dandorfman (dandorfman) wrote,
dandorfman
dandorfman

Вот такой я совок!


Добавлю к этому тексту, написанному поселенцем, сообщение BBC o том, что:
http://www.bbc.co.uk/russian/international/2014/03/140318_ukraine_crimea_israel_reaction.shtmlhttp://www.bbc.co.uk/russian/international/2014/03/140318_ukraine_crimea_israel_reaction.shtml

Израиль занял нейтральную позицию

Ни в каких санкциях против России Израиль участвовать не собирается.
Вполне разумная позиция. Если бы такую позицию еще занимали и сами евреи.
Среди них почти все обязательно болеют за одну из команд.
А я хочу, чтобы победила дружба. Вот такой я совок!


Крым расколол евреев


21.03.2014


У нас в поселении живет один достойный человек, родом из Франции. Во время Первой мировой войны его прадед служил пехотинцем в армии — французской, естественно. И вот идет как-то раз тот предок в штыковую атаку. Стреляет. Попадает в немца. Тот падает. Подбегает француз со штыком, чтобы добить, как полагается. А фриц глаза рукой закрыл и читает в голос перед смертью «Шма, Исраэль».


«Фриц» остался в живых, а прадед тот постарался выйти на гражданку, как только смог, (уж не знаю, как именно), и поклялся, что ни один его потомок не будет служить ни в одной армии мира, кроме еврейской. Насколько мне известно, все его внуки и правнуки уже собрались в Израиле и, когда приходило время, служили в какой надо армии. А пока Израиль не был создан, изворачивались, как могли, шли в санитары, но под чужим флагом ружья в руки не брали.

Клятва французского прадеда не распространяется, конечно, на всех евреев мира. Во многих странах есть обязательный призыв в армию. Я уж не говорю об особом случае — войне против гитлеровской Германии, когда немало евреев героически сражались в советской армии и в армиях союзников. Да и вообще, каждый такие вопросы волен решать по-своему.



Граница между русофилами, украинофилами и теми, кто насылает «чуму на оба ваши дома», проходит подчас между близкими друзьями, а то и между членами одной семьи, в том числе в моем ближайшем окружении.
События на Украине снова подняли вопрос, стоит ли евреям в межнациональных и межгосударственных конфликтах занимать какую-то одну сторону. Эти последние дни раскололи русскоязычную общину Израиля, как никогда прежде. Даже во время размежевания, насколько я помню, не было настолько жарких споров. Граница между русофилами, украинофилами и теми, кто насылает «чуму на оба ваши дома», проходит подчас между близкими друзьями, а то и между членами одной семьи, в том числе в моем ближайшем окружении. И разговор ведется, прямо скажем, не в самой дипломатической манере.

Конфликт на Украине со сместившимся в последние дни эпицентром в Крым, кажется, расколол и весь русскоязычный еврейский мир. Возьмем, к примеру, недавний спор между двумя раввинами, достойнейшими людьми, каждый из которых немало сделал на своем месте. В последний праздник Пурим один из них, глава многотысячной общины на Украине, которую он создал буквально из ничего, выступал на праздничной трапезе. Сравнивал события Пурима и наших дней, говорил об опасностях, угрожавших тогда и сейчас. Ключевым же моментом в его речи стали слова: «Мы живем с украинцами вместе уже тысячу лет. И Украина — наша страна».

Нет ничего неуместного в том, чтобы еврей помогал неевреям в борьбе, которая представляется ему справедливой. Будь то голосование на выборах, уход за ранеными, участие в демонстрации или в народной дружине.
Эти высказывания спровоцировали жесткую отповедь (через Фейсбук) со стороны другого уважаемого раввина, уже израильского. Начал тот с очевидного утверждения о том, что «нашей» может быть названа только одна Страна. Страна с большой буквы. Но вывод из этой бесспорной посылки уважаемый израильский раввин сделал примерно такой: «какое нам дело до этих гоев, нечего нас вмешивать в их разборки, ведь мы по определению ни за тех, ни за других». И это я еще только пересказал суть, оставив на совести автора эмоциональную окраску текста.

Позволю не согласиться как с украинским, так и с израильским равом. С одной стороны, нам всегда было, есть и будет дело до нееврейского мира. Всевышний дал нам Тору, универсальное мерило морали, и мы не будем прилагать его к происходящему? Когда в Руанде хуту вырезали миллион тутси, евреи тоже должны были молчать и заниматься своими делами? Я не сравниваю, а только логически продолжаю мысль.

При этом, конечно, бывают ситуации, когда дать четкий ответ, где добро, а где зло, затруднительно, и тогда приходится еврейскому голосу промолчать. Яркий пример — война в Сирии, где выбрать из двух зол меньшее невозможно. (Хотя тот факт, например, что израильские медики принимают каждого раненого, которого перекидывают через колючую проволоку на израильскую сторону, не разбираясь, кто и за что его ранил, безусловно, ставит некую планку нормальности в тамошнем кошмаре.)

Даже самые антисионистски настроенные раввины признают, что в один прекрасный день все евреи покинут страны рассеяния, поэтому клясться им в вечной верности, выходит, не очень честно.
Поэтому мне кажется, что и в нынешней ситуации духовный лидер еврейской общины (а равно и каждый частный еврей) — в России ли, на Украине ли — не только может, но и должен сказать, что одна сторона права, а другая — нет. Или так: одни, скорее, правы, а другие, скорее, ошибаются. И нет ничего неуместного в том, чтобы еврей помогал неевреям в борьбе, которая представляется ему справедливой. Будь то голосование на выборах, уход за ранеными, участие в демонстрации или в народной дружине. И вовсе не принципиально при этом, является ли конкретный еврей гражданином России, Украины или вообще Гондураса.

Понятно, что, когда находишься в самой гуще событий, а не просто припадаешь, подобно мне в Израиле, к новостям из интернета, оставаться нейтральным еще сложнее. Более того, такой нейтралитет может в определенной ситуации обернуться осквернением Имени Всевышнего — если соседи вдруг начнут говорить, что «евреи опять попрятались в трудную минуту».

Однако утверждение раввина о том, что «Украина — наша страна, и за нее мы все как один» (вместо Украины можно подставить Россию, Германию, Англию, Иран и пр.), — это уже совсем другой коленкор. Ведь даже самые антисионистски настроенные раввины признают, что в один прекрасный день все евреи покинут страны рассеяния, поэтому клясться им в вечной верности, выходит, не очень честно. Кроме того, мы рискуем попасть в очень нехорошее положение, вроде того, в котором оказался французский прадед.

Ну и самое главное. То, что один еврей думает так, а другой — иначе, один поддерживает А, а другой — Б, еще не делает ни того, ни другого ни фашистом, ни пособником фашистов. Что бы мы при этом ни думали про этих самых А и Б. Спокойнее дискутируйте, евреи, помягче. Это еще не война Гога и Магога.

Автор о себе:

Мне 46 лет, и у нас с женой Аней на двоих семеро детей. Я родился и вырос в Москве, но вот уже более 15 лет жизнь моя связана с Иерусалимом, в котором я работаю врачом, и нашим домом — поселением Нокдим в Гуш-Эционе. Последние годы все время и силы, которые остаются от работы и семейных радостей, направляю в наше товарищество «Место Встречи», которым руководит Аня. Товарищество это старается совместить несовместимое и встретить евреев всех сортов и разновидностей, а также «примкнувших к ним товарищей» — на «Месте встречи», которое есть Израиль, Иерусалим, Храм (это как zoom на гугл-карте или как матрешка — какой образ вам больше нравится).


Меир Антопольский

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments