dandorfman (dandorfman) wrote,
dandorfman
dandorfman

Category:

Была ли американская революция – революцией?

Игорь Юдович приехал к нам на Побережье и в воскресенье примет участие в заседании нашего клуба. Это тезисы его доклада на клубе


1. Французская революция и штурм Бастилии. Развитие ФР.

(…Так началась Великая Французская революция, которая прошла через всем известные ужасы якобинства, казни короля, Марии Антуанеты и их детей, кошмар Термидора со сменившим его кошмаром Директории. В ходе Революции были казнены практически все ее «отцы-основатели». По усредненным оценкам с 1789 по 1815 годы от революционного террора во Франции погибло 2 миллиона гражданских, еще 2 миллиона погибло в войнах этого времени, всего – до 8% населения страны. Это не считая умерших от голода и эпидемий.

Тем не менее, ни у кого нет ни малейшего сомнения в том, что события этих лет во Франции называются Революцией. По-прежнему большинство продолжает считать ее Великой, принесшей народу Франции «освобождение от тирании»…).

2. Начало АР и ее развитие.

(…За 13-14 лет до этого по другую сторону Атлантики в американских колониях Англии случилась другая революция, которую никто никогда не называл Великой и которой многие отказывают даже в статусе Революции.

За все время революционных событий 1775-1783 года (включая войну за Независимость) в Америке не был казнен ни один роялист, за исключением нескольких широко известных случаев военной измены, когда предатели были схвачены с компрометирующими их документами. Нечего и говорить, что не был убит или даже осужден ни один из «отцов-основателей». Все отцы-основатели пережили Революцию и, за редчайшим исключением Гамильтона, все в свой срок умерли в своих постелях, в окружении любящих близких и при безусловном почтении американского народа.

Так может быть, американской революции – в классическом европейском понимании – вообще не было? Тем более, что в ее результате не изменился ни социальный строй, ни произошло перераспределение средств производство, никакие классы не поменялись местами на социальной лестнице.

Я попробую показать, что ни только Американская Революция была действительно революцией, но и то, что только она и была настоящей революцией).

3. Изменения в мире накануне революций.

(….“Кончился зловещий 16 век, век малого оледенения в Европе, когда 84 года из ста оказались неурожайными и недородными. На французских городских базарах торговали человечиной. В Северной и Центральной Европе в домах держалась температура около 11-13 градусов, отчего нравы сильно посуровели. Чумные и холерные моры выкашивали до трети населения Западной Европы. Из Европы бежали в Новый Свет, что заметно обезлюдило её” (Александр Левинтов).

Но одновременно происходящее напряженно заставило европейцев искать выход. Прежде всего, выход или прорыв произошел в области религии и связанной с ней новой этики. Лютеранство и кальвинизм по существу создали нового человека, основными ценностями которого стали трудолюбие, бережливость, скромность до скупости, ….)

(…Как стало понятно гораздо позже, это время действительно было переломным в человеческой истории.

На протяжении 16-18 веков происходил достаточно резкий переход от традиционных обществ к современным. В разных странах модернизация, которую для некоторых стран называют индустриальной революцией, происходила с разной скоростью, но в общем и целом за какие-то несчастные 150 лет в обществе – в основном в европейском - возникли совершенно новые взгляды на государство, религию, роль аристократии, роль простого человека. Как-то почти внезапно в 17-18 веках возникла новая политическая философия Александра Гумбольдта, Бенджамина Константа, Томаса Гобса, Джона Локка, Джона Милля, Ричарда Гобдена, новая политическая экономика Адама Смита, новое представление о финансах и о роли денег…).

3-а. Материальный и культурный вызовы времени.

(…В области материальной произошел гигантский прорыв-переход от вековой опоры на традиционные, богом данные формы энергии – человек, рабочие животные, дрова, древесный уголь, к сделанным человеком формам – пару, каменному углю, нефти. Произошел прорыв в формах земледелия и селекции семян и животных. Впервые с 1750 года население Земли стало увеличиваться по экспоненте. Впервые в 1800 году была преодолена «Мальтузианская ловушка»…).

(…Еще большие изменения произошли на культурном фронте. Столетиями статическая жизнь населения сменилась некоторой динамикой, в Англии – значительной. Я говорю о смене профессий, места жительства, участии в общественной жизни, в колониальной бюрократии. Опора на религию была оспорена успехами науки, включая сюда философию эпохи Просвещения. Появилось новое представление о роли образования и – очень важно – о роли университетов.

Европейский человек впервые осознал себя не внутри локальных географических границ, но частью большой группы, не имеющей четких географических границ…).

4. Смысл революций. Ханна Арендт.

5. Революционный период. Достижения АР.

6. Была ли АР успешной?

7. Революция, восстание или мятеж?


(…Разница - по Ханне Арендт - между ними существенная.

Если коротко, то восстание – это социальный феномен. Восстание случается когда массы оказавшись в действительно не соответствующих своему времени условиях жизни требуют немедленного улучшения этих условий, когда под лозунгом «даешь лучшую жизнь» на самом деле предполагают «даешь лучший мир» и когда под управлением радикализированных лидеров возникает вполне ясная задача «весь мир разрушим до основанья, а потом наш новый, лучший мир построим». Ну, и как логичное завершение – «кто был никем, тот встанет всем». То есть, восстание – это движение к утопии. Причем не важно, массы ли рвутся к «лучшему миру» и тянут за собой лидеров или лидеры ведут туда массы. Восстание – это идеология и дух толпы.

Поскольку построить лучший мир, разрушив прежний до основания, еще никому никогда не удавалось, то, естественно, лидеры в глазах масс оказываются обманщиками и, как следствие – «предателями революции» и ее первыми жертвами.

Революция же – политический феномен. Политический ответ на вызовы времени.

Его целью является пересмотр и ревизия существующего политического порядка. Это деятельность политических лидеров, основанная на их понимании прогресса в политической философии. Целью революции ни в коем случае не является утопическое построение «нового справедливого общества», но только тяжелая работа по радикальному улучшению существующего.

Революция в этом смысле требует тщательного обдумывания прежде всего последствий принимаемых решений, трезвого расчета и ясного объяснения причин необходимого изменения существующего порядка. Революция такого типа требует от ее лидеров не опираться на дух и идеологию толпы, но изо всех сил сдерживать «революционный пыл» масс…).

(…Революция – это идеи и дух той части общества, которая отличается не только умом, но и дисциплиной, и которая принимает на себя всю ответственность за свои решения…).

8. Условия для начала революции: необходимые и достаточные.


9. Отличие политического процесса АР.

10. Результат, достижения и принципиальное отличие АР от других западных революций.

(** Французская революция погибла потому, что пыталась совместить несовместимое – свободу и государственную власть, основанную на иллюзорном патриотизме.

** Русская революция рухнула в пропасть, когда своей целью выбрала неограниченную власть государства.

** Американская революция выбрала свободу – и только. И стала единственной успешной в истории).
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 4 comments