями, как персонаж Джей.Кей. Симмонса?

Мне доводилось играть под руководством[12] строгих и требовательных дирижеров, равно как и весьма критически настроенных руководителей групп с острым слухом и вполне себе крутым нравом. Всегда я получал в равной мере и похвалы, и критику и от самых норовистых из них. Дирижер или руководитель группы добьется хороших результатов только в одном случае: если он, или она, станет выказывать столько же любви и воодушевления, сколько налагает дисциплинарных взысканий и принимает крутых мер. Устраивать истерики[13] – это в области музыкального образования, в конечном итоге, верный путь к самоуничтожению: во-первых, оркестр не будет /достаточно/ хорошо реагировать, во-вторых, такие руководители – это анафема в глазах всех остальных преподавателей, которые и выступают в качестве судей на престижных музыкальных фестивалях – такие оркестры никогда не добьются победы (судьи проследят, чтобы такого не произошло.)

(видео, «трейлер» фильма)

Как вы думаете, какое впечатление о преподавании джаза /как дисциплины/, создастся у обычных людей после просмотра этого фильма?

Меня очень огорчило, что зрители фильма совсем не увидят, какая это радость – исполнять музыку вместе, а ведь это \ощущение\ почти всегда присутствует во время репетиций и выступлений крупных коллективов. Музыканты играют музыку потому, что ЛЮБЯТ музыку. Ничего подобного в фильме не чувствуется, по моему мнению.

Кроме того, на основании искаженной версии истории про медную тарелку, которую Джо Джоунс швырнул к ногам Чарли Паркера, кто-то действительно может всерьез поверить, будто Джо Джоунз и в самом деле, как то уверенно заявляет персонаж Джей.Кей. Симмонса, пытался снести голову Чарли Паркеру по ходу того эпохального джем-сешна в Канзас-сити, когда вполне себе настоящий Чарли Паркер попытался сыграть одну из своих импровизаций с удвоенным размером[14]/в духе новой гармонии, ну и более или менее запорол все. Папа Джо в конце концов брякнул тарелку прямо к юным ногам Чарли Паркера в качестве «гонга к окончанию», чтобы он убрался с эстрады. У преподавателей джаза может быть крутой нрав, но эта история в фильме вся переврана.

(фото)

Что вы думаете об исполнительском мастерстве Теллера /именно/ как барабанщика?

Это кино, и актер сыграл хорошо. Барабанщик(и), который(ые) делали предварительную запись, сделали свое дело просто отлично. Теллер хороший актер. Барабанщик он очень так себе: с руками у него ужас что такое, в смысле техники, то, как он держит палочки, и т.п., и ни один подлинный поклонник Бадди Рича не поставил бы свои барабаны так, как их ставит в фильме персонаж Теллера. 10-дюймовый том-том? Под большим углом? И крэш тарелка под таким углом? Не, не убеждает. Кроме того, это самое «триумфальное» исполнение барабанного соло в конце фильма – диковина из ряда залежалых[15]. Если действие фильма происходит «сейчас», то любому барабанщику, играющему так на престижном музыкальном фестивале – да еще в Нью-Йорке – как раз бы бабахнул под ноги медную тарелку призрак Папы Джо Джоунза, а не то я и сам бы сделал это за него. Вот теперь я понимаю, что чувствуют фотографы-профессионалы, когда видят как актер в кино изображает фотосъемку, не утруждая себя наведением на резкость ни для одного из снимков, которые его фотограф делает.

Что вы думаете о том, как джаз представлен в фильме /не звуком/, а как «картинка»?

Учитывая, что фильм был снят (как говорят) в очень короткие сроки, думаю, что режиссер и монтажники поработали очень хорошо. Барабанщик, который выползает из под обломков крупной автомобильной аварии и каким-то образом добирается до сцены, весь израненный и окровавленный, чтобы сыграть вот на этом ужасно важном региональном конкурсе биг-бэндов (где не видно признаков присутствия никаких других оркестров?). Вряд ли возможно. Музыканты, которые все сидят с каменными лицами, в то время как руководитель оркестра или дирижер поднимает кулак, чтобы остановить оркестр, снова и снова. В джазе слишком много духа вольности, чтобы такого рода вещи проходили. Никогда в жизни не видел, чтобы какой-нибудь коллектив так себя вел, и никогда не слышал, чтобы «живая» музыка звучала до такой степени «иголку уронить»[16]. Еще: если кто-то захочет проверить, как я умею держать темп: обеспечьте мне 4 удара[17], а не всего лишь два – ВЫ сами-то даже не знаете, какой должен быть темп при таком счете[18], мистер Руководитель Оркестра.

(фото – Хэнк Леви с Питером Эрскином)

Какова основная, конечная[19] цель любого руководителя школьного оркестра?

Вдохновить своих учеников на то, чтобы они брали КАК МОЖНО БОЛЬШЕ от музыки – как можно больше ОТДАВАЯ музыке. Да, внушить, и воспитать чувство дисциплины и ответственности, но показать ученикам, как вознаграждается умение сосредотачиваться, и хорошее исполнение, и работа командой. В то же время развивая уверенность в себе у любого дремлющего дарования-импровизатора, и веру в их собственный голос как сольный, и все время увеличивая их словарь как музыкантов, и знание языка музыки. Вот это я пытаюсь делать в Музыкальной школе имени Флоры Торнтон в Университете южной Калифорнии, и я знаю, что мои коллеги – преподаватели, в том числе Боб Минцер[20], Алан Паска, Патрис Рушен и Крис Сэмпсон делают то же самое. Не могу представить себе, чтобы наш декан, Роб Кутьетта[21], потерпел бы и крошечную долю хамства, изображенного в фильме. Но, как я \уже\ говорил: это все фантазии, это Голливуд.

Между тем одна вполне реальная подробность в фильме – композиция для биг-бэнда[22]Whiplash”, послужившая отправным пунктом и фоном для кинокартины – это для меня нечто совсем особое[23], так как композитор и аранжировщик этой пьесы, покойный Хэнк Леви, много работал с оркестром Стэна Кентона (когда я в нем играл, начиная с 18летнего возраста), также как и с оркестром Дона Эллиса (который записал “Whiplash” в 1974 году или около того; там барабанщиком был Ральф Хамфри). Хэнк был милейшим человеком, и все школьные оркестры у него играли потрясающе.






[2] Put in with

[4] даже, может, «О погоде» https://en.wikipedia.org/wiki/Weather_Report

[8] https://en.wikipedia.org/wiki/USC_Thornton_School_of_Music я оставила в названии «школа», как есть – хотя это явно серьезное учебное заведение

[9] еще в виде короткометражки

[10] abusive and inescapable lure

[11] bonus feature

[12] …under the baton… to the critical ears…

[13] being a jerk

[14] http://en.wikipedia.org/wiki/Double-time совершенно не поняла, что это такое, но это именно что джазовая штука, используемая именно что в импровизациях – когда что-то одно (мелодия?) исполняется в два раза быстрей, чем задумано, а аккорды (или всякие легато-переборы) идут себе с нормальной скоростью, как шли

[15] passé устаревшая

[16] drop the needle – не совсем поняла, но думаю, что имеется в виду – не бывает такой абсолютной тишины в качестве фона, должны быть какие-то посторонние шорохи и звуки

[17] beat

[18] count-off

[19] ultimate

[22] big-band chart не нашла, что это такое

[23] is a kick for me совершенно не поняла, что имеется в виду, даже как он относится: kick в смысле источник приятных ощущений, или наоборот, «плевок в лицо» - пришлось сочинить невнятную отсебятину, чтобы не оставлять дыры


Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments