dandorfman (dandorfman) wrote,
dandorfman
dandorfman

Category:

Япония ХV век (Мой доклад для воскресного заседания клуба)


Чайная церемония стала в Японии модной тоже в 15-м веке

По этой ссылке содержание предыдущей серии (мой доклад о Японии 14-го века)
https://capecod-russian.livejournal.com/58170.html</div>

Вот чем заканчивается предыдущая серия:
С 1337 по 1392 гг. в Японии было два императора: законная линия, известная как Южный Двор, правила в Ёсино, а ставленники сёгуна Асикага Такаудзи или Северный Двор, – в Киото.
Всё это время шла Гражданская война между Северным и Южным двором.
16 декабря 1392 г. Южный Двор безоговорочно капитулировал. Император Юга, Го-Камэяма, отрекся и передал императорские регалии императору Севера Го-Комацу. На этом прекратился раскол, разделявший страну на протяжении пятидесяти шести лет.





Период Муромати

В 1338 году Асикага Такаудзи был назначен северной династией на должность сёгуна. Появилось второе самурайское правительство, получившее название сёгунат Муромати, по имени одноимённого района столицы, где находилась резиденция сёгуна. Время существования этого правительства называется периодом Муромати (13381573).

В 1392 году при правлении 3-го сёгуна Асикага Ёсимицу произошло объединение двух ветвей императорского дома в одну, что ознаменовало конец войны. С помощью сёгунских советников канрэев удалось поставить под жесточайший контроль военных губернаторов. Сёгунат взял на себя ряд политических функций императорского двора и стал единственным общеяпонским правительством.

В 1394 году Ёсимицу передал титул сёгуна своему сыну Асикаге Ёсимоти, а сам принял постриг в монахи. Хотя он официально отошёл от правления, все рычаги власти оставались у экс-сёгуна.

После смерти Ёсимицу (1408 год) сёгунат начал постепенно терять контроль над регионами. Реальную власть в стране захватили сёгунские советники и военные губернаторы из провинций.

Культура периода Муромати

Столичный сёгунат способствовал симбиозу культур аристократии и самурайства, что дало рождение новой японской культуре. её особенностями были мощное влияние дзэн-буддизма и китайских эстетических ценностей.

Культуру начала XV века называют культурой Китаяма, по названию одноимённой горы, на которой сёгун Ёсимицу возвёл свою резиденцию, так называемый Золотой павильон.


Сейчас я попробую сделать то, что раньше в своих докладах про Японию не делал никогда. Раньше я рассказывал о бесчисленных гражданских войнах, на всё остальное оставалось буквально несколько секунд и я скороговоркой что-то быстро выстреливал.
В результате, то, что относится к мирным достижениям, культура и искусство, всегда уходило на задний план.
Решил поменять приoритеты и следующую часть доклада сделаю без войн.
Но назовую её:
"Забыть Герострата".
Начну я с собственного видео, которое я снял. И рассказа о том, что на видео.
- Но какое отношение имеет к Японии 15 века древний грек Герострат, который спалил прекрасный Храм Артемиды?,- спросите вы.
Оказывается, имеет. Дело в том, что на видео, самое пожалуй известное сооружение в Киото, а может во всей Японии, знаменитый "Золотой павильон". И его построили именно тогда, за три года до начала 15-го века, в 1397 году.
И стены его действительно из золота. Когда мы туда подошли, то увидели бесконечные вереницы людей, которые пытались подойти ближе к Кинкаку-дзи, так по-японски называется "Золотой павильон". Это самая посещаемая туристская достопримечательность Японии. И в этой огромной многоязычной толпе, наша маленькая группа конечно потерялась и никто нам ничего не объснял. Мы не знали где остальные, включая нашего гида. И только сейчас, когда я готовлю доклад, я наконец узнал трагическую историю "Кинкаку-дзи", вернее ту её часть, которая произошла совсем не в 15 веке, а несколько десятков лет назад.


Итак, это Кинкаку-дзи:

А теперь - ВИКИ:

Кинкаку́-дзи (яп. 金閣寺 Кинкакудзи, Золотой павильон) — один из храмов в комплексе Рокуон-дзи (яп. 鹿苑寺, Храм оленьего сада) в районе Кита города Киото, Япония. Павильон («Сяридэн») был построен в 1397 как вилла для отдыха сёгуна Асикага Ёсимицу, здесь он провёл последние годы своей жизни, утратив всякий интерес к политической жизни страны.
Весь павильон (кроме нижнего этажа) покрыт листами чистого золота. Павильон используется как сяридэн — хранилище реликвий Будды. На крыше павильона — китайский феникс.

2 июля 1950 года 21-летний монах-ученик Хаяси Дзёкан (яп. 林承賢, はやしじょうかん Хаяси Дзё:кан) совершил поджог Золотого павильона, пытаясь покончить жизнь самоубийством. Монаха удалось спасти, но павильон со всеми сокровищами сгорел[7]. Мать Хаяси наложила на себя руки, не выдержав бесчестного поступка сына, а сам Хаяси был приговорён к 7 годам заключения и умер 7 марта 1956 года от туберкулёза и психических расстройств. В литературной обработке свою версию этого события написал Юкио Мисима в книге «Золотой храм», которая вышла в 1956 и была переведена на русский язык в 1993-м году. Также эта трагедия вдохновила Мидзуками Цутому на написание рассказа «Золотой храм в пламени» («Кинкау Эндзё»).

Новый Золотой павильон начали отстраивать в 1955 году практически с нуля, на основе инженерных данных о предыдущем здании и фотографий. Был обновлён лак и были заменены листы золочения на более толстые. Кроме того, были восстановлены элементы интерьера, включая роспись. Реставрационные работы завершились в октябре 1987 года. Обновление всего монастыря окончательно закончилось в 2003 году, когда была восстановлена крыша.


Вот так выглядел Кинкау-дзи после пожара.

Дополню культурную часть доклада двумя известными вам элементами японской культуры, чайными церемониями и икебаной.
И то и другое имеет отношение к культуре 15-го века. Правда, чайные церемонии - это не чисто японская традиция, они пришли из Китая, а вот икебана, это действительно чисто японское явление.

Cвященник Иккю Содзюн (1394—1481), настоятель храмового комплекса Дайтокудзи в Киото, обучил чайной церемонии своего ученика Мурата Дзюко (Сюко). Последний развил и преобразовал чайную церемонию, и обучил её проведению бывшего[ сёгуна Асикага Ёсимицу, дав, таким образом, традиции «путёвку в жизнь» — как и в большинстве стран, в Японии всё, что принималось в обычай у правителя (даже отошедшего от дел), тут же входило в моду у подданных.

Икеба́на или икэбана (яп. 生け花 или яп. いけばな икэбана, «икэ или икэру» яп. 生ける — жизнь, «бана или хана» яп. 花 — цветы, буквально «живые цветы») — традиционное японское искусство компоновки срезанных цветов и побегов в специальных сосудах, а также искусство правильного размещения этих композиций в интерьере. В основу икебаны положен принцип изысканной простоты, достигаемый выявлением естественной красоты материала.
Первой школой развития икебаны следует считать Икэнобо. Икэнобо была основана в середине XV века Икэнобо Сэнкэем — священнослужителем буддийского храма Роккаку-до в городе Киото.

Ну а теперь перейдем к любимой японской теме, войне всех со всеми. Точное название темы доклада у меня такое:
Япония XV столетия. Война монахов в 1465 году. Война-Онин 1467-1477 годы, волнения в 1477-1490 годах, возобновлённая гражданская война 1493 года.

Я не знаю, где Миша раскопал войну монахов 1465 года, но про неё ни в каких книжках по японской истории, ни на английском, ни на русском - нет. Нашел её только в одном источнике на русском. Просто цитирую:

В 1465 году конфликт разгорелся между монастырями Энряку и Онганзи; последний потерпел поражение и был разрушен.

Про монастырь Энряку материалов в Сети очень много, но ни в каких материалах ни на русском ни на английском, я не нашел больше ни слова о конфликте 1465 года. Название "Онгази" вообще я не нашел нигде ни на английском, ни на русском.

Но в моей любимой книге про японскую историю, "Самураи, Военная История", Стивена Тёрнбулла, я всё таки прочёл вот какой абзац:

Следует напомнить, что один из важнейших этапов возрождения религиозной жизни в тринадцатом веке был связан с основанием амидаистской секты Дзёдо-синсю. В XV веке главой этой секты был Рэннё (1415–1499), который приобрел такую славу как проповедник, что в 1465 г. завистливые монахи из Энрякудзи сожгли его дом и вынудили его бежать.

Наконец, без указания года, я нашел в статье "Воинствующий буддизм" вот такой абзац:

https://warspot.ru/4809-voinstvuyuschiy-buddizm

Между тем, монахам из Энрякудзи надоело, что сначала в Киото пришли фанатики-крестьяне Икко-икки, а теперь там объявились фундаменталисты из секты Лотоса. Поэтому как-то ночью они бесшумно спустились с гор и перебили всех бойцов Лотоса, а их храмы сожгли.

Но события эти относятся уже к 16-му веку.

Тем не менее, про сохэйев, монахов-воинов и войны, в которых они активно участвовали, материалы есть.
Вот здесь большая статья на английском на эту тему:
https://www.warhistoryonline.com/instant-articles/sohei-the-warrior-monks.html

Ещё процитирую кусок ВИКИ о сохэйях:

Сохэй (яп. 僧兵 Со:хэй, буквально «монах-солдат») — буддийские монахи-воины феодальной Японии.
Сохэи обычно были организованы в крупные армии или подразделения. Наиболее известен их монастырь Энряку-дзи на горе Хиэй, неподалёку от Киото.

Сохэй, он - слева, против самурая

Ну и забегу в следующее столетие.
В 1571 году военачальник Ода Нобунага, прекратил существование буддийских армий, взяв штурмом монастырь Энряку-дзи и уничтожив три тысячи его обитателей. Монастырь был разрушен и прекратил существование.

Ну а теперь перейдем к другим войнам этого столетия, тем более, что само столетие было названо "Эпохой Воюющих Провинций". (сэнгоку дзидай)
В первой половине столетия войны тоже шли, хоть о них в заданной теме ничего нет.
Расскажу немного о войнах начала столетия. Как это ни странно, это в основном были не войны самураев между собой, а... крестьянские восстания.
В XV веке ситуация в сельских провинциях стала неожиданно меняться. Крестьянство возглавили самураи-земледельцы. Так появились «икки» — союзы взаимной защиты. И вскоре, в ходе правления очередного сёгуна из рода Асикага, Ёсинори, начались массовые крестьянские восстания, которых до сих пор в стране не случалось.
Союзы «икки» появились еще в последние годы гражданской войны. Но заявили они о себе несколько позднее, в 1428 г. Тогда произошло восстание в провинции Оми, которое затем перекинулось и на другие области страны — в самое ее сердце. Полыхнули районы Киото, Нары, Исэ, Кавати, Идзумо. Массовые выступления были связаны с несколькими указами, касавшимися положения крестьян.
В 1441 г. самое крупное из восстаний произошло в столичной области. И город Киото ничего не смог противопоставить крестьянской армии.
Теперь восстания не вспыхивали «по случаю», а готовились куда более тщательно. В сентябре войска «икки» оказались на подступах к столице. Самураи, принадлежавшие к клану Кёгоку, были разгромлены (соотношение потерь, пусть и при не слишком больших армиях, — один крестьянин к пяти самураям). Оказалось, что крестьянское воинство отлично подготовлено к борьбе.
Через четыре дня толпы начали громить предместья Киото, а еще через некоторое время повстанцы ворвались в саму столицу. Действовали они уверенно и грамотно; город оказался отрезанным от внешнего мира, дороги блокировали. Восставшие захватывали наиболее важные здания.
Поскольку основной причиной восстания стали жесточайшие условия ростовщиков и непомерная задолженность, ростовщики прежде всего и пострадали. Их лавки грабили безо всякой жалости. Но требовалась не только добыча, а погашение долгов. И восставшие своего добились: правительство бакуфу пришлось выполнить основные требования.

В 1467 году из-за противостояния советников Хосокавы и Яманы о назначении следующего правителя сёгуната вспыхнула война, получившая название смуты Онин.

Война годов Онин, Смута годов Онин (яп. 応仁の乱 О:нин но ран) — гражданская война в средневековой Японии, длившаяся 10 лет (с 1467 по 1477 годы). Её отличительная черта в том, что она происходила не на всей территории Японии, а в основном в её столице — Киото

К середине XV века правители провинций (сюго) поняли, что центральное правительство слабеет, и, осмелев, перестали считаться с властью сёгуна. Сюго укрепляли своё собственное могущество, всю свою власть они использовали только в своих интересах. В результате таких действий образовался новый тип феодалов — даймё, сочетавших в себе основанную на должностных правах власть и военно-экономическое могущество.

К середине XV века сёгуном стал Асикага Ёсимаса. Он был эстетом, знатоком живописи, музыки, но не воином и не искусным правителем. Ёсимаса стремился отречься от власти и посвятить себя духовным удовольствиям. Детей у Ёсимасы не было, и он решил избрать своим преемником младшего брата Ёсими. Жена Ёсимасы, Хино Томико, происходила из семьи, которая не была кровно связана с семьёй сёгуна. Ёсимаса ненавидел её родных за постоянное вмешательство в его дела. Он испытал величайшее потрясение, когда Томико родила ему сына и решительно заявила, что сёгунат перейдёт к младенцу Ёсихисе.

Томико надеялась, что её сыну поможет стать сёгуном один из трёх министров — Ямана Мотитоё (Содзэн). Но Ёсими тоже пользовался поддержкой министра Хосокавы Кацумото. Вспыхнул спор из-за прав наследования, вдобавок к этому конфликту подключились враждующие кланы Сиба и Хатакэяма. Соперники начали созывать сторонников. В 1467 году две большие армии (численность одной из армий была 250 тысяч, но эта цифра, вероятно, завышена) двинулись друг на друга из восточных и западных районов Киото.

Война в Киото

В мае 1467 года начались сражения. На первом этапе войны войска рода Хосокава («восток») численностью около 160 тысяч, созванные из 24 провинций, сражались преимущественно с силами Яманы Мотитоё («запад»), которые составляли 90 тысяч человек из 20 провинций. Силы рода Хосокава чуть не попали в окружение в Киото, после того как к западным силам присоединилось мощная 20-тысячная армия Оути Масахиро. Но к силам восточной армии тоже подошли дружественные войска, разорвали кольцо и соединились с основной армией.

Через 3 месяца вся северная часть Киото была разрушена. Предупредив враждующих, что виновниками будут объявлены те, кто развязал войну, сёгун решил больше не вмешиваться. Обе армии существовали благодаря припасам, привозимым из дальних провинций. Ямана захватил 7 из 8 городских ворот, планируя тем самым отрезать поставку провизии противнику и вынудить сдаться. Но к тому времени бои шли уже далеко за пределами Киото, а после того как пала централизованная власть, гражданская война охватила всю Японию. В провинциях участились конфликты между сторонниками обеих армий. Землевладельцы, пользуясь моментом, стали сводить личные счеты. В армии было призвано множество воинов асигару. Бандиты нападали на всех слабых без разбору. Вскоре даже очевидцы перестали понимать, что, собственно, происходит.

Общественный бунт Гэкокудзё

Крестьяне и мелкие самураи, недовольные подобным состоянием дел, сами принялись бунтовать. Этот период в японской историографии называется «Гэкокудзё» (яп. 下剋上 гэкокудзё:, «Низший подавляет высшего»), а крестьянские восстания в эпоху Муромати — «доикки» (яп. 土一揆). Кроме того, крупное восстание подняла буддийская секта Дзёдо-синсю, пользовавшаяся огромным влиянием в регионе Хокурику. Взбунтовавшиеся монахи отправились в провинцию Кага, где объединились с бедными самураями, положив начало движению Икко-икки — «объединённый союз».

Конец войны

В конце концов Асикага Ёсими откликнулся на призывы Асикаги Ёсимасы и Ямано Содзэна и вернулся в Киото. Все ещё опасаясь за свою жизнь, Ёсими вскоре опять сбежал, теперь уже на гору Коя. Впоследствии западные войска под предводительством Ямано избрали Ёсими своим лидером. Это означало, что первоначальные причины войны были полностью забыты, так как Ёсими поддерживал клан Хосокава («восток»).

Борьба за Киото велась с переменным успехом, но значительно ослабела в 1473 году, когда Ямано Содзэн и Хосокава Кацумото скончались. Через год Асикага Ёсимаса официально отрёкся от престола, а девятым сёгуном стал Ёсихаса. В 1477 году Западная армия под предводительством Оути Масахиро покинула город. Эту дату принято считать концом войны Онин.


Она дала начало длительным междоусобицам самурайства в столице и регионах, так называемому периоду Сэнгоку, «Эпохе воюющих провинций» (14671615). Сёгун окончательно утратил свою роль всеяпонского лидера и гаранта стабильности. Для Японии нормой стали социальные катаклизмы: мятежи и восстания низов против верхов. Так, в 1486 году в провинции Ямасиро местные самураи выгнали всех чиновников и 8 лет самостоятельно управляли регионом, а в 1488 году последователи секты дзёдо-синсю захватили власть в провинции Кага и удерживали её около века.

После смуты годов Онин-Буммэй контроль центральной власти над периферией ослаб. В конце 1480-х — начале 1490-х годов бакуфу организовало два похода против Роккаку Такаёри, военного наместника (сюго) южной части провинции Оми (центральный район Кинай), однако ожидаемого результата они не принесли. Бежавший в горы Такаёри всякий раз возвращал себе власть после ухода дружин сёгуна.


Власть и авторитет сёгунов Асикага в период Сэнгоку были подорваны. Почти все они оказались игрушками в руках своих вассалов и сановников и «царствовали, но не правили». Сёгуны в первой половине XVI века вынуждены были подолгу скитаться вдали от столицы, спасаясь от врагов. Им оставалось уповать только на тех вассалов бакуфу, которые из верности и благородства или желая использовать для упрочения своих позиций авторитет сёгуна, соглашались его поддержать или укрыть.

В 1493 году канрэй Хосокава Масамото совершил переворот, сместив Асикага Ёсики и сделав сёгуном Асикага Ёсидзуми.


Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 2 comments