Cпровоцированный вчерашним президентом экономический конфликт между Америкой и Китаем отозвался не только на производителях, но и на потребителях всего мира. Свою позицию в этом конфликте и свои намерения Трамп представлял предельно ясно: «Ситуация, при которой Китай год за годом зарабатывает и ворует огромные суммы денег из США, должна прекратиться, и она прекратится. Я приказываю нашим замечательным американским компаниям немедленно начать искать альтернативу Китаю, в том числе перенести компании обратно в нашу страну и производить продукцию в США.»
В общем и целом, представляется огромной заслугой Трампа желание вернуть в Америку мелкие и крупные производства, давно уже вынесенные за ее пределы. Ситуация действительно доходила до абсурда – что ни пожелаешь купить, что ни возьмешь в руки – одежду, обувь, детские игрушки, бытовую технику, мебель, лекарства и пр., и пр., на всем красуется – иногда явно, иногда завуалированно – набившее оскомину «made in China». И это ведь не только в Америке. Китай оккупировал своей дешевой продукцией все рынки сбыта. Не зря его называют «фабрикой мира».
Трамп обещал, в случае своего переизбрания, вернуть рабочие места из Китая обратно – домой. Он собирался даже запретить федеральным ведомствам США заключать контракты с американскими компаниями, переносящими свои производства в Китай. «Мы введем пошлины против компаний, которые сбегают из Америки, чтобы создавать рабочие места в Китае и других странах», - заявлял он. Но его не переизбрали, и вряд ли Джо Байден продолжит антикитайскую политику своего предшественника.
Торговая война
Как дальновидный и опытный бизнесмен Трамп нутром почувствовал масштабы китайской угрозы. На пороге крупнейшего торгового соглашения между Китаем и США на многие миллиарды долларов, он вдруг круто развернулся в неожиданном направлении и начал действовать жестко и решительно, пренебрегая законодательными нормами и межгосударственными договоренностями, что вызвало ярость у китайцев и недоумение у тех, кто не очень вникает в суть проблемы.
А проблема-то международного масштаба, и куда более серьезная, чем может показаться. Если бы это соглашение состоялось, считают аналитики, Штаты проиграли бы Китаю информационно-технологическую войну и навсегда уступили бы ему мировое лидерство. Еще в 2015 году китайское правительство ассигновало 300 миллиардов долларов на запуск общегосударственной программы «Made in China 2025», цель и задача которой за 10 лет выйти на передовые позиции в области высоких технологий, покончив с зависимостью от зарубежных корпораций-гигантов.
На Западе эта инициатива была расценена как установка, взятая Пекином на экономическое превосходство. Вашингтон всерьез напрягает усиление роли Китая на мировой арене и его растущий военный потенциал. Китай становится все опаснее, как слишком быстро набирающий обороты конкурент. А конкурента положено душить, давить, дискредитировать в глазах общественности, а в идеале – уничтожать. Здесь, как с Россией, все средства хороши. В ход идут клевета, санкции, пошлины.
Меры предпринимаются жесткие и вполне конкретные. Чтобы остановить китайскую экспансию на высокотехнологичные западные рынки, американские и европейские страны запрещают своим корпорациям принимать китайские инвестиции, продавать китайским государственным компаниям любые активы.
Администрация Трампа запустила в политику США максимальную эскалацию напряжённости в отношениях двух стран. А госсекретарь США Майк Помпео предложил даже создать международный альянс против Китая. Целый ряд российских политологов считает, что такая травля «необоснованная и надуманная», что она создаёт угрозу всемирной безопасности.
В попытке ограничить кипучую, и далеко не всегда открытую активность слишком резвого конкурента – с одной стороны, и вернуть американский капитал назад, в страну – с другой, было решено резко увеличить размер пошлин на импорт китайских товаров – с 10 процентов до 25. Затем последовали санкции против Китая – за нарушение прав человека, за всех видов шпионаж и за многое другое. Оказывается, есть такой федеральный закон «О противодействии противникам Америки посредством санкций», который и используют ее президенты в своей внешней политике.
Отделом политического планирования Государственного департамента США был подготовлен 70-страничный доклад под названием «Составляющие китайского вызова» (в сокращенном виде опубликованный EADaily), в котором обстоятельно анализируются далеко идущие планы КНР по перехвату глобального лидерства у США – экономического, идеологического, военного.
На Мюнхенской конференции по безопасности вице-президент США Майк Пенс призвал союзников к бдительности и отказу от любого сотрудничества, "ставящего под угрозу работу наших систем связи и национальную безопасность. Мы не можем, - сказал он, - обеспечить защиту Запада, если наши союзники будут полностью зависимы от Востока».
В Белом доме был подписан указ, запрещающий американским бизнесам инвестировать в китайские компании, поддерживающие армию КНР. Трамп был убежден, что китайское правительство развивает и модернизирует свои вооружённые силы и разведку за счет американских инвесторов.
В экономический «черный список» угодили более 270 китайских компаний и правительственных организаций, причем очень крупных. Продолжая усиливать давление на КНР, Трамп, за пару недель до президентских выборов, решил пополнить «черный список» еще 80 китайскими компаниями, в основном – производителями высоких технологий.
В итоге Трампу удалось искусственно испортить отношения с Китаем, разрушить многолетние торгово-экономические связи, сорвать уже готовое торговое соглашение, так и не восстановив собственную производственную базу. С его далеко не легкой руки, экономический конфликт между двумя странами перерос в «торговую войну».
За полтора года Трамп обложил пошлинами китайский импорт в США на 370 млрд долларов в год. Кому от этого стало лучше? Как оказалось, вовсе не Америке. Счет, выставленный китайцам, оплачивают американские потребители и их бизнесы. Агрессивная политика Трампа уже обошлась Штатам в миллиарды потерянных долларов (а всей планете – в $700 млрд), привела к развязыванию полномасштабной войны пошлин с Китаем, к срыву соглашений с Европой, Канадой и Мексикой. До военного противостояния дело пока не дошло. Сражение идет мирным – «холодным» путем.
Ухудшение торговых, а значит, и всех прочих отношений с Вашингтоном подтолкнуло Пекин на контрмеры. Он объединил вокруг себя 15 стран Азиатско-Тихоокеанского региона, включая Японию, Южную Корею, Австралию и Новую Зеландию. Сообща они сформировали крупнейший за всю историю блок свободной торговли под названием RCEP – Regional Comprehensive Economic Partnership. Такое партнерство охватывает почти треть населения планеты – 2,2 млрд. потребителей.
У этой, на первый взгляд, странноватой истории – смахивающей на паранойю нежелающего сдавать позиции мирового гегемона, – глубокие и разветвленные (на всю планету) корни.
Киберпротивостояние
Несмотря на препятствия, чинимые Америкой, Китай целеустремленно идет к намеченной цели. Из вчерашнего похитителя чужих мозгов он ускоренными темпами превращается в научившегося самостоятельно мыслить "цифрового дракона". В области высоких технологий китайцы добились таких невиданных успехов, что переплюнули Европу, Японию и даже Штаты. По сведениям Всемирной организации интеллектуальной собственности, в 2019 году Китай впервые обошел США, став мировым лидером по патентным заявкам в девяти из десяти категорий, включая искусственный интеллект, блокчейн и дроны. На него приходится почти половина мирового объема инвестиций в капитал стартапов, ориентированных на ИИ-технологии.
Выставка роботов в Пекине (самое интересное в конце)
Сегодняшний Китай производит – для себя и на продажу – промышленных роботов, самоуправляемые машины, «умные инфраструктуры», внедряет сети сотовой связи пятого поколения. 5G – беспроводная система, осуществляющая передачу данных в 100 раз быстрее, чем предшествующая ей 4G. Специалисты в области AI убеждены, что тот, кто владеет 5G, станет хозяином планеты, манипулирующим странами и их правителями.
А кто владеет системами 5G на этом этапе глобальной эволюции, кто лидирует в области использования и внедрения высокоскоростного интернета? Ясное дело, Китай. Его телекоммуникационный гигант Huawei является мировым поставщиком базовых станций 5G, обслуживающих более 170 стран (свыше 700 000 станций за год с небольшим).
Америка резко отстает от Китая на этой стезе, застряв на устаревшей версии 4G. Но разработки, руководимые федеральными законодательными и регулирующими органами, идут полным ходом. Американским пользователям обещают, что отечественное 5G и его коммерческое внедрение не за горами. Да только Китай не останавливается на достигнутом. Он уже планирует к 2029 году перейти на следующий уровень – к системе 6G, которая по производительности превзойдет 5G в 10, а то и 100 раз.
Для сдерживания слишком разошедшегося конкурента, Штаты запустили инициативу «Чистая сеть», цель которой заставить как можно больше стран отказаться от китайских "5G-услуг", напоминая, что, по китайским законам, все их операторы связи обязаны сотрудничать со службой разведки КНР. Пропаганда, кажется, работает. Число "стран-отказников" растет. Внутри США действует запрет на заключение любых государственных контрактов с Huawei. Это уже не только торговая война, но и киберпротивостояние. Гонка вооружений в мире смещается в киберпространство – в сферу высоких технологий.
Третируя Huawei, Трамп пару месяцев назад вмешался в его рыночные отношения с основным производителем микропроцессоров – тайваньской TSMC, лишив Huawei поставок полупроводниковых чипов. Все туже закручивая гайки, Трамп запретил всем иностранным фирмам, использующим американские технологии или разработки, продавать свою продукцию Huawei. Шаг за шагом он перекрыл кислород сотрудничеству Huawei со 152 организациями разных стран. Аналитики считают, что из-за трамповских санкций Китаю не удастся полностью избавиться от американской зависимости еще как минимум лет десять.
Huawei закупает чипы в других странах, тратя на них сотни миллиардов долларов ежегодно. В результате всех этих козней Пекин вынужден налаживать производство микросхем у себя в стране.
Следующей под санкции должна была попасть Alibaba – корпорация миллиардера Джека Ма, самого богатого китайца в мире, сумевшего вытеснить с отечественного рынка даже такого конкурента, как Amazon. Два технологических интернет-гиганта сражаются за рынки сбыта по всему миру.
Поднебесная. Какая она изнутри?
Будучи одной из древнейших цивилизаций мира, Китай за пять тысяч лет пережил много взлетов и падений. Еще в недавнем прошлом – у нас на глазах – это была отсталая аграрная страна, еле сводившая концы с концами настолько, что в ней запрещалось иметь больше одного ребенка на семью. В противном случае супругов ждали гигантские штрафы, а женщину – принудительный аборт, а то и стерилизация.
Китай XXI века – нечто принципиально новое. В результате бурного экономического развития, он выходит на первое место в мире по количеству фабрик и заводов (более 370 тысяч), превращаясь в индустриальную сверхдержаву номер один, с непрерывным потоком дешевых, но качественных товаров, экспортируемых в 182 страны мира, с огромными современными городами, - в державу оцифрованную, взявшую курс на мировое лидерство в высоких технологиях.
Основы его небывалого взлета заложил еще великий реформатор Дэн Сяопин, за каких-нибудь 10-15 лет, помимо всего прочего, создавший некий гибрид социализма с капитализмом, дав старт рыночной экономике с широким использованием иностранного капитала. Дело Сяопина подхватил и продолжил нынешний генсек КПК Си Цзиньпин. За 6 лет его правления в стране появилось более 70 000 000 новых рабочих мест.
Зарубежные бизнесы всех сортов и масштабов – от мелких частников до крупных корпораций, привлеченные таким преимуществом и выгодными условиями сделок, охотно вливаются в китайскую экономику, переводя туда свои фирмы и предприятия, свои капиталы.
Как расправляет плечи Китай, можно проследить на примере одного города – Шэньчжэнь. Всего 30 лет назад это была полунищая рыбацкая деревня. Теперь это крупный промышленный, финансовый и транспортный центр всей страны с 13-миллионным населением и $389 млрд ВВП. Шэньчжэнь определяет ныне технологический прогресс как внутри страны, так и на глобальном уровне (производя 90% всей мировой электроники). Инвестиции текут в него рекой. Именно там обосновалась самая мощная IT-корпорация Huawei. Минувшим летом муниципальное правительство Шэньчжэня объявило, что развертывание 5G в городе завершено на все сто процентов.
Китай не просто идет в ногу со временем - он работает на опережение. Его технопарк Чжунгуаньцунь, прозванный на Западе «китайской Кремниевой долиной», объединил почти 20 000 высокотехнологичных компаний и предприятий, которые поначалу копировали американский опыт, подражали ему, а потом нашли свою «альтернативную вселенную – со своими галактиками, ресурсами и законами физики», (как высказался один из ее лидеров), что привело к бурному развитию ИИ, положив начало новой эре в жизни всей страны.
Главным социальным приобретением стала та самая коммуникационная система WeChat, на которую ополчилась Америка. Это цифровое приложение к смартфонам позволяет китайцам оплачивать любые покупки в магазинах, заказывать еду, путевки, билеты на самолет и другие транспортные средства, оплачивать медицинские услуги и т.д. Благодаря ему Китай стал первой безналичной страной на государственном уровне.
Китайские умы обуяла ИИ-лихорадка. Инновационные компании, и соответственно, идеи плодятся в стране, как грибы после дождя, в корне меняя всю среду обитания. Китай теперь крупнейший в мире производитель цифровых данных, с каждым днем наращивающий свой «цифровой потенциал». Его Huawei нет равных, а Alibaba и Tencent уже ни в чем не уступают американским Alphabet и Facebook.
Баланс сил между США и КНР незаметно, но неуклонно меняется, и отнюдь не в пользу США. Тогда как Чжунгуаньцунь процветает, «Кремниевая долина», мозговой центр страны и мира, теряет не только свой блеск, но и кадры – пустеет, в буквальном смысле. Компании, к которым присоединился и Илон Маск со своей «Теслой», покидают насиженные места, находя пристанище в других штатах, и даже странах. Американизированные мозги, собравшиеся со всего мира, расползаются. Один из ведущих специалистов "долины" вынужден был признать, что «эра технологического высокомерия Америки подходит к концу».
Шпионы-невидимки
Чжунгуаньцунь – не совсем аналог Кремниевой долины. Китайцам долгое время не удавалось преодолеть дефицит по части умных идей и проектов. Не ломая себе особо головы, они настропалились красть интеллектуальную собственность у передовых держав, у США в первую очередь, шпионя, вынюхивая, высматривая, внедряя своих специалистов в штаты сотрудников университетов, НИИ, секретных лабораторий.
Чертежи, образцы и всё, что удавалось добыть в результате научного и промышленного шпионажа, переправлялось тайно, в трюмах грузовых кораблей, почтой и прочими, им одним известными средствами. Это была хорошо отлаженная система слежки и хищений.
У себя в Twitter Трамп записал (его тогда еще так бессовестно не вымарывали из соцсетей): «Наша страна за многие годы по глупости потеряла триллионы долларов из-за Китая. Они воруют нашу интеллектуальную собственность, стоимость которой оценивается в сотни миