dandorfman (dandorfman) wrote,
dandorfman
dandorfman

Categories:

Про Ирода (окончание)

Ирод — строитель

«Самолюбие и славолюбие
суть лучшие удостоверения
бессмертия души человеческой»
(Козьма Прутков)



Строитель он оказался великий. Понастроил столько всего, что и по сей день удивительно, сколько можно построить за одну человеческую жизнь. Построил новый город Кейсария на берегу Средиземного моря, который стал впоследствии резиденцией римских прокураторов. Постройки были, конечно, в римском стиле, но по качеству и красоте превосходили метрополию. Ирод вновь отстроил разрушенный город Самарию и переименовал его в Себастию (что в переводе с греческого означает Августа, то есть, опять-таки в честь римского императора). Построил ряд грандиозных крепостей. Самыми интересными и сохранившимися из них являются Масада и Махерон — на противоположных берегах Мертвого моря, и Ирадион — недалеко от Иерусалима.

Масада в настоящее время главная аттракция и, можно сказать, символ стойкости Израиля. Был период, когда там происходила церемония принятия присяги элитных подразделений израильской армии. Вкратце история Масады такова: после поражения великого иудейского восстания (Иудейской войны) там засели самые отчаянные и экстремистские силы сопротивления — сикарии. Масада оставалась последним оплотом восставших, так как располагалась на высокой скале и была практически неприступна. Кроме того, в Мaсаде существовала уникальная система сбора воды, так что в месте, где дождей практически не бывает (20 мм осадков в год; для сравнения — норматив пустыни 200 мм в год), у защитников проблем с водой не было. Проблем с продовольствием не было в силу того, что использовались запасы, сделанные Иродом почти за 100 лет до этого. Дело в том, что атмосфера у Мертвого моря содержит много солевых и бромистых испарений и является естественным консервантом. Римляне, во главе с полководцем Флавием Сильвой, окружили крепость (места их лагерей видны и по сей день) и стали возводить искусственную насыпь, которая также сохранилась. Римские инженерные подразделения работали великолепно. После того как насыпь была построена, римляне использовали осадные башни, а также вели массированный обстрел стен крепости каменными и зажигательными снарядами. Масада пылала. Поняв, что завтра крепость падет, защитники решили совершить акт коллективного самоубийства, а их было около тысячи человек, включая женщин и детей. Они по жребию разбились на группы и перебили друг друга. Утром взошедшие на стены римские солдаты увидели мертвый город. Мне до сих пор не понятно, как оценивать эту историю, то ли как акт беспримерного героизма и любви к свободе, то ли как акт религиозного изуверства. Сейчас Масада — туристический объект. В крепость можно подняться по канатной дороге.

Крепость Масада: слева развалины дворца Ирода,
справа видна небольшая часть искусственной насыпи,
сделанной римлянами для штурма. На горизонте Мертвое море





Интересно отметить, что защитники крепости Махерон, на другой стороне Мертвого моря, проявили больше прагматизма. Договорились с римлянами, сдали крепость (тоже достаточно неприступную) и беспрепятственно ушли с оружием. Крепость Иродион интересна тем, что имеет вид цилиндра, вставленного в вершину горы.

Крепость Иродион: вид изнутри


Сохранились остатки дворцов Ирода в Иерусалиме и Иерихоне. В угоду Риму Ирод строил ипподромы и ристалища для гладиаторских боев, что чрезвычайно раздражало евреев. Это противоречило их нравственным и религиозным законам. Они справедливо считали это варварством, ведь Иудея была страной поголовной грамотности, и каждый еврей с самого детства обучался законам. Чтобы примириться с евреями, Ирод перестроил Иерусалимский Храм, превратив его по красоте и богатству в одно из чудес света.

Реконструкция Иерусалимского храма Ирода Великого

Семейное положение Ирода

Калач на царстве тертый
И многих жен супруг.
(А.К. Толстой)



В отличие от Ивана Васильевича Грозного, у Ирода было не семь, а восемь жен. Но не последовательно, как у Грозного, а параллельно, ведь у евреев в то время было разрешено многоженство. У европейских евреев многоженство было запрещено только в 11 веке н.э. на специальном съезде раввинов. Из всех своих жен Ирод любил только одну: Мариамну — дочь еврейских Хасмонейских царей. Казалось бы, брак этот был по расчету, чтобы придать легитимацию царскому званию, так как сам он не был царского рода. Но, видимо, хороша была Мариамна, что влюбился он в нее со всей своей необузданной страстью. Ревновал ее страшно. Сестра Ирода Соломия, ненавидевшая Мариамну и ее мать за высокое происхождение, постоянно интриговала и плела заговоры против них. Мариамна отвечала ей гордым презрением. Соломия постоянно наушничала Ироду, что Мариамна не любит его, изменяет и хочет его извести. Ирод бесился, но ничего не предпринимал. Когда после поражения своего римского покровителя Марка Антония Ирод поехал на встречу с императором Октавианом, то приказал своему помощнику умертвить Мариамну в случае его казни. Помощник не устоял перед чарами царицы и проболтался ей об указании Ирода. Маримна была дико возмущена, и когда Ирод вернулся с триумфом, отказала ему от постели, указав причину. Ирод, в свою очередь, был вне себя, так как был уверен, что она переспала с его помощником, выведав информацию от него в постели. Помощника он казнил, а вот Мариамну в этот раз не стал трогать. После этого случая Мариамна, похоже, действительно вместе с матерью стала интриговать против мужа и вероятно, даже изменять ему. После одного из доносов Соломии (справедливого или нет, неизвестно) Ирод не выдержал и приказал казнить Мариамну. Мать Мариамны ханжески таскала дочь за волосы, надеясь отвести от себя страшную участь. Мариамна умерла очень достойно, как царица, а вскоре была казнена и ее мать.

Целый год после смерти Мариамны Ирод до такой степени страдал, что приказывал слугам звать ее на обед, создавая иллюзию, что она жива. Чем не Шекспир?!

Другие его жены ничем себя в истории не проявляли, благодаря чему и оставались живы.

Ирод — отец

Он молвил: «Мне вас жалко,
Вы сгинете вконец;
Но у меня есть палка,
И я вам всем отец!»
(А.К. Толстой)



У Ирода было 9 сыновей и 5 дочерей. Но хорошим отцом его назвать трудно, так как троих сыновей он казнил, в чем переплюнул Ивана Васильевича Грозного и Петра Первого, которыe, как мы знаем, убили всего только по одному сыну. Но тут уж явно сказалось влияние европейского гуманизма.

Как же все это приключилось с Иродом? Дело в том, что старший сын Антипатр, родившийся, когда Ирод был еще частным лицом, от женщины низкого происхождения, не имел прав на престол, в отличие от сыновей Мариамны: Александра и Аристобула, потомков царского Хасмонейского рода. Они были чтимы и любимы в народе и, став взрослыми, явно стали составлять конкуренцию Ироду. Кроме всего, казнь матери не прибавила братьям симпатии к отцу. Этим воспользовался старший сын Антипатр и сестра Ирода Соломия. Они стали наушничать Ироду относительно коварных замыслов сыновей Мариамны. У самого Ирода к старости явно обострилась мания преследования. Он решил наказать сыновей и повез их в Рим на суд Императора. Там сыновьям удалось оправдаться, состоялась душераздирающая сцена, где все присутствующие со слезами умиления примирились, и даже римский Император был растроган. Но, как оказалось, умиляться было рано, так как конкурирующая партия не успокоилась и продолжала плести интриги. Старший сын вошел в доверие к сыновьям Мариамны и стал своего рода двойным агентом, возбуждая их ненависть к отцу и донося при этом обо всем Ироду. В конце концов, Ирод повесил Аристобула и Александра в Себастии. Старший сын был назначен его преемником.

В последний год жизни Ирода была раскрыта попытка старшего сына отравить отца — о чем свидетельствовали неопровержимые улики. Ирод понял, что сыновья Мариамны были оклеветаны. Он был безутешен, послал курьера в Рим с просьбой дать разрешение на казнь старшего сына. Узнав об этом, Император заметил, что лучше быть свиньей у Ирода, чем его сыном. Антипатр был казнен за пять дней до смерти самого Ирода. Преемником Ирода стал сын Архелай.

Смерть Ирода

«Я отказался участвовать в его похоронах,
но послал очень вежливое письмо,
в котором одобрил это мероприятие»
(Марк Твен)


Умирал Ирод страшно. Его мучили внутренние нарывы, особенно же — страшные боли в желудке, ноги были наполнены водянистой прозрачной жидкостью, на гниющих частях появлялись черви. Флавий пишет, что «к этому присоединялось еще непреодолимое желание оторвать у себя какой-нибудь член тела». Накануне смерти, будучи уверен, что народ будет веселиться при известии о его кончине, он приказал собрать глав знатнейших иудейских семей на ипподроме в Иерихоне, повелев своей сестре Соломии умертвить их, как только он испустит дух. Таким образом он хотел заставить народ плакать. Но, к счастью, Соломия не выполнила этот приказ.

Флавий подробно описывает похороны Ирода. Архелай устроил отцу шикарные похороны. Тело умершего покоилось на золотом ложе, усеянном драгоценными камнями, на голове был надет золотой венец, в правой руке находился скипетр, покров был пурпурный. Погребальную процессию сопровождали оставшиеся в живых сыновья и родственники, а далее — наемная армия. Похоронен был Ирод у подножья крепости Иродион. К месту захоронения была проложена специальная дорога.

Прожил Ирод около 70 лет, по тому времени очень долгую жизнь. Объективности ради надо отметить, что страну он оставил в прекрасном экономическом и политическом состоянии, в отличие от его «реинкорнации» — Ивана Васильевича Грозного, который оставил страну совершенно разоренной.


Вид на развалины крепости Иродион.
Стрелкой показано местоположение могилы Ирода

Наследники

За ним царить стал Федор,
Отцу живой контраст;
Был разумом не бодор,
Трезвонить лишь горазд.
(А.К. Толстой)



После смерти Ирода в Рим поехали делегации интересантов, претендентов на власть, а также значительная еврейская делегация, требующая введения прямого римского правления. Видимо, достали их местные правители. Римляне пошли на компромисс, разделив управление страной между детьми Ирода. Отныне единого правителя (Царя) не было, только тетрархи. Правителем области Иудея был назначен Архелай, но правил он так плохо, что через десять лет римляне сместили его, отправили в ссылку и ввели прямое римское правление посредством института прокураторов (префектов). Самым знаменитым прокуратором был, как мы знаем, Понтий Пилат. Другой сын Ирода Великого — Ирод Антипа — тетрарх Галилеи, остался известен только тем, что женился на жене брата Филиппа Иродиаде. За это нарушение еврейских законов его очень осуждал Иоанн Креститель. Антипа заточил его в крепость Махерон (на берегу Мертвого моря, на территории нынешней Иордании), а затем отрубил ему голову. Наиболее приличным правителем оказался сын Ирода Филипп, но он правил на окраинах страны. Филипп построил на Голанских высотах город, рядом с местом Паниас, где родился греческий бог Пан (одно из красивейших мест Израиля, там сохранились остатки древнего храма Пана). Город он тоже назвал в честь римского императора: Кейсария. Чтобы не путать с приморской Кейсарией его называют Кейсария-Филиппова. Но в общем дела у страны пошли плохо, началось брожение, смуты. Как говорят, два еврея — три партии. Страна катилась к катастрофе.

Кейсария-Филиппова: развалины храма Пана

Окрестности Кейсарии-Филипповой: водопад Баниас (Паниас)

Окрестности Кейсарии-Филипповой: река Баниас (Паниас) исток Иордана

Всемирно-историческое наследие Ирода Великого


Pa-Озирис, владыка дня и света,
Хвала тебе! Я, бог пустыни, Сет, 
Горжусь врагом: ты, побеждая Сета,
В его стране царил пять тысяч лет.

Ты славен был, твоя ладья воспета
Была стократ. Но за ладьей вослед
Шел бог пустынь, бог древнего завета —
И вот, о Ра, плоды твоих побед:

Безносый сфинкс среди полей Гизеха,
Ленивый Нил да глыбы пирамид,
Руины Фив, где гулко бродит эхо,
Да письмена в куски разбитых плит.

Да обелиск в блестящей политуре,
Да пыль песков на пламенной лазури.

(И. Бунин, 1905) 



Кейсария(приморская): на камне написано
«Понтий Пилат префект Иудеи»



Главное историческое наследие Ирода, на мой взгляд, и заключается в том, что имя его стало нарицательным. Другим историческим наследием Ирода, безусловно, является то, что он много чего понастроил, и живописные руины этих построек в качестве туристических объектов дают устойчивый доход в казну государства Израиль.

Почему я свой рассказ назвал оптимистической трагедией? Ну, хотя бы потому, что главного героя уже нет среди нас, и это внушает умеренный оптимизм. Хотя, если посмотреть правде в глаза, то для своего времени злодеем он был очень заурядным. Достаточно вспомнить поступок его предшественника царя Антигона (последний царь династии Хасмонеев), который у своего брата Гиркана отрезал уши, дабы тот не смог продолжать быть первосвященником (у иудеев первосвященник не мог иметь физические недостатки). После такого поступка трудно сказать, что Антигон был красивой души человек. А что творил самый лучший из римских императоров Октавиан Август, безжалостно казнив 300 римских сенаторов, не говоря уже об императорах Калигуле и Нероне, которые творили такое, что хоть святых выноси!

В Турции бытует выражение «Мехмед сын Мехмеда». Султан Мехмед, вступив на трон, казнил всех своих братьев, а когда с течением времени на престол вступил его сын Мехмед, то он сделал то же самое со своими братьями. А уж если сравнивать Ирода со злодеями двадцатого века, то он покажется просто невинным мальчиком.

Кейсария (приморская): резиденция римских прокураторов.
Так проходит слава мира сего

Туристический объект

«На указательном пальце левой руки носил Соломон гемму из кроваво-
красного асте-рикса, извергавшего из себя шесть лучей жемчужного цвета.
Много сотен лет было этому кольцу, и на оборотной стороне его камня
вырезана была надпись на языке древнего, исчезнувшего народа: «Все проходит»
(А.Куприн, «Суламифь»)



Красиво написал Куприн, даже слишком, но я, набравшись наглости, расширил бы надпись, упомянутую в эпиграфе, следующим образом: «Все проходит и превращается в туристический объект». Действительно, в местах, где ранее текла кровь, кипели великие страсти, героически отстаивались политические и религиозные идеалы, шастают толпы веселых туристов — щелкают фотокамеры, продается кока-кола, пиво, майки и т.д. и т.п. — царит невообразимая суета. Да и сам я, грешный, недавно посетил в Трансильвании замок Дракулы. Очень симпатичный замок, и кружечку я себе там купил симпатичную, с вампирчиком.

Где-то я читал, что Гитлер очень боялся, что после победы союзников его череп отдадут в музей. Сейчас в российских СМИ активно ведется дискуссия о том, стоит ли вынести тело Ленина из мавзолея и захоронить. На мой взгляд, ни в коем случае. Надо мавзолей превратить в туристический объект. Открыть внутри ресторан «Ильич» или «Память Ильича», кинозал, где крутить фильмы ужасов типа «Мумия возвращается», вперемежку с фильмами «Ленин в Октябре» и «Ленин в 18 году», магазин, где будут продаваться майки с изображением Ленина в обнимку с Че Геварой или Брежневым, и, наконец, фотостудию, оснащенную самым современным оборудованием, где можно будет делать трехмерные снимки подгулявшего туриста рядом с мумией вождя. Покойный вполне это заслужил. Деньги потекут рекой. Жаль, Сталина успели вынести!
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments