dandorfman (dandorfman) wrote,
dandorfman
dandorfman

Categories:

Модель организации Сола Алинского. Окончание.

Social organizing: от Алинского до Обамы
IrinaSnapshot
Автор - Ирина Жежко
(Публикуется в сокращении. Полная версия опубликована в сб.: Философия управления: Методологические проблемы и проекты. Отв. Ред..: В.И. Аршинов, В.М. Розин. М.: Институт Философии, 2013 с. 195-235.)

Для моих американских френдов и других читателей моего ЖЖ, знающих английский язык, в качестве финального видеоматериала предлагаю дискуссию между героем публикации, Солом Алинским, и самым знаменитым в прошлом столетии идеологом американских консерваторов, Уильямом Бакли, основателем журнала National Review, главного идеологического органа американских консерваторов.
http://en.wikipedia.org/wiki/William_F._Buckley,_Jr.
Ну и наконец вы увидите не только фотографии Алинского, но и кадры, где он запечатлен, услышите его голос. Это будет интересно, мне кажется, и тем читателям, которые английского языка не знают.

В сегодняшней публикации вы прочтете сразу два заключения.
Первое - то, что было в основном тексте.
А второе - то, что Ирина написала специально для читателей моего ЖЖ.

Заключение

Проблема постоянного обновления общественной системы и вовлечения людей в этот процесс для их собственного блага, проблема, которой Алинский посвятил свою жизнь, остается актуальной и сейчас. Многочисленные организаторы пытаются найти ее решение.
Модели и технологии Алинского продолжают жить и работать не только в США, но и во многих других странах мира. Его последователи экспериментируют в России, Аргентине, Канаде, Индии, Кении, Мексике, Пакистане, Латинской Америке. Как и в Америке, их технологии помогают приводить к власти новых лидеров, опирающихся на коалицию меньшинств.
Мирная революция, начатая Алинским, почти подошла к своему логическому концу в США в том плане, что социальные организаторы занимают важные посты на всех уровнях иерархии вплоть до президента, сами превратились в «The Haves» и активно участвуют в формулировке повестки дня в США. Многочисленные организации типа ACORN уже зарегистрировали подавляющее большинство потенциальных избирателей, обеспечив серьезный перевес голосов бедных слоев общества над средним классом, и осуществляют пристальный надзор за американской электоральной системой, корректируя ее в нужном для них направлении81. Несмотря на триумф организаторов, число людей, видящих себя в роли «Have-Nots» не уменьшилось, а увеличилось в США за последние полвека правда и критерии бедности и обездоленности стараниями ACORN и их союзников все время повышались. Поскольку сегодняшние победы организаторов пока не принесли обещанных ими результатов ни на одном из фронтов, значит ли это, что осуществляемая ими мирная революция будет перманентной как и «война с бедностью»? Если да, то каковы будут технологии следующих этапов этой революции?

Послесловие для френдов Дорфмана

Оглянитесь вокруг: в мир пришли социальные технологии и мы к ним оказались не готовы. Это случилось не вчера– социальные технологии здесь уже почти сто лет. В отличие от привычных нам производственных технологий, социальные выполнены не в металле или других материалах, а в людях и их поведении. Так называемые «цветные революции», ACORN или Facebook – это не что иное как социальные технологии. Всем знакомые социальные сети в Интернете есть тоже социальные технологии, которыми пользуются миллионы людей. Через них можно троллить и обрабатывать общественное мнение, а можно общаться с друзьями и единомышленниками. Современные изобретатели научились не только искусственно выращивать драгоценные камни, человеческие органы, или зачинать дитя от нескольких родителей, но и выращивать (имитировать) социальные движения. При этом естественные, иначе говоря, спонтанные, стихийные движения тоже остались в нашей жизни и не надо впадать в параною и в каждом движении и организации подозревать чьего-то агента. Однако надо пытаться различать естественное от искусственного. С помощью искусственно созданных движений типа ACORN выбран последний президент США, а до этого множество сенаторов и конгрессменов. После успешного применения социальных технологий на своих согражданах, американцы стали продавать их на экспорт или даже оплачивать их экспорт на деньги своих граждан. Эти технологии можно объявлять секретным оружиен ЦРУ, исчадием ада, как это делается во многочисленных русских книгах и ежедневной пропаганде, и тем самым создать параною мирового заговора; «враждебного окружения» в умах людей. Можно, опять-таки как в России, создать контртехнологии: движение «Наши», патрулирование улиц казаками или православными дружинами и т.д. В этом случае людей тоже оболванивают, но уже другой технологией, произведенной в Кремле не менее умными, чем Алинский, людьми, но от этого ведь нелегче. Можно, как в Америке, во всем винить организации ACORN и их кукловодителей, одако при таком объяснении вы будете всегда будете оставаться объектом манипуляции. А можно выбрать принципиально другой подход, который сделает нас всех свободными, а именно научный подход, т.е описать и разобраться в этом новом феномене, что я и попыталась сделать. Выход, по-моему, состоит не поиске другой идеологии, религии, «народного духа», а в углублении нашего понимания сущности социальных технологий и в поиске способов, как сделать их нашими слугами, а не хозяевами. Нам надо научиться распознавать их в жизни, понимать, как они работают, контролировать цели и результаты их использования. На свете нет плохих и хороших технологий, есть люди, которые их используют в тех или иных целях.
Моя статья не o «вреде» социальных технологий как таковых, не о «гении зла» Алинском, к которому я даже испытываю профессиональную симпатию как социальному изобретателю. Я также не согласна с утверждением, что Алинский пытался разрушить свою страну, напротив он пытался улучшить ее как умел, он «хотел как лучше». Однако в какой-то момент он перешел черту и продал свою бессмертную душу как Фауст. Дело совсем не в Алинском, а в тех, кто обнаружил его оружие, овладел им и использовал его в своих корыстных целях. Моей задачей было показать, как возникла одна из самых мощных социальных технологий, что-то вроде высвобождения атомной энергии, как эту технологию отладили и запустили в массовое производство, и как теперь она живет на живых людях; она о том, как научиться использовать «атомную» энергию социальных движений в мирных и благородных целях и ограничивать ее использование в войнах против своего и чужих народов.

Мое собственное мнение об Алинском, которое я обещал читателям показать, как ответ на их вопросы, я поставлю в следующей записи.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 8 comments