dandorfman (dandorfman) wrote,
dandorfman
dandorfman

...и он хотел бы ее прикончить. Тут я с ним солидарна.




Ностальгирую.

Снова Шатерникова. Великолепный плевок в в очередной "шедевр" Голливуда под азванием "Голодные игры: И вспыхнет пламя".
Это экранизация второй части "Голодных игр", самой читаемой книги в Америке в последние годы.



Голодные игры: занимается пожар

Опубликовано: 16 декабря 2013 г.
Рубрики:

Голодные игры: занимается пожар

The Hunger Games: CatchingFire

Режиссер Фрэнсис Лоренс

Успех романа Съюзен Коллинз и снятых по нему двух фильмов можно объяснить только общим упадком литературы США, а также тем, что молодежь медленно, но неуклонно утрачивает навыки чтения и даже мышления.

Вокруг второго фильма поднят такой оглушительный рекламный шум, что сказать о нем правду нелегко. Его выдают за высокохудожественное и исполненное значительности произведение, тогда как на самом деле это, по словам критика Уолтера Чоу, «претенциозный, мнимо серьезный мусор». Многие называют «Голодные игры» термином tentpole — «шест, на котором держится палатка». Им обозначают фильмы, которым поручается “поддержать палатку» — то есть, заработать как можно больше денег, чтобы покрыть убытки студии от производства других картин.

Студии «Лайонсгейт» это вполне удалось. «Игры» уверенно заняли первое место среди чемпионов кассы. Газеты не устают купаться в цифрах и сладострастно сравнивать сборы «Игр» за праздничные дни со сборами других чемпионов прошлых лет. Еще бы — за первые десять дней проката фильм собрал в США 297, а в мире — 573 миллиона долларов!

Действие, как и в первом фильме, происходит в будущем, в стране Панем, за которой явно просматривается Америка с ее небоскребами и пожилым президентом по фамилии Сноу — «Снег» (белый!). Вся страна не занимается ничем, кроме как лицезрением «голодных игр», где подростки из бедных семей почему-то должны убивать друг друга. Элита обитает в Столице с небоскребами, одевается и причесывается, как клоуны, и старательно гнетет народ при помощи свирепой полиции в белых комбинезонах. Низшие классы проживают в «районах», где небоскребов нет, и на их лицах написано глубокое страдание. Но там явно зреет революция.

На сайте «Гнилые помидоры» 89 процентам критиков фильм нравится. Они считают его увлекательным и побуждающим к размышлениям. Особенно им нравится социальное содержание. В нем находят общее с восстанием Спартака, с движением Ганди, с Арабской весной и с плачевной жизнью 99 процентов несчастного населения Америки. Словом, кого чему научили. Особенно меня растрогал молодой австралийский критик Мэтью Туми. Он сообщает, что проводит так много времени в кинозалах и за игрой в гольф, что читать совершенно некогда. Так что он читает максимум две книги в год. Но фильм «Голодные игры» так ему понравился, что он даже прочел книгу и остался очень доволен.

В прошлом фильме народная героиня, юная Кэтнис (Дженнифер Лоренс), не только победила и уцелела в играх, но и спасла юношу Питу Малларка при помощи обмана властей с какими-то ягодами. (Уж не помню — путем их поедания или, наоборот, несъедения). В новом фильме президент Сноу, изнемогающий от коварства, страшными угрозами заставляет победителей сперва ездить по районам и выступать перед пролетариатом, а затем снова участвовать в играх. Таким образом народ будет отвлечен от восстания. При этом Кэтнис с ее скрытым революционным потенциалом президенту глубоко не симпатична, и он хотел бы ее прикончить.

Тут я с ним солидарна.

Но я, конечно, в меньшинстве. В рецензиях актрису называют «грозной силой перед лицом странного и опасного мира», «симпатичной и восхитительной», у нее «лицо мраморной богини и глаза, излучающие молчаливую ярость и неколебимый интеллект», она «символ надежды для угнетенных миллионов», «совершенство», «Валькирия, которую трудности делают только сильнее» и «одна из самых ярких восходящих звезд в кино».

Президент Сноу заставляет Кэтнис и белокурого, нежного Питу врать, что они любят друг друга и помолвлены. Это позволяет юным зрительницам полюбоваться роскошным свадебным платьем, надетым на Дженнифер Лоренс. На самом деле у Кэтнис в ее районе остался бойфренд Гейл металлургически-пролетарского вида. Но ближе к финалу героиня вдруг проникается теплыми чувствами и к Пите, которому наносит длительный поцелуй. Юные зрительницы при опросах заявляли, что в фильме им было интереснее всего, кого же из двух в конце-концов выберет Кэтнис. Этот волнующий вопрос во второй серии остается не решенным. Сильно подозреваю, что в третьей (она уже в производстве) или в четвертой он будет снят с повестки дня, потому что один из двоих претендентов пожертвует жизнью во имя революции.

Игры во второй серии как-то скомканы. Их немногие участники действуют больше вместе, чем друг против друга. В лесу им угрожает ядовитый туман, ужасные рычащие обезьяны и какие-то электрические взрывы неясного назначения. Тот же критик Чоу написал, что мир писательницы Сьюзен Коллинз настолько лишен выдумки, что режиссеру просто нечего делать. Непонятно, на что пошли 140 миллионов, вложенные в этот «палаточный шест».

Политкорректная расовая квота соблюдена даже с перевыполнением. Тут и память об ангелоподобной чернокожей девочке, в прошлых играх пожертвовавшей жизнью ради товарищей. И мудрый черный костюмер, не только одевающий Кэтнис, но и вдохновляющий ее на правильные поступки. И еще более мудрый чернокожий изобретатель, участник игр, творящий что-то непонятное, но очень полезное. И безымянный черный пролетарий в районе, который отважно делает революционный жест пальцами, за что жестоко расплачивается.

Вообще-то авторы фильма не слишком представляют себе, как именно полагается угнетать народ. Свои представления они черпают из голливудского кино про рабовладельцев и нацистов. Поэтому прямо на площади одного трудящегося бьют кнутом по голой спине, а другому пускают пулю в затылок.

На просмотре у меня появилось ощущение, что рассудок меня покидает, и спаслась я только тем, что перестала стараться вникнуть в сюжет. Потом, почитав рецензии, я убедилась, что это была не только моя проблема. Критик Джим Шембри написал, что к созерцанию этого пустого зрелища нельзя подключать мозг, а то выйдешь из зала с головной болью. Чтобы отвлечься, он стал подсчитывать провалы и несообразности сюжета, и эта игра его выручила. Кино подобного рода Шембри остроумно называет «пост-содержательным». Действительно, содержания в «Играх» столько же, сколько в видеоигре. Дэвид Денби, критик журнала «Нью-Йоркер», пишет: «В основе этой книги я так и не смог обнаружить никакого смысла, и во втором фильме его не больше. Почему новые игры с участием прежних победителей должны предотвратить революцию? Кто друзья Кэтнис и Питы? А кто враги? По лесу мечутся какие-то непонятные персонажи, размахивая оружием, и все кончается каким-то проводом, молнией, электрическим полем — бессвязная, размытая история».

Все это (по мнению большинства критиков, «динамичная и увлекательная приключенческая картина с захватывающим сюжетом») тянется два часа двадцать шесть минут.

В изнеможении вывалившись из зрительного зала, я твердо знала, что мои отношения с произведением Сьюзен Коллинз закончены навсегда. Но человек предполагает...

Телепрограмма сообщила, что 5 декабря на вечернее шоу комика Дэвида Леттермана придет яркая восходящая звезда Дженнифер Лоренс.

Вообще-то, шоу Леттермана я не смотрю уже давно, потому что, на мой взгляд, ведущий — человек наредкость несмешной и не артистичный. Его юмор, например, проявился в полную силу в 2009 году, когда Сара Пейлин была в Нью-Йорке и пришла посмотреть бейсбол на стадион «Янки». С ней была Уиллоу, ее 14-летняя дочка. К тому времени Пейлин уже не была республиканским кандидатом в вице-президенты, но левые продолжали питать к ней ненасытную ненависть.

Леттерман пошутил перед миллионами телезрителей, сказав, что во время игры бейсболист Родригес «сшиб» или «налетел» на дочку Пейлин. Но слово knocked up также означает не «налетел», а «обрюхатил», и 62-летний ведущий именно это имел в виду по отношению к 14-летней девочке. Разразился скандал. Леттерман пытался вывернуться и врал, что имел в виду не Уиллоу, а ее старшую сестру Бристол, только что родившую незаконного ребенка. Но все-таки ему пришлось извиниться. А через год он назвал Сару Пейлин с экрана «похожей на стюардессу-потаскушку».

Конечно, опасности, что он неуважительно обойдется с Дженнифер Лоренс, не было. Мне было любопытно посмотреть и послушать ее живьем. Обычно многое становится понятно.

Лоренс снималась в кино и ТВ с 14 лет и прославилась после картины Winter’s Bone (2010) — мрачной драмы из жизни бедняков, занимающихся изготовлением наркотиков. Ей там приходилось под водой отрезать руку у отца, утопленного родственниками, и представлять эту руку властям, чтобы не отобрали дом. В книге, по которой это было изготовлено, она еще и лесбиянка, но фильм как-то это упустил. За этот фильм Лоренс была номинирована на «Оскара». А получила она его (и еще множество разных премий) в возрасте 22 лет за лирическую комедию из жизни сумасшедшего Silver Linings Playbook (2012), став самой юной лауреаткой Киноакадемии. Оба фильма я видела, но у меня не создалось впечатления, что по таланту актриса равна великому Лоренсу Оливье. Однако, именно это заявил знаменитый актер Дональд Сазерленд, который в фильме «Голодные игры» позорится в роли президента Сноу. Впрочем, Сазерленд, человек стойких левых убеждений, вообще в восторге от «Голодных игр». Он сказал в интервью, что надеется — фильм вдохновит молодежь на такой же активизм, как и борьба против войны во Вьетнаме, в которой он сам участвовал в 60-е годы, и что эта молодежь изменит в Америке систему выборов, систему налогов и вообще возьмет в свои руки управление государством.

Пока что журнал «Тайм» включил Дженнифер Лоренс в сто самых влиятельных людей мира.

Так что судьба американского государства и мира определилась.

А представшую перед телекамерами Лоренс я сперва не узнала, потому что она коротко постриглась и покрасилась в яркую блондинку. Женщина она вполне хорошенькая, и ей это идет.

Сперва Леттерман с гостьей несколько минут обсуждали эту ее новую прическу. Потом Лоренс стала подробно рассказывать, как у нее сильно болел и сейчас болит живот, и как ее лечили в больнице. Что с животом, не выяснили. Актриса сказала, что ее выпустили с напутствием: «Все дело либо в нижней части вашего кишечника, либо в вашей голове». Затем она упомянула момент, когда она «наложила в штаны» (сrapped in my panties). Это Леттерману понравилось, и он мечтательно повторил эту фразу, глядя на зрителей. Потом Лоренс, одетая в короткое платье из черных кружев, сказала, что ей холодно, и от этого она даже вспотела. Она спросила ведущего, бывает ли у него, чтобы он потел от холода. Леттерман задумался, а Лоренс сказала, что невыносимо замерзла. Тогда из-за кулис принесли пышное розовое одеяло и укутали звезду. Чтобы было смешнее, Леттерман сел с ней рядом, накрылся одеялом с головой вместе с Лоренс, и они так немножко посидели.

Ведущий спросил, бывает ли Лоренс в родном штате Кентукки, и выразил уверенность, что там ее все обожают. Лоренс этой уверенности почему-то не поддержала. Потом показали маленький кусочек из «Голодных игр», и зрители восторженно похлопали.

Это, наверно, те самые зрители, 93 процента которых на сайте «Гнилые помидоры» одобрили этот фильм.


Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 9 comments