dandorfman (dandorfman) wrote,
dandorfman
dandorfman

Category:

Доклад Леры о Леонардо да Винчи-2

Первый этап его жизни, флорентийский 1467-1482
Да Винчи начал свою карьеру в качестве подмастерья в мастерской скульптора и живописца Андреа дель Верроккьо во Флоренции когда ему было всего 15 лет

Знания, профессиональные навыки, жизненные модели, даже круг общения – все это Леонардо получил в мастерской своего учителя, и все это останется с ним на всю дальнейшую жизнь Мастерская Верроккьо – это для Флоренции второй половины XV в. идеально настроенный центр передовых технологий, бизнеса и искусства. Т.е. Леонардо оказался в очень правильном месте.

                       Правильное место

1470-е гг., на которые пришлось время пребывания Леонардо в этой мастерской, – это десятилетие главного расцвета мастерской Верроккьо. Он художник,скульптор,владеет  литьем из бронзы, очень сложным  Он одновременно работает, и в бронзе, и в мраморе, и в серебре



Пьетро Перуджино, Сандро Ботичелли и Доменико Гирландайо, в разное время в течение разных периодов были связаны с мастерской Верроккьо. Леонардо был сначала учеником и очень долго оставался в его мастерской.

               Поиски раннего Леонардо: живопись

Леонардо стал настоящим художником в мастерской учителя

Однажды Верроккьо получив заказ на картину «Крещение Христа» ,поручил Леонардо написать одного из двух ангелов. Два ангела, написанные Леонардо и Верроккьо, недвусмысленно продемонстрировали превосходство ученика над учителем. Как пишет Вазари, поражённый Верроккьо забросил кисть и никогда больше не возвращался к живописи



В 1473 году в возрасте 20 лет Леонардо да Винчи получает квалификацию мастера в Гильдии Святого Луки.

                        Общее и особенное у раннего Леонардо

              

На протяжении всего столетия флорентийские художники пытаются приблизиться к нидерландской живописи в передаче пейзажа, скульптурной фигуры Младенца и Богоматери ,которую им демонстрировали их нидерландские коллеги.


Если после произведений флорентийцев мы вернемся к Мадоннам Леонардо, что мы увидим? Мы увидим, что в них как будто бы выключили цвет. В них ничего не блестит, в них нет интенсивных ярких красок, художник не привлекает наше внимание к драгоценностям и аксессуарам.

Это индивидуальный художественный язык Леонардо, который отличает его от сверстников и соучеников.

Если мы посмотрим на его современников, то мы увидим, что количество произведений, созданных ими исчисляется многими десятками.

Живописных произведений Леонардо, по усредненным подсчетам, двенадцать за всю его карьеру. Даже если мы примем во внимание упоминание о несохранившихся произведениях, их все равно ничтожно мало по сравнению с карьерой типичного художника того времени.

                       Первые большие заказы


В 1478 году -первый независимый заказ -алтарь для церкви Святого Бернандина

Это очень важный заказ, но он остается не выполненным.


В 1481 году да Винчи начал еще  один большой заказ — алтарный образ «Поклонение волхвов» (не завершён) для монастыря Сан Донато а Систо который точно так же остается не завершенным.


Если Леонардо не мог и не хотел завершать свои живописные произведения, то чем он занимался?

                      Нетипичный рисунок

Ответ на этот вопрос мы тоже обнаруживаем в произведениях первого флорентийского периода.. В раннем наследии Леонардо есть рисунки, у которых вообще нет никаких аналогов. Их создает только он.

1. Первым среди них должен быть упомянут знаменитый «Вид на долину реки Арно», сделанный недалеко от его родного города Винчи, датированный 1473 г.


Вид на долину реки Арно,

Это первый пейзажный флорентийский рисунок XV в., который дошел до наших дней.. Рисунок Леонардо – одновременно и очень точный, и очень непосредственный.


2. В творчестве Леонардо появляются рисунки очень свободные и импровизационные, которые мы сегодня назвали бы скетчами, и доля этих рисунков увеличивается. И одним из самых замечательных является знаменитая «Мадонна с кошкой», где из клубка перемешанных линий вдруг выступает очень точный и очень обаятельный образ.



                           

                             

                                    Мадонна с кошкой


3.Тип рисунка, который совершенно не является типичным для того времени, рисунок научный.

Леонардо с особой страстью предается этим рисункам. Их основная масса, конечно, будет создана в более поздние периоды,



Мадона с младенцем1480-1485                      Огнестрельное оружие1485-1490








                        Поиски раннего Леонардо: скульптура


Вазари в своем «Жизнеописании» говорит о том, что Леонардо создавал и собственные скульптурные произведения, в том числе и в период работы в мастерской Верроккьо.



«Жизнеописания» Вазари являются первым источником для всякого, кто хочет познакомиться с любым ренессансным художником. Когда он пишет о Леонардо, то пишет в основном о его божественной природе «он обладал умом божественным и дивным “

Слово «божественный» встречается в жизнеописании Леонардо да Винчи 15 раз. И смысл повествования Вазари заключается в том, что нам всем очень повезло, что Леонардо явился в мир, и что явился он в мир со своим гением милостью Божьей.

Вазари собрал сведения о его внешности. Портретов молодого Леонардо нет. И в устной истории он таков: красив, высок, темноволос, очень пышные красивые волосы , синие глаза, физическая сила.

Вазари говорил, что он сгибал правой рукой подкову так, как будто она была из свинца.

Почерк у Леонардо формируется необычный это, скорее, «шифр», почерк левши, который пишет справа налево, переворачивая буквы так, что его лучше читать через зеркало. Но ведь зеркало – это один из ранних способов шифрования документов в начале Нового времени.

Он одинаково владел правой и левой рукой
Стиль одежды-эксентричный-короткие doublets и чулки из голубого и малинового бархата с

серебряной парчой.

Он играл на лютне,чудесно пел и, казалось, был, выражаясь современным языком, вполне компанейским парнем.

Но это впечатление обманчиво: Леонардо был на редкость скрытным человеком. . Он оставался вечным странником, часто меня покровителей

Флоренция Город – праздник, но Леонардо участником этого праздника не стал.

Это был человек, склонный к сознательному одиночеству. «Если ты одинок, то полностью принадлежишь самому себе. Если рядом с тобой находится хотя бы один человек, то ты принадлежишь себе только наполовину или даже меньше, в пропорции к бездумности его поведения. А уж если рядом с тобой больше одного человека, то ты погружаешься в плачевное состояние, все глубже и глубже».

Он всегда владеет собой и избегает всего, что похоже на эксцесс.

Не совершал ни геройств, ни подлостей. Не протестовал, не восставал, а искал всегда лишь одного: укрытия и возможностей для работы.

Леонардо обуревала жажда познания и творческих побед. Он бросался от одной затеи к другой. И многие из своих работ не завершил Но даже то, что он сделал, вознесло его имя на Олимп высших достижений человечества.

Его автопортрет изображал  личность похожую на древних философов Это был его стиль представить себя миру -Аристотель или Плато?



Biographer Walter Isaacson Gives AD an Exclusive Interview on Leonardo da  Vinci | Architectural Digest                 Leonardo Da Vinci has 14 living descendants, DNA study finds - CNET
                                                                                                    Автопортрет



В праздничной Флоренции этот человек не выглядит праздничным.   В его поведении есть некие противоречия. С одной стороны, вот он богатырь, красавец, девушки заглядываются на него.Вместе с тем, этот же богатырь  -вегетарианец, oн покупает на рынке птиц и отпускает их на волю, любя всякую живую тварь.

Но он же присутствует при казнях, которых немало в праздничной Флоренции, зарисовывает выражение лиц людей, идущих на смерть, для того, чтобы когда-то в будущем  суметь передать любые вариации страстей человеческих

Заказов у Леонардо было не много.  Bо Флоренции в это время работала целая плеяда известных и одаренных мастеров и молодому художнику было трудно с ними конкурировать. Кроме того, заказчиков могло раздражать то, что Леонардо работал очень медленно, делая массу подготовительных рисунков.

Материальное положение художника во Флоренции было весьма шатко и он стал искать новую службу

Да Винче начал искать покровителя в Милане

Вот знаменитое письмо- обращение к  покровителю «У меня есть планы мостов, очень легких и прочных, весьма пригодных к переносу. Я нашел способы, как разрушить любую крепость или какое-либо другое укрепление, если, конечно, оно не построено на скале».. «У меня есть также чертежи для изготовления пушек, очень удобных и легких в транспортировке, с помощью которых можно разбрасывать маленькие камни наподобие града». Он это сделает, это будет шрапнель, которую назовут так в XVIII веке. «Я знаю, как добраться в определенное место через пещеры по секретным путям безо всякого шума. Я могу делать закрытые колесницы, , он говорит о танке, -безопасные и неприступные, которые со своей артиллерией врываются во вражеский строй. Я могу создать катапульту, баллисту или другую машину удивительной силы». И « Во дни мира я – зодчий и живописец».

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments