dandorfman (dandorfman) wrote,
dandorfman
dandorfman

Categories:

Гиперреализм. Искусство или профанация?

(Копия моей записи в сообществе rusam_culture )

Это мой оппонент.

Я не сразу решил поставить этот текст.
Хоть он вполне имеет отношение к американской культуре и истории. Увы... много букв, могут не дочитать до конца.
Но недавний постинг maelgon -на снова вернул нас к теме исторической живописи,  он рассказал о Роберте Гриффине, который работает в том же жанре. И его техника та же, что и у Стрейна, это, как я написал в заголовке - гипперреализм, или как его называет Клаус - фотореализм.
Кто такой Клаус, я сейчас объясню.
Те, кто следит за моим ЖЖ, уже знают о моем нижневартовском друге Николае Денисове.
Именно подпольная кличка Денисова - "Клаус".
Так вот, благодаря все тому же нашему сообщнику maelgon -ну, я познакомил Клауса с живописью Джона Стрейна. Сам я был в восторге от его работ. Клаус очень хорошо разбирается в американской исторической живописи. Хоть он - не искусствовед, а рабочий-нефтяник, разбирается он в этом не хуже искусствоведа. И еще он эту живопись собирает, конечно не на уровне подлинников, но у него есть много книг, альбомов, репродукций.
Но Джоном Стрейном я, благодаря нашему сообщнику все-таки сумел его удивить, он не знал о Стрейне.
Тем не менее, потом он охладил мои восторги по поводу Стрейна. И в нашей переписке возникла дискуссия на тему живописи, которая вышла за рамки  работ только Стрейна. Более того, дискуссия эта уже не только об американской живописи, а о целом направлении всей современной живописи. Я бы хотел, чтобы сообщники оценили наши разногласия ну и кого-нибудь поддержали. Не обязательно - меня.
Дальше я буду ставить отдельные выдержки из нашей переписки (как говаривал Николай Васильевич, "выбранные места из переписки с друзьями") и некоторые репродукции иллюстрирующие мысли оппонентов.

Да, спасибо тебе  за  картины "Север-Юг". Но было бы  еще  лучше если бы ты присылал вместе с ними фамилию художников и названия  работ.
  Очень ищу художника Шрейвогеля
 Он рисовал сцены битв армии с индейцами. У нас их здесь нет. Если встретишь где-нибудь на  просторах Интернета, вышли мне адресок. И вообще посылай мне адреса по Дикому Западу.

Клаус, я нашел твоего Шрейвогеля.
Посылаю тебе первых две картины. Там где всадник стреляет из пистолета картина называется:

Breaking Through the Lines


Там где сбоку кавалеристы актакуют индейцев, картина называется:

The Silenced War Whoop


Буду тебе посылать с названиями, хоть мне это больше возни.

Того художника, которого я тебе посылал раньше, зовут Джон Стрейн, если ты не видишь названия на сайте? Он намного лучше и точнее пишет, чем художники девятнадцатого века. Живет и работает он сейчас, а не сто лет назад. И очень тщательно прорисовывает детали. Так что я современных художников предпочитаю, они работают лучше.

Спасибо за картины.
О превосходстве техники современных художников  я  с  тобой  не  совсем  согласен. Все  современные  американские художники-баталисты  пишут в  манере фотореализма с  прорисовкой мельчайших деталей. Пишут, в основном, акварелью. Они набирают массовку одевают их  фотографируют, а потом с фоток долбают картины. Но красиво не означает лучше. Картины получаются статичными, резиновыми и не живыми. Нет той дымки, которая создавала иллюзию движения, скорости и вообще передавала бы внутреннюю жизнь картины.
Есть такая  байка, что когда Крамской написал свою дипломную работу "Мужик читающий Библию", то он показал ее сперва своему соседу-дворнику, в квартире, где он жил. И тот ответил, что в глазах мужика я не вижу, что он читает Библию. Мне кажется, он читает какой-то интересный роман. Крамской уничтожил картину и написал новую.
  Из современных американских художников  по Дикому Западу обрати внимание на Говарда Тёрпинга.

(Я обратил внимание и даже вам показываю одну работу этого художника)


Я считаю его самым лучшим из современных. И что отличает такие картины от современных   фотоакварелек - их надо смотреть в подлиннике. А если хочешь их посмотреть  в нормальном восприятии, то прикрой чем-нибудь один глаз, а  другим не менее двух минут смотри на  картину. Эффект восприятия достигается лучше, потому что картина, на которую ты смотришь, снята фотоаппаратом у  которого один объектив, а у тебя два глаза, так что для лучшего  восприятия ты  должен смотреть  одним.
Из художников прошлых веков  для  меня лучшие это Шрейвогель и Ремингтон, альбом которого ты  мне  когда-то прислал.


Николай Олегович!
При всем уважении к тебе, не могу с тобой полностью согласиться.
У того художника, которого ты мне заказал, нет характеров у героев, нет мысли.
Там есть движение, эспрессия, напряжение схватки, да это так, но людей нет, есть отдельные функциональные фигуры.
А вот у Джона Стрейна на картинах - люди.
Люди совершенно реальные. У него нет выдуманных пересонажей, он пишет картины на реальные сюжеты Гражданской войны.
Посмотри например картину Стрейна, которая называется "Молитва перед сражением".
На ней - Командующий Южан - Роберт Ли и его генералы.
Неужели ты не ощущашь их невеселые мысли в этой картине и то настроение с которым они молятся?
На картине - характеры и характеры сильные, отлично показанные.


Ты очень убедителен и очень толково все написал.
И я согласен что художники 19 века действительно многое умели.
Но...
Во-первых, цены на картины очень зависят от того, жив человек или давно умер.
Я не уверен, что спустя почти сто лет после смерти Стрейна его картины будут стoить меньше, чем картины Шрейвогеля. Просто Шрейвогель умер в 1912-м году и больше ничего уже не напишет и его картины будут сейчас потихоньку расти в цене, поэтому его покупают еще и как вложение капитала.
Так что сравнение цен для меня совершенно не аргумент. Не работает это.
Во-вторых. Я не могу согласиться с тем, что Джон Стрейн просто тщательно, но статично прописал на своих картинах исторических персонажей. Та картина, которую я тебе показал, она статична по композиции и по героям. Потому что люди молятся. Причем молятся не истеричные дамочки, а военные.
Они не заламывают руки и не впадают в молитвенный экстаз. Но мысли их Стрейн передал достаточно точно, это сложнее, чем изображать истеричных, но не статичных дамочек.
Ты ведь знаешь, что самое трудное для актера - держать паузу, а не произносить длинный монолог.
Они держат паузу и держат ее достойно.
Кроме того, у Стрейна есть далеко не статичные фигуры, хоть ты считаешь, что это просто раскрашенные картинки. Я уже не помню, посылал ли я тебе картину, которую присоединю к этому письму, но я не вижу никакой статики, несмотря на то, что всадники не скачут, а только всматриваются вдаль, где неприятель.
Та картина, которую я тебе посылаю называется Vengeance At Okolona ("Месть при Околоне").

Перед тобой, начало сражения при Околоне и его главный герой, генерал Нейсон Бедфорд Форрест,  командир кавалерии южан. Вот что о нем пишут:


Отличался бесстрашием и беспощадностью к врагам; янки говорили о нем, что готовы «пожертвовать десятью тысячами человек, лишь бы затравить Форреста насмерть!». Особой славой этот генерал покрыл себя в битве при Околоне 22.02.1864 г. Узнав о гибели в этом сражении младшего брата, Форрест бросился в его полк, возглавил эту часть, и в ярости атаковал центр федеральных позиций. Северяне были смяты и разбиты; тем не менее, не желая проигрывать сражение, они отступили и заняли вторую линию обороны. Однако, наткнувшись на заграждения второй линии обороны северян, Форрест не остановился; он, словно безумец, в одиночку бросился на врага (некоторые очевидцы подвига генерала сравнили его в тот миг с берсеркером). Опрокинутые конфедератами янки вновь отошли, а Форрест продолжал гнать их перед собой до тех пор, пока отступление северян не превратилось в паническое бегство. За время этой безумной рубки под генералом Форрестом было убито три лошади, одна из которых была буквально изрешечена пулями; в настоящее сито от попаданий пуль превратилось и седло генерала. После победы при Околоне в войсках южан за Форрестом закрепилось прозвище «Волшебник в седле».

Заметь все это случилось в конце войны, когда казалось бы южане безнадежно проиграли и должны были беспорядочно бежать.
Теперь еще вот о чем. То, что ты называешь раскрашенными картинками, это вполне известный стиль в живописи, который родился в Америке. Он называется гиперреализм. И гиперреалистов никто не считает копиистами. Это очень уважаемый и любимый многими и знатоками и искусствоведами стиль.
Я лично предпочитаю гиперреализм, если картины сделаны талантливо, многим другим направлениям.
Я надеюсь, что ты знаешь больше меня об этом направлении живописи. Если не знаешь, почитай, в Интернете есть достаточно информации. В общем, каждый из нас остается при своем мнении.
 Я иногда хожу на выставки художников, потому что подруга Олега, который был лучшим другом Дани, художница. Там такая иногда мазня попадается, что просто оторопь берет.
Но все эти мазилы считают себя художниками. Я их художниками не считаю.
Но... вообще мне очень интересно было прочесть твое письмо, я даже подумал, что ты, не историк по образованию, а искусствовед. Скажи, ты в университете брал какой-то курс по искусству?

Привет! 
Наша переписка все больше и больше стала напоминать письма Ивана Грозного к Андрею Курбскому.
Я уже даже забыл, о чем мы с тобой начали спорить. Да и вообще спор ли это?
 На твои вопросы отвечаю.
Я  сам немного рисую и прослушал курс профессиональных лекций профессора Алпатова по живописи и профессора Волкова по композиции и цвету в  живописи.
Кроме того мне не повезло - мои друзья все: то ли это поэты, то ли художники.
    Если мы говорили о том, художник ли  твой  Стрейн, то я скажу так: 
Его работы мне нравятся, и я с удовольствием смотрю все его картины, которые ты мне присылаешь и  надеюсь, что ты пришлешь мне все 83 картины, которые расположены у него на сайте. 
Кроме того он художник-баталист, а это моя огромная слабость, ради которой я могу прикрыть глаза. Он хорошо проиллюстрировал Историю войны Севера с Югом.
Это  три больших плюса.
   Раз цена тебе не аргумент, буду бить  по-другому:
  У нас  здесь  слово "гиперреализм" или "фотореализм" для художника звучит как оскорбление.
Сейчас все поголовно у нас здесь увлеклись этим, потому что для этого не надо быть художником с  большой  буквы. Мои друзья, которые сейчас делают рекламки и буклеты, а также портреты на дни  рождения, пользуются  как практическим руководством книгой американского гиперреалиста Билла Флеминга.  И у них все получается. От портретов, до иллюстрации  батальных сцен истории.
 А в основном эту технику используют художники, рисующие в  жанре фэнтэзи.
Вот кстати нашел в Нете одно из его руководств. Загляни:
lib.mexmat.ru/books/13770
Даже здесь написано, чтобы рисовать как Стрейн, нужно в первую очередь иметь хороший  фотоаппарат с большим разрешением, потом программу, которая называется, кажется, "Адоба Гиперреализмшоп".
Потом надо иметь, не знаю как у вас называется, но у нас - "Плоттер", который  маслом рисует на холсте изображение фотографии. Кажется, он должен быть на  подрамнике. Зайду на наш худграф и еще  раз  специально для  тебя  посмотрю или   сфоткаю.
Ну естественно для батальных сцен художник или  выезжает  на  съемки  какого нибудь  исторического фильма или сам нанимает  статистов, одевает  их  и  фоткает.
И, в результате, из под "Плоттера" выходит уже готовый подмалевок, который и является на 90 процентов  картиной. Затем художник вносит желательно акриловыми красками свои коррективы  картины по готовой фотопрорисовке.  Ну кое-что еще дорисовывает.

Это я  написал тебе про то, как делают такие картины у нас в Вартовске. 
Ну а у вас естественно все это на более высокой ступени, да и плоттеры получше. Я вот, правда, забыл, но кажется в этом плоттере через каждую краску надо прогонять холст по два  раза.
Надеюсь, что теперь ты  понял, художник здесь нужен только для окончательной обработки  картины. Ты тоже так сможешь. Картина получается очень эффектная и зрелищная.
Но никогда  в жизни  такие художники не смогут написать воздух, скорость, пыл битвы, утро или вечер. И еще мне кажется что тебе не нравятся Импрессионисты и особенно - экспрессионисты.
(Не за то, конечно, что в этих словах есть "сионисты",  а за их стиль.)
Гиперреалисты-баталисты пишут разного рода молитвы, статичную остановку перед битвой со всевозможными долгими  раздумываниями и со всматриванием вдаль или медленно идущую группу солдат, но в данный  момент  почему то остановившуюся.
Это я говорю не о Стрейне, а, например, о Кейте Рокко или Морте Кёнстлере, которые рисовали сцены битв, но они у них получались самыми неубедительными.
И они рисовали картины с огромными текстами, в котором рассказывалась целая  повесть о  том, чему  посвящена  картина. В общем, иллюстрировали текст Американской истории. Все эффектно, все красиво, все  нравится,  но чего-то там все равно нет
В  картинах есть образ жизни, но нет самой жизни.
Это все похоже на раскрашенную фотографию, как я тебе писал ранее, снятую объективом, у которого один глаз .
Как говорил Алпатов, на  картину надо смотреть двумя глазами не  менее пяти  минут - только  тогда  все  на  ней, начнет шевелиться. И, самое главное, в картине это чтобы композиционный центр совпадал с  сюжетным. И тогда  ты сможешь  прочитать  и раскрутить картину. Надо  сперва найти центральную  сюжетнокомпозиционную фигуру, которая  может  находиться иногда  даже за  границей рамки  картины и оттуда  начинать  читать.  Он смотрит на того, тот смотрит на  другого, а другой  смотрит на тебя, иногда  очень   жалостно. Но чтобы  все это прочувствовать надо  иметь очень много времени, коего у нас, как правило, нет.
Гиперреализм  мне напоминает  комп-программу "Журналист" с о своей базой памяти.  Ты по ней  пишешь  статью, как будто играешь в  компьютерную игру  Из базы программы выбираешь  тему, затем   выбираешь героев, выделяешь, что тебе надо и перебрасываешь на чистый лист.
Нужны  диалоги, выбираешь окно диалогов с темами. На какую тему надо  написать. Потом уже все это редактируешь. Проверяешь, была  ли  уже  где-то такая  статья, и если  да, вносишь изменения.
В общем, получается  статья готовая, только  написанная  не  тобой, а  ко
мпьютером.  
Появились такие же программы для  написания  романов. Но, правда, мне  попадались только  для  написания исторических романов и фэнтэзи.   Вплоть до того что там есть все любые имена.  
Из такого подстрочника, который  выходит в рез
ультате  этой  программы, может получиться  отличный роман. Но для  того  чтобы  его  закончить, надо быть настоящим писателем, который  смог бы  вложить в него душу. Я как-то попытался написать вестерн, но результат мне все  время  выдавал, что  почти  такое уже есть у Ламура или Зена Грея.
   Никогда  еще  столько не писал в одном письме!  Вот  ты  меня  завел!

В конце уточню, что курс, который брал Клаус по живописи, был им прослушан в АзГУ, он - бакинец и именно там получил высшее историческое образование с уклоном в археологию.  

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 15 comments