dandorfman (dandorfman) wrote,
dandorfman
dandorfman

Categories:

Модель организации Сола Алинского. Часть Пятая.

Social organizing: от Алинского до Обамы
IrinaSnapshot
Автор - Ирина Жежко
(Публикуется в сокращении. Полная версия опубликована в сб.: Философия управления: Методологические проблемы и проекты. Отв. Ред..: В.И. Аршинов, В.М. Розин. М.: Институт Философии, 2013 с. 195-235.)

Я бы хотел, чтобы мои американские френды очень внимательно прочли именно эту часть. Потому что речь в ней идет о сегодняшнем дне и о нынешнем президенте нашей страны. И в этой части показано, как технология Алинского привела к власти человека, который гробит Америку.

The ACORN is dead! Long live social organizing!


Проблемы сопровождали ACORN на всем пути его существования, однако они носили, в основном, внутренний характер, сор и ссоры никогда не выносились за пределы движения. Первый крупный публичный скандал с ACORN случился в 2007 году, когда выяснилось, что один из создателей этой организации Дейл Ратке (Dale Rathke) присвоил и потратил на собственные нужды около миллиона долларов, а его старший брат Вейд Ратке, основатель, официальный и до той поры бессменный на протяжении тридцати с лишним лет руководитель ACORN, долго замалчивал этот факт.

Напомним, что Алинский был во многих смыслах идеалистом, в частности он крайне щепетильно относился к общественной репутации и финансам своего фонда, держа бухгалтерские книги готовыми для проверки в любой момент. Его последователи уже не обременяли себя этими моральными нормами.

Журналистские разоблачения противоправной деятельности ACORN в 2008-2009 привели к тому, что Конгресс инициировал специальное расследование и публичные слушания этой организации. Расследование выявило много поразительных фактов в истории ACORN. Так центральная организация ACORN была зарегистрирована не как общественная (non-profit) организация, а как бизнес, т.е. for profit. Статус общественной организации сделал бы ее открытой для проверок извне и изнутри, что не входило в планы ее создателей. Кроме того, как общественная организация, претендующая на деньги налогоплательщиков, ACORN была бы не в состоянии вести политическую деятельность. Статус деловой организации делал цели ее деятельности, денежные потоки и их использование закрытыми от общественного контроля.

Регистрация основной организации ACORN как бизнеса не означала, что она не получала денег налогоплательщиков. Для этой цели ACORN были создано множество своих дублеров или аффилированных общественных организаций, таких как Institute of Social Justice, тренировочные школы и т.д. Около тысячи локальных организаций ACORN получали гранты и выполняли работы для различных ветвей государства, в том числе, в рамках международных программ. Первый контракт с государственной организаций VISTA ( Volunteers in Service to America) был заключен в 1975.

Расследователи обнаружили, что империя ACORN распоряжалась сотнями миллионов долларов и включала порядка 300 организаций с разными именами в Америке и за рубежом, связанных между собой единым руководством и финансовыми потоками. Многие из этих ассоциированных организаций были по своей структуре, как и ACORN, сетью организаций, покрывающей всю Америку.

ACORN была уличена в массовых нарушениях выборного законодательства: среди избирателей, зарегистрированных ее низовыми организациями, оказалось много мертвых душ и фиктивных лиц, а также людей, не имеющих права голосовать; ACORN покупала голоса и организовывала повторное голосование одних и тех же людей. Кроме того, члены организации нередко использовали в своей деятельности криминальные методы, вплоть до прямого террора. Более 60 сотрудников сети ACORN из разных штатов были осуждены местными судами за нарушение закона о выборах в 1998-2009.

ACORN никогда не делала секрета из того, что она сотрудничает только с одной партией – партией демократов, и собирает голоса только для этой партии. Нарушение закона состояло в этом случае в том, что их политическая активность осуществлялась на деньги налогоплательщиков. Когда в США вступил в действие закон о допустимом пределе пожертвований кандидатам в президенты, ACORN превратился в параллельный штаб по избранию Обамы и собирала пожертвования на его кампанию без каких-либо ограничений.

Среди других прегрешений ACORN было незаконное взламывание помещений, изъятых банками из-за неуплаты жильцами квартирной платы (squatting), шантаж бизнесов, нарушение налогового законoдательства и т.д.. Известно много случаев, когда ACORN получала заказы от профсоюзов и других общественных организаций на организацию протестов и пикетов, превращая тем самым своих членов в наемных солдат.

В 2010 конгресс и президент запретили государственным организациям финансировать деятельность ACORN. Проверка деятельности финансовыми органами показала, что ACORN была должна государству более трех миллионов долларов, что немедленно привело к ее банкротству в том же году. Однако ее лидеры еще раз продемонстрировали свою способность обходить неугодные законы.

После официального известия о банкротстве, ACORN пережила реинкарнацию: большинство аффилированных с ней организаций (Affordable Housing Centers of America (AHCOA), The Advance Group, The Black Institute, Project Vote, etc) выжило, сохранив своих генералов и офицеров и пожертвовав лишь несколькими солдатами. Эти организации сидят в тех же зданиях, где сидела ACORN, пользуются тем же оборудованием и снова встали на довольствие государства и других доноров: церквей, профсоюзов, George Soros foundation, etc. Как показали президентские выборы в 2012, «слухи о смерти ACORN оказались сильно преувеличенными».


Ну это нам хорошо известно, в романе одесских классиков был свой ACORN, oн назывался "Геркулес":

Как Фунту не знать "Геркулеса", если последние четыре отсидки были связаны непосредственно с этим учреждением! Вокруг "Геркулеса" кормилось несколько частных акционерных обществ. Было, например, общество "Интенсивник". Председателем был приглашен Фунт. "Интенсивник" получил от "Геркулеса" большой аванс на заготовку чего - то лесного - зицпредседатель не обязан знать, чего именно. И сейчас же лопнул. Кто - то загреб деньгу, а Фунт сел на полгода. После "Интенсивника" образовалось товарищество на вере "Трудовой кедр" - разумеется под председательством благообразного Фунта. Разумеется, аванс в "Геркулесе" на поставку выдержанного кедра. Разумеется, неожиданный крах, кто - то разбогател, а Фунт отрабатывает председательскую ставку - сидит. Потом "Пилопомощь" - "Геркулес" - аванс - крах - кто - то загреб - отсидка. И снова: аванс - "Геркулес" - "Южный лесорубник" - для Фунта отсидка - кому - то куш.


Хотя Алинский, наверняка, не одобрил бы злоупотребления с организационными денежными фондами, мощеничество на выборах и тем более альянс с профсоюзами, ему было бы все же трудно откреститься от своего детища. Оказалось, что тактика и стратегия политического действия, используемые ACORN скроены по его лекалам 1960-х и прямо вытекают из его «правил радикала».


Обама и ACORN



Пятьдесят лет спустя после первого эксперимента Алинского в Чикаго, в 1983 году Обама примет решение стать community organizer. Он повторит основные вехи жизненного пути Алинского и пойдет дальше его: из академической сферы – в гетто, а затем в политику. Однако, в самоого начала у них были разные цели. Алинский построил практику соорганизации людей для решения ими своих проблем с опорой на собственные силы. Обама пришел в сложившееся движение, которое было готово привести его в большую политику, с тем, чтобы кардинально изменить строй американского общества[60].

Обама работал в течение трех лет в качестве организатора и лидера проекта Developing Community Project (Чикаго). Он описал свой опыт в статье и свою миссию: «Перемены не прийдут сверху. Перемены прийдут в результате мобилизованноного движения снизу. Именно этим я и займусь. Я буду организовывать черных людей (black folks)».

Те, кто знал его в это время и готовил его для первой работы, говорят, что он имел талант для этой профессии и в совершенстве владел техниками организовывания. Вокруг каких целей Обама соорганизовывал жителей района, в котором он работал? «Требуйте летние (сезонные) работы!». «Требуйте от города программы для детей после школы!». «Требуйте очистки жилых зданий от асбестовой краски от администрации субсидированного жилья!». Все выдвинутые им цели, как и всегда в ACORN, были направлены на получение коммьюнити помощи извне за счет налогоплательщиков города, штата и государства.

Многолетняя борьба за fair share для бедных привела к тому, что пирог, который делится, – государственные и местные программы помощи и страховые фонды – становится всё тоньше и в скором вермени уже нечего будет делить. В некоторых штатах, например в Калифорнии, этот день уже наступил.

Altgeld, район субсидированного жилья в котором работал Обама, судя по материалам переписи населения, был наглядным примером фиаско программы государственной помощи бедным в том плане, что ко времени начала его работы в этом районе проживало уже четыре поколения людей, получателей welfare, которые так и не выбрались из этого статуса. Пятидесятилетний опыт ничему не научил идеологов этого движения, которые по факту работали на расширенное воспроизводство бедного класса в Америке. Обаму не смутили неудачи усилий трех предшествующих поколений организаторов, и те же цели и способы их решения, Обама включил сначала в свою сенатскую, а затем и президентскую программу. Созданная с помощью Обамы, местная организация в Чикаго существует до сих пор. Согласно недавним налоговым декларациям, три четверти ее бюджета составляют государственные гранты и остальное предоставляют благотворительные фонды.

После получения степени магистра в Гарвардском университете и непродолжительной работы в бизнесе Обама возвращается в организаторское движение, в этот раз в качестве адвоката по гражданским правам, в частности, по делам ACORN. С этой позиции он выбирается в сенат штата Илинойс в 1997.

Многолетняя деятельность ACORN подготовила почву для избрания первого президента из своего движения. Основные этапы выборной кампании 2008 года, которая превратила мало известного, местного политика Обаму в серьезного кандидата в президенты, были организованы в прямом соответствии с технологиями ACORN: разветвленная сеть локальных общественных организаций (community organizers), мобилизованная на организацию выборов; многотысячные скандирующие аудитории на стадионах, военные оркестры, пропагандистские мистерии в духе Вагнера с пышными декорациями, и т.д..


Я бы добавил к тому, что перечислила Ирина, конечно Интернет и в частности - YouTube.

Впоследствии Обама активно использовал организационные технологии в своей президентской кампании. В течение двух президентских кампаний, а также первого срока президентства Обама сделал больше для расширения этого движения, чем даже Алинский.

Перевыборная кампания Обамы в 2012, как и положено по технологии, началась с создания организационного кентавра: полудвижения-полуорганизации “The New Organizers”, работающего параллельно с официальной выборной кампанией Демократической партии. Можно сказать, что перевыборная кампания началсь с первого дня вступления Обамы в должность президента, т.к. “The New Organizers” зарегистровалась и вывесила свой сайт в интернете уже в 2009. Предвыборный штаб нанял известного специалиста Майка Круглика запустить программу “Camp Obama”. Круглик был самым первым ментором Обамы в Чикаго в 1985, когда последний осваивал профессию организатора. Он передал Обаме живую эстафету от Алинского, т.к. сам был одним из его учеников и сотрудников фонда Алинского. В программе “Camp Obama” Круглик обучал сторонников Обамы основным навыкам соорганизации. Oколо 3,000 людей работало в выборной кампании на зарплате (грантах, fellowship), не считая волонтеров, большинство из них сосредоточилось в штатах Огайо и Флорида, которые, в конечном счете, оказались решающими в исходе президентских выборов.

Выборная кампания Обамы 2012 во многом отличалась от предыдущих президентских кампаний не только Республиканской, но и Демократической партии. В отличие от других кандидатов Обама опирался на обе структуры, свою партию и движение организаторов, однако именно вторая нога была толчковой в его кампании.

Организационная технология недавней кампании еще не проанализирована в академических работах, но вот что пишет о ней профессиональный организатор; один из создателей этой технологии и основателей института «Новые Организаторы» Зак Эксли. Статья с таким же названием, опубликованная в интернет издании The Huffington Post, делает основной акцент именно на технологии, а не на предвыборной платформе или действиях самого кандидата. Далее я остановлюсь на наиболее существенных в данном контексте моментах его статьи, которые демонстрируют, как технология social organizing была органично встроена в электоральную технологию и что из этого получилось.

Автор считает, что движение-организация New Organizers построило совершенно новую модель не только выборов, но и Прогрессивного движения в целом в двенадцати штатах, опирающуюся на низовые организации и ориентированную на долгую жизнь. Они вырастили такую структуру организаторов кампании, о которой мечтали, но не смогли осуществить многие прежние выборные кампании, а именно «снизу-вверх». Дизайнерам этой структуры удалось опереться на энтузиазм и энергию неформальных лидеров, вовлеченных в предвыборную кампанию с помощью схемы, которая напоминает схему сетевого маркетинга. В самом факте использования этой схемы нет ничего нового, она аналогична сети революционного движения (вспомним «Бесы» Достоевского: двойки, тройки и т.д.), новизна состоит в том, что она была впервые применена в избирательной кампании. Начальным этапом кампании является вовлечение волонтеров, предложивших свою помощь через специальный сайт обамовской кампании на Интернете. Каждый вновь найденный волонтер, проходит предварительный краткий курс обучения и начальный тест на надежность и эффективность в практической деятельности. Пройдя этот тест, он сам становится организатором, подыскивает других добровольцев и встает во главе группы, состоящей из найденных им людей, которые, в свою очередь, ищут новых добровольцев. Идея лидерства оказалась сильно действующим, стимулирующим и вознаграждающим фактором для многих волонтеров кампании. Модель сетевого маркетинга была усовершенствована еще в нескольких направлениях. В каждой из таких групп людей, живших по соседству и хорошо знающих свой район, складывалось разделение труда по осуществлению предвыборной кампании: один составлял списки потенциальных сторонников Обамы, на своем участке (улица, квартал, церковь, общежитие, и т.п.), их телефонов и адресов, другой обзванивал их на регулярной основе, третий агитировал избирателей, обходя их квартиры и дома, четвертый предоставлял свое жилье для встреч группы или сдавал свое помещение под жилье приезжим организаторам, пятый организовывал митинги в поддержку кандидата, и т.д. С помощью этих же волонтеров удалось организовать основные функции кампании: координация и сбор средств (fundraising).


Выстроенная сеть волонтеров-организаторов постоянно координировалась и направлялась организаторами со стажем (вот где пригодились организаторы бывшего ACORN и других центров), интернетными сетями, а также путем регулярных учебных сессий в “Camp Obama”, длящихся в зависимости от уровня организаторов и стадии выборной кампании от нескольких дней до 2-3 недель. Как пишет Эксли, тренировка волонтерских групп в течение трех лет явилась одним из самых дорогостоящих мероприятий кампании. На каждую из позиций в этой сети существовало описание обязанностей и ответственности, а также подробные инструкции на каждую из работ. Лидеры низовых ячеек дважды в неделю отчитывались по определенной схеме перед организатором следующего уровня, кто, как правило, получал оплату за свой труд. Управленческая схема организаторов выборов имеет девять уровней иерархии, весьма сложную организационную и информационную структуру, специальную группу интернетной поддержки, которая в виду сложности и высокой стоимости ее дизайна заслуживает отдельного исследования.

