dandorfman (dandorfman) wrote,
dandorfman
dandorfman


Глава 2-я. Великие.

Начнём по порядку.

 Когда-то, в двадцатых годах, была такая mountain music.  Переселенцы из Европы, обживая Аппалачи,  собирались по семейному, за неимением телевизоров или радио, и играли музыку. Понятно, что такая музыка имела сильное европейское влияние. А также африканское. Тут умеcтно  упомянуть Jimmy Rogers(a), который, согласно легенде, привнёс в европейские реминисценции то, что он увидел на западе. А на западе страны в то время буквально ковбои перегоняли стада с одного сезонного пастбища на другое, а вечерами садились у костра и, перебирая струны, пели своё, ковбойское. Про что? Про то, что видели. А видели они много неба, сёдла, дороги, близкую природу, просторы и ветры. Jimmy Rogers особенно известен своими йодлами.



Вот, можно сказать, что на гребне смешения запада и востока появился на свет Gene Autry, так называемый "поющий ковбой".А про Вуди Гатри я вам ничего не скажу, кроме того, что он родился в Оклахоме, потому что при ближайшем рассмотрении оказалось, что он никакой не кантри, а нормальный фолк. Что такое фолк, спрашивала я? Выяснилось, что фолк - это когда на сцене человек с гитарой.  Один. Бард, по-нашему говоря. С этой точки зрения, и Высоцкий, и Окуджава и Визбор - фолксингеры. И Дон Маклейн, кстати, тоже!

 Да-да, тут много конфузов, потому что всё страшно переплетено, и многие заимствуют инструментарий из смежных течений.

 Пока в России переводили дух и отстраивались после войны, в мире кантри и околокантри  происходило бурное развитие.  В частности, надо упомянуть о человеке по имени Lester William Polsfuss, который во время войны служил в рядах американской армии в подразделении, если так можно сказать,  American Forces Radio and Television Service (AFRTS). Проще говоря, это изобретатель электрогитары Gibson, которая во многом изменила течение всей мировой современной музыки. Он, кстати, Les Paul, умер только в августе этого года.
Пионером в области применения электрогитары считается Charlie_Christian, совершенно не кантри человек, да ещё и черный, но именем которого названа даже улица в Оклахома Сити.

 Электрогитару поначалу не принимали, и даже на кантри радио, известном радиошоу в Нешвилле, Grand Ole Opry ,велели придерживаться корней, то есть, чтобы только акустика.
Нужно ли нам говорить об Элвисе Пресли? Строго говоря - не нужно. Но всё же не случайно на определённых этапах развития музыки ключевые фигуры одновременно попадали на одни и те же студии и пользовались услугами одних и тех же песенников.  Как в Оклахома Сити есть отрезок дорог, где 35-ая трасса, идущая с севера на юг сливается с 44-ой, идущей с востока на запад, так многие музыканты, погляди они на себя с высоты времён, могли бы увидеть, что временами совпадали по стилю и подаче друг с другом.  Чтобы не быть голословной, предложу вам следующий клип, на котором Билл Монро, признанный носитель стиля блюграсс с 60-летним стажем на сцене,  исполняет песню Blue Moon of Kentucky, которая, в свою очередь, попала в кантри альбом Элвиса Пресли "Great Country Songs".


Говоря о Нешвилле, нельзя не вспомнить Криса Кристофферсона. Большой человек в музыке, и, в частности, в кантри. И начинал он мальчиком на побегушках, не потому что был мальчиком, а потому что ему, как всякому, хочется верить, человеку, имеющему цель, был неважен пафос, а было важно цели добиться. Он добился. Его услышали и взяли к себе, в музыкальную жизнь Нешвилла.  Ведь считается, что если говорить о кино, то это Голливуд, о книгах -  Нью Йорк, а если о музыке - то это Нешвилл. Его имя свяжет нас с такими столпами, как Johnny Cash,  Willie Nelson, Dolly Parton.

  Джонни Кеш был плохим мальчиком. Высокого роста, одетый в черное, поющий про  драки и тюрьму ("I shot a man in Reno just to watch him die").

Джонни Кеш был востребован и записывался порядка полувека. Интересно, что многие приписывали ему и срок, и прочие тёмные стороны человеческой души, а на самом деле ни в какой тюрьме он никогда не сидел, просто удачно портретизировал популярные образы. Правда, говорят, выпивал и принимал стимуляторы, но этим нас не удивить. Всё это вновь вызвало у меня в памяти образ Высоцкого, которому тоже бог весть, что приписывали, потому что был он гений передачи чувств.

Вот  Кеш  поёт о себе.


Что касается Вилли Нельсона, то его в чистом виде не назвать кантри, но не упомянуть было бы некорректно. Он, скажем так, не только кантри (ковбой), но ещё и, как я уже упомянула, хиппи-трубадур. Очень много принимает участия в общественной жизни и маршах протеста - у настоящего ковбоя на это нет времени. На многих фотографиях он почти как Джек-Воробей, и с косами, и с бусами, и в шляпе, и с хайратником, и с феньками...  Но с безвременно ушедшим MJ выглядит так, что можно рассмотреть.




 Ещё столпы: Chet Atkins и Roger Miller.

</lj-embed></lj-embed>



 Женщины? Да. Долли Партон , Пэтси Клайн, Лоретта Линн , Риба Макинтайр, Шанайя Твейн. Даром, что из Канады.

.



Риба прекрасно поёт и сегодня, была тут, намедни… то ли у Леттермана, то ли у Фергусона.

 Вышеозначенный Чет Эткинс, кроме всего прочего, известен особенной манерой игры на гитаре, которая отличается от традиционной, и называется picking – as opposed to playing
.


Его стиль переняли  такие музыканты, как Roy Clark и Glenn Campbell в шестидесятых, и в этой же манере работает Марк Нопфлер. Хотя, вообще англичанин!(Dire Straits)

 Опять видим связь времён и народов.

Ещё про звук. В процессе развития музыкальных инструментов был изобретён и вот такой:  steel guitar.



Их было несколько типов, но в основном они лежали на коленях и играли на них, как на гуслях. Эти стилгитары вроде бы на сегодняшний день  забрали себе блюзовики и вестерны, но чтобы послушать, что это, предоставляю вашему вниманию страницу с фрагментами кантри-звучания.

 Ещё имена:Merle_Haggard, Buck Owens, Hank Williams. Я уверена, что спроси ещё 10 человек, можно было бы набрать ещё десяток музыкантов. Но тут срабатывает статистика. Кого я встречала чаще в разговорах, по радио и при ответах на вопросы о самых любимых ковбойских ковбойцах в музыке кантри, того я тут и представляю.

В семидесятые годы в Москву приезжал Nitty Gritty Dirt Band. Я, помню, ходила на концерт. Кантри-фолк-рок, как его позиционируют. Мне понравилось. Как они попали в Москву в те времена – никому не известно. Выступали в концертном зале Россия. Хотя бы поэтому о них стоит упомянуть, да?  Видимо кого-то слово «фолк» сбило с панталыку и обнадёжило.  А, может, наоборот, кто-то свой попытался хоть что-то просунуть через железный занавес к нам.

 Will the circle be unbroken by: Nitty Gritty Dirt Band, Johnny Cash, June Carter, Chris Hillman, Levon Helm, Emmylou Harris Roseanne Cash Chet Atkins and many more:


Про  чёрного певца по имени Charley Pride я уже упоминала.  А Дан вот тут ещё нашёл и каких-то латиносов, увлекающихся кантри. Ну, что же, мне это понятно. Они поют на испанском песню Кенни Роджерса.


Никак нельзя обойти вниманием и самого Кенни Роджерса, потому что он оставил след не только как  музыкант и песенник, но и как продюсер, актёр и вообще Фигура в американской музыке.



Постепенно всё оброчивалось и попсовело. Ну, почти всё. Двайт Йокам всё же был ковбой. О нём уже говорилось.   Или Randy Travis.

Сейчас кантри – это в общем,  southern rock, особенно когда дело касается того, что называется скучным словосочетанием «музыкальный коллектив». Алабама, Стив Ёрл. Вот видео без встраивания.

  А чем ближе, тем становится многолюднее.

Эстафету от ключевых фигур стиля к сегодняшнему дню будет передавать Гарт Брукс от мальчиков и Риба Макинтайр от девочек.

P.S. Сейчас я  написала своё,  прочитаю Дана и  вступлю в его воду.


P.P.S  Теперь, когда я прочитала  партию Дана, я поняла, что хорошо, что писала автономно. Потому что тем интереснее сравнение Кеша с Высоцким, и, что характерно, сравнение есть, а категории сравнения – разные.

Меня совершенно не интересует, кто в каких партиях состоит и за кого голосует.  Я не говорю про США «мы». «Мы» я говорю про Россию.  Да и там не особо интересует, потому что всё карнавал и ряженые.

 Меня интересует, если мы говорим про музыку, есть мелодия и драйв или нет. И чтобы пипл не «хавал», а ликовал, как ликовал он  от Майкла Джексона.

Песни протеста – это прекрасно, но к кантри это не имеет отношения.  Кантри, как мы говорили, это история и переживание. И разве важно, кто президент, когда она ушла, а у трака спустило колесо на безлюдном  ночном хайвее…

По поводу
Вейлона Дженнингса и статистики. Пока Дан не сказал, я не встречала. Хотя если говорить про тренды, нужно, пожалуй, сказать о нём и его принадлежности к Outlaw music. Насколько я поняла, это  рукав кантри, желающий остаться на дороге в пыльных сапогах и иметь своё мнение – в противовес  нарядному конъюнктурному  кантри Нэшвилла.


Лично мне тоже ближе мужики, занимающиеся мужским делом, а не напомаженные тётки с бубджобом.

Вот такие подборки я увидела в магазине.



Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments