dandorfman (dandorfman) wrote,
dandorfman
dandorfman

Category:

Живопись, коммерция, пароходы...

                                             Повышайте культурку.
                                             Вешайте коврики на сухую штукатурку.
                                                                                    (Операция "Ы")



Автор этого текста fel_x_u_more
К написанию этого поста меня подтолкнули несколько причин.
Первая, - это  желание DD отдохнуть от перегретых дебатов о кантри и предложение  поговорить о чём-то более возвышенном. Вторая, - некоторое удивление  в «задержке эстетического развития»  сообщества. И наконец третья, - это моё путешествие на пароходе. Но о этом позже.
Поскольку DD уже ввёл нас в сферу графики, - предлагаю обсудить несколько иное ответвление живописи. Условно его можно назвать иллюстративным направлением поскольку оно зародилось в плакатной и иллюстрационной сфере изобразительных искусств.
 А так как мне близки 60-е, то и рассказ будет о тех, кто являлся основоположниками психоделического направления в оформительском искусстве или поп-арте..
«Революционные 60-е» характерны не только поиском нового в социальных отношениях. Музыка и изобразительное искусство вместе с модой и архитектурой искали новыe формы выражения. Как и при всякой революции,  возникло настроение реформ. Впрочем термин «реформ» не совсем точен, скорее - необходимость новизны связанной с новой философией общества.
Безусловно массовой становиться музыка Битлз.  Битлз стали не только законодателями причёсок, стиля одежды но и вывели на широкие массы новый вид иллюстративного искусства. И опять оговорился. Не совсем новый, просто менее известный и популярный. А ещё точнее, некий сплав арт-деко, импрессионизма и сюрреализма. Я думаю что читающий уже догадался что речь идёт о Психоделике. 
Сразу хочу оговориться, - я не историк живописи и всё написанное отражает моё, и только моё мнение. Я могу ошибаться, с мной можно спорить. Возможно споря мы что-то толковое и родим.
Пытаясь понять одного художника (Joan Miro) я набрёл на одно из объяснений его творческого процесса. Вкратце оно звучит как «механическое воспроизведение» . Так вот психоделика, - это не механическое вдохновение, а скорее манифест сознания под воздействием либо наркотиков, либо,...не удивляйтесь –  артистического вдохновения.
Такой вот феномен, -либо наркота, - либо «от жизни дурею». Дабы не быть голословным приведу в пример небезызвестную песню Битлс «Жёлтая подлодка».


Поль начал её сочинять как детскую шуточную песню лёжа в кровати, то ли от бессонницы, то ли от нечего делать. Главным художником одноимённого фильма был немец Хайнц Эдельман.
Который вообще не принимал наркотики не принимал поскольку относился к ним весьма негативно. Так вот, именно Хайнц Эдельман и был одним из прародителей этого стиля.
Вот сделанная Эдельманом афиша фильма.

А кто- же был первым ? Как известно, в искусстве нет жёстких границ. И всё же основателем этого стиля я считаю Милтона Глассера.


Именно он ещё в 50-х, т.е. задолго до Эдельмана, наметил основные формы нового направления. И заметьте –  опять же, без помощи наркотиков.
Это несколько позже, в 60-х  в Сан-Франциско и Лос-Анжелесе возникло поколение художников которые «специализировались» на творчестве стимулированном популярными тогда ЛСД и другими галлюциногенами. Созданные ими  рок-плакаты и по сей день украшают дома  постаревших хиппи.

Но я кажется отвлёкся. Пора подойти к основе моего рассказа – «живой легенде» современного иллюстративного искусства, - его зовут Питер Макс.
Впервые я узнал о этом художнике из скандальной хроники. И виной тому была всё та же жёлтая субмарина.  Стиль работ Питера Макса настолько схож со стилем Эдельмана, что скороспелые журналисты приписали оформление фильма  Питеру Максу. А он, как и полагается – «таинственно не отрицал». В искусстве любые мистификации приветствуются. Как говориться: если о тебе говорят, значит ты ещё жив. Иными словами – любая реклама лучше чем её отсутствие. Надо отметить что ранние работы Макса действительно впечатляют. Он оформляет и самолёт, и рояль Ринг, - популярность растёт «на глазах».  (место для картинки)
В 1969 году выходит журнал Life с его портретом на обложке.

И вот тут то и происходит та самая метаморфоза, - когда художника «настигает» финансовый успех. Деньги – это свобода. Но оказывается  что исключений ни для кого нет. За всё приходится платить. И за финансовую свободу художник платит. Пусть не  деньгами, - творчеством.
Вам моя мысль не понятна ? Попробую объяснить.
Мне кажется что сытый художник перестаёт по настоящему, искренне творить. На него начинает работать его имя. А в данном., конкретном примере – полное отсутствие "competition", т.е. процесса соревнования. При отсутствии вызова, - нет движения вперёд.
Артистическая свобода или помогает, или уничтожает. К сожалению, в случае с Питером Максом сработало второе – из культового художник превратился в коммерческого.
И тут самое время перейти к третьей причине породившей этот пост.
Я не люблю отмечать свой День Рождения. Поэтому сбежал на теплоходе от хлопот и шумихи предполагаемого юбилея. Благо дело, судно уходило из, и возвращалось в Сан-Франциско. Ни перелётов не перепарковок, - отпуск начинается с момента прибытия в порт.
    Мне очень нравятся круизы и вот уже 30 лет я провожу часть своего отпуска на судах разных линий. Так вот,  на всех линиях работают представители арт галереи Park West Gallery. За эти годы я наблюдал как из маленького хранилища на задворках Майами галерея выросла в огромный комплекс.
Но не о галерее пойдёт речь, - а о художниках «продавших душу дьяволу». Нет, не чёрному и вонючему с рогами и копытами, а жёлто-зелёному без запаха и других негативных особенностей.
Сразу должен оговориться, - я ни в коей мере не осуждаю художников ставящих свои произведения «на конвейер». Это их законное право.
Современная  печать позволяет создать копию весьма близкую к оригиналу. А её относительно низкая цена делает приобретение доступным.
Эту аксиому, ни доказывать , ни оспаривать, - смысла нет. Так в чём же проблема, что вызывает моё раздражение ? Сейчас поясню.
Возьмём к примеру такую хорошо «разработанную» работу Макса как "Америка", т.е. статую Свободы.

Отделим наиболее значимую деталь, - к примеру голову. Отпечатаем энное количество копий, - и скелет творения готов. Теперь, представьте себе светлое, просторное помещение. Длинными рядами в нём стоят мольберты. На каждом из них закреплён лист бумаги с отпечатанным рисунком. Представили ? Значит самое время приглашать мэтра......
Естественно, мэтру уже давно знакомо его произведение, поэтому он не теряя времени  попусту, с головой окунается в «творческий процесс». Быстро пробегая ряды мольбертов с набором кистей и красок, он на секунду останавливается перед каждым, нанося краску и конечно подпись.
Таким образом, уделяя каждой «картине» 1 минуту, всего за несколько часов «упорного труда»  можно создать целую серию шедевров. Конечно, этот процесс может напомнить кому-то знакомые с детства «раскраски», но умные дяди специалисты –искусствоведы-продавцы  Вам тут же объяснят что в данном случае присутствует элемент творчества мастера, поскольку мэтр не повторяет цветовую гамму и каждый лист «раскрашивает» по разному.
А теперь вернёмся на пароход. Сначала, - несколько фактов. Индустрия современных морских круизов относительно молода. Условно, она начала развиваться в с середине 60-х. С тех пор, с каждым годом линии наращивают свою флотилию. Идея краткосрочного отпуска «на всём готовом» прижилась и расцвела. А вместе с флотилией в народ поплыло «искусство».
На судне, где во время переходов между портами делать особенно нечего, расцвела торговля прекрасным, т.е. стали продавать предметы искусства. Но не просто продавать, а продавать красиво и с высоким мастерством. Сначала вас приглашают на лекцию о современном поп-арте. В салоне где проходит лекция вдоль стен расставляются работы наиболее знаменательных представителей этого самого искусства. Вас поят шампанским, разыгрывают призы, короче говоря «образовывают» и развлекают одновременно. С вами обсуждают особенности стиля мастера, его творческую философию, вы становитесь  соучастником действа. А потом, - аукцион, где опять шампанское, призы, и вы, как свой, приобщённый к искусству, покупаете то, что в обычной ситуации никогда не приобрели бы.
Знаменитый тезис: - never hesitate to separate fool from his money – срабатывает как часы.
Весь этот торговый «лохотрон» так и остался бы занимательным шоу, если бы не тенденция которую он стимулирует.
Тут нам следует опять вернуться к Питеру Максу. Почему опять Макс, – спросите Вы, разве нет других ? Безусловно есть. Есть там и Таркай, и Краснянский, и много других, хороших и разных.
Просто Макс, как наиболее раскрученный художник , поставил производство своих работ на поток. Создал на своём имени промышленное производство «картин-подлинников». Собственно продаёт он кусок бумаги к которой «прикасалась рука мэтра». Естественно с подписью и сертификатом происхождения.  Вопрос в том, -  является ли такая работа коллекционным произведением искусства?
Думаю что нет, это скорее некая инвестиция в документ подписанный известной личностью.
Но тогда, не лучше ли инвестировать в чеки подписанные Мэрилин Монро, или тому подобные раритеты. По крайней мере они не претендуют на принадлежность к искусству.
В этом посте нет финала. Вернее я его не знаю....
Говорить что художник потерял талант нельзя, -  мастерство налицо.
Поэтому, это просто рассказ. Просто так.



 
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments