dandorfman (dandorfman) wrote,
dandorfman
dandorfman

Categories:

Послушай и вспомни.

(Песенник)
                                               Тем, чья молодость пришлась на шестидесятые.


Народ сидит на заборе. (Фестиваль в Монтерее. Июнь 1967-го года.)

Часть пятая: Поколение Вудстока.

Песня десятая: "San-Francisco"(Be Sure to Wear Flowers in Your Hair). 1967-й. British Invasion (Не только рок). Америка наносит ответный удар: Монтерей. Хиппи.

Вся заключительная часть нашего проекта называется "Поколение Вудстока", т.е. имеет отношение к событиям именно в Америке. И мы должны понять, почему центр тяжести рок-н-ролла шестидесятых постепенно перемещается в Америку.
Примерно три года в середине шестидесятых Америка была провинцией мирового рон-н-ролла, его Мeтрополией тогда по праву считалась Великобритания.

Британский рок или, как тогда его называли, Биг-Бит, был главным культурным явлением не только английской, но и американской молодежи. Явление это даже назвали "Британское вторжение".

Вики определяет Британское вторжение тремя годами, вот его определение согласно Википедии:

The British Invasion was the term applied by the news media—and subsequently by consumers—to the influx of rock and roll, beat and pop performers from the United Kingdom who became popular in the United States and Canada. The classic British Invasion period was 1964 to 1967.

Я бы несколько расширил это вторжение, расширил за счет моды. Моды, которая примерно в те же годы пришла из Великобритании. Если учесть, что вся "Эпоха стиляг", т.е. пятидесятые и самое начало шестидесятых, проходили под знаком моды, которая шла только из Америки (толстая подошва, брюки-дудочки, огромные пиджаки с ватными плечами, галстуки с попугаями, пальмами и обнаженными красотками, кок "А ля Элвис Пресли" и, наконец, кожанные куртки в стиле Джейса Дина, кумира середины пятидесятых - вот он:


то переориентация  в середине шестидесятых на английский стиль была революционной.
Британская мода, которая тогда вторглась в Америку, в самом начале этого периода была опять же связана с Битлз, потому что именно Битлз появились на своих  выступлениях в коротких пиджачках БЕЗ ВОРОТНИКОВ. Эти пиджаки без воротников через несколько месяцев захотела носить и Америка и Европа и даже СССР. Почти у всех моих ровесников в Одессе появился подобный пиджак, который немедленно начали шить одесские портные. Подозреваю, что скорость освоения подобного стиля была еще связана с тем, что пиджак без воротника шить было просто легче.
Уничтожение воротника было первым шагом минимизации в моде. Но еще более решительным шагом оказалась минимизация источником которой была все та же Великобритания, и этот шаг назывался "мини-юбкой". Длина юбки стала стремительно уменьшатся, сначала до середины колена, а потом выше колен и т.д. по девизу знаменитой песни "Все выше и выше и выше".
Этот аспект британского вторжения был связан с двумя именами, изобретательницей "мини", англичанкой Мэри Куант и самой известной фото-моделью того времени, которая назвала себя "Твигги", т.е. "Прутик". Это Твигги:


Мэри вторглась в Америку так же как и Битлз, решительно и оглушающе. Она привезла свою коллекцию
в Нью-Йорк и вывела девочек в мини-юбках прямо с подиума на улицу, на самую главную площадь Нью-Йорка, Таймс-Сквер. Потом под музыку, и эта музыка была роком, тридцать девушек в мини-юбках прошли по Бродвею, и движение в центре Манхэттена было парализовано – автомобили стояли, улицы были запружены любопытными. Этот «мини-парад» стал главным событием дня во всех телевизионных выпусках новостей. А отряд Мэри Куант отправился дальше - за две недели они побывали в двенадцати городах Соединенных Штатов. Это очень напоминало первые гастроли Битлз в Америке. Чем не вторжение? Случилось это на год позже приезда Битлз, в 1965-м году.
Влияние стиля внедряемого Мэри Куант и ее любимой моделью Твигги не ограничивалось только длиной юбки. Они первыми занялись устранением фото-моделей с нормальными выпуклостями фигуры.
Именно с них началась мода на длинных и предельно худых манекенщиц, которых в народе называют ходячими вешалками. Такой была Твигги и этот стандарт, к большому сожалению мужчин, до сих пор царствует на подиумах, хоть время от времени объявляют, что ему пришел конец. Ну что ж, от имени почти всех мужчин мира могу только воскликнуть: "Когда же это случится?" Мини-стиль еще был дополнен короткой стрижкой, которую также первой продемонстрировала Твигги. Длина волос женщин и мужчин двигалась в прямо противоположном направлении, женские прически предельно укорачивались, мужские - предельно удлинялись.

И все же, Британское вторжение к 1967-му году закончилось. Сначала - в роке, а потом и в моде. И Америка отбила это вторжение, родив свой новый рок и свой стиль в том движении, которое стало не только музыкальным, но и социальным. Я говорю о Хиппи или "Детях Цветов". Мы у себя в Одессе впервые узнали о Хиппи из советских источников, большую статью о них с впечатляющими фотографиями опубликовал журнал "Ровесник". Этот журнал каким-то образом умудрялся публиковать материалы и о Биг-Бите и на другие полузапрещенные темы. Все это конечно давалось под соусом антивоенного протеста и вообще левых идей, которые завоевывают Запад. Т.е. все эти явления редакцией вписывались в прогрессивное движение идей коммунизма по Планете. Про левые идеи редакция, как это ни странно, не врала, именно так и было, шестидесятые действительно этим стали знамениты, не только музыкой и модой. Молодежная революция шестидесятых несомненно проходила под знаменами Левых.

Правда, если вспомнить какого цвета флаги развевались над парижским Смольным, театром "Одеон" в Латинском Квартале во время Майской Революции 1968-го года, то надо уточнить, что их цвет был красно-черным. Наряду с коммунистическим цветом еще одним популярным цветом был черный - цвет Анархии.
Впрочем, над над одной из общаг Колумбии, знаменитого Нью-Йоркского университета, весной 1968-го года был поднят и красный флаг. Сохранилась даже его фотография:

А для нас, восемнадцатилетних, "Ровесник", журнал ЦК ВЛКСМ и КМО СССР,  был шокирующим источником информации.
Я не помню точно, кто первым обнаружил журнал со статьей о Хиппи, и, следовательно, первый рассказал на Бульваре о том, кто они такие. Впрочем, если не точно, то можно осторожно предположить, что сделал это я сам. Так сказать, принес благую весть. Но удивительно то, что публикация эта появилась не намного позже аналогичных публикаций в западных изданиях.
Например, пионерская статья о Хиппи в Ньюсуик, появилась весной 1967-го года.
Вот некоторые выдержки из Ньюсуика:

Сердце всего движения - Сан-Франциско. Но Их можно увидеть повсюду, начиная с Ист-Виллидж в Нью-Йорке и кончая Сансет Страйп в Лос-Анджелесе и др.крупных городах США. Это - новая богема. Они называют себя - хиппи - от HIP - HIPOCHONDRIA - ипохондрия - угнетенное состояние, болезненная мнительность.

Странное это население, кажется, собрало самую богатую коллекцию клоунской атрибутики: волосы а ля ковбой, шляпы, цилиндры, татуировки, вроде тех, какими любят украшать себя краснокожие, ступая на тропу войны. Здесь и фраки из шелка и куртки из цветного меха, жилеты всех цветов радуги, сшитые из однотипной ткани - все это как бы их отличительный знак. Сапоги великолепно уживаются с сандалиями, босыми ногами, драными туфлями, а есть и такие "пижоны", которые привлекают внимание приятелей звонкими шпорами. "Наше отношение к окружающему миру носит характер невмешательства", - вот один из постулатов, выдвинутых Джерри Гарсия по прозвищу "капитан-путешественник" - за его частые экскурсии в мир Нирваны, которые он совершает, злоупотребляя ЛСД.


Здесь объясняется название движения и здесь же описывается мода Хиппи, та мода, которая на мини-стиль пришедший из Лондона уже не была похожа. Здесь же назван Джерри Гарсия, но почему-то ничего не сказано о том, что он был лидером именно рок-группы, знаменитой рок-группы движения, которая называлась ГРЭЙТФУЛ ДЭД (Grateful Dead) И возникла группа в 1965-м году в том же году, когда появились первые хиппи.
Статья в Ровеснике появилась в конце 1967-го года. Именно тогда мы и узнали о хиппи. Единственное, что было, как выяснилось позже неверно в статье, идея автора статьи о том, что движение Хиппи тоже породили Битлз. А именно, их песня She's Leaving Home (Она покинула дом). Так как Хиппи уходили из дома и поселялись коммунами сначала в Сан-Франциско, а потом и в других крупных американских городах, по мысли автора статьи призыв уйти из дома прозвучал из уст Пола и Джона, а уже после этого они из своих домов стали уходить. Но все это не стыкуется по дата. Знаменитый Альбом "Клуб Одиноких Сердец Сержанта Пеппера" вышел первого июня 1967-го года и на нем появилась и песня She's Leaving Home. К этому времени коммуны хиппи уже существовали почти два года.
Так что "Ровесник" несколько преувеличивал роль Битлз, но мы тогда поверили именно "Ровеснику".
Собирались ли мы уходить из дома, т.е. следуя примеру хиппи жить практически на улице?
Я бы на этот вопрос ответил так: нам это не надо было делать, потому что мы и так почти все свое время проводили вне дома. Подавляющее большинство из нас тогда жило вместе с родителями в крошечных клетушках коммуналок. Чаще всего, только в одной комнате. (Так жил и один из героев и авторов нашего проекта, Элвиз) И нашим настоящим домом была улица. Сначала просто двор, а потом - Бульвар. И образ жизни Хиппи, жизни на улице, а не в комфортабельном просторном доме родителей, нам был вполне знаком, из-за того, что никто из нас этого дома не имел, уходить было неоткуда.
В дальнейшем, движение хиппи уже в семидесятых приобрело иной оттенок в СССР и стало ближе к тому, что происходило в Америке, но это случилось не в Одессе, а в Москве и Питере, там действительно дети некоторых богатых советских начальников, так называемой номенклатуры, покинули сталинские высотки и "Дома на Набережной", чтобы жить отдельно от родителей, жить непонятно где, по подвалам и чердакам. Они себя назвали "Системой". История Системы к шестидесятым не относится, это следующее десятилетие.

Однако, вернемся к музыке. Главной мелодией тех лет, которая были связаны с Хиппи именно для нас стала песня спетая Скоттом Маккензи "San-Francisco" (Be Sure to Wear Flowers in Your Hair). Кстати, кого из великих той эпохи вы узнали в кадрах клипа? Там они есть.
Мы тогда считали, что Скотт Маккензи и ее автор, но это не так. Песня написана участником группы
The Mamas & the Papas Джоном Филипсом.  И именно эта группа раскручивала Скотта с его песней.
Случилось это впервые на самом первом грандиозном рок-фестивале в Монтерее. Монтерей - это тоже Калифорния и случился он в июне 1967-го года. Так что Вудсток не был первым, хоть я назвал именно по Вудстоку заключительную часть нашего проекта. Фестиваль в Монтерее я не хотел бы подробно описывать в нашем проекте, хотя бы потому, что о нем есть достаточно информации в Сети. Скажем, взгляните http://community.livejournal.com/1967_god/3527.html

Это довольно подробный и интересный рассказ о фестивале в Монтерее с фотографиями с фестиваля.
И песня "Сан-Франциско" называется гимном фестиваля.
Получается, что мы у себя в Одессе, не зная тогда таких подробностей правильно понимали значение этой песни. На год позже, эта песня стала гимном уже политического движения, гимном так называемой "Пражской Весны", попытки Чехословакии совершить побег из Советской коммунистической Зоны.
Попытки, которая закончилась советскими танками в Праге. Но это случилось уже не весной, а в августе.
Вот как ВИКИ пишет о песне, ставшей гимном молодых чехов в ту весну.
In Central Europe, young people adopted "San Francisco" as an anthem for freedom, and it was widely played during Czechoslovakia's 1968 Prague Spring uprising against Soviet rule.
Я не знаю чешских слов песни, скорее всего они не были тождественны оригиналу. Оригинал ведь призывал скорее не к борьбе, а к всеобщей дружбе и любви.
Чехи хотели свободы и дружить с коммунистической Москвой не хотели. Значит пели они совсем другие слова.

Вот чешские события оставили глубокий след в нашей тогдашней жизни. В отличие от вторжения в Грузию российских войск, вторжения, которое большинство жителей России восторженно поддержало, ничего подобного в наших ощущениях не было. Всем, кого я тогда знал, было стыдно за свою страну.
Все мы сочувствовали именно Чехословакии. Для меня это сочувствие закончилось допросами в КГБ, но об этом я уже писал ранее. На Бульвар я в те августовские дни ходил с самодельным флажком Чехословакии и расписал свои парусиновые белые туфли, (это уже был стиль хиппи) цветами чешского флага, белым синим и красным. Я купил акварельные краски и сам раскрасил свои туфли кисточкой.
Кроме того, я довольно громко и можно сказать нахально говорил на Бульваре о том, как я отношусь к вторжению в Чехословакию. Мои слушатели вполне одобрительно воспринимали мои рассуждения, хоть и советовали не так шуметь. Советам их я не внимал. Почему дело не кончилось для меня лагерем тогда, я сам не понимаю. Думаю, что из-за лени Органов. Мышей совсем разучились ловить, даже когда они сами к ним прыгали в мышеловку. Ну ладно отвлечемся от политики и вернемся к музыке.
Интересно, что в нашей тогдашней музыкальной жизни эта песня шла в паре с другой песней, которую мы тоже очень любили. Как и полюбили исполнителей Би Джиз. Песня называлась Massachusetts по имени того штата, в котором я сейчас живу. Она появилась чуть позже "Сан-Франциско", в августе 1967-го года.
Некоторое время наше увлечение Би Джиз было таких сильным, что на их фоне отступили даже великие Битлз. Сама песня "Массачусетс", в которой упоминался и Сан-Франциско, как нам тогда казалось имеет какое-то отношение к бурным событиям на Западном Берегу и движению хиппи, хоть Массачусетс - это штат на Восточном Побережье.  Как это ни странно, наше тогдашнее впечатление намного позже уже в начале девяностых разделил автор книги "Герои рок-н-ролла" Олег Усманов. Он написал в этой книге, что песня Массачусетс, это аллегория о том, что в Массачусетсе и вообще на Восточном Побережье свет рок-н-ролла погас и его центр переместился в Сан-Франциско где взошла новая заря рока. Потому что в самом тексте рассказывается именно об этом, о темноте в который погрузился Массачусетс. Темноте, которая сорвала выступление группы. Увы, Усманов был не прав.
Песня не аллегорическая, а вполне реалистическая. В ней речь идет о реальных событиях, знаменитом Северо-Восточном Блекауте, который случился в ноябре 1965-го года. Сразу несколько штатов Восточного Побережья и часть Канады погрузились в темноту, прекратилась подача электричества.
Это событие отражено не только в песне Би Джиз. Несколько позже, в 1968 году появился фильм снятый о том же блекауте. Он назывался "Where Were You When the Lights Went Out?".
И, наконец, один из моих нынешних коллег как раз присутствовал на концерте Би Джиз, когда вырубилось электричество. Так что он - живой свидетель вполне реалистических событий, описанных в песне. Никакой аллегории. Тем не менее, хоть песня и не революционная, получилась она у братьев Гибб замечательно. Вспомним ее.
Еще несколько слов о наших любимцах тех лет, группе Би Джиз. Мы все тогда знали, что у группы есть альбом, который они назвали в честь нашего родного города, “Одесса”. И на обложке альбома было написано, ОDESSA, CITY ON THE BLACK SEA. Мы не знали, а я и до сих пор не знаю, что подвигло парней из Австралии, никогда в Одессе не бывавших именно так назвать свой альбом. Может кто-то знает в чем дело, буду очень признателен за дополнительные сведения.
Заглавная песня альбома называется так же:

ОDESSA, CITY ON THE BLACK SEA.

В припеве самой песни повторялось имя нашего города.

Odessa, how strong am I?
Odessa, how time goes by.

Хоть... содержание песни несколько туманное, я бы даже сказал, психоделическое.
Т.е. песня это называется, если вольно ее перевести на русский, "У Черного моря".

Песню с таким названием мы уже слышали и до Би Джиз.
У Утесова, когда он пел: "Есть город, который я вижу во сне",

было гораздо понятнее, чем у Би Джиз.

Если вернуться к знаменитому фестивалю в Монтерее то нельзя не вспомнить об еще одних наших любимцах тех лет, которые прославились именно там, группе Jefferson Airplane.

Это тоже американская группа и тоже из Сан-Франциско, родины Хиппи. И появилась она в том же году, когда возникли хиппи, 1965-м. Самый главный хит, который прогремел в Монтерее назывался Somebody to love.
Солистка Грейс Слик пришла с этой песней в группу. Песню эту сочинил ее брат Дерби Слик, но сначала песня успеха не имела, только когда Грейс спела ее вместе с Аэропланами, песня как ураган прокатилась по всему миру. Услышали мы ее и в Одессе. Услышали и оценили. Прошло почти пятьдесят лет, но сегодня она звучит на радиоволнах почти так же часто, как и в шестидесятых. Песня обрела черты бессмертия.
Более подробно о Сан-Франциско и Хиппи расскажет мой двоюродный брат Игорь в следующей главе. Он живет в Сан-Франциско почти двадцать лет и знает об истории этого города больше, чем 99 процентов его уроженцев. Интересуется потому что.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments