dandorfman (dandorfman) wrote,
dandorfman
dandorfman

Category:

Послушай и вспомни

(Полемика соавторов)


Песня:

Smells Like Teen Spirit. 1991-й год. Главный вопрос к френдам, читавшим проект.

Увидев знакомое название и знакомую форму, наши читатели решат, что проект будет продолжаться во времени, переступит порог шестидесятых и устремится в семидесятые. Нет, проект, посвященный шестидесятым действительно закончен.

Может быть внутри его появятся новые главы, но дальше во времени он не планировался.
И последняя глава останется последней.

Сегодня я публикую полемику между двумя соавторами проекта, мною и Феликсом Херсонским, который в самом тексте был представлен как Элвиз, именно этим именем мы его называли в юности.
В дальнейшем тексте я снова буду его так называть.
Критику свою он изложил в частном письме. Но т.к. ничего личного в нем нет, я ему предложил опубликовать это письмо и выслушать мой ответ уже в Сети, там где и другие читатели проекта могут нашу дискуссию увидеть, и, может быть, примут в ней участие. Теперь Вы поняли, что я Вам предлагаю ниже.


Итак, слово Элвизу (это письмо, которое он мне прислал):

-Чем я тебя породил, тем я тебя и убью.

Тарас Бульба.

Вульгарный перевод Гоголя.

«Сегодня наш проект завершается...» - Я прочитал эти строки и сильно обрадовался что в этот момент подо мною находилось моё любимое кресло. Иначе, тому месту, где у человека мог бы находиться хвост, было бы очень больно.

Интересная позиция, как зачинать, -так всем вместе. А как решиться на аборт, так это ты сам.
Нет, я понимаю, - если рожать так долго и мучительно, то и дитя получилось... своеобразное.
Тогда тем более, - зачем преждевременно его убивать ?

А может оно со временем перерастёт во что-то стоящее ?
Короче говоря, -я считаю, что хоронить проект несколько преждевременно.

Но об этом позже. Вначале мне хотелось сделать некоторые замечания по самой главе.

Начну, как и полагается, с конца.

Вот уж не предполагал увидеть тебя в роли оракула. Литературного хулигана ? Да.
Просветителя? Пожалуй. Но вещающего истины типа:

>Рок развивался по-разному в семидесятых, но совершенно точно развивался, в отличие от нашего времени. ... время зрелости Рока давно позади, сейчас он уже вступил в Золотую Осень своего существования.
Ты ли это Дан ? У каждого из нас свой Рок. (О боже, и я кажется стал говорить двусмыслицами ?). Тот Рок, который (да простит меня читатель за вульгарные штампы) рождался на наших глазах - просто изменился. Казавшиеся  в 60-х «революционерами», длиноволосые Битлз, с высоты 90-х выглядят просто розово-голубыми пай-мальчиками по сравнению с разноцветными шипами и мохавками рокеров 90-х.

Рок-музыка, в отличие от нас, не старела и окостеневала, а развивалась. И продолжает развиваться. Поэтому твой панегирик (да простит меня классик) – несколько преждевремен.

Ты плачешь по ушедшему «золотому» времени нашей юности, - но зачем хоронить рок?

Та музыка, (тьфу, опять штамп)- это золотой фонд рока. Это никто не оспаривает. Но время менят вкусы, растёт новое поколение, - поэтому будет «новый» Рок, или попросту другая музыка. И возможно мы её не поймём, но это как говориться – наша проблема.

В этом проекте ты, хоть и весьма колажно, рассказал о истории рока с 50-х до 90-х.
И вдруг такие пасмурные пргнозы.

Не согласен я и с твоим желанием разложить по полочкам и систематизировать рок-группы.
Кажется в 50-х существовала такая практика. По отношению к нацменьшинствам.
Хард-рок, софт, тяжёлый метал, лёгкий рок, ....
Нужно быть Менделеевым, или по крайней мере Дарвиным чтобы выстроить рокеров в таблицу. Поэтому, как ты справедливо заметил, музыканты не любят когда их укладывают в прокрустово ложе формы.

 
Ещё меня немного удивило твоё многословное разжёвывание простейших истин:

Рок в 60-х являлся явлением антисоциальным, продуктом контр-культуры.

Поэтому  его анти-всему направленность - явление органическое для этой музыки и её создателей. А политические длинноты от Кореи до Вьетнама смотрятся как разжёвывание банальных истин.
На этом мне хотелось закончить критику главы, да вспомнил о её биографических неточностях касающихся моей персоны.
После моего грустного дембеля из рядов Советской Армии, с подачи друга, меня взяли работать прорабом на участок ливневой канализации. Об этом зтапе моей биографии можно написать отдельную повесть, но не в рамках этого проекта.

А вот года четыре спустя я поступил в ОТХТУ (Одесское Театрально-Техническое Училище).
Несмотря на «производственную практику» в самом «продвинутом» театре страны – знаменитой Таганке, а так же  «ознакомительной практикой» в театрах Тарту и Паневежуса, в театре работать не стал. Но это, опять же, тема другого разговора.

 
И последнее из моих критических замечаний – о профессионализме.
И опять прошу прощения за шаблон:- Чтобы понять и прочувствовать музыку – её необходимо прочувствовать, пропустить сквозь себя. Ею нужно жить.

Как и когда-то джаз, рок сначала имитировали, и лишь те кто жил этой музыкой стали профессионалами.

Но довольно критики. Пора и доброе слово молвить. А то ты чего доброго и обидишься.
 
Мне нравятся твои сентенции о том времени, когда дружили с кем хотелось, любили кого любилось. Наверное, это потому что - трава тогда действительно была зеленее, а вода значительно мокрее.
И то, что мы действительно были Весёлыми нищими. И общались на языке двусмыслиц и чёрного юмора. И это в стране где правительство презирало и боялось своих граждан.
С тех пор в той стране многое изменилось. Неизменным остались лиши ненависть и презрение достигшим верхов к низам.

Но вернёмся к проекту.
Когда проект стал  терять энергию, я считал что он умирает естественной смертью. Ты сражался на страницах РУСАМА, интерес публики зачах – самое время сворачивать шалаш.

И вдруг ты вернулся, получил дозу внимания читающей публики ...
Так может вспомним о якобы имеющемся материале Игоря о Сан-Франциско?
О первоисточников выхода на сцену Джимми Хендрикса и Дженис Джоплин?
Может и это кому-то нужно...?

=======

Ну что ж, теперь я попробую ответить. Но в начале пояснение для новых читателей.

Игорь, это еще один соавтор проекта, а так же мой двоюродный брат, он, как и Элвиз, живет в Сан-Франциско.
Предпоследняя глава проекта была написана именно им.

РУСАМ, это ЖЖ-сообщество русскоязычных жителей Америки, где мне постоянно приходилось отстаивать свои политические взгляды. Я там действительно много писал в последние месяцы под именем backto60s.

Теперь пойдем по пунктам обвинений соавтора. Прежде всего хочу признать свою вину по одному из пунктов, неточности его биографии. Я сместил по времени его работу дорожным мастером и его учебу в Театральном Училище, но прошло почти сорок лет, уже кое-что начинает не то, чтобы забываться, но как-то странно меняться местами. Извини меня, Элвиз.

Теперь по поводу других претензий.
Отвечаю, почему мы не продолжаем проект во времени.
Проект посвящен шестидесятым, он должен был закончиться на рубеже следующего десятилетия.
Кроме концептуальной причины окончания проекта есть еще и простая техническая причина, моя недостаточная эрудиция для продолжения проекта в семидесятые. В этом десятилетии я так пристально за Роком не следил. Поэтому Рок семидесятых через призму своего восприятия подробно описывать не могу. Кстати, Элвиз, я в последней главе уже написал, что Рок из моей жизни в следующее после шестидесятых десятилетие частично вытеснила литература. Это произошло уже в самом начале семидесятых. Именно тогда я начал читать много Самиздата, помимо официальной литературы.
Я проглотил тогда "ГУЛАГ", "Раковый Корпус", "В Круге Первом", "Гадкие Лебеди", "Лебединый Стан" и "Николая Николаевича". Т.к. мне давали все эти бледные машинописные копии или отвратительного качества фотографии текстов на очень недолгое время, когда на несколько часов, когда - только на ночь, максимально, на пару дней, приходилось читать немедленно и днем и ночью. Надо было спешить, чтобы отдать вовремя. Более того, кое-что я читал в людных местах, скажем, в Метро.
Помню, что первый советский, вернее антисоветский порно-роман "Николай Николаевич" Юза Алешковского мне дали до вечера. Я тогда был в Москве. У меня было много дел, помимо чтения "Николая Николаевича", тем не менее, прочесть его я решил обязательно. И, плюнув на конспирацию, я достал папку с машинописной копией романа и стал читать его в Метро. Но человек, который сидел рядом со мной, заглянул в текст и немедленно начал не особенно стесняясь, читать его вместе со мной.
Потом он вышел на той же станции, что и я и увязался за мной. И начал канючить: "Дай дочитать, я здесь при тебе буду дочитывать". Я от него отбивался как мог. Тогда он начал предлагать мне деньги, сначала червонец, (10 рублей) а потом махнул рукой и достал уже совсем солидные по тем временам деньги, двадцатипятирублевую купюру. Это была тогдашняя месячная стипендия студента провинциального ВУЗа.  И он готов был отдать 25 рублей только для того, чтобы дочитать. Увидев такой энтузиазм, я расчувствовался, мы сели на скамейку в каком-то скверике возле Новодевичьего монастыря, и я начал передавать ему прочитанные мною страницы. Так мы дочитали Алешковского. Деньги я с него, конечно, не взял. Он порывался меня обнять и сказал, что эта книжка перевернула ему душу и он мне по гроб жизни благодарен. Адреса и телефона своего он не оставил, только сказал, что его зовут Коля и он меня никогда не забудет. Не знаю, как он, но я вот не забыл. Сейчас, перечитывая "Николая Николаевича", трудно понять чувства Коли. Но тогда я его понимал отлично и понимал, что эти чувства были связаны отнюдь не с эротическим возбуждением.

Вернемся к нашему проекту и твоим претензиям, Элвиз. Часть из этих претензий - конструктивна.
Проект ведь может углубляться, не продолжаясь во времени. Т.е. мы можем дополнять какие-то годы внутри шестидесятых какими-то уточняющими главами. Я от тебя, кстати, ждал этих уточнений. Или отдельной главы, или обширных комментариев.
Тогда, когда вот здесьhttp://dandorfman.livejournal.com/32107.html я вскользь упомянул о Твигги и моде шестидесятых. Но подробностей я никаких не писал, не писал о неожиданно появившемся романтическом стиле, мужских рубашках с жабо, туфлях в стиле 18-го века, с металлическими пряжками и инкрустациями, рубашках из тканей с разговорами, длинным да еще расширяющимся к низу воротничкам этих рубашек и т.д. и т.п. Потому что не я, а ты был специалистом по моде, не говоря уже о том, что ты сам шил. Ты не один тогда шил, шили очень многие. Точно так же как ты, шил в Харькове брюки будущий писатель Эдуард Лимонов, который тогда был еще Савенко. И я именно от тебя ждал рассказа о моде тех лет, и вообще, о "Поколении Портных", или в виде комментария или в виде отдельной главы. Странно, что "Поколение дворников и сторожей", с легкой руки Гребенщикова привилось, а вот о том, что ему предшествовало "Поколение портных", никто не вспоминает.
А ты бы мог. Впрочем, еще не поздно, в рамках именно углубления, а не продолжения проекта, ты вполне можешь написать главу об этом. Точно так же Игорь вполне может написать главу о том, что происходило в Сан-Франциско, через несколько лет после описанных им событий, я в начале вообще не понял, почему-то написал о каком-то ненаписанном тексте о Сан-Франциско, потому что текст этот был написан и включен в проект. И даже спросил тебя об этом в ответном письме.
Но ты мне разъяснил, цитирую снова тебя:
"Я имел в виду продолжение материала, об афтер-хиппи эре, о Free Clinics для желающих избавиться от травкозависимости, и прочих радостей ушедшей эры Детей Цветов."
(для наших молодых читателей поясняю: "Дети Цветов" это другое название хиппи.)

Ну а теперь я подхожу к самому главному в чем я с тобой согласиться все-таки не могу.
Процитирую еще раз тебя:
=======
Рок-музыка, в отличие от нас, не старела и окостеневала, а развивалась. И продолжает развиваться. Поэтому твой панегирик (да простит меня классик) – несколько преждевремен.

Ты плачешь по ушедшему «золотому» времени нашей юности, - но зачем хоронить рок?

Та музыка, (тьфу, опять штамп)- это золотой фонд рока. Это никто не оспаривает. Но время менят вкусы, растёт новое поколение, - поэтому будет «новый» Рок, или попросту другая музыка. И возможно мы её не поймём, но это, как говориться, наша проблема.
==========
Ответ на эту часть твоей критики одновременно и будет главным вопросом, который я хочу задать всем френдам читающим наш проект и не потерявшим интерес к рок-музыке. Вопрос этот я сформулирую в конце, но в начале попробую с тобой поспорить.

Да, рок-музыка действительно развивалась, но увы до какого-то временного рубежа. И я даже укажу этот рубеж, начало девяностых.

Т.е. я остаюсь при своем мнении, последние пятндацать-восемнадцать лет уже не были годами развития Рока. Я назвал их "Золотой Осенью Рока", эти годы. Считаю, что я прав, потому что по моему мнению, после 1991-го года не появилось ни одной действительно великой новой рок-команды и ни одного по-настоящему нового направления в рок-музыке. (Россию я в виду не имею, речь идет о Западе.)
Все, кто пришел после 91-го были в той или иной степени последователями великих предшественников, ничего принципиально нового в рок-музыке не произошло. Эти годы были хоть и "пышным" по Пушкину, но все же "увяданьем".
Но хватит о грустном, вспомним о последней вершине которую взял рок, последней великой рок-группе
в истории рок-музыки.
 
Той рок-группе, которая именно в 1991-м году стала первой группой новой рок-музыки, благодаря которой новый стиль этой музыки, стиль Alternativ, стал известен сначала всей Америке, а потом и всему миру.

Группе, которая именно в 1991-м году спела и записала на свой первый альбом песню, названную гимном "Genteration X". Я имею в виду "Нирвану".
Термин "Поколение Экс" появился на год раньше Нирваны, появился он из литературы, так назывался первый роман канадца Дагласа Коупленда, который роман свой написал отнюдь не о Канаде, а о Калифорнии и ее молодежи, молодых людях, родившихся во второй половине шестидесятых или в первой половине семидесятых. Именно они и стали основными слушателями и героями песен Нирваны.
Гимн этого поколения написал лидер группы, Кёрт Кобейн, родившийся в1967-м году
.

Песня называлась: Smells Like Teen Spirit
Эту песню, она была заглавной песней "Nevermind" первого альбома Нирваны, так характеризует музыкальный критик из Википедии:
Тhe song was dubbed an "anthem for apathetic kids" of Generation X,
После того, как Кёрт Кобейн свел счеты с жизнью, закончилась не только история его группы. Закончился Рок, как развивающееся грандиозное явление мировой культуры и началось его "пышное увядание".

Ну а теперь я наконец озвучу главный вопрос нашей полемики, вопрос обращенный к френдам, читающим проект.

Согласны ли Вы с моим мнением, что после Нирваны развитие рока закончилось?
А может прав Элвиз, который написал: "Рок-музыка продолжает развиваться."


Заканчиваю я как всегда песней. Той самой, Smells Like Teen Spirit.


 

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 29 comments