dandorfman (dandorfman) wrote,
dandorfman
dandorfman

Category:

Присоединяюсь!

"Ида" лучше "Левиафана". И дело совсем не в еврейской тематике.
Фильм не про евреев, а про поляков, даже шире, просто про людей, простых бедных людей, которые очень быстро звереют, если можно звереть.
Таких - большинство.
А сделан фильм мастерски, без красивостей "Левиафана", но в нем веришь каждому кадру, опять же в отличие от "Лефиафана".

Оригинал взят у ste_pan в "ОСКАР" - КТО ПОБЕДИТ: "ИДА" ИЛИ "ЛЕВИАФАН"?


Как был, так и остаюсь приверженцем «Иды» Павла Павликовского. За ее сдержанность, лапидарность, графичность. И за холодность. Но это холод не безэмоциональности, а смерти. Такое совершенно чистое кино, без грамма налипшей «киногрязи», с такой явной читающейся отсылкой к польскому кино 60-х. И невыразимо грустное. По сути – фильм-вызов по отношению к нынешней благополучной Польше. С таким страшным упреком. Но это ладно – пусть поляки сами разбираются.

А если о художественной сути, то это фильм про рождение души (Ида/Анна – Агата Тшебуховская) Как из цыпленка, вымуштрованной куклы с выхолощенными чувствами, появляется молодая птица. Которая встает на крыло, делает огромный круг над своим погибшим, уничтоженным миром, и отправляется на заклание. Она, вот эта маленькая, глупая, темная девчонка хочет искупить собой, своей жизнью преступления как соседей-убийц своей семьи, так, может, и преступление всей Польши, как государства, так безжалостно поступившей с евреями.

Другими словами – перед нами девочка-Христос.

И эта крошка возвращается в последних кадрах в монастырь уже как взрослая, прошедшая через все соблазны женщина. «Если не попробуешь – то твоей жертве грош цена» - говорит ее тётя. Агата Кулеша создает женский образ просто на грани гениальности. Таких героинь в кино я не видел уже давно (куда до нее Лиле/Елене Лядовой из «Левиафана»).

На фоне «Иды», «Левиафан» выглядит и многословным (пустобрехским даже), и ложномногозначительным и натужно символичным. Слишком много букв, слишком много смыслов. И слишком мало тишины и спокойного бессилия (от заявленного Иова), т.е. всего того чего так много (и по делу) в «Иде».

Однозначно – «Оскар» за поляками. Если, конечно, речь об искусстве, а не о политической конъюнктуре. Всегда верил в американских академиков – и уверен сейчас. Да здравствует «Ида», да скроется «Левиафан»!

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments