dandorfman (dandorfman) wrote,
dandorfman
dandorfman

Category:

Послушай и вспомни.


(Песенник)

                             Тем, чья молодость пришлась на шестидесятые.



Лето любви
(окончание)
 

19 июня были опубликованы данные сан-франциских социологов.  Практически все хиппи были моложе 30 лет, большинство имели некоторое образование выше средней школы, большей частью были из upper-middle class.  Они были политически активны и голосовали на всех возможных выборах, практически все курили марихуану, 90% как минимум один раз пробовали ЛСД.  40% мужчин и 25% женщин занимались сексом среди своего пола (по опросу американских студентов весной 67 года 97% из тех, кто курили марихуану, были против войны; из тех, кто был против войны, 97% курили марихуану).

 Скученность хиппи на площади не превышающей 2 квадратных километра привела не только к транспортным проблемам.

20 июня город объявил о создании бесплатной медицинской клиники, которая должна была предпринять экстренные меры в связи с резким ухудшением санитарных условий в районе и частично связанной с этим проблемой массовой завшивленности (другими большими проблемами были венерические болезни и “перебор” ЛСД).

(А до этого, заметим в скобках, 4 июня 1965 года район Хэйт-Эшбери был признан самым чистым районом города, его еще называли самым богемным районом Сан-Франциско.  Как быстро, оказывается, все может измениться.)

21 июня на одной из вершин Твин Пикс, одного из самых высоких холмов города, тысячи хиппи встречали рассвет в день летнего солнцестояния.  Это было началом Лета Любви.

Многие “отцы-основатели” движения хиппи считают, что движение пало жертвой своей популярности и винят в этом прессу.  Они утверждают, что до весны 67 года это был чистый эксперимент (любимое слово американских левых) лучшей части американской молодежи в поисках себя в мире чистогана и полного неверия в будущее страны.  ЛСД, по их мнению, был всего-навсего инструментом, с помощью которого можно было посмотреть “в себя” гораздо глубже и откровеннее, и с его помощью открыть в себе лучшее (Тимоти Лири утверждал после серии экспериментов с ЛСД на заключенных и 300 профессорах (!), что три четверти после “эксперимента” становились лучшими людьми, так, например, уровень рецидивизма снизился с 80% до 20%).  Хиппи первых лет, по их мнению, были идеалистами, последователями буддистского миролюбия, медитации, йоги, вегетарианской диеты, то есть они были искренне увлеченными людьми, полностью аполитичными, совершенно не думающими о том, чтобы получить какую-либо выгоду из популяризации движения.

Реклама хиппи в средствах массовой информации изменила всё.

В июле в город ежедневно прибывало более 300 совсем других хиппи.  Кто они были?  В основном 15-17 летние подростки, сбежавшие из дома.  В Америке всегда хватает таких детей, но летом 67-го они узнали, что где-то в Сан-Франциско их ждут.  Там, и только там, по улице Хэйт текут молочные реки ЛСД, а все кисельные берега вдоль улицы Эшбери засеяны первоклассной марихуаной.  И никого не надо бояться!

 

Во второй раз в короткой американской истории Сан-Франциско сыграл роль некой окончательной, предельной мечты поколения, такого Нового Иерусалима на недоступно высоком холме.  Конечно, парадокс заключался в том, что во времена Золотой Лихорадки 1849-56-го такой религией-мечтой было стремление мгновенно разбогатеть, тогда как для поколения 60-х следующего века мечтой и по-своему религией стало стремление изъять себя из окружающей материальной жизни.  Похоже, что прадедушки не смогли бы понять и принять жизнь правнуков. 

Дальше в Сан-Франциско события развивались по экспоненте.

 

26 июня зафиксирована первая вспышка менингита


1 июля полиция объявила об аресте 191 человека за употребление “тяжелых” наркотиков.


10 июля Рудольф Нуриев и Марго Фонтейн – суперзвезды английского Королевского балета - во время рейда полиции были арестованы “
in wild hippie party” в районе улицы Хэйт.  Нуриев бежал по крышам.  Его нашли уже на соседней улице (Бельведер) почти голого, замерзшего, чудом удержавшегося на самой кромке крыши.

4 августа местный ЛСД диллер (25-ти летний Джон Картер) был найден убитым в своей квартире с 12 ножевыми ранениями и отрезанной рукой.  Убийца был найден через день.  Нашлась и отрезанная рука, она была в машине убийцы, Эрика Дахстрома, 23 лет.  «Производственный» конфликт произошел из-за того, что у Дахстрома не оказалось денег, а проглотить таблетку очень хотелось.

Где-то в эти дни Джон Харрисон вместе со своей женой Патти совершенно неузнаваемый бродил по Хэйт.  Наконец он одолжил у кого-то гитару и стал петь.  Только после этого восторженная толпа обратила на него внимание.        

Вот Джорж и Патти:



Фотографии сделаны 7 августа 67-го года в районе Хэйт-Эшбери

Надо сказать, что у двух солистов Битлз была серьезная любовь к Сан-Франциско.  Вторым был Леннон.  Но это не относится к нашей теме.

 

К концу лета около 300 тысяч хиппи жило в районе Хэйт-Эшбери.  Большинство каким-то образом находило крышу, меньшинство, а это по разным оценкам от 70 до 120 тысяч (!!!), жило на улицах и прилегающих парках.  Современная историография делит эти тысячи примерно так: двести тысяч – местные, из города и района Залива, сто тысяч – летние гости из других частей Америки.

 

Информация для тех, кто никогда не был в Сан-Франциско, а также для тех, кто никогда не был в Сан-Франциско летом.  Район Хэйт-Эшбери находится примерно в центре жилого Сан-Франциско, одновременно всего в трех милях от даунтауна: город вообще удивительно маленький по площади.  Хэйт – относительно плоская улица, но все ее пересекающие уходят достаточно круто вверх.  Район очень плотно застроен 2-3-4 этажными, очень живописными домами в основном Викторианского периода.  Свободного места между домами совершенно нет, улицы весьма узкие с небольшими тротуарами.  Практически это означало то, что хиппи жили на улицах в самом прямом смысле этого слова.  Транспорт уже давно не ходил, все улицы были заняты палатками, но большинство спало просто в спальниках вокруг маленьких костров.  Костры, как и алкоголь, как и ЛСД с марихуаной нужны были для сугреву, ибо, как сказал еще Марк Твен, “Я никогда не видел такой холодной зимы, как лето в Сан-Франциско”.  Со времен Твена прошло много времени, но климат в лучшую сторону не изменился.  К тому же лето 67-го года даже по местным понятиям было холодным.  Кроме вышеперечисленных способов обогрева широко использовался секс.  Что, в свою очередь, явилось одной из главных причин быстрого конца лета любви.  

Дело в том, что среди этих 300 тысяч не могли не появиться люди паразитирующие на движении.  Где-то до середины лета основными криминальными элементами вокруг Хэйт-Эшбери были наркодиллеры.  Но очень быстро еще большей проблемой стала проституция.  Схема была простой и очень эффективной.  Специальные люди ежедневно встречали тех самых 16-17 летних “беженцев”, что сотнями приезжали в город.  Девочки брались под контроль, снабжались наркотиками и адресами, а дальше все было делом очень короткого времени.  Проституция в Сан-Франциско запрещена с 1916 года, но на “взрослую” проституцию всегда смотрели в пол глаза.  Совсем другое дело – проституция детская, да еще массовая.  Против хиппи собирался серьезный компромат.  С санитарией, вернее с антисанитарией, дело обстояло еще хуже. Но вернемся к нашему “timetable

20 августа на одной из самых высоких вершин Bay Areа, mount Tamalpais (784 м), прошел Фестиваль Света (досрочная Ханука?), быстро превратившийся в фестиваль свободной любви.  Полиция довольно грубо разогнала примерно 3000 участников.

 

В эти же дни по всем основным новостным телевизионным каналам мира прошли специальные передачи, посвященные движению хиппи и «лету любви».

 

6 сентября полиция сообщила, что в течение лета задержано и отправлено домой около 800 сбежавших из дома (runaway) подростков.

 

К осени власти города были завалены протестами жителей, особенно района Хэйт-Эшбери.  Обычным делом было “проживание” 20-30 человек в квартире, когда-то сданной одному или двоим.  Конечно, лендлордам это очень не нравилось.  Как и не нравились полчища крыс, расплодившиеся в районе.  Мне кажется, что и кислый запах марихуаны, постоянно висящий над районом, воздух тоже не озонировал.  Короче говоря, свобода свободой, но серия убийств, детская проституция и крысы – от сочетания подобного лопнет терпение даже у либеральных сан-франциских властей.

 

22 сентября закрылась бесплатная клиника, а 6 октября полиция закрыла «психоделик магазин», основную достопримечательность Хэйт.  (Основными местами «религиозного» поклонения района Хэйт-Эшбери были: 710 Эшбери, где жил Джерри Гарсия со своей «снежной» девушкой, 709 Эшбери, где была американская штаб-квартира «Hell Angels», полувоенизированной банды мотоциклистов, которой – о, сан-франциская реальность – было поручено местной полицией следить за порядком на больших концертах и прочих собраниях хиппи и вышеупомянутый «психоделик магазин» на 535 Хэйт)
Это рекламный плакат магазина:

 

Поскольку дом Джерри Гарсия, где регулярно репетировали музыканты Grateful Dead, находился как раз напротив штаб-квартиры «Ангелов ада», то не трудно догадаться о существовании определенной ревности к популярности друг друга.  Однажды вечером во время репетиции прямо на деревянных ступеньках дома кто-то из ангелов, пьющих пиво на противоположных ступеньках, предложил музыкантам заткнуться.  После «дружественного» обмена репликами и частого употребления известного американского четырехбуквенного слова, со стороны ангелов полетела пустая бутылка из-под пива.  Началась легкая заварушка, в которой вскоре принимали участие около 2 тысяч (!!) человек (из этого можно сделать логический вывод, что музыка Grateful Dead нравилась не всем).  Полиции понадобилось несколько часов, чтобы навести относительный порядок.  Удивительно, но тяжело пострадавших не было.  Все же хиппи были миролюбивым народом.
Музыканты Grateful Dead на ступеньках дома 710 Эшбери летом 1967-го года:



А вот те же самые ступеньки сегодня. Туристы очень любят сниматься на исторических ступеньках:

Лето, как обычно, перешло в осень, лучшую и самую теплую часть года в Сан-Франциско.  Но ничто уже не могло разжечь угасающее солнце «лета любви».  Накопившаяся усталость движения наложилась на еще большую усталость городских властей, да и по существу хиппи сказать уже было нечего.  Атмосфера пацифизма и факентола ранних 60-х на глазах менялась.  На смену пришли массовые антивоенные демонстрации, радикализм «Черных пантер (еще одно изобретение Сан-Франциско), общее расслоение американского общества.

 

Наконец наступило утро 7 октября.  В этот день начался трехдневный фестиваль «Конец хиппи» (Death of the Нippie).  Торжественной траурной процессией и последующим за ней ритуальным очистительным костром закончилось Лето Любви 1967 года.

 

Остается, однако, вопрос: почему все это произошло в небольшом провинциальном городе, на “неправильной” – левой – стороне Америки.  Почему в этом городе и примерно в это же время возникли три гигантских общественных движения – Free Speach movement (широко известна фраза: “Америка была вторично крещена в Беркли), Save our Bay, положившее начало американскому движению за охрану окружающей среды и, наконец, движение хиппи?  Разные люди отвечают на этот вопрос по-разному.  Мне лично понравился ответ одного из “шестидесятников”: “Может быть причина в музыке?  В сочетании dope (марихуаны) и музыки”.

 

Janis Joplin, Grateful Dead, Jefferson Airplane, Charlatans, многие другие знаменитые и не очень певцы и рок-группы выбрали в эти годы местом своей жизни Сан-Франциско.  Джими Хендрикс, Боб Дилан, Эрик Клаптон были постоянными “гастролерами”.   Что еще?  Может быть, аура битников, особенно Керуака, вместе с расцветом джаза в соседнем районе Филмор; сан-франциские традиции, отраженные в “официальном” лозунге города “Never trust authority”; в конце концов, сам город, не похожий ни на какой другой, с богатейшей викторианской архитектурой, с почти вертикальными улицами, уходящими в туман, с историей дикой вольницы Золотой Лихорадки и одновременно с историей невероятной для тех лет терпимости к не таким, как все…  Кто может объяснить?

Мое дело – рассказать.

P.S.  Мне часто задают вопрос: какова судьба тех 300 тысяч хиппи?  Насколько я знаю, по этому поводу не существует каких-либо серьезных исследований.  Для большинства ЛСД и марихуана оставляли шанс вернуться в свободную от наркотиков жизнь.  Споры по поводу “полезности” легких психопатических наркотиков, наверно, не прекратятся никогда, хотя даже величайший их апологет Тимоти Лири признавал, что определенное количество людей никогда не испытывает “хорошее путешествие” (a good trip или a bad trip, так по-английски называли возможное воздействие ЛСД).  Я встречал в литературе данные о том, что у 20% населения наблюдается острая отрицательная реакция даже на минимальные дозы ЛСД.  Как бы там не было, но повзрослев, многие хиппи стали самыми обычными добропорядочными членами общества.  Конечно, с пожизненно левым политическим уклоном, так характерным для профессоров, например, Берклийского университета, которые, как иногда кажется, все еще не вышли из “хорошего путешествия”.  Для тех же, кто не смог остановиться на ЛСД, призыв Тимоти Лири “ Turn on, tune in, drop out” осуществился заменой всего одного – последнего - слова: “Turn on, tune in, drop dead”. 

 

 

 

 

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 11 comments