Флоренция. 1503-1506 Леонардо возвращается во Флоренцию
Пока он находится на пути во Флоренцию и делает несколько важных остановок
Леонардо останавливается в Мантуе при дворе Гонзага, где маркизой была старшая сестра покойного Сфорца
После короткого пребывания в Мантуе .Леонардо отправляется в Венецию, где работает по заказу Светлейшей Республики. В основном он проектирует оборонительные системы в регионе Фриули, очень актуальные в свете турецкой угрозы.
Затем он прибывает во Флоренцию и сразу же оказывается на службе у Чезаре Борджиа,
.В 1502-м по пути во Флоренцию он нашел себе богатого покровителя Чезаре (Цезаря) Борджиа жестокого, безжалостного и коварного тирана начала XVI в. Борджиа пригласил к себе Леонардо да Винчи в качестве «архитектора и главного инженера», Леонардо проработал на Чезаре примерно 8 месяцев. За это время он наплодил немалое количество эскизов странных боевых машин. Среди них есть артсистемы, приспособления для полетов, орудия для осады и обороны крепостей, подводная лодка, морская мина.
У всех этих изобретений есть несколько общих черт. Оригинальность или даже гениальность замысла. Доходчивые эскизы, с невероятной легкостью нарисованные серебряным карандашом. Полная неприменимость в XVI в. Чем были военные разработки Леонардо? Шутками гения? Имитацией бурной деятельности и «проеданием грантов», как сказали бы в наши дни? Откровенной халтурой? Этого мы уже никогда не узнаем. Судя по всему, Леонардо не был очарован своим патроном
1503 г. Леонардо окончательно оседает во Флоренции. Он снова регистрируется в братстве художников, Compagnia di San Luca, таким образом получает право работать как настоящий городской художник.
Но Флоренция была уже не та, какою Леонардо оставил около двадцати лет тому назад, да и сам он был уже не тот. . Во Флоренции его знали, но больше по воспоминаниям. Здесь уже явились новые авторитеты, толпа поклонялась молодым богам. Знатные флорентинцы скупо давали ему заказы, еще более были скупы на плату, а между тем для доступа в их дома недостаточно было славы художника: требовались вид и одежда патриция. Леонардо получал мало и должен был тратить все, что имел, на приличную одежду и хорошую обстановку. При всем своем бескорыстии, Леонардо привык к придворной жизни
Не имея возможности работать над большими картинами, которых никто ему не заказывал, Леонардо был вынужден писать портреты.
Один из них портрет Лизы дель Джоконде, или «Мона Лиза» 1503 год начало Моны Лизы
Декретом Флорентийской республики ему поручено было написать фрески в зале Совета, и канцлер республики выдал вперед довольно крупную сумму.
По всей видимости, эти росписи предназначались для одной из длинных стен этого зала по сторонам от тех мест, где восседали самый главный защитник справедливости и приоры
Были выбраны две битвы: битва при Ангиари, произошедшая в 40 г. XV в. – это победа над миланцами, давними и заклятыми врагами Флоренции, – и победа над пизанцами в 1334 г.
Для работы над этой фреской Битва при Ангиари Леонардо водворяется в
монастыре Санта-Мария-Новелла и начинает создавать монументальный картон, т.е. предварительную графическую версию произведения в натуральную величину. Натуральная величина этой предполагаемой росписи гигантская, предположительно она была размером шесть с половиной на семнадцать с половиной метров. Картон должен был иметь такие же параметры. Причем, картон не набросок, а именно предварительный вариант, пуолностью продуманный и очень тщательно проработанный.
Пизанскую войну через год будет предложено написать Микеланджело.
Вскоре после этого началось памятное в истории искусства состязание между Леонардо да Винчи и Микеланджело.
Микеланджело был в высшей степени серьезным и опасным соперником даже для такого мастера, как Леонардо.
Более скульптор, чем живописец – тогда как Леонардо был прежде всего живописец, а потом скульптор, – Микеланджело имел то неоспоримое преимущество, что быстро выбирал сюжеты, приноравливал их к своей «скульптурной» манере и работал необычайно скоро. Микеланджело
был на тридцать лет моложе и работал со всем пылом нетерпеливой юности. В 1503 году картоны Микеланджело были уже окончены; в 1504 году Леонардо едва начал свою работу и продолжал еще два года.
Мощная кисть Микеланджело точно высекала мрамор, придавая всем фигурам замечательную рельефность, но в то же время преувеличенно атлетические формы. Леонардо, наоборот, соединял с силой грацию, с рельефностью – знание самых тонких переливов света и тени.
В 1505 году картон Леонардо был наконец готов Оба произведения отличались замечательными достоинствами, но были совершенно различны по идее и по манере исполнения.
Микеланджело, взял эпизод из пизан ской войны изобразив флорентийских солдат, купающихся в реке Арно, как вдруг раздается сигнал, и все спешат, бегут взять оружие. Жесты, движения этих нагих фигур таковы, что ни древние, ни новые художники никогда не делали ничего подобного –. Он предпочел избрать именно то, что наиболее подчеркивало скульптурные особенности его кисти.
Иначе поступил Леонардо да Винчи. Он дал изображение битвы в наиболее выдающийся, драматический ее момент.
«Для Микеланджело это был первый случай показать всю силу своего гения. Он достойно соперничал с Леонардо да Винчио Он выполнил эту задачу так божественно, как только можно себе представить. Повторяю, однако, что картон Леонардо был также необычайной красоты».
Леонардо знал, что в деле рисования нагих тел даже он не мог превзойти Микеланджело. Он избрал поэтому группу всадников, пользуясь своим превосходным знанием лошади.
Очевидно, что это не в буквальном смысле проект картины, – изобразить события целого дня на картине немыслимо. Леонардо просто считал необходимым подробно изучить весь ход сражения, чтобы затем выбрать и сочетать наиболее характерные моменты боя. Для этого надо было пережить все сражение с начала до конца.
К величайшему несчастью, оба картона – как Микеланджело, так и Леонардо – пропали. О «Пизанской войне» Микеланджело мы можем судить только по гравюре Скиаванетта и по некоторым копиям; о «Битве при Ангиари» Леонардо да Винчи – лишь по рисунку Рубенса, изображающему ничтожную часть картона
Леонардо отправился к канцлеру республики и возвратил деньги. «Республика достаточно богата, чтобы не отнимать денег у искусства», – с достоинтвом возразил канцлер Содерини
Пизанская война Микельанджело
Битва при Ангиари Леонардо да Винчи ( часть картины по рисунку Рубенса)