dandorfman (dandorfman) wrote,
dandorfman
dandorfman

Category:

Поэты и пророки.


На Марс? Может и это пророчество сбудется. Кстати, может кто мне подскажет, какой из фильмов Фреда Астора здесь использован, я бы его посмотрел полностью, люблю Фреда.

                                                                                           "Восстань, пророк, и виждь, и внемли,
                                                                                          Исполнись волею моей,
                                                                                         И, обходя моря и земли,
                                                                                       Глаголом жги сердца людей".

Я неожиданно для себя обнаружил, что многие читатели моего журнала довольно живо реагировали на запись в которой речь шла о поэтах и поэзии. Более того, эта запись породила еще одну запись в ЖЖ моего френда, поэта Амирама Григорова, там реакция была еще более живой. Уже давно я считал, что поэзия и поэты никого не интересуют и никаких страстей вызвать не могут.
Среди людей, читающих мой журнал, как регулярно, так и время от времени, подавляющее большинство реагировало живо только на записи, прямо или косвенно касающиеся политики. И вдруг... такой сюрприз, такие страсти, такие наезды, в общем, жизнь кипела.
Меня это настолько заинтриговало что я решил написать еще одно эссе именно о поэзии.
Определиться с моими вкусами и как-то их обосновать. Т.е., показать сугубо мое, дилетантское мнение и том, кого я считаю поэтом и что я считаю поэзией.
Я действительно это напишу ниже, но... вдруг я почувствовал что мне сейчас уже этого мало, только рассуждений о поэзии.
Более того, я понял, что поэзия для меня, частный случай. Частный случай чего? Литературы, всей человеческой культуры?
Да, конечно, но и этого мало. Что-то такое крутилось в голове. И... наконец я нашел внутри себя ответ.
Этот ответ - ПРОРОКИ.
По большому счету великие поэты были чисто интуитивно еще и великими пророками.
Величайшим поэтом был Иисус Христос, "Нагорная проповедь" это, разумеется, гениальная поэма написанная белым стихом.
Я, если честно, небольшой знаток Корана, но сотни миллионов людей его почитают и находят в нем и мудрость и крастоту.
Но Коран ведь тоже организован как сборник стихов. Каждое стихотворение там называется сурой. А значит, пророк Мохамед скорее всего, был гениальным поэтом. Его поэтический сборник сегодня читает каждый день миллиард человек.
Мой родной язык - русский. Есть ли пророки в российской поэзии? Ну есть конечно, достаточно вспомнить:

Глаголом жги сердца людей,

или

Умрешь недаром, дело прочно,
Когда под ним струится кровь.

и многое, многое другое.

Я не большой знаток православных текстов, но "Житие" Аввакума почитывал.
Это поэма. Протопоп Аввакум, по-моему, тоже поэт и тоже, разумеется, пророк.
Но... каково значение этого слова, как основное, так и побочное?
Вот его главное значение, согласно ВИКИ:

В иудео-христианском богословии пророки — провозвестники воли Бога
Пророки, в собственном смысле, суть непритворные истолкователи Божественной воли.

Но есть еще другие значения, которые нам особенно интересны, вспомним, что мы говорим и о поэтах.

Снова обратимся к ВИКИ:

Пророки иногда назывались:

Прозорливцами — 1Цар.9:9 «Прежде у Израиля, когда кто-нибудь шёл вопрошать Бога, говорили так: 'пойдём к прозорливцу'; ибо тот, кого ныне пророком, прежде назывался прозорливцем».

Провидцами — Амос.7:12 «И сказал Амасия Амосу: провидец! пойди и удались в землю Иудину; там ешь хлеб, и там пророчествуй»
 

Иными словами, пророк это еще и предсказатель. Уже теплее. Попробую сформулировать ту мысль, которая рвется наружу.
Поэт, если он действительно настоящий поэт, это еще и предсказатель.
То, что написал Маяковский о Ленине:

Видел то, что временем закрыто

было не о Ленине. Основатель неудачного коммунистического проекта под названием СССР как раз ничего реального не видел, ничего кроме химер в его больном мозгу к концу его жизни уже не было.
Сменивший его Сталин занялся вполне понятным для русского царя делом, он начал восстанавливать и укреплять Империю.
Но для этого не надо было быть пророком. Так делали все цари в России, которые действительно хотели что-то делать.
Сталин, следовательно, тоже не был пророком.
А кто же?
Пророком был и был невольно сам Маяковский.
Это он о грядущем якобы коммунистическом Рае написал:

Неважная честь чтоб из этаких роз,
Мои изваяния высились.
По скверам где харкает туберкулез,
Где блядь с хулиганом и сифилис.

Вот такой советский Рай он увидел в грядущем. И ведь был прав!

Я много раз писал о том, кто, по моему мнению, настоящий поэт и что такое настоящая поэзия.
Скажем, лет двенадцать назад я написал об этом  в моем тексте "Янка еще вернется", он вошел в мою первую книгу:

Я думаю, что в поэзии всё-таки существует что-то типа КПД. Особенно в той поэзии, которую пытается писать Павлова. и которую писала Янка. Такая поэзия, по моему, концентрированное выражение чувств и мыслей автора. То есть, как в атомной бомбе, в кило урана - мощность электростанции, которая работает год. Но взрыв выделяет эту же мощность в один миг. Вот это и есть, по-моему, идеал поэзии, минимальный объём и максимальная убойная сила. Но у Павловой - КПД как у паровоза времён индустриализации.

Я в этом самоцитировании сравниваю Янку Дягилеву с Верой Павловой.

Разумеется, я не оригинален, моя идея о концентрации словесной энергии в словесном уране, это прямое продолжение опять же Маяковского, "Поэзия - та же добыча Радия...", хоть Маяковский до концентрированной словесной энергии в своем тексте не дошел, он написал только об огромных усилиях, когда поэт ищет одно-два точных слова и для этого перебирает тысячи вариантов.
Но направление он мне подсказал.

Сегодня я понимаю, что гениальный поэт, это не только тот поэт, который может сконцентрировать в немногих строках то, на что другим понадобятся пухлые тома и сотни тысяч слов.
Гениальный поэт это еще и ПРОРОК.
И вот парадокс, гениальные поэты особым умом не отличаются. По-моему, они в житейском смысле просто глупы.
И не только в житейском. Их IQ, т.е. достаточно объективный текст на интеллект, я уверен получился бы крайне низким.
Ну и помимо этого теста, который тогда еще не существовал, мы знаем, что Сашенька Пушкин в Лицее был твердым двоечником по математике. Ну а потом, он постоянно проигрывал деньги за карточным столом. Очень любил играть но совершенно не умел просчитывать ходы на шаг или два вперед. Отсюда его страшные долги, которые к моменту, когда его жизнь трагически оборвалась, дошли до астрономической по тем временам суммы, сто тысяч рублей. Впрочем, Царь их оплатил, несмотря на то, что он был Николаем Палкиным. И был ненавидим всеми тогдашними российскими оппозиционерами.
Т.е. Пушкин был глуп?
Это как посмотреть. Он был гениальным ПРОРОКОМ. Он действительно предвидел то, что будет с Россией и оставил нам эти пророчества и в "Борисе Годунове" и в "Записках о пугачевском бунте" и в "Медном всаднике" и в дюжине лучших его стихов.
Увольте меня от цитирования Пушкина, я не думаю, что моим френдам такое нужно. Среди них школьников, да еще школьников нерадивых - маловато.

И вообще, именно пророки особым умом не должны отличаться.
Думаю, что именно к ним относится и строка из "Нагорной проповеди":

"Блаженны нищие духом, ибо их есть Царствие небесное..."

И действительно, умных в чисто формальном смысле слова, т.е. тех, кто быстро и правильно логически мыслит, среди гениальных поэтов - нет.
Но зато они - предсказатели. Т.е., они действительно пророки, они действительно видят то, что временем закрыто.

Если Пушкин был величайшим поэтом позапрошлого столетия и величайшим пророком, то самым великим поэтом столетия прошлого, по моему глубокому убеждению была Марина Ивановна Цветаева.
И она тоже была и остается величайшим пророком.
По жизни Марина Цветаева была гомерической дурой, дурой сексуально озабоченной. Еще она была бисексуалкой и ее романы c Софьей Парнок и Сонечкой  Голлидей широко обсуждались в узких кругах.
У нее кроме стихов все получалось через сами знаете что, в общем, ничего у нее не получалось. На фоне глупости Цветаевой умными и прозорливыми были те, кто восхвалял большевиков, скажем, тот же Маяковский. Или ее муж, который сначала воевал в Белой Армии, а потом перековался и стал работать на ГПУ.
А вот с дурой Цветаевой это не случилось. Она в Москве 1918-го года почему-то пишет "Лебединый Стан" состоящий из сплошных по тому времени политических глупостей. Другое дело, Маяковский или тот же Блок с его "Двенадцать". Дура Цветаева воспевает... царя и Белых, тех, кто разумеется не был достоин никакого воспевания.
Но... вот какой пассаж, мы отдаем дань мастерству Маяковского и позднего Блока, но нам теперь смешны их представления о царстве грядущего Хама, как о Рае на Земле.
Строки из поэм Маяковского мы можем цитировать именно по их смыслу только иронически. Осталась голая форма, не более.
А каким умным казался себе тогда Владимир Владимирович. Какими умными опять же себе казались его кураторы из ЧК-ГПУ Лиля и Осип Брики. Зато спустя почти сто лет именно строки из Лебединого стана звучат пророчески.

Кто еще жив - умрет,
Кто мертв - восстанет.
Придут потомки, вспомнив старину.
Где были вы? Вопрос, как громом грянет.
Ответ как громом грянет  - На Дону.
Что делали, да принимали муки.
Потом устали и легли на сон.
И в словарях задумчивые внуки,
За словом "долг", напишут слово "Дон".

Так оно и случилось.
Внуки признали, что "Ледовый поход" был великой и самоотверженной попыткой спасти Россию.
И все Белое Сопротивление было тем же. Пророком оказалась именно Марина Цветаева, дура и бисексуалка.
Ее умный муж, Сергей Эфрон вернулся в СССР, считая, что его, работавшего на ЧК-ГПУ, встретят как героя.
Его встретила пуля. Эфрона расстреляли. А дура и бисексуалка Цветаева понимала, что ничего хорошего ее в СССР не ждет.
И она не хотела возвращаться. Но... и муж и дочь уехали. И она вынуждена была поехать вслед за ними. Правда, не сразу, а чуть погодя.
Там она не нашла ни мужа ни дочери. Муж был расстрелян, дочь на долгие годы отправлена в ГУЛАГ.

Я не хочу продолжать плодить имена и примеры.
Обрываю все это на Цветаевой.
Просто напишу сконцентрированный вывод.

Великий поэт обладает данным ему свыше даром предвиденья, великий поэт, это, как правило, пророк.
Великий поэт сам не знает, почему случится так, а не иначе. Но... он знает, что случится именно ТАК!
И он это выражает в своих стихах.


Поэтому, те, кто и в будущем поверят гениальным поэтам, не прогадают.
 Единственная проблема, понять: кто из сегодня пишущих стихи - гений.
Но это уже совсем другая история, как когда-то писали Братья Стругацкие.

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments