dandorfman (dandorfman) wrote,
dandorfman
dandorfman

Category:

От Чебурашки до Че Гевары.

(Михаил Башаков в Бостоне)

Олег и Михаил перед началом выступления.

Несколько дней назад я в сообществе rusam_culture поставил для Оли песенку, которую поет Башаков.
Вот здесь.
Песня называется "Не парься". И вот, представьте, какое совпадение: на следующий день после того, как я вспомнил Башакова, друг нашего сына, Олег позвал нас на выступление Михаила. Его Башаков пригласил начать совместный вечер, т.е. Олег собирался спеть несколько своих песен перед выступлением Михаила.
Когда мы пришли, людей еще было немного, я специально хотел появиться раньше, чтобы сделать несколько фотографий и даже поговорить с Михаилом.
Поговорить специально, чтобы вам, дорогие сообщники, рассказать об этом разговоре. Т.е. я был как бы вашим корреспондентом на концерте Башакова, а не только его зрителем и слушателем.
Как это ни странно, все мои планы сбылись. Я и фотографии сделал и с Михаилом поговорил.
Помог в этом сам Башаков, он оказался очень доброжелательным и коммуникабельным человеком, не строил из себя нечто в перьях и не допрашивал меня, куда и зачем я помещу наш с ним разговор.
Так что никаких проблем у меня не возникло. Фотографировался он тоже с удовольствием и без всякого жеманства, типа: "Ах я сегодня не так хорошо выгляжу, я устал после перелета, подберите профессиональные фотографии, которые я выложил на своем веб-сайте, и т.д. и т.п."
Я это все слышал от других гастролеров, правда, не всех, точно так же доброжелательно вел себя скажем БГ, когда я с ним общался.
Первую сделанную мной фотографию вы видите в начале этого текста.
Теперь несколько слов о том впечатлении, которое на меня произвел Михаил. Пока что, чисто внешнем, ну и впечатлении от разговора с ним. Впечатление о его пении и игре я выскажу чуть позже.
Самое точное впечатление - это заголовок этого текста. Слова заголовка - это слова новой песни Башакова. На его официальном сайте текста этой песни нет. Я расскажу о ней позже, а пока...
На фотографии вы видите, что Башаков гордо носит берет и бородку и кудри, как и знаменитый латиноамериканский революционер, Команданте Че.
И его образ у меня сложился как в строках этой песни, именно "от Чебурашки до Че Гевары", т.е. от хитрого российского мужичка, полуклоуна, полушута, до смелого обличителя обывателей, дураков и воровитых начальников, т.е. революционнера, хоть не латиноамериканского разлива, как сам команданте Че, а российского мужицкого бунтаря.
Из тех, кто пускал красного петуха, жег помещичьи именья и насиловал господских дочек
и с со Стенькой Разиным и с Емелькой Пугачевым и в 1905-м и в 1917-м.
Т.е. с городом российской дворянской и интеллектуальной аристократии, великолепным
Санкт -Петербургом, Башаков, который родился отнюдь не в русской деревне, а именно в этом городе у меня чисто внешне не ассоциируется. Больше он у меня ассоциируется с теми, которые о себе говорят
"Мы - псковские!" Влкладывая в это понятие: "Мы - люди маленькие, не баре, чай." Еще за внешней простотой облика виден был другой слой этого человека, уже совсем не простой. И даже мало простматриваемый. О таких говорят "Себе на уме".
Потом, еще до того, как началось выступление Олега я попросил Михаила поговорить немного со мной и может быть ответить на некоторые мои вопросы. Хочу обратить Ваше внимание, что начал я разговор с Башаковым, еще до его выступления, т.е. все представления о нем я почерпнул из немногих видеоклипов, которые мне довелось видеть ну и некоторых интервью и других материалов об этом, на мой взгляд уникальном авторе и исполнителе. Поэтому, у меня сложился некий стереотип.
Стереотип следующий: лучшие свои два хита Башаков спел на чужую музыку ("Элис" и "Не Парься"), значит он не очень интересный композитор. Поет он не то чтобы плохо, но больше в манере бардов, т.е. достаточно со скромными вокальными возможностями. И, наконец, стихи к своим и чужим мелодиям он сочиняет очень хорошие, как и полагается барду, тексты у Башакова, это главное.
Впрочем, я не считал Башакова бардом, потому что он начал как рок-певец в составе настоящей рок-группы, более того, он был одним из основателем этой группы, она называлась "Духи", группа появилась уже в далеком 1987-м году, ну и некоторые его композиции были далеки по стилю и драйву от тихой бардовской песни.
Ну а учитывая отличного качества тексты, я не числил его и по ведомству попсы, для попсы его тексты не годятся, думать надо. Они не для ног, а для головы. В общем, я склонялся к тому, чтобы считать Башакова, как и мою любимую Янку Дягилеву рок-поэтом. Оказалось, что я просчитался. Но об этом чуть позже.
Вернусь к началу нашего с ним разговора. Я его спросил, как относятся авторы самых его известных хитов, Smokie и Bobby McFerrin к его версии и к тому, что он исполняет эти песни.
Вопросу он не удивился, сразу же ответил:
- Хорошо относятся. Когда Смоки приезжали в Питер, мы вместе пели "Элис". А Бобби со мной эту песню петь не захотел, но не потому что я ему не нравился, он мне объяснил, что сам он ее не поет уже лет десять, в свое время он так напелся этой песней, что на всю оставшуюся жизнь ему этого хватило, никакого желания вернуться к ее исполнению у него нет.
Тут я сразу же попробовал развернуть тему.
Ну а Вы сами, Михаил, Вы еще поете эти песни, они ведь Вам изрядно надоели и никакого желания их петь, по-моему, у Вас нет?
Он хитро усмехнулся и сказал, что, конечно же, поет. Что он любит своих зрителей и слушателей и если они хотят слушать эти песни и они им нравятся, то он их не подведет.
- А если не любят, если не захотят?
сразу же парировал я.
- Ну мне пока что такие не попадались. Наверное, сегодня впервые может такое случится.
Если не попросят, не спою.

Правда, потом он согласился со мной, что исполнителю и автору интересны конечно его новые работы, а не старые, запетые и заигранные.
Потом я его спросил, задумывается ли он над тем, на какую полку себя поставить, т.е. к какому музыкальному жанру примкнуть. К року, к бардовской песне, к эстраде, а может быть к поэзии под гитарные аккорды. И чувствует ли он себя поэтом или все-таки музыкантом.
Сказал что задумывается. А потом сам спросил меня, знаю ли я, кто такие барды?
Я сказал, что конечно знаю. Тогда он мне задал еще один вопрос:
А какая разница между бардами и менестрелями.
Я ему тоже ответил что знаю разницу.
По-моему, барды, это дворяне, знатные люди, которые сочиняли свои мадригалы и прочие песенно-декламационные шедевры в честь прекрасных дам, и своим пением развлекали не только дам, но и более знатную чем они публику. Скажем, королей, герцогов или на худой конец, графов.
- Т.е. барды были при ком-то?
переспросил Михаил.
- Наверное -
согласился я. При дворе короля или при дворе знатного вельможи.
- А менестрели?
- А менестрели были нищими, бродяжками.
Они скитались от города к городу от замка к замку от деревне к деревне, пытаясь развлечь почтенную публику и получить за свои выступления несколько медных монет на скудное пропитание.
Т.е. барды были почище и побогаче и жили на одном месте, а менестрели были бродячими музыкантами и певцами.
Михаил задумался и... неожиданно для меня сказал:
Я - бард.
Тогда я попытался уточнить. Ну значит Вы - при ком-то. И кто же Ваш вельможа?
Улыбка сошла с лица Михаила.
- Увы, вельможи меня содержащего нет. Я брожу по свету и выступаю везде где меня ждут и слушают.
И этим зарабатываю себе на жизнь.

Я решил не уточнять и не пытаться его ловить на противоречиях. Потому что, судя по тому, что мы обсудили, он-то как раз - менестрель, т.е. бродячий музыкант.
Тем не менее, ему, как мне показалось, думать о себе, как о несчастном одиноком бродяге - не хотелось.
Так что мы сошлись на барде Башакове.
Потом я его спросил, кем он больше себя ощущает, поэтом или музыкантом?
- Я в себе это не делю, ответил он. Когда я сочиняю песню, стихи почти сразу же звучат в мне как мелодия. Хоть, может быть сначала стихи, но они почти всегда во мне все-таки поют.
Ну может быть чуточку больше поэтом, чем музыкантом и композитором, но это далеко не всегда.
Иногда мелодия приходит на ум - первой, а уже вслед за нею появляются и стихи.


Потом я спросил его не о музыке и не по поэзии:

- Михаил, я знаю, что в России сейчас многие совершенно искренне не любят Америку, скажите мне, только честно, а за что Вы ее не любите. Ответ: "Я ее люблю",- не принимается.

Башаков задумался. А потом ответил довольно банально:
- Я не люблю общество потребления, погоню за новыми и новыми вещами. Я не люблю потребителя, человека, из которого сделали только потребителя.
И Америка здесь больше всего виновата. Вот пожалуй причина, из-за которой я ее не люблю.

- Но позвольте, общество потребления - это весь Золотой миллиард. Америка здесь не одна виновата.-
попытался уточнить я.
-Ну значит конкретно к Америке у меня претензий нет. Тогда я не люблю все страны с этим самым обществом потребления.

Следующий мой вопрос был достаточно острый. Я попытался у него узнать, кого он не любит из коллег, с кем конкретно он хочет выступать и как-то пересекаться на сцене:
Здесь он был тверд как скала. Он не назвал ни одного имени. Просто сказал, что он - сам по себе, ни в какие группы не входит, никаких совместных действий не предпринимает и ни с кем отношений не портит. Осторожный ответ. Ну что ж, это его право.

На этом наш разговор завершился. Я остался после него в еще большей уверенности, что главное в Михаиле Башакове, это тексты его песен, т.е. поэзия.

Выступление началось с пения Олега. Его принимали тепло, что характерно, Башаков никуда не ушел, он сидел и слушал выступление собрата по музыке. И после каждой песни хлопал чуть ли не дольше всех.
Олег пел почти все песни на английском, он именно на этом языке сочиняет тексты.
Но аудитории, как я понял все было понятно, т.к. послушать Олега и Михаила пришли в основном люди, английский которых стал им роднее, чем русский мам, пам, дедушек и бабушек.
Вот здесь Олег за инструментом.

Из всех песен Олега мне больше всего нравится "Walk on by". К сожалению, ни одного видео песен Олега мы пока не сняли, хоть я много раз предлагал Олегу снять его на мою видеокамеру и поставить файл на YouTube. Пока что можете послушать аудиоверсию этой песни. Он ее спел последней в своем выступлении. Послушайтe вот здесь.
Ну и после небольшого перерыва на небольшое возвышение, которое условно можно было назвать сценой, поднялся Башаков с гитарой. Он начал с песни, которую я раньше не слышал, хоть она и не новая. Вот эта песня:

И знаете, он пел песню за песней и я вдруг понял, что это не декламирование под музыку, а очень хорошая музыка с действительно красивыми словами, и все это исполняется человеком с сильным красивым голосом. И я решил, что мой стереотип - неверен. Башлаков прежде всего хороший музыкант, исполнитель и певец. Ну и тексты его не хуже музыки, но, прежде всего, он - музыкант.
И оказывается, его мелодии оригинальны и интересны. Не похожие на мелодии других авторов.
Когда я это понял, я даже немного обиделся на Михаила, потому что в разговоре тот мне подыграл, когда я говорил о нем, как о поэте в первую очередь. И только в этот момент я вспомнил, что, когда мы с ним вспоминали Высоцкого, Михаил пытался мне напомнить, что у Высоцкого были не только стихи, но и несколько очень удачных мелодий, я отмахнулся от подобных напоминаний и продолжал вспоминать Высосцкого - поэта. И я понял, почему Михаил пытался сдвинуть мой стереотип. Потому что сам он сочиняет хорошие песни, а не декламирует стихи под бренчание гитары.
В перерыве я подошел к нему и все это высказал. Он был очень обрадован. Видно, что он хотел, чтобы я его воспринимал как он того заслуживает, а не так, как я считаю нужным, вернее считал нужным до того, как послушал первую часть его выступления. Во второй части он полностью покорил аудиторию, контакт со слушателями был установлен полный. Те кто знали слова, пели вместе с ним.
Одна девушка на непомерно длинных ногах даже пытался петь громче его, видно было по ее экспрессивному поведению, что она выпила как минимум дюжину крепких коктейлей. Это было помещение типа клуба, с барной стойкой. Хоть те, кто хотел, все-таки сидели на стульях, выстроенных в ряд, как в обычном концертном зале. Я, как вы догадываетесь, больше сидел и танцевать с длинноногой экрпрессивной блондинкой не пытался. Хоть она вступала в танец с любым кто подходил к ней и начинал двигаться с ней в такт. Я заметил, что Олег перекинулся с ней несколькими фразами и понял, что он ее знает. И спросил его:
-Oткуда у тебя такие глупые длинноногие блондики в знакомых?
Он расхохотался и объяснил мне что эта глупая блондинка собирается защищать докторскую степень в в нашем знаменитом Эм-Ай-Ти, несмотря на то, что ей только 23 года, что она - одна из самых умных женщин, которых он знал в своей жизни. Я был поражен, насколько внешность и поведение длинноногой блондинки не соответствовали тому, что о ней сказал Олег. Но Михаил вполне доброжелательно реагировал на попытки красавицы - физички его перекричать. Наоборот, ему похоже нравилось, что она знает слова его песен и так активно ему подпевает.
Мне понравились почти все песни Михаила. Но особо я хотел бы отметить две:
шуточный Русский Блюз.
Послушайте и вы его:
 
В начале этого текста я писал о песне, в которой есть строки "От Чебурашки до Че Гевары."
Михаил объявил название этой песни как "Пустота". И напомнил, что у него есть песня, которая называется "Чапаев". Т.е. он считает, что эти две песни по Пелевинским мотивам.
У Пелевина, ординарец Чапаева Петька стал поэтом Петром Пустотой. Я думал, что песня, про поэта Пустоту. Но, оказалось, что песня действительно про пустоту. Про пустоту, между казалось бы полярными явлениями. Теми, которые должна разделять пропасть. Но этой пропасти нет, есть только пустота. Так же как нет пропасти между Чебурашкой и Че Геварой, только пустота.
Я попытался найти хотя бы слова этой песни в Сети, чтобы познакомить вас с ними, это действительно отличная поэзия. Наполненная вполне оригинальными идеями. Увы, песня достаточно новая и я нигде ее слов не нашел. Может быть, когда Михаил прочтет этот текст, (во всяком случае, ссылку на него я ему пошлю, мы даже об этом договорились) он мне пришлет слова и я ими дополню мой рассказ.
Вот фотография Башакова во время выступления, которую сделал я сам. По-моему, неплохо получилось.

Наконец, Михаил меня удивил. Он усмехнулся и сказал:
- Я столько раз пел эту песню, что она мне снова начала нравиться.
После этого он запел... "Элис".
Тут уж все запели вместе с ним. И я, почти так же громко, как длинноногая физичка.
Не знаю, стоит ли вам напоминать Элис, некоторым из вас она наверное тоже надоела. Тем не менее, на всякий случай: 

.


Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 10 comments