dandorfman (dandorfman) wrote,
dandorfman
dandorfman

Я о ней ничего не знал до сегодняшнего дня.



Она сожгла себя в знак протеста против выселения евреев из Гуш-Катифа.

http://bosinova.rjews.net/

Оригинал взят у alekstarn в Памяти Лены Босиновой
О поступке Лены Босиновой сказано и написано очень мало. Но этот факт не имеет ничего общего с забвением или недостатком внимания. Просто есть вещи, перед которыми умолкают и цинизм, и идейные склоки, и ученая аналитика. Они слишком велики, слишком базисны для словесного описания; перед ними, как перед святыней, стыдно попусту молоть языком. Клевета и апология, хвала и хула отскакивают от них, как пластмасса от гранита. Наверно, поэтому мы бессознательно отодвигаем мысли об этом на потом: возможно, спустя годы или даже десятилетия, громада Поступка станет лучше видна, объяснима, подвержена артикуляции.

Русское слово «самосожжение» плохо отражает суть явления, именуемого на английском self-immolation. Ведь «immolation» – это жертвоприношение, заклание; а «сожжение» – это либо частный случай, либо способ осуществления этого действа. Self-immolation не имеет ничего общего с простым самоубийством, как, скажем, выходка разорившегося неврастеника, поджегшего себя во время клоунады «социального творога», не имеет ничего общего с тем, что совершили польский бухгалтер Рышард Сивец в 1968-ом, чешский студент Ян Палах в 1969-ом, литовский юноша Ромас Каланта в 1972-ом и наша Лена Босинова в августе 2005-го.

Далай-лама – один из духовных лидеров религии, которой, в силу исторических и культурных причин, особенно свойственна эта крайняя форма жертвоприношения, так определил эту разницу: «Я совершенно уверен, что если те, кто пожертвовал своей жизнью, сделали это с искренней мотивацией во имя Учения Будды, во имя блага людей, то с религиозной, буддийской точки зрения, они совершили благое деяние. Если же они совершили то же самое во власти гнева, ненависти, то это неправильно».
Его слова были адресованы к десяткам тибетским буддистов, совершивших акт self-immolation в знак протеста против оккупации их родины Китаем. Но прозвучавшее в них четкое различие между «искренней мотивацией во имя блага людей» и деянием, совершенным «во власти гнева, ненависти», справедливо и во всех других случаях.

Лена, Рышард, Ян и Ромас были далеки от буддизма. Воспитанники европейской цивилизации, они не разделяли и чисто азиатской тяги к огню, не имели в виду его сакрального смысла, столь ясного и значимого для индо-ирано-буддийских культур. Тем громче, тем символичней – крайнее крайнего – стал избранный ими способ протеста. В твердом уме и здравой памяти они выбрали именно такой вид мученического жертвоприношения, превратив самих себя в факел – во имя Свободы, понимаемой как «высшее благо людей».

Свобода – это, прежде всего, право сказать «нет!» Нет – хамскому сапогу оккупанта. Нет – попыткам зажать рот, согнуть в рабском поклоне. Нет – лжи и предательству, жлобскому бульдозерному напору, втаптывающему в грязь сады и сердца. Нет!
Такой она и останется в нашей памяти – Лена Босинова, факел Свободы.

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments