dandorfman (dandorfman) wrote,
dandorfman
dandorfman

Category:

Модель организации Сола Алинского. Часть вторая.

Social organizing: от Алинского до Обамы

Автор - Ирина Жежко

(Публикуется в сокращении. Полная версия опубликована в сб.: Философия управления: Методологические проблемы и проекты. Отв. Ред..: В.И. Аршинов, В.М. Розин. М.: Институт Философии, 2013 с. 195-235.)



Алинский на Back of the Yards (задворках) Чикаго.

Reveille for Radicals Побудка для радикалов



Книга была напечатана в 1946 и переиздавалась несколько раз. Она была заказана University of Chicago Press, однако каждая стадия её прохождения в издательстве вызывала конфликт: руководство считало ее слишком радикальной и опасной. Книга могла быть напечатана в другом, не академическом, издательстве, но для Алинского связь с alma mater была крайне важна в смысле личного престижа как социолога и консультанта.
После признания прессой эксперимента в BYNC успешным, Алинский сделал многое, как сказали бы методологи, чтобы перевести этот коллективный опыт на язык правил и методов соорганизовывания, создать модель эксперимента и организовать ее распространение (перенос в другие среды) и тем самым превратить отдельный эксперимент в движение.
Объясняя смысл проделанного эксперимента, Алинский пишет, что в современном городе большинство людей обречено на анонимность, что люди не знают имен соседей и не интересуются их судьбами. Городская анонимность есть своего рода отпадение от социальной жизни и разрушение самых основ демократического общества. Выходом из этого положения является создание первичных организаций и выстраивание общественной системы снизу вверх. Люди, решая совместно свои проблемы в организациях, таким образом участвуют в решении проблем общества в целом. Эти соображения могут показаться самоочевидными многим, однако они не были таковыми для недавних иммигрантов и жителей трущоб. Алинский привнес новую идеологию и систему понятий в сознание и жизнь этих людей: гражданин, участие, демократия, личная ответственность, американский способ жизни. Этот язык и способ действия был предназначен помочь людям организовывать свою жизнь. Алинский верил, что общественные организации в большей степени, чем существующие социальные институты (церкви, профсоюзы, партии, и т.д.) способны вдохнуть жизнь в американскую демократию и восстановить ее витальность, что организации более приспоспособлены к тому, чтобы противостоять коррупции, номенклатуризации и другим современным болезням социальных институтов.
В книге «Reveille» Алинский посвятил целую главу своему идеальному герою, «радикалу», возмутителю общественного спокойствия, как сказали бы сейчас, агенту социального изменения, его ценностям и примерам деятельности.
Алинский создал портреты некольких «классических» радикалов, в частности, своего личного героя, одного из лидеров Американской революции Томаса Пейна.


Движение Теа Party тоже сделало Томаса Пейна своим героем. На этом видео артист в гриме Томаса Пейна громит Обаму и его людей используя цитаты из Томаса Пейна.
На заднем плане лозунг движения: Don't tread on me!

Образ «радикала» как агента изменения и его последующая эволюция в практике социального действия заслуживает отдельного исследования.
Алинский описал основные шаги, этапы и моменты создания общественной
организации в главе «Строительство общественной организации»: роль организатора на всех этапах создания организации; прблематизация ситуации; разработка и принятие программы организации; опора на местных лидеров; учет и использование местных традиций и организаций; выбор организационной тактики; просвещение и подготовка членов организации; тактика и методы работы с конфликтом; мобилизация радикалов. Автор также наметил последовательность шагов в эксперименте с позиции рядовых участников, задачи и возможные препятствия на каждом этапе, поиск людей со способностями лидеров и их развитие в этом качестве16.
Основной целью строительства любой общественной организации Алинский считает борьбу за власть, которая будет использована для осуществления целей организации. Следующей по важности целью является образование ее членов. Речь идет об очень специфическом предмете образования – началах демократии, механизме осуществления демократии в США. Как правило, состав людей в создаваемых организациях очень разнороден по профессии, образованию, этнической группе, прошлому опыту и т.д. В процессе строительства организации ее члены знакомятся со взглядами и интересами друг друга и целых социальных групп, осмысляют в процессе рефлексии свои и чужие действия от имени организации и их результаты на специально отведенных для этой цели сессиях. Обучение не носит традиционного, формального характера, скорее организатор целенаправленно создает для этого различные каналы, площадки и возможности и, главное, подходящий климат для образования людей внутри процесса соорганизации. Каждый проект, осуществляемый организацией, по мнению автора книги, должен включать в себя образовательные возможности.
Созданные по инициативе организаторов, новорожденные организации, безусловно, испытывали их влияние на начальном периоде, прежде всего в выборе
самой композиции организации и ее программы. Однако это влияние было крайне мягким по форме. Кроме того, запустив новую организацию в жизнь, организаторы на определенном этапе ее «взросления» выходили из игры и далее она начинала жить и действовать соверщенно самостоятельно. Алинский предостерегал будущих организаторов от попыток манипулирования организациями, и тем более манипуляции в интересах заказчиков экспериментов. В начальный период движения организаторы всегда руководствовались собственными убеждениями и, получая финансовую поддержку извне, тем ни менее, никогда не принимали конкретные наказы от тех, кто их финансировал.
Проблеме тактики организационной деятельности, основанной на распознавании и использовании социологических и социально-психологических характеристик членов организации, посвящена самая большая глава в его первой книге, в ней Алинский в первый раз формулирует основные правила соорганизовывания.
«Побудка» стала настольной книгой для нескольких поколений организаторов. Однако ее автор не считал, что организационная деятельность может быть освоена только в классной комнате и только по книгам, в его школе подготовка организаторов осуществлялась штучным методом в практической деятельности и только под непосредственным руководством учителя.

Woodlawn - Смена парадигмы: от организовывания соседских общин - к прямому политическому действию


Включение Америки во вторую мировую вoйну на время приостановило социальные эксперименты Алинского. В 1944, на волне успеха BYNC, Алинский
организовал фонд Industrial Areas Foundation (IAF) на деньги спонсоров, преимущественно католических организаций.
В послевоенный период он загорелся целью преодоления расовой сегрегации во имя достижения экономической и социальной справедливости. Одновременно со сменой цели сменилась и тактика социального действия создаваемых организаций.
Цели и принципы деятельности Алинского в начале 1960-х уже сильно отличались от тех, что были у него во времена BYNC. Акцент в его экспериментах сместился с опоры общин на собственные силы в сторону получения общинами определенных привилегий (никто не использовал это слово, предпочитали говорить “fair share”, “help”), путем перераспределения в пользу членов общин средств города, штата, и государства, складывающихся из налогов.
Проект Woodlawn (район Чикаго со значительной долей черного населения) начался в 1961. Созданная с большой помпой организация ставила своей целью «формирование выдающегося сообщества», основанного на «самоопределении, которое приносит людям самоуважение», опоре на собственные силы, а не на государство.
Если в первом эксперименте BYNC организаторам действительно удалось создать постоянный источник доходов организации, достаточный, чтобы она могла поддерживать независимое существование, то большинство последующих
организаций, создаваемых фондом Алинского, включая Woodlawn, оказывались неспособными существовать на членские взносы и собственные благотворительные акции. В результате они становились зависимыми от внешних доноров. Новые организации часто добывали деньги у крупного бизнеса акциями публичного шантажа, путем бойкотов и протестов. Если организационные акции такого рода в первой книге, носят почти невинный и благонамеренный характер, то в практике шестидесятых они уже граничат с рэкетом и запугиванием, другими словами, превращаются в механизм «принуждения к сотрудничеству».
Несмотря на риторику опоры на свои силы и построения «выдающегося сообщества», организация в Woodlawn все меньше и меньше занималась развитием своей общины, ее интеграцией, и все больше становилась еще одним боевым отрядом в движении за гражданские права черного меньшинства. Соответственно, в Woodlawn не сложилась хорошо структурированная, дисциплинированная организация, представляющая интересы своего населения. Лидер проекта Николас вон Хоффман (Nicolas von Hoffman), один из самых первых учеников Алинского, привел в своей книге анекдотический пример такого поведения: после вечера, на котором собирались пожертвования среди населения на нужды организации, вырученные деньги были потрачены организаторами на собственную пирушку.
В Woodlawn Алинский начал свой первый эксперимент по введению расовой квоты как способа преодоления расовой сегрегации в расселении. Он убедил белое население района и их местных лидеров допустить подселение определенной квоты афро-американцев, создав для последних специальные дома для бедных (такие дома получили название project). Идея квоты возникла у него двумя годами ранее и была высказана им в первый раз на слушаниях о гражданских правах в Конгрессе в 1959. Позже она получила поддержку американского истэблишмента, была доработана и оформлена как президентский указ, известный как Affirmative Action, сначала в одном штате, а потом и во всех остальных (1961 и далее). Предполагалось, что конечной целью эксперимента в Woodlawn станет отсутствие на карте района, а затем и Чикаго в целом, только «белых» и только «черных» очагов расселения. Идея квоты не выдержала проверки временем в зоне эксперимента. Начатый во имя преодоления расовой сегрегации, он завершился прямо противоположным результатом: население района быстро поменяло расовый состав. Если в начале эксперимента соотношение белых и черных в Woodlawn было примерно 9:1, то в конце 1960-х оно было в подавляющем большинстве черным.
Woodlawn был новаторским экспериментом и в другом отношении: организаторы включились в местную электоральную политику. В первый раз в американской истории они вывезли людей из этого района несколькими автобусами в здание городской администрации регистрироваться в качестве избирателей, демонстрируя тем самым свой политический потенциал на предстоящих выборах мэра города
Следующая часть расскажет о новой организации, которую сколотил неугомонный Алинский и назвал ее FIGHT (схватка)
(Чем дальше в лес, тем толще партизаны)

Tags: alinskij
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 10 comments