dandorfman (dandorfman) wrote,
dandorfman
dandorfman

Categories:

Контакт? Нет контакта.



Что-то читающий народ поутих. Интерес к теме угро-финнов, которые прикидывались русскими, сильно снизился.
Никого не заинтересовала даже моя смелая идея о том, что русские блондины и блондинки произошли не от бурых, а от белых медведей.
Но я упорный, наметил еще две части и я их поставлю, тем более, что их тезисы вместе с цитатами - готовы.
Я написал о названии третьей части, могу добавить для интриги и название четвертой части.
Она будет называться "Что жыды, вышиванки надели?"

Для того, чтобы чуть переключить внимание почтенной публики, внимание, коего уже почти нет, вернусь... к Генису-Пенису.
Да я понимаю, что сюрприз, да и сам я не планировал больше к нему возвращаться. Но... человек преполагает..., дальше вы помните.
Но глава, которую я процитирую, затронет, во всяком случае я надеюсь, что затронет, практически всех моих френдов, кому за 40.
Потому что практически для всех их очень много значили имена Аркадия и Бориса Стругацких. А именно о них глава, которую я скопирую на этот раз.


Тем не менее, я напишу и про свое отношение к Стругацким. Какое оно было у меня 40 лет назад, я думаю не стоит объяснять. Да, именно такое как и у Вас, дорогие ровесники и те, что чуть помладше. Но, увы, сейчас оно поменялось. Теперь они меня раздражают, когда я пытаюсь читать то, что по каким-то причинам пропустил и то, что прочел когда-то, я откладываю книгу и и понимаю, что это уже меня не только мало трогает, но даже достает. Вот так кардинально я переменился к Стругацким.
Чувство такое, что я был верующим и верил им, как двуликому Богу. Верил в их пророчества, верил в их откровения, в общем, я воспринимал их тексты и как Ветхий и Новый Завет, тем более, что Библию я тогда не читал, разве что в карикатурах датского коммуниста Бидструпа мне было известно ее содержание.
А Стругацких читал, читал вдоль и поперек. Впрочем, не я один.
Что же случилось сейчас? А сейчас случилось то, что вижу: они писали не просто фантастику, они писали убaюкивающие сказки. Сказки о человеке, который будет совсем другим, не только умным и красивым, а хорошим, добрым, великодушным, альтруистичным и т.д. и т.п. Т.е. они нам рассказывали, что люди изменятся и это произойдет очень скоро.
Увы, это была неправда, люди как были двуногими злобными зверями, так ими и остались. Они убивают себе подобных с таким же энтузиазмом, как и в темные времена феодализма, фашизма, коммунизма и прочих осужденных Прогрессивным Человечеством измов. Более того, само Прогрессивное Человечество, которое прославляли Стругацкие, обещая скорый Рай на Земле, оказалось еще подлее и лицемернее честных убийц. Стругацкие мне внушили, что надо понимать чужих и раскрывать им душу. И тогда чужие станут почти своими.
Надо быть милосердными к врагам и требовательными к друзьям. С друзей бОльший спрос. В общем, Евангелие от Стругацких описывало то, что не случилось, хоть ими обещалось.
Дело не в коммунизме, дело в пришествии других людей, массовом пришествии. Людей все понимающих, сильных, но добрых.
Да, конечно Вы скажете, что они осудили Прогрессорство. Не о том я. Они осудили подстегивание времени прихода сверхлюдей в темные недозревшие для этого прихода общества, но я толкую о той Земле, которую описывали Стругацкие. Земле недалекого будущего, где мерзавцев и подонков практически не осталось, и все уважают друг друга, как после третьей рюмки, когда весь мир кажется, как поется в песне, "голубым и зелеными". Т.е. я о нашем собственном будущем, а не будущем каких-то грязных, отсталых, погрязших в распрях планет.
Что нам Арканар и прочие задворки Галактики в романах Стругацких? Да, у них было и другое, скажем, "Град Обреченный". Но это ведь была антиутопия. Т.е. то, что сбыться не должно было.
А ведь накаркали, сбылось. Теперь экранизация "Града Обреченного" возможна без затрат на пышные декорации и в Алеппо и в Хомсе и в Славянске и в Луганске.
Думаю, что и в Киеве она скоро будет возможной. Оказалось, что это никакая не утопия. И за то, что накаркали, я их тоже не люблю сейчас открывать.
И еще. Сейчас мне видна искусственность, психологическая несостоятельность почти всех их героев. Картонные дурилки, а не живые люди, вот такое у меня теперь впечатление от их героев.
Ну и язык. Он слишком необязателен, грязноват, много лишнего, особенно в поздних вещах. Уже давно даже тупому читателю все ясно, а герой все резонерствует, мучает себя и окружающих вопросами типа: Почему же все-таки "к вам" пишется отдельно, а "квас" - вместе.
Я бы еще много претензий мог бы предъявить к Стругацким, но давайте послушаем Гениса, он ими продолжает восхищаться, может вы предпочтете его мнение?
Ну и одна серьезная претензия к Генису. Слишком много многозначительных фраз в этой главе, которые на самом деле ничего не значат.
Это Генису кажется, что он сказал красиво и многозначительно. Мне так не кажется.
Именно такой фразой заканчивается глава:
Улитке с Фудзиямы повезло не знать, что она ползет по склону вулкана.
Это бессмысленный набор слов, не более.
И не объясняйте мне, что это значит. Во-первых, каждый объяснит что-то сугубо свое, во-вторых, "если надо объяснять, то не надо объяснять".

19. Контакт


Антиутопию может написать каждый. В сущности, сама жизнь – антиутопия. Она начинается с любви, а кончается смертью. Поэтому наиболее радикальная утопия отменила конец совсем и навсегда. В моем пионерском детстве об этом мы, понятно, не задумывались, удовлетворяя тягу к потустороннему научной фантастикой. (Глупее других были отечественная “Голова профессора Доуэля” и американский “Ральф 124С 41+”.) Нанесенный в детстве урон оказался невосполнимым: я до сих пор люблю фантастику и тайком отождествляю ее с коммунизмом. Хотя в первой “научного” было не больше, чем во втором, она вправе так называться, ибо героем обоих был ученый.

В то время опиумом для народа была не религия, а наука. Рукотворная метафизика, она, как Бог, создавала будущее, и мы жили у него взаймы – вроде Пети Трофимова из “Вишневого сада”, только хуже. Настоящее, однако, казалось сносным, ибо вчера было заведомо хуже, чем завтра, которое наука приближала своими темными путями. Осветить их обещала фантастика, за что мы полюбили ее не рассуждая, по-детски, ведь перед будущим все – дети. Но с тех пор, как я постарел, а фантастика выродилась, мне стало яснее ее внутреннее устройство.

Центральный конфликт – контакт неравных. Фабулу определяет вопрос, кто дальше ушел по пути прогресса. Ответ на него составляет сюжет, который разыгрывает главную мистерию нашей географии – открытие Нового Света. Если пришельцы выше нас, то роль индейцев играем мы. Если ниже, то – они. Раздетая до скелета, фантастика напоминает вестерн для очкариков, которыми нас всех делает трехмерный и вторичный “Аватар”.

До поры до времени, пока научная фантастика не стала посредственной сказкой, даже на этой скудной почве росли диковинные цветы. У Брэдбери Контакт кончался лирической трагедией, у Лема – теологией неполноценного бога, у Стругацких – живой утопией.

Всему хорошему в СССР меня научили братья Стругацкие. Я их читал, сколько себя помню, не переставая любить, но за разное. Ребенком они мне нравились, потому что обещали светлое будущее. Когда я вырос, мы вместе с авторами перестали в него верить. Сейчас я их люблю за то, что светлое будущее все-таки было, только теперь оно называется светлым прошлым, и я в него верю вместе с замшелыми пенсионерами, которых еще пускают на Октябрьскую демонстрацию, но уже с трудом.

* * *

Стругацкие начинали там, где все было бесспорно, понятно и знакомо. Их кумиром был Уэллс, а учителем – Жюль Верн, который первым открыл безошибочную формулу жанра: техника и юмор. Второй позволял переварить первую, особенно тогда, когда капитан Немо на протяжении сорока страниц отвечает на вопрос, какова глубина Мирового океана. Стругацкие избавили фантастику от технологического крена и создали мир, в котором они – и мы – хотели жить. Придумывая с запасом, они перенесли его не в xxi, а в xxii век, который сочли зенитом истории и назвали Полднем человечества.

Люди Полудня напоминали студенческую ватагу. Они умны, здоровы, веселы и заняты – сложным, малопонятным, интересным. Здесь, как на ВДНХ, царила дружба народов, и каждому находилось место под высоким солнцем. Здесь оставалось место подвигу, несчастной любви и только мелким нелепостям. Короче, “Полдень” напоминал “Незнайку” для подросших читателей, что не обескураживало героев. Ваганты будущего, они кочевали по Земле и ее неблизким окрестностям в поисках риска, открытий и рыцарских авантюр, но главное – увлекательной работы.

В ранней повести “Попытка к бегству” есть такой диалог:


– Однако же нельзя все время работать…

– Нельзя, – сказал Вадим с сожалением. – Я, например, не могу. В конце концов заходишь в тупик и приходится развлекаться.

Чуть позже Стругацкие вынесли эту мысль в лапидарный афоризм, ставший названием их самой популярной повести “Понедельник начинается в субботу”. В сущности, это советский “Гарри Поттер”. В этой книге братья учинили не только рационализацию, но и бюрократизацию магии, сделав ее родной, доступной и достойной зависти. Все читатели Стругацких хотели бы работать в НИИЧАВО, как все поклонники Роулинг мечтают учиться в Хогвартсе.

Оккупировав наше детство, Стругацкие повлияли на советского человека больше не только Маркса с Энгельсом, но и Солженицына с Бродским. Собственно, они (а не Брежнев) и создали советского человека в том виде, в каком он пережил смену стран и эпох. Все, кого я люблю и читаю сегодня, выросли на Стругацких – и Пелевин, и Сорокин, даже Толстая. Мощность исходящего от них импульса нельзя переоценить, потому что они в одиночку, если так можно сказать о братьях, оправдывали основополагающий миф отравившего нас режима. Стругацкие вернули смысл марксистской утопии. Как последняя вспышка перегоревшей лампочки, их фантастика воплотила полузабытый тезис о счастливом труде. Пока другие шестидесятники смотрели назад – на “комиссаров в пыльных шлемах” (Окуджава), вбок – “коммунизм надо строить не в камнях, а в людях” (Солженицын), или снизу – “уберите Ленина с денег” (Вознесенский), Стругацкие глядели в корень, хотя он и рос из будущего. Их символом веры был труд – беззаветный и бескорыстный субботник, превращающий будни в рай, обывателя – в коммунара, полуживотное – в полубога.

Такой труд переделывал мир попутно, заодно, ибо его настоящим объектом была не материя, а сознание. Преображаясь в фаворском свете коммунизма, герой Стругацких эволюционировал от книги к книге, приобретая сверхъестественные способности и теряя человеческие черты. Так продолжалось до тех пор, пока он окончательно не оторвался от Homo sapiens, чтобы стать “Люденом” – новым, напугавшим уже и авторов существом, у которого не осталось ничего общего не только с нами, но и с жителями светлого будущего.

Всякая утопия, если в нее слишком пристально вглядываться, становится своей противоположностью. Однако по пути от одной крайности к другой Стругацкие свернули в сторону, чтобы создать непревзойденную по глубине и трагизму версию контакта. Их “Улитка на склоне” (наравне с “Солярисом” Лема) подняла до вершины жанр, который быстрее других впадал в слабоумие.

* * *

Гений “Улитки” – в фальшивой симметрии. Чередуя главы, авторы переносят нас со Станции в Лес – и обратно. Но одна часть отличается от другой так же разительно, как описанная в них действительность. Параллельны тут не сюжетные линии, а герои: один, Перец, стремится попасть в Лес, другой, Кандид, – из него выбраться. Плохо и там и тут, но по-разному.

Два мира несовместимы друг с другом. Тот, что на Станции, нам легче узнать, ибо им управляет абсурд замкнутой на себе бюрократической утопии. Ослепленная своим могуществом, она растет себе на погибель, ибо пользуется ложным расчетом. Символ Станции – испорченный калькулятор, который никто не собирается чинить.


– 12 на 10, – сказал Ким. – Умножить.

– 1007, – механически продиктовал Перец, а потом спохватился и сказал: – Слушай, он ведь врет.

– Знаю, знаю, – нетерпеливо сказал Ким.

“Станция” напоминает о Кафке. “Лес” написан свихнувшимся “деревенщиком”. Речитатив заговаривающейся прозы опутывает Кандида словесными лианами. Речь на дрожжах, изобильная, как всё в Лесу, заливает бессмыслицей остатки распустившегося на природе разума. Если первая часть – кошмар Просвещения, то вторая – утрированный Руссо.

Лес, однако, не выбирает между “городом” и “деревней”. Лес снимает это противоречие, исправляя ошибку эволюции, отвернувшейся от самой себя ради металлических чучел. Цель Леса – болото, оружие – разрыхление и одержание, столица – Озеро. Эта живородящая дыра природы служит не храмом, а мастерской для той амазонки, которую встречает наконец прозревший Кандид:


Она вышла из лесной чащи, белая, холодная, уверенная, и вступила в воду, в знакомую воду, вошла в озеро, как я вхожу в библиотеку.

Этой влажной, топкой утопией управляют женщины, упразднившие мужчин. Непорочные девы развернули вектор прогресса, заменив патриархальный техницизм биологией матриархата. Мужская цивилизация заменяет природу машиной и живую среду мертвым камнем:


Когда выйдет приказ, – провозгласил Доморощинер, – мы за два месяца превратим там все в бетонированную площадку, сухую и ровную.

Экспансия – мужской путь. Мы творим вне себя, ибо нам не дано, как женщинам, творить из себя. Мужская цивилизация плодит мертвую технику, которая искореняет поддерживающую нас жизнь. Но в Лесу вечная война мужчин и женщин закончилась полной победой последних и безоговорочной капитуляцией первых:


Они идут и гниют на ходу, и даже не замечают, что не идут, а топчутся на месте.

А мы, лишившись смысла и назначения, оказались тупиковой ветвью цивилизации, которая творит себе подобных из железа, как мужчины, а не из плоти, как женщины.


Вы там, – говорит одна из Подруг, – впали в распутство с вашими мертвыми вещами на ваших Белых скалах. Вы вырождаетесь.

Различие между механической и биологической эволюцией определяет не история, а пол, не культура, а природа. (Много лет спустя я понял, как это может выглядеть, когда услышал про овцу Долли.) Мужчины строят, женщины рожают – они и есть будущее. В Лесу это очевидно, а на Станции об этом еще не знают, но уже догадываются:


Изобилие красок, изобилие запахов. Изобилие жизни. И все чужое. Чем-то знакомое, кое в чем похожее, но по-настоящему чужое. Наверное, труднее всего примириться с тем, что оно чужое и знакомое одновременно. С тем, что оно производное от нашего мира, плоть от плоти нашей, но порвавшее с нами и не желающее нас знать. Наверное, так мог бы думать питекантроп о нас, о своих потомках, – с горечью и со страхом.
В этом видении Леса – ключ к “Улитке”. Лес и Станция – две фазы одной реальности, они противостоят друг другу, как будущее и прошлое. Разделяющая их пропасть – разрыв в преемственности. Фантастика обещала его заполнить своими домыслами. Стругацкие показали, почему это невозможно. Будущее не продолжает, а отменяет настоящее. У будущего нельзя выиграть. И непонятно, как жить, зная об этом.

Парадокс, который Лес поставил перед Кандидом, неразрешим. В других, более оптимистических версиях грядущего Стругацкие придумали профессию прогрессора. Но попав вместо прошлого в будущее, прогрессор становится регрессором. Поэтому герой “Улитки” – последний самурай, защищающий идеалы не только безнадежные, но вредные, в том числе – экологически. Встав на сторону обреченных аборигенов Леса, Кандид возглавил партию “питекантропов”, чем вернул “Улитку” к стандартной притче Контакта. Но она исчерпывает сюжет, а не книгу.

“Улитка на склоне” описывает частный случай универсальной проблемы. Контакт между прошлым и будущим питает внутренний конфликт между тем, кем мы были, тем, кем стали, но, главное, тем, кем будем. Встречаясь с палеолитом детства, мы не можем найти ему места в настоящем, точно так же, как нам некуда себя деть в том будущем, где нас нет. Об этом всегда писал Бродский:


Так солдаты в траншее поверх бруствера
Смотрят туда, где их больше нет.

Перед открывающейся с этой точки перспективой меркнет любой фантастический вымысел. Ведь в войне с будущим у нас нет шансов ни понять, ни уцелеть. Улитке с Фудзиямы повезло не знать, что она ползет по склону вулкана.

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 13 comments