Волонтеров на этих сессиях учили основным понятиям social organizing, последним идеям в области гражданских прав и свобод, способам привлечения волонтеров, мобилизации людей на выборы и технике агитации, или как Алинский определил её, «rub raw the sores of discontent», т.е искусство сделать собеседника неудовлетворенным тем, что происходит с ним лично и в стране, убедить его в том, что все беды связаны с тем, что у них недостаточно власти, и будущее правление Обамы есть единственный способ «взять власть опять в свои руки» (take America back).

Описанная выше технология, тестированная в этой кампании, есть по сути новая организационная технология, полученная путем скрещивания отдельных блоков старой выборной технологии с social organizing. Она, по факту, никак не привязана к содержательным лозунгам и программе кандидата или посту, на который он баллотируется, а потому может быть использована в любой избирательной кампании, не обязательно президентской. К созданию новой технологии и обучению волонтеров привлекались эксперты в social organizing, в том числе, профессор публичной политики Harvard University Маршал Ганз (Marshal Ganz), тренер и организатор нескольких политических кампаний, кто начал свою профессиональную карьеру социального организатора в 1965 под руководством учеников Сола Алинского.

Зак Эксли, один оз основателей the New Organizing Institute, считает, что сети волонтеров должны быть выстроены во всех штатах, а не только в т.н. swing states. Они могут быть использованы Обамой даже, если он не выиграет выборы (статья писалась еще до завершения кампании). Найденные и обученные организаторы выборов, внедренные в местные коммьюнити, могут использоваться в других политических кампаниях. Другие движения из лагеря прогрессистов уже взяли на вооружение новую модель, опробованную в выборной кампании Обамы. С другой стороны, сама технология social organizing получила мощный импульс к развитию и изменилась настолько существенно, что обоснованно говорить о самостоятельном третьем этапе этого движения.

Завершая описание последнего этапа social organizing в выборной кампании, надо ответить, как минимум, еще на один вопрос. На какие средства создавался дорогостоящий кентавр движение – организация – информационно-аналитическая система? Ответ на этот вопрос частично содержится в статье Эксли, т.к. одной из функций волонтеров был сбор пожертвований. Однако таким образом собралась лишь маленькая толика средств (т.е. миллионы долларов). Стоимость всей созданной выборной машины, включая аналитическую систему, оценивается в биллионы долларов и ответ об источниках ее финансирования дал сам Президент. Задача финансирования непрекращающейся выборной кампании решается им также, как социальные организаторы всегда решали этот вопрос – пожертвования большого бизнеса в обмен на государственные контракты, налоговые послабления, и помощь в решении трудных проблем, а также от либеральных организаций, поддерживаемых Джорджем Соросом (Media Matters), Hollywood и других индустрий развлечений.

Роль организаций, аффилированных с движениями социальных организаторов, была также необычайно важна в избрании Обамы. Он был выбран коалицией разных социальных групп, каждая из которых, была соорганизована в течение многих лет по модели ACORN. После победы на выборах в 2012 официальный сайт Обамовской президентской кампании составил вопросник для своего электората, где перечислил 22 частично пересекающиеся группы своей коалиции: афро-американцы, американцы-арабы, американцы-азиаты, движение «зеленых», работники медицины, американцы-евреи, профсоюзные работники, люди испанской национальности (в основном, мексиканцы), сексуальные меньшинства (LGBT), работники образования, женщины, атеисты, и др. Этот перечень и есть коллективный портрет коалиции меньшинств, которая в первый раз в истории Америки привела к власти своего президента. В этой коалиции не было только тех, кто до недавнего времени традиционно составлял большинство среди избирателей и кто до сих пор платит наибольшую долю налогов в Америке, а именно, три взаимно пересекающиеся группы: средний класс, люди белой расы, мужчины. Социальные технологии, вкупе с демографическими процессами, изменили американский электорат кардинальным образом: средний класс превратился в маргинала политического процесса.
Tags: alinskij
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments