dandorfman (dandorfman) wrote,
dandorfman
dandorfman

Categories:

Это были их песни.(продолжение)

(Памяти далеких и близких)


Ансамбль "Цветы Ашдода". Они поют и на Идиш.

Сначала хотел поставить как заглавную, еще одну фотографию ушедших близких, тех, для кого Идиш был родным языком.
Но... прочитав предыдущий текст, мой израильский френд i_navi написал следующее:

- Спасибо, Дан. Очень ВАЖНО это писать.

Я ему ответил вопросом:

- Иван, для кого это очень важно, хотел бы я знать?
Мы уже "едем с ярмарки", не так уж много осталось пути.
Ну а те, кто после нас и едут еще на ярмарку, им на это наплевать, мне кажется.

Ответ Ивана был таким:

- Мы конечно с ярмарки уезжаем, но дети наши и внуки и правнуки остаются. Потому и важно им, откуда пришли, что слушала прабабушка.

После этого диалога, я решил поискать уже детей, которые сегодня поют на идиш. Представьте, нашел.
Я нашел израильский детский ансамбль, который называется "Цветы Ашдода". В этом ансамбле поют и танцуют дети из семей русскоязычных израильтян. Ансамбль поет песни наверное почти на всех основных европейских языках:
русском, английском, французском, итальянском, белорусском, украинском. Но главный язык ансамбля - Иврит. И наконец, еще один сюрприз, эти дети еще поют на Идиш. Вот почему в качестве заглавной я поставил фотографию "Цветов Ашдода", т.е. тех детей, которые поют и на Идиш.
Ну после такого вступления  мне остается только показать вам как поют на Идиш самые юные участницы "Цветов Ашода", ту, что начинает, насколько я понял из представления, зовут Саша. А песня называется Kinder waт mir

Здесь вы можете увидеть фотографии детей из ансамбля и послушать еще несколько песен на Идиш, но большинство песен там на иврите.
http://kidsmusic.net.ru/artist.php?id=flowers
В Сети есть много видеоклипов, где они поют на русском языке.
Ну а теперь, когда мы увидели тех, кто будет, даст Б-г продолжать наш народ, когда нас уже не будет, поговорим о невеселом.
Я в прошлом тексте написал, что свой проект не хочу связывать с Холокостом, но о тех, кто был убит или погиб вспомнить надо.
Их было слишком много, чтобы о них забыть. И их убивали намного раньше событий середины прошлого века.
Убивали и моих близких. Но убивали по-разному и в разное время. Вот почему сейчас я попробую высказать весьма спорные для большинства моих читателей мысли, мысли, которые возможно возмутят почти всех: и евреев и русских и украинцев, всех, кто читает этот текст. Но мне слишком много лет, чтобы обязательно писать то, что всем нравится, поэтому напишу то, что не понравится, может быть, никому. Кто убивал?
Позволю напомнить многим читателям журнала, что евреев убивали на территории СССР не только немцы и не столько немцы.
Более того, позволю напомнить им же, что русских, украинцев и белорусов убивали тоже далеко не одни немцы.
Не немцы сожгли белорусскую Хатынь, не немцы расстреливали евреев в Бабьем Яру, не немцы убивали поляков на Волыни.
Да, это в основном делалось с ведома и под руководством немцев. Но произошла интересная метаморфоза, всех немцев времен Гитлера по-прежнему считают орудием нацистов и соучастниками преступлений гитлеровского режима, зато остальные народы, соседи евреев, стали только жервами немецкой оккупации и они вместе с евреями страдали и они тоже потеряли много людей. Да, это правда, страдали и потеряли. Но... они активно убивали евреев, болеее активно, чем немногочисленные немецкие солдаты, оставшиеся в тылу, большинство немцев было на Передовой и воевало с Красной Армией и армиями Союзников. Те, кто был карателями, в основном, немцами не были. И кроме евреев, они убивали таких же как они русских, украинцев, белорусов.
И еще один парадокс, именно немцы сегодня очень серьезно переосмыслили свое прошлое и очень сурово относятся к любым проявлениям ксенофобии и ненависти, всего того, что привело Германию к нацизму. А вот об остальных народах Европы я сказать этого не могу. Им как бы и не надо было, не в чем было каяться. Во всем немцы виноваты.
И то, что я здесь пишу, тоже во многом имеет отношение не к немцам, а к соседям нашим, тем кто жил с евреями на одной земле многие сотни лет. В прошлом тексте я привел показал отрывок из биографии моего дяди, Иосифа Юдовича, брата моей мамы.
Там написано, что четырех членов семьи в 1918-м году убили бандиты. Кто были эти бандиты? Наверное, это была одна из банд националистов, не знаю каких, то ли украинских, то ли белорусских. Убиты братья и сестры моего деда, он - выжил.
Дальше, помните я писал о Сане, моем тесте? У его младшей сестры Эди убили мужа. Убили в 1937-м. Убили опять же не немцы, а НКВД. Он был румынским евреем, коммунистом, в Румынии его за коммунистическую деятельность арестовывали, но потом выпускали, он перешел границу нелегально, потому что хотел жить в стране, гда коммунисты победили и сбываются его мечты..
Убили как Врага Народа. Какого народа? Она осталась одна с двумя детьми, вдова Врага Народа вместе с детьми Врага Народа.
Дальше, моего одесского деда убили тоже не немцы. Хоть, он погиб с оружием в руках. Его убили в бою и он наверное тоже убивал своих врагов на поле боя. Я, не виню тех, кто его убил, как и не виню его, потому что он верил в то, что воюет за свой народ тоже, не только за мировую революцию. Он знал про погромы, Черту Оседлости и процентную норму. И считал, что он пошел на эту войну, чтобы всего этого не было. Ну и, наконец, Залман и Иосиф тоже погибли, но тоже с оружием в руках, наверное и они убивали немецких солдат.
Тем не менее, я считаю, что самые подлые убийцы, это те, кто убивает безоруженных. И среди таких было сравнительно мало немцев, в основном, местные кадры одетые в немецкую форму. И еще я знаю, что евреев до Холокоста убивали в Восточной Европе в основном украинцы, а никакие не немцы. Сначала - Хмельницкий и его козаченьки. Они практически полностью уничтожили еврейское население в ходе войны за отделение Украины от Речи Посполитой. Как они это делали достаточно красочно описал в "Тарасе Бульбе" Николай Васильевич Гоголь.
Когда в состав Российской Империи вошли новые польские земли, уже в восемнадцатом веке, восставшие против Петербурга гайдамаки, это восстание называется Колиевщиной, снова начали подчистую вырезывать все еврейское население городов, которые они захватили. В Умани гайдамаки убили всех евреев. И не только в Умани. И тут я должен сделать выбор, дорогие мои украинские френды. Я признаю, что Тарас Шевченко был гениальным поэтом и настоящим украинским патриотом.
Но он в своей бессмертной поэме "Гайдамаки" воспел убийц моего народа. И при всем уважении к национальным чувствам украинцев, лично я на стороне солдат Императрицы Екатерины Великой, которые разгромили восставших и повесили руководителей восстания.
Они не были друзьями евреев, но они спасли тех, кого гайдамаки не успели убить. Примерно так же я отношусь к героям УПА.
Да, они сражались с коммунистами, которых я тоже не люблю. Но евреев они убивали еще более ретиво, чем немцы. И поэтому, я, уважая Ваши чувства к героям Бандере и Шухевичу, все равно на стороне войск МВД, которые убивали повстанцев.
Потому что они тоже спасали евреев от пули повстанцев. Сейчас много евреев в ЖЖ полностью на стороне украинских поклонников Степана Бандеры и считают, что ему правильно дали звание Героя Украины. Может быть с точки зрения украинцев, это так, он воевал со всеми врагами Украины. Но среди врагов Украины оказались и евреи тоже. Понимают ли это мои соплеменники, горячие поклонники Героев Украины Бандеры и Шухевича?
Если продолжить подобную логику, то Гитлер тоже окажется нашим союзником. Мы ведь с Вами не любим Сталина и коммунистов. А доблестная Германская Армия пришла к нам на Родину, чтобы освободить ее от Сталина и коммунистов.
Почему же нам не сделать Гитлера теперь нашим кумиром, вслед за Бандерой и Шухевичем?
В Гражданскую именно армия Украины, руководимой социалистом Симоном Петлюрой снова прославилась на погромном поприще.
Петлюровцы убили более ста тысяч евреев, если бы не их разгром, то они бы учичтожили все еврейское население Украины, как это сделал Хмельницкий. Сейчас появляется версия, что сам Петлюра был против погромов. И виноваты командиры и солдаты его армии.
Эта версия мне напоминает версию о том, что Сталин не знает об арестах, что он мудрый и справедливый, что это все Ежов, Ягода и прочие враги, которые его окружают и обманывают.
 В общем, я считаю, что Петлюра справедливо получил пулю в Париже, убил Петлюру еврей Самуил Шварцбард.
В Белоруссии, стране моих предков со стороны матери, те, кто убивал евреев в Гражданскую были тоже непримиримыми противниками коммунистов. Например белые партизаны белоруса Станислава Булак-Булаховича. Видите, я их не называю бандитами. Да они и не были бандитами. Тем не менее, именно эти партизаны, скорее всего убили тех братьев и сестер моего деда, о которых писал в своей автобиографии Иосиф.
Храбрый партизанский командир Булак-Булахович, так же как и гайдамаки, в живых евреев не оставлял, если захватывал какой-нибудь населенный пункт где они жили. И я в таком случае, на стороне красных, которые уничтожили почти полностью его отряд, самому Булаку-Булаховичу удалось уйти в Польшу.
Вот так получается. А немцы? В Гражданскую немцы евреев не убивали. И даже пытались остановить бандитов, когда те это делали.
Именно поэтому многие евреи считали, что можно и не бежать от немецкой армии, ведь они себя достаточно корректно вели еще двадцать лет назад. Но.... это были уже другие немцы. А сегодня, снова другие немцы, не такие, как те, кто кричал "Хайль Гитлер!".
Но вот остальные народы Европы не сильно поменяли свое отношение к моему народу, так мне кажется. Хотел бы ошибиться.

В общем, получается, что я - против героев народов-соседей, против Хмельницкого, Зализняка и Гонты, Петлюры, Булака-Булаховича, Бандеры и Шухевича, но зато с польским королем, Екатериной Великой, Красными и, вообще позор, со сталинскими карателями в лесах Карпат. Да, получается так, частично я с императорами и большевиками и сталинскими карателями, когда императоры и большевики и сталинские соколы в красных фуражках объективно защищали евреев от полного уничтожения героями сопредельных народов.
Конечно, они защищали не евреев, а империю, но получалось, что и евреев - тоже. Но, что поделаешь, я не общечеловек. Я определяю свою позицию не с точки зрения абстрактным прав любого народа на свою собственную свободу, а с точки зрения исторической памяти моего собственного народа. Да, я не очень логичен в этой позиции, потому что право евреев на свою страну для меня - вне обсуждения и я считаю, что они должны любым путем эту страну сохранить. Не останавливаясь, когда надо уничтожать врагов, этой стране угрожающих. Но логика моя, не абстрактная, она вполне конкретна, для меня существуют свои и чужие. Можете за это меня презирать и исключать из френдов.
Всеобщий формальный плач по Холокосту, меня, честно говоря, раздражает. Евреев уничтожали, не только потому что их враги были злы и беспощадны, но и потому, что сами евреи считали, что надо быть общечеловеками, дружись со всеми и любить всех.
Тем более, что сочуственные слова, произносимые по формальным датам и формальным поводам, всеми этими официальными европейскими лицами, сугубо формальны. Тех шесть миллионов ведь уже никому не мешают, зато нынешних пять миллионов - мешают.
Поэтому таки или иначе, на деньги Евросоюза производятся Касамы и закупаются Грады. Формально Европа оплакивает шесть миллионов давно погибших, фактически Европа как минимум раздражена поведением пяти миллионов, которые погибать не собираются.
Россия - не исключение. Но Россия - европейская страна, особенно в своем отношении к евреям.
А к песням на Идиш мы вернемся. И опять же, вне формальной логики, я бы хотел вспомнить о песнях, созданных во время Холокоста или имеющих к Холокосту прямое отношение.
Но, прежде чем дальше продолжать довольно скользкую тему, я бы хотел рассказать еще об одном мамином брате, которого я знал лично.
Это был ее младший брат, Моисей. Он единственный из ее трех братьев, который с Войны вернулся, он там не погиб.
Хоть воевал и был ранен. Вот так он выглядел, когда ушел воевать.

Я прекрасно помню дяду Мишу. Был он всю жизнь учителем. Причем, довольно долго учительствовал не в городе, а в белорусских селах.
Я приезжал к ним в одно из таких сел, оно, если я не ошибаюсь, называлось, Халочье, странное название, не понимаю, что это могло
значить? Умер дядя Миша совсем недавно, в этом году. Умер в Сан-Франциско, где он жил и где живет его старший сын, Игорь, который
часто появляется в моем ЖЖ.
Вы даже видели его фотографию вот здесь.
http://dandorfman.livejournal.com/32452.html
А его младший сын живет в Израиле. Он приезжал в Америку даже некоторое время жил здесь, но ему Америка не понравилась и он вернулся домой, в Израиль. Потому что эта страна стала его настоящим домом.
Ну а теперь, к песням. Так вот, дорогие друзья, как это ни парадоксально, мне очень нравятся песни гетто времен Второй Мировой.
Больше всего мне нравится "Фрилинг", (Весна), эта песня удивительная, я ее готов случать по многу раз и мне не надоедает.
Но... мне не нравятся видеоклипы к этим песням. Почему? Потому что в видеоклипе этой песни, который я покажу, видны люди, которые покорно идут на смерть. Т.е. видеоклип этот рассказывает о смерти. В то время, как песня, написанная в гетто рассказывает не о смерти,
а о жизни, любви, Весне. Да, любви, в гетто тоже влюблялись, там были не только старики и дети, были и молодые парни и девушки.
Кстати именно молодые евреи из гетто и становились основыми участниками и организаторами восстаний против немцев. Молодым был руководитель повстанцев в Варшаве, Мордехай Анилевич, он погиб в 1943-м году, когда ему было всего 24 года.
Молодым был поэт и композитор, один из руководителей партизанского подполья в в гетто Вильнюса, автор гимна Еврейского Сопротивления, "Зог нит Кейнмол", Гирш Глик. Тот, кто написал эти слова:

К зеленым пальмам или в белые снега
Дойдут немногие с винтовкою в  руках,
Но там, где крови нашей струи упадут,
Отвага, мужество и сила прорастут.
 
Молодой была партизанка, Витка Кемпнер, которая взорвала немецкий эшелон и которой Гирш посвятил песню, "Ночь тиха".
Гирш, погиб в 44-м, погиб в бою, когда ему было всего 22 года, он был моложе Анилевича на два года.
Молодой была партизанка Маша Брускина. Ее повесили в Минске, в сентябре 1941-го года. Прожила она только 17 лет. Вот единственное ее фото, извините, что такое, но других фото героини я не нашел.


А этот видеоклип и другие видеоматериалы о Холокосте показывают как людей гонят на смерть, а они покорно на нее идут.
Но это неправда. Не было покорности. Цепь восстаний в гетто была непрерывной. И даже когда людей гнали на смерть, они безоружия бросались на своих убийц.
Вот цитата с сайта посольства Белоруси в Израиле.

 

Подпольные организации узников существовали также в гетто Барановичей, Бобруйска, Бреста, Гродно и других городов и местечек. В ряде гетто накануне массовых расстрелов вспыхивали восстания: в Несвиже (22 июля 1942 г.), Мире (9 августа 1942 г.), Каменце (9 сентября 1942 г.), Тучине (23 сентября 1942 г.), Клецке (21 июля 1943 г.). Вооруженное сопротивление оказали также узники гетто в Глубоком, Кобрине, Новогрудке. В Лахве 3 сентября 1942 г. выведенная на расстрел колонна узников бросилась на конвой: погибло около двух тысяч евреев, но шестьсот человек сумели уйти в лес, чтобы присоединиться к партизанам.


Тем не менее, несмотря на видеоряд, послушайте эту замечательную песню.
Но сначала несколько слово о ее авторах. Автор музыки - Абрам Брудно, погиб концлагере после ликвидации Вильнюсского гетто. Автор стихов Шмерке Качергинский, вырвался из этого гетто в партизанский отряд. Его жена осталась в гетто и погибла.
Поет снова Хава Альберштайн.
 


Теперь несколько слов о другой песне, песне, которая у меня вызывает очень противоречивые чувства, скорее негативные.
Но... промолчать о ней я не могу, ее знают все. Это "Папиросceн".
Песня эта красивая, у нее прекрасная мелодия. Написал эту песню Герман Яблоков, американский еврей, уроженец города Гродно.
Написал он ее в Америке, в 1920-м году. В оригинальном тексте не было ничего о событиях Второй Мировой. Откуда Яблокову было знать об этих событиях? Речь действительно идет о еврейском мальчике-сироте, таким образом собирающим милостыню, как бы продающем папиросы. Но через двадцать лет первый вариант этой песни появился в Лодзи, и там уже были куплеты на польском и переделанные под тогдашние события куплеты на Идиш. А потом произошло странное, появился русский вариант песни, вернее несколько ее вариантов. И из хорошей песни сделали ресторанный хит. Его исполняют в разухабисто-кабацком стиле, с дикими словами.
Как Вам нравится например слова, которые поет идиотка Бабкина:
 
- Белый свет душой я ненавижу.

В оригинальном тексте нет ничего подобного тому, что поет Бабкина, в том числе и общепринятном русском варианте.
Вместо слов:
- Белый свет душой я ненавижу,
в русском варианте есть слова:
- Милостыню я вас не обижу.
То же не Б-г весть что, но про ненависть к белому свету, это бред, который придумала сама Бабкина.
Ну и поет эту песню Бабкина так, что надо под рюмочку в пляс пускаться. Это мерзко слышать
Впрочем послушайте сами, там после одного куплета на идиш начинает петь Бабкина. Я думаю, Вы поймете, почему мне очень не нравится эта песня в исполнении русских звезд и почему у меня к ней такое неоднозначное отношение:
 



Еще интересно, что на сайте Бабкиной написано, что песня "Купите папиросы" - народная.
Для того чтобы найти автора этой "народной" песни, нужно потратить три секунды. Написать на русском языке слова "Купите папиросы" и ввести в GOOGLE. Но составители сайта почему-то эти три секунды не потратили.
Как на самом деле звучала переделанная узниками гетто песня Яблокова, показывает Хава Альберштайн. Вариант, который был написал на идиш в лодзинском гетто, называется не "Папиросы", а Zumer Tug, т.е. "Летнее время".
Никаких папирос в этом тексте нет. Узники лодзинского гетто текст Яблокова, где папиросы действительно были, переделали и пели о том, что их волнует больше.
Послушайте кусочек песни  Зумер таг.
Если кого-то заинтересует, о чем поется в этом варианте, я поставлю подстрочник.
Ну вот, с самой тяжелой частью моего проекта я справился.
Заключительная глава будет без смертей и тяжелых ассоциаций. Кроме того, она будет коротокой.
Там просто я поставлю несколько замечательных песен, которые, я надеюсь, большинство моих читателей слышало.

 


Tags: Это были их песни
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments