dandorfman (dandorfman) wrote,
dandorfman
dandorfman

Category:

Старые публикации. РОК-Н-РОЛЛ МЕРТВ? (начало)

Это написано тринадцать лет назад. Тогда это все было новым. Ну а сейчас воспринимается почти как ретро.
Но кое-что актуально. В частности, мода на СССР.



РОК-Н-РОЛЛ МЕРТВ?

N 201 31 декабря 2000 г. Дан Дорфман.


Девяностые в глазах тех, кому за сорок, почему-то кажутся временем то ли смерти, то ли прозябания, ранее процветающих искусств, литературы, музыки. Что соответствует действительности с точностью до наоборот. Я прекрасно помню то процветание и, главное, уровень того процветания. То есть уровень профессионализма тех, кто был властелинами дум до девяностых. Поэтому, считаю, что сейчас как раз никакое не прозябание, а расцвет. Хоть понимаю, что подобное надо доказывать.

Я готов и могу написать доказательно о расцвете литературы.

Но сегодня речь не о литературе, не о живописи, не о серьёзной музыке. Речь о русском роке.

То есть, как живется ему теперь, после »шторм унд дранг» восьмидесятых.

Неужели теперь ему пришёл конец? Всем памятны слова Гребенщикова: — Рок-н-Ролл мёртв, а мы — ещё нет.

Но так ли это? Давайте посмотрим. Посмотрим на тех, кто сегодня олицетворяет русский рок.

Конечно не всех, я ведь не монографию пишу. Просто тех, кто мне чуть ближе и интереснее. Во всяком случае, некоторых из них.

Но сначала несколько общих соображений.


1. Что происходит в русском роке в последнее десятилетие?
Если говорить о двух главных тенденциях — это замена дилетантов (даже гениальных дилетантов, таких как покойный Виктор Цой) профессионалами. Причём, профессионалами отнюдь не бездарными, которые на одном профессионализме выезжают. А талантливыми профессионалами. Слишком велика конкуренция.

Вторая тенденция — исчезновение политики в текстах.

Тексты сами по себе у лучших достаточно интересны, но они уже не столь протестны, как это было в восьмидесятых. В какой-то степени исключение — старая добрая команда восьмидесятых — »Гражданская Оборона» и их сибирские единомышленники. Вообще о »ГО» писать »добрая» сложно. Если воспринимать этот термин впрямую, то меньше всего он относится к Егору Летову и его друзьям.

И периодически возникающая из небытия »Гражданская Оборона» (эта команда всё время распадается и спадается, частично в обновлённом составе, но с неизменным Егором) и другие рок-команды из Сибири, новосибирские, тюменские, омские, ведут себя оппозиционно к «оккупационному режиму».

Они прославляют прошлое, то самое советское прошлое, советскую действительность, которую »ГО» в своих песнях восьмидесятых низвергала.

Вот что пишет в веб-журнале »ЛЕНИН»

http://imperium.lenin.ru/LENIN/12/

Элла Кацмельбоген:

…Импортные, широко рекламируемые продукты сибирские рокенрольщики называют »гноем» и открыто их игнорируют. Вообще в Сибири популярно всё советское, — советские фильмы, советские песни, Советский Союз, в конце концов.

В этом же русле — ностальгические стихи Манагера (Олега Судакова) бывшего солиста »ГО».

Вот как они начинаются:

Месса по утраченной Родине.

Мы все родились в СССР.

Живём — в России
Где умрём — не знаем.

Такой вот грустный протест. По-человечески он понятен и я бы не спешил осуждать этих людей за непоследовательность и полную смену политических ориентиров. Ну и, наконец, это не парадокс — сегодняшний протест самых протестных рокенрольщиков восьмидесятых.

Просто протест продолжается. Они последовательны в самом протесте, если не в его направленности. Ну а что общего в судьбах многих рок-звёзд восьмидесятых и девяностых? Совпадает у них тяга к Петербургу. Они движутся из провинции в Питер, как когда-то двинулся Юрий Шевчук со своим ДДТ.

Из трёх имен, о которых я напишу подробнее, двое — сегодняшние питерцы.

В прошлом, они из Харькова(Чиж) и Екатеринбурга(Чичерина). Впрочем, Свердловск в славные восьмидесятые никакой провинцией рока не был. А был его столицей. Свердловск это »Урфин Джюс», »Помпилиус», Настя, »Чайф», »Агата Кристи». Это было вчера. А вот сегодня Чичерина предпочла Петербург Екатеринбургу.

Ещё одна героиня нашего рассказа — из Уфы, города, в котором начал Шевчук. Но Земфира не переместилась в Питер, поближе к Шевчуку и ДДТ.

Наверное, её выбор сознательный. Она не хочет ощущать себя наследницей Шевчука. Ей это много раз навязывали журналисты. Но она не принимает таких подсказок.

Как когда-то Бродский морщился, если его называли наследником Ахматовой. И подчеркивал, что ему как поэт, ближе Цветаева.

Ну а теперь о трёх звёздах последнего десятилетия.


2. Чиж — »Грустное
буги, извечный ля-минор.
Чиж (Сергей Чиграков) родился и провёл детство в совсем глухой провинции, а не в Харькове.

В городе Дзержинске Горьковской области. Продолжил он своё образование в Харькове, в музыкальном училище. И там начал выступать как рок-певец и автор.

В 1993 году переехал в Питер и ещё раз продолжил своё образование. Сначала закончил Институт культуры им. Крупской, а потом ещё и джазовую студию при Петербургской консерватории.

Я так много пишу о музыкальном образовании Чижа, что бы доказать свою предыдущую мысль о профессионально образованных музыкантах девяностых. Кроме образования и таланта, Чижу помогли стать Чижом Гребенщиков и Шевчук. И за это их стоит поблагодарить отдельно.

Что же меня самого привлекает в Чигракове?

Кстати, самого Чижа я слушал живьём на рок-фестивале в Нью-Йорке. Помимо талантливых мелодий и отличного, профессионального исполнения, мне интересны тексты Чижа. Он — автор великолепных баллад. Его возможности в жанре рок-баллады отметил и друг покойного Бродского, известный американский литературный критик и музыковед Соломон Волков.

Я не могу процитировать статью, в которой Волков, хвалил баллады Чижа, у меня не сохранилась газета с этой статьёй.

Но для желающих укажу номер. Это был новогодний выпуск »Нового Русского Слова», за 31 декабря 1999 года. Одна из баллад Чижа, »Она не вышла замуж…» пока для меня остаётся непревзойдённым образцом среди тех текстов последнего десятилетия, которые мне известны, В этой песне полностью и исчерпывающе сконцентрирован сюжет романа.

Не рассказа и даже не повести, а именно романа. По ней можно снимать сериал, если не писать роман. Чиж даже указал улицу, где жила героиня — Сумская. Это одна из центральных улиц его родного Харькова.

Наверное, я слишком литературоцентричен, но когда я слышу в четырёхминутной песне рассказ о человеческой жизни, причём рассказ, которому веришь, мне хочется снять никогда не носимую мною шляпу.

Впрочем, судите сами, я приведу полный текст этого рок-романа:

Она не вышла замуж за хромого еврея,
Она не вышла замуж за седого араба,
Её не прельщали ни Чикаго, ни Бейрут ни Ханой.
Она хотела каждый вечер возвращаться домой,
(Она жила на Сумской.)
Ее подруга говорила» «Ну, какая ты дура!
Ведь там такая жизнь, там такая культура
Там выступает Майкл Джексон, там Мадонна, там играет Ван Дамм
Мне бы твое — давно была бы там!»
Но она не шла на провокационные споры
Ей надоели псевдозаграничные разговоры
Она молча доедала свой ужин, она ложилась спать
Сославшись на то, что ей очень рано вставать.
У нее был парень — гитарист и певец
О нем говорили: «Это полный п….ц!»
Он играл буги-вуги, пел блюз и рок-н-ролл
Он курил анашу, пил вино, употреблял димедрол.
Она любила его — он отвечал ей постелью
Она мечтала стать второй его тенью
Она терпеливо дожидалась из гастролей его
Он приезжал, напивался и орал, что Совок — дерьмо.
Он называл ее: Бэби, а она его: Милый
Им не было тесно в ее тесной квартире
Когда он заходил по ночам (в месяц раза три)
И ей хотелось кричать: «Возьми меня, любимый, возьми!»
А он трахался молча, потом мгновенно засыпал
Потом она — на работу, а он — на вокзал
Гостинница, вино, телевизор, барабанщик сосед.
Иногда кто-нибудь еще, кто сделает минет.
И оказалось, что она беременна с месяц
А рок-н-ролльная жизнь исключает оседлость
К тому же пригласили в Копенгаген на гастроли его
И все кругом говорили: «Добился-таки своего!»
Естественно, он не вернулся назад
(Ну конечно, там рай, ну конечно, здесь ад)
А она — что она? Родила и с ребенком живет
Говорят, музыканты — самый циничный народ.

Вы спросите, что дальше? Ну, откуда мне знать
Я все это придумал сам, когда мне не хотелось спать
Грустное буги, извечный ля-минор
Ну конечно, там ад, а здесь рай — вот и весь разговор.

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments