dandorfman (dandorfman) wrote,
dandorfman
dandorfman

Category:

Модель организации Сола Алинского. Часть третья.

Social organizing: от Алинского до Обамы
IrinaSnapshot
Автор - Ирина Жежко

(Публикуется в сокращении. Полная версия опубликована в сб.: Философия управления: Методологические проблемы и проекты. Отв. Ред..: В.И. Аршинов, В.М. Розин. М.: Институт Философии, 2013 с. 195-235.)


Песня про Сола Алинского, которую нашел мой френд toyahara

FIGHT!

Ещё более ярким примером смещения акцентов в выборе целей и методов работы в коммьюнити может служить созданная фондом Алинского организация в городе Рочестер (Нью-Йорк) в 1966-67.

Одной из задач вновь созданной организации с красноречивым названием FIGHT (Борьба), было обеспечить работу для черного населения. Представители FIGHT начали переговоры с местным филиалом всемирно известной фирмы «Кодак», на предмет обучения кадров из числа черного населения с последующим их трудоустройством. Организаторы выдвинули требование создать программу по подготовке 600 членов их района продолжительностью 18 месяцев с обязательным трудоуйстройства после обучения, не предъявляя к ним обычные при найме сотрудников требования. Необходимо заметить, что большинство из предлагаемых человек не имели ни только необходимого, но и какого-либо опыта работы и достаточного образования. Более того, представители FIGHT поставили дополнительное условие «Кодак», что только они сами будут рекомендовать людей для обучения, т.е. фирма не имела права включать или исключать из программы людей без согласия этой организации. Если бы FIGHT удалось закрепить за собой такую функцию, то ее статус и влияние в общине и городе существенно бы увеличились. Это требование быстро стало центральным пунктом переговоров и насторожило руководство «Кодак» как проявление юнионистской идеологии. Фирма была готова помочь общине, и, кстати, помогала и до этой истории, однако на своих условиях и не в таких, как она считала, непосильных размерах. Переговоры, с поощрения Алинского, очень быстро переросли в «вооруженный» конфликт, к которому были подключены не только население и администрация города, но и центральная пресса. Лидеры многих черных гетто в Америке напряженно следили за ходом противостояния, которое длилось несколько месяцев. Члены организации FIGHT и их сторонники купили достаточно акций «Кодак», чтобы попытаться оказать влияние на социальную политику компании изнутри. В день собрания акционеров FIGHT вывела на площадь перед зданием, где шло заседание, около 700 людей с лозунгами против «Кодак». Алинский готовился выступать на заседании, однако понял в самый последний момент, что победа будет коваться не в зале, а на улице перед телевизионными камерами:

«Мы готовы продолжить нашу борьбу (с «Кодак» – И.Ж.) в масштабе всей страны, наша организация FIGHT будет началом возрождения движения за гражданские права».

Эта акция стала первой ласточкой в движении, которое позже было названо «социальной ответственностью» бизнеса, в частности, в обязательном участии бизнеса в решении проблем бедности и дискриминации на местном и национальном уровнях. Как и всякий крупный бизнес, «Кодак» опасался, что начатая публичная кампания не только повредит имиджу бизнеса, но и, возможно, повлечет за собой вмешательство государства в конфликт. До слушаний в Конгрессе дело не дошло, т.к., во-первых, не так много церквей поддержали национальную кампанию протеста, а, во-вторых, несколько крупных компаний города Рочестер, включая «Кодак», нашли местное решение, они создали отдельную корпорацию Rochester Jobs, которая гарантировала 1,500 рабочих мест для черного населения. Эта история положила начало многолетней борьбе организаций типа FIGHT против большого и среднего бизнеса.

Несмотря на провалы нескольких экспериментов (несоответствие их результатов заявленным целям), звезда Алинского не только не закатилась, а наоборот заняла высокое место на небосклоне американской политики. Спрос на эксперименты Алинского был связан с тем, что в 1960-х кардинально изменился социальный фон в Америке. В стране возникла проблема больших городов, практики их планирования и перестраивания. Социологи и политики видели в подобных планах реорганизации города источник разрушения соседских сообществ, прежде всего в бедных кварталах. Страна была напугана беспорядками на расовой почве в Чикаго. Триста тысяч людей прошли маршем в Вашингтоне летом 1963 под лозунгами «Свободу сейчас!», «Работу сейчас!». Протесты черного населения прошли в 458 городах Америки в 1965-1967. Известный журналист, редактор журнала Fortune, Чарлз Силберман (Charles Silberman) посвятил эксперименту в Woodlawn статью в своем журнале (1962), где высказал опасение, что расовая проблема настолько серьезна в городах Америки, что грозит социальным взрывом. Автор статьи считал, что проблема современных городов – это проблема расовых отношений. Силберман также отвел экспериментам Алинского целую главу в его книге:

«Существенная разница между Алинским и его врагами состоит в том, что Алинский действительно верит в демократию: он действительно верит, что беспомощные, бедные, плохо образованные люди могут решить свои собственные проблемы, если им дадут шанс и средства… Алинский – уникальная фигура в смысле его приверженности к демократическим идеалам, и нам еще предстоит увидеть, смогут ли его последователи успешно использовать его теорию и тактику».

Силберман ошибся в самом главном: последователи Алинского взяли на вооружение как раз его «тактику», и заменили его демократические идеалы современными прогрессистскими, абстрактными демократическими лозунгами, тем более, что и сам Алинский уже отошел от своих первоначальных ценностей достаточно далеко к концу 1960-х.
На волне своей популярности Алинский ездил по всей стране с лекциями и выступлениями перед религиозными лидерами, социальными работниками, бизнесменами, участниками конференций и студентами коллежей. Начавшиеся во многих местах эксперименты нуждались в социальных организаторах и сформировали спрос на эту профессию. В ответ на этот запрос возникло несколько тренировочных центров социальных организаторов. Один из них, под эгидой своего фонда, возглавил сам Алинский, другие открывались его учениками. В результате монополия Алинского на созданные им социальные технологии и авторский контроль за их применением закончились и началась их новая независимая жизнь.

Последняя книга – «Правила для Радикалов»

Алинский опубликовал свою вторую и последнюю книгу “Rules for radicals: A Pragmatic primer for realistic radicals” в 1971. Сравнивая свою работу с книгой «Государь», автор пишет что книга Макиавелли о том, как власть имущим удержать свою власть, тогда как его книга о том, как отобрать власть у тех, кто ее имеет. Рабочее название книги в один момент было «Rules for Revolution». Алинский не скрывал, что он написал книгу о том, как осуществить мирную революцию в Америке, которая приведет неимущих (Havе-Nots) к власти: «Мы допустили самоубийственную ситуацию, при которой революция и коммунизм отождествлены… Это основная причина, по которой я сделал попытку создать пособие для революционеров, которое нельзя было бы определить как коммунистическое или капиталистическое… Моя цель – предложить, как организоваться неимущим в борьбе за власть: как ee захватить и как ее использовать».

«Правила» написаны как пособие для тех, кто ведет необъявленную гражданскую войну «мирными средствами» в обществе, недаром ее сравнивают с другим шедевром по военной стратегии, Сунь Цзы «Искусство войны» (Sun Tzu. Art of War). Вторая книга Алинского менее «технологична», чем первая, она направлена скорее на побуждение к социальному действию, чем на создание саморазвивающихся общественных организаций.

После выхода книги Алинский надеялся, что у него впереди еще как минимум десять лет активной жизни. У него были планы поработать с другой социальной стратой, средним классом Америки, которому близки ценности демократического образа жизни. Этим планам не удалось осуществиться из-за его преждевременной смерти.

Дальше Вы прочтете про самое главное детище Алинского, детище, которое продолжает и сегодня активно гадить участвовать в политической жизни нашей страны, ACORN.
Tags: alinskij
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments