dandorfman (dandorfman) wrote,
dandorfman
dandorfman

Category:

Сразу две рецензии на "Гравитацию"

Одна - на видео.

Вторая - моей любимой Марианны Шатерниковой. Полностью согласен с Марианной. Я этот бред досмотреть не смог, ушел вслед за Клуни.

Притяжение

(В российском прокате «Гравитация»)


Gravity


Режиссер Альфонсо Куарон

Идти на эту картину было даже боязно. «Притяжение» называют «одним из лучших фильмов всех времен», «волнующим, глубоким шедевром», пишут, что «это не просто великолепный фильм, а гигантский скачок вперед для искусства кино», что он «открывает для кинематографа новые возможности». Так и хотелось для похода в кинотеатр одеться во что получше и поднять над головой плакат «Мы идем смотреть «Притяжение».

Кое-что из фильмов мексиканца Альфонсо Куарона я видела. В 2001 году он снял картину, название которой деликатный американский прокат не стал переводить и оставил в его испанском варианте: Y Tu Mama Tambien. Означает это «И твою маму тоже». Там два мексиканских юноши из приличных семей совершают поездку на океан в обществе замужней женщины. Оба с ней спят. По пути выясняют, что каждый из них спал с подружкой другого. По этому поводу дерутся. Затем развлекаются любовью втроем, а также спят друг с другом. Чтобы придать всему этому видимость жизненной глубины, в финале нам сообщают, что бедная женщина еще во время поездки болела раком, от которого и скончалась.

После этого фильма, принесшего Куарону известность, приз в Венеции, премию нью-йоркских критиков, а также номинации двух Академий кино — США и Англии — за сценарий, я интерес к его творчеству утратила.

Смутно помню его картину 2006 года «Дети людей», экранизацию романа католического автора П.Джеймса. Это фантастика, действие происходит в Англии в 2027 году, человечество поражено бесплодием и больше не может размножаться. Из-за этого случаются ужасные беспорядки и болезни. Спасение — в обращении к идеалам христианства.

Куарон выкинул из книги всю христианскую религию, бесплодие с мужчин перенес на женщин и вставил в сюжет беременную чернокожую из Африки — последнюю надежду людей. Прогрессивный герой-активист везет ее через всю страну, преодолевая происки реакции и жуткие препятствия, на какой-то корабль под названием «Будущее». Сам он погибает, а африканка благополучно разрешается младенцем. Человечество спасено.

Картина показалась мне до того глупой, что мгновенно вылетела из памяти. В тот раз уже только Академия кино США номинировала ее сценарий на «Оскара», а другие номинации разных организаций получили только оператор, монтажер и прочие, более «технические» работники.

Куарон также снял в 2004 году третий фильм из серии про Гарри Поттера — «Гарри Поттер и узник Аскабана», который мне показался лучшим из них всех и, пожалуй, довольно близким к оригиналу, чего нельзя сказать об остальных.

Сценарий «Притяжения» Куарон написал сам вместе с сыном Джонасом. В интервью Куарон назвал их любимые фильмы, которые в какой-то степени их вдохновляли. Это «Дуэль» (1971), первый фильм Спилберга, «Поезд-беглец» (1985) Андрея Кончаловского и «Приговоренный к смерти бежал» (1956) классика французского кино Робера Брессона. Список разношерстный и странный. Объединяет их разве что минимальное число персонажей (один-два человека) и то, что они стараются избежать опасности.

В «Притяжении» тоже только два персонажа. Это астронавты Мэтт Ковальский (Джордж Клуни) и Райан Стоун (Сандра Буллок). У нее мужское имя, потому что «папа хотел мальчика». Они состоят в команде американского шаттла. После вводной надписи, объясняющей зрителю, что «Жизнь в космосе невозможна» мы видим, как они, выйдя из шаттла, что-то чинят снаружи.

Необходимо сказать сразу, что по уровню спецэффектов фильм действительно совершенно замечательный. Студия «Братья Уорнер» не поскупилась на финансирование. Компьютерная графика работает потрясающе. Понятно, почему фильм делали больше трех лет. Удивительно создан эффект невесомости, в которой герои и проводят все полтора часа действия. Правда, Буллок «летает» не только благодаря компьютерам. Умельцы изобрели специальную систему блоков, через которые пропущены не видимые нам двенадцать проводов, поддерживающих актрису в пространстве.

Все считают, что фильм надо смотреть только в варианте 3D (стерео) или IMAX. Я этого не сделала и, вероятно, кое-что потеряла. Один критик написал, что именно для этого фильма было придумано стереокино. Но все равно, визуальная сторона картины великолепна и вызывает восторг перед мастерством оператора Эмманюэля Любецки, руководителя спецэффектов Тима Уэббера и режиссера.

Однако, фильм является, на мой взгляд, только набором потрясающих технических трюков и не имеет никакого отношения к жизни и людям. Это такой не Станислав Лем и даже не Герберт Уэллс! Благодарить за это, видимо, следует, Куарона-младшего. Старший сказал в интервью, что он «все это пытался интеллектуализировать, на что сын говорил — да брось ты эту скучищу. Так что мне приходилось развлекать сына».

Содержание состоит в том, что Буллок, потеряв героически погибшего напарника, оказывается одна в космосе (погибла и команда шаттла, и команды других космических кораблей). Дело в том, что русские расстреляли ракетой свой вышедший из употребления спутник, и его обломки несут всем гибель и разрушение. Буллок перебирается из одного космического корабля в другой, пытаясь найти где-нибудь капсулу, в которой можно было бы вернуться на Землю.

Актерам предложен убогий материал. Клуни все время несмешно острит и рассказывает анекдоты. Буллок задыхается и страдает. Поскольку звезду невозможно все полтора часа держать в скафандре, ее находят возможность раздеть до трусиков и майки, так что она может демонстрировать свою превосходную (особенно для 49-летней женщины) фигуру. Самый героический поступок Клуни состоит в том, что он согласился через сорок минут от начала исчезнуть из действия (хотя и появляется к концу в коротком эпизоде бреда героини).

На сайте «Гнилые помидоры», конечно, 98 процентов критиков и 91 процент зрителей в восторге.

Скептики же отмечают «огромную дистанцию между высоким уровнем виртуозной техники и низким качеством банального сценария» (Ник МакКарти). «Разочарование астрономических масштабов» из-за отсутствия эмоциональной притягательности в фильме испытал Эрик Вебер. Джефри Оверстрит считает, что персонаж Буллок «так же сложен, как средний персонаж видео-игры», а «по сравнению с непропеченным сценарием «Притяжения» даже «Парк Юрского периода» — шекспировская драма». Ричарду Броуди кажется, что «пустота в фильме гораздо страшнее космической — это отсутствие мысли». Бен Кенигсберг, отмечая искусное применение техники, предсказывает, что «если дело пойдет так и дальше, Голливуд в будущем решит вообще избавиться от людей как действующих лиц». С ним трудно не согласиться.

Оценить этот фильм звездочками я не могу. За спецэффекты он заслуживает пяти — или даже шести — звездочек, а за все остальное — единицы.

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 18 comments