dandorfman (dandorfman) wrote,
dandorfman
dandorfman

Category:

На Юг, День шестой. Мемфис. Элвис и студия "Сан".

233-1
Это моя фотография студии "Сан". Места, где в 1954-м году была записана первая пластинка Элвиса.

Ну что ж, перед расставанием с Мемфисом, все-таки надо написать несколько слов про Элвиса Пресли и студии "Sun Records", где он был впервые записан.


Хоть сама по себе тема Пресли меня не очень интересует, потому что об этом на русском написаны миллионы слов, он достаточно известен не только в Америке, но и в России. Я попытаюсь с несколько неожиданной стороны его показать.
В самом имении Пресли, оно, я напоминаю, называется Грейсленд, я не фотографировал. В Сети есть тысячи фотографий всех уголков этого имения.
Если хотите посмотреть фотографии имения и пояснения на русском языке, вот ссылка:
http://andreev.org/walking_3.html
Наш гид в основном нам там рассказывала о выяснениях отношений между дочкой и ее мамой, т.е. вдовой Элвиса. Мне тема дележки денег почему-то была не интересна, я слушал вполуха. А до этого в автобусе Анна Топоровская лично меня позабавила очень оригинальной историей. Оказывается, что Элвис Пресли не должен был служить в Армии, но шла Вьетнамская Война и его правительство попросило пойти служить, чтобы показать себя патриотом и погасить антивоенные настроения.
На самом деле, Пресли надо было пойти служить по призыву, просить его пойти в Армию никто особенно не собирался, в этом не было необходимости, потому что призыв был тогда обязательным.
Служил он два года с 1958 по 1960-й год, когда никакой Вьетнамской Войны и никаких американских солдат во Вьетнаме не было.
Зато благодаря службе в Армии он нашел жену. Во время службы он познакомился с дочерью одного из своих командиров Присциллой Вагнер, которая и стала его женой. Интересно, что встречаться с Присциллой он стал, когда той было только 14 лет. Может быть Пресли и не был идеальным мужем, но с Присциллой он не развелся и даже у них появилась дочка, которая папу, в отличие от Присциллы, обожала и которая сейчас немножко воюет с мамой по поводу наследия Элвиса Пресли.
Как видите, история службы Пресли в Армии во время войны во Вьетнаме настолько оригинальна, что в действительности она выдумана нашим гидом.
И это не единственное, что она выдумала. Я даже задумался на эту тему, почему она считает, что ее слушатели уж совсем ничего не знают.
Ну и сам себе дал ответ, причем ответ подсказала сама Анна Топоровская. Она много рассказывала о том, что она возит группы, которые полностью состоят из российских граждан, граждан Казахстана и других приезжих. Ей заказывают экскурсии, потому что она живет в Вашингтоне, вернее, в штате Мериленд, но близко от столицы и свой человек в российском посольстве. И, т.к. они именно ее знают, они ее в свою очередь рекомендуют всем приезжим в Америку туристам, в том числе и туристским группам.
При этом она рассказывала в основном анекдотические случаи общения с этими туристами. Особенно с группами чиновников из Казахстана. Пересказывать не буду, мне кажется, что она эти истории придумала, как и историю со службой в Армии Пресли во время Вьетнамской войны. Но... туристы из России и других стран бывшего ССССР настолько ничего не знают о темах, которые она затрагивает, что у них не возникает никаких сомнений. В нашей группе, состоящей поголовно из людей, которые прожили в Америке десятки лет, многие знали об Америке как минимум столько же, сколько Топоровская, а некоторые, явно больше. Я не говорю о себе, о Вашингтоне и его нравах я ничего не знаю, а Топоровская знает и рассказывала. Но она там живет. Знаю я больше ее только об американской музыке, ну может немножко больше, о Гражданской войне, хоть она рассказала о ней сенсационные для меня факты, связанные с евреями, которым я уделю отдельную запись, как и обещал Георгию. В результате, басни рассказы, которые она предназначала для не очень вежественных россиян, казахов и азербайджанцев, достались нам.
Я понимаю, что среди моих российских читателей большинство знает об Америке многое. Но те, кто знают, почему-то на халяву в Америку не ездят. Они - не блатные номенклатура. А она возила группы, которые приезжали в Америку за счет налогоплательщиков своих стран, среди них были, как я понял, в основном те, кто дорвался до кормушки, или их дети, жены, любовницы, им все лишние знания, кроме сильно развитого хватательного рефлекса были по барабану.
Ладно, вернусь к Пресли. Все места вокруг имения тоже были посвящены Пресли. Вот например, кафе рядом с имением, где мы с подругой пообедали.

231-1
Там стоял вот такой Пресли в полтора человеческих роста.

И все же, по теме Пресли я хотел бы заметить следующее. Пресли был уроженцем Юга, тех мест, где была во время Гражданской Войны Конфедерация. И, не считая гастролей, именно в Мемфисе, в одном из центров Конфедерации он жил. Как же это переломилось в его сознании? Оказывается, ответ дал сам Пресли.
В песне, "Американская трилогия". Он соединил свой Юг с Севером в этой песне. Песня написана не им, но она именно благдаря ему и его действительно потрясающему исполнению стала всеамериканским хитом в начале 70-х.

Вот что пишет ВИКИ:
An American Trilogy» — песня, написанная американским автором-исполнителем музыки в стили кантри Микки Ньюбери и ставшая популярной в исполнении Элвиса Пресли, который включил ее в постоянный репертуар своих концертов в 1970-х годах.
Песня является поппури из трех песен XIX века — неофициального гимна конфедератов Дикси, багамской колыбельной All My Trials и Боевого гимна Республики, маршевой песни Союза.

Уточню, что имелась в виду, не какая-то непонятная "Дикси", а "К оружию, Дикси" (To arms, in Dixi), написанная уроженцем Бостона Альбертом Пайком, генералом Конфедератов. Подробнее, об этой песне и о ее авторе я пишу вот здесь:
http://dandorfman.livejournal.com/46001.html
A Боевой Гимн Республики, это знаменитая "Глори, глори Алилуйя". Песня про Джона Брауна, поджигателя той гражданской войны.
Т.е. это действительно две главных военных песни противников в этой войне.

Итак, трилогия состоит из песни Конфедератов, колыбельной афро-американцев, которые во времена Элвиса Пресли назывались неграми и наконец песни Юнионистов.
Покажу обе версии песни.
Это версия автора:


Ну а это - Элвис:


Здесь, он, по-моему, гениально спел, хоть я не в большом восторге от него, как от певца.

Ну а вот о студии "Сан" и том, что я узнал до того, как ее увидел своими глазами, я расскажу чуть подробнее.

232-1
Это вход в Sun Records.

234-1
Внутри студии людей немного, как видите. Наших из автобуса не выпускали, сказали, чтобы смотрели из окошка, потому что пора ехать.
Я уговорил Топоровскую выпустить меня на 3 минуты пощелкать фотки. Меня, как бунтаря она немного побаивалась, поэтому, чтобы избежать скандала, выпустила.

Начну с одного из двух Филлипсов, имеющих к ней отношение.
Впервые я узнал о "Сан", когда пошел смотреть сегодня уже знаменитый мюзикл "Мемфис", который раньше чем на Бродвее был поставлен в Массачусетсе. Именно у нас я его и видел. Вот что о первой постановке "Мемфиса" пишет ВИКИ:

Memphis is a musical by David Bryan (music and lyrics) and Joe DiPietro (lyrics and book). It is loosely based on Memphis disc jockey Dewey Phillips, one of the first white DJs to play black music in the 1950s. It played on Broadway from October 19, 2009 to August 5, 2012. This production won four 2010 Tony Awards, including Best Musical. The show was previously staged at the North Shore Music Theatre in Beverly, Massachusetts.

Здесь написано что мюзикл рассказывает о жизни Ди-Джея Дьюи Филлипса, который первым стал ставить музыку черных для белых радиослушателей Юга.
Еще написано, что бродвейская постановка в 2009-м году получила 4 Тони, включая главный, за лучший мюзикл года.
Ну и наконец, что мюзикл впервые поставили в Массачусетсе в городе Беверли. Беверли, это на самом деле, Большой Бостон, он находится в пределах 128-й окружной дороги. Это наша бостонская МКАД. Ехать туда сравнительно недалеко, я и ездил.

Он вместе со своим однофамильцем, Сэмом Филлипсом, владельцем студии "Сан" и был первооткрывателем Элвиса и не только его.
Например, до этого, еще в 1951-м году он открыл белым слушателям Юга Махалию Джексон. Хоть к тому времени Махалия Джексон как джазовая вокалистка и певица госпелов была звездой в Нью-Йорке и Чикаго, на Юге о ней не знали.

Дьюи Филлипс был звездой Мемфиса, его знали все в этом городе в начале пятидесятых. "У Дьюи нет цвета",- так восхищенно говорил о нем Руфус Томас, о котором я вспоминал в предыдущей записи о Мемфисе. Это значит, что черные не могли по его передачам понять, что он - белый. Это действительно высшая степень восхищения в глазах чернокожего певца блюза и соула.

238-1
Еще одна стена студии, на ней есть и черные звезды, которых записывали в студии. Внизу, все тот же Руфус Томас, о котором я снова вспомнил.

3 января 1950 года его однофамилец и земляк Сэм Филлипс открыл небольшую звукозаписывающую студию в Мемфисе, на 706 Union Avenue и назвал ее "Сан". Сэм уговорил Дьюи записать несколько своих передач на пластинки. И комментарии Дьюи и песни.
А потом Сэм основал звукозаписывающую фирму, которая стала знаменитой и во Америке и во всем мире и дал ей имя "Филлипсы" в честь и своей фамилии и фамилии Дьюи. То, что эта фирма - фирма именно двух Филипсов, Сэм всячески подчеркивал, потому что вначале имя Дьюи было намного известней чем имя Сэма.
Они подружились. Сэм потом говорил, что у них были общими не только интересы бизнеса, но и идеи и вера в то, что они делают. Еще он говорил, что Дьюи ему был ближе чем брат. Он его поддерживал до самой смерти, которая случилась слишком рано.

Тем не менее, Дьюи уволили в 1958-м году с радиостанции, на которой он проработал много лет, потому что он не вписался в новый формат радиостанции. Такова была официально названная причина. Неофициально дело было в другом. Дьюи был алкоголиком и пил все больше и больше.
До того, как Дьюи стал музыкальным радиоведущим, он воевал на Второй Мировой. Причем был в самом пекле.
Может быть смерти товарищей и ужасы войны и сделали его алкоголиком?
С ним все труднее и труднее было иметь дело.
Денежных проблем в отличие от того, что показано в "Мемфисе", у него не был. Его однофамилец и друг Сэм, который финансово процветал, не давал ему свалиться в пропасть нищенства. Оставшиеся десять лет своей жизни он работал на маленьких радиостанциях и потихоньку спивался. Умер он всего лишь в 42 года, как и Высоцкий.
В память о Дьюи, посмотрите 2-хминутный видеоролик, как он работает в радиостудии с еще одной звездой рок-н-ролла пятидесятых, Джерри Луисом.
Запись 1957-го года.


Еще до Элвиса Пресли в студии начали записываться будущие короли блюза и соула - Би Би Кинг и Руфус Томас.
Начало сотрудничества Сэма и никому не известного Пресли произошло вот как:
Элвис за свои деньги записал на студии Sun Records пластинку в честь Дня Рождения мамы и подарил ей записанную пластинку. Такое мог сделать любой желающий, стоило это Элвису 8 долларов. Потом Сэм позвал Элвиса как одного из рядовых музыкантов в небольшой оркестр для записи нескольких песенок.
Поcле работы над двумя балладами, не впечатлившими Филлипса, музыканты сделали перерыв, во время которого Пресли вдруг стал наигрывать «That’s All Right (Mama)» Артура Крудапа,—причём этой блюзовой композиции он в шутку придал неожиданный ритм. Мур и Блэк тут же присоединились. Услышавший игру в студии, Филлипс спросил музыкантов, чем они занимаются. Те признались, что сами не знают, что пытаются играть. Филлипс попросил их повторить то же самое и записал песню. Позже Филлипс отнёс запись на местную радиостанцию; впечатлённый песней, Ди-Джей им как раз и был Дьюи Филлипс, проигрывал её по несколько раз в час. Вскоре стали поступать звонки от слушателей, желавших узнать больше о певце. Пресли был приглашён в студию и дал интервью в прямом эфире. Чтобы развеять сомнения аудитории в том, что исполнитель не является негром, Дьюи Филлипс особо отметил название школы Пресли, так как в годы сегрегации белые и негры учились в раздельных школах.

239-1
На стене слева строгие правила поведения туристов. Никакой выпивки, никаких маленьких детей, никаких фотоаппаратов со вспышками.
Зато можно танцевать рок-н-ролл, если музыка будет соответствующей.
Но мне никто не мешал фотографировать. Наверное в моей мыльнице вспышка была настолько слабой, что ее никто не замечал.

243-1
Девушка с красным цветочком не поняла мой вопрос. На стенке над ней написано, что я могу тоже записать себя в студии.
Я решил уточнить, гарантирует ли она мне славу Элвиса Пресли, если я заплачу за запись. Увы, она только вопросительно на меня посмотрела. Мой английский меня подвел или она решила, что я псих, не знаю, надо было бежать обратно в барак на колесах, а то уедут без меня да еще подругу увезут. Куда же я без нее?


Вторым самым знаменитым певцом, который начинал на Sun Records, был Джонни Кэш. Его тоже открыл Сэм Адамс. Там же записывались Джерри Луис, Карл Перкинс, чьи "Синие замшевые ботинки" я Вам напомнил в первой записи о Мемфисе. Неудивительно, что Сэм, открыв таких талантов выгодно продал сначала контракты с ними огромным звукозаписывающим компаниям, а потом он продал и саму студию. Впрочем, он открыл свою собственную звукозаписывающую фирму назвав ее "Филлипсы", но об этом Вы уже знаете. Помимо музыкального бизнеса, он основал
еще и сеть отелей, которые есть пожалуй почти во всех американских городах, кроме самых маленьких. Она называется "Холидей Инн".

Одним из самых интересных эпизодов, который произошел в студии "Сан, ставшая потом знаменитой джем-сейшен 4 декабря 1956 года, которая получила название «Million Dollar Quartet».

241-1
Фотография на стене, которую я сам сфотографировал не очень удачно, и есть фотография знаменитой джем-сэйшн.

Джерри Ли Льюис играл на фортепьяно для записи Карла Перкинса в студии Филлипса. Когда в студию неожиданно зашёл Элвис Пресли, Филлипс решил позвать и Джонни Кэша, организовав импровизированное собрание четырех музыкантов.


Это кусок «Million Dollar Quartet». То, что поют Элвис, Джонни, Джерри и Карл Вы конечно узнаете.

Итак, мы покинули Мемфис и поехали строго на Юг.
Наша цель, нет не коммунизм, а Нью-Орлеан!
Tags: south
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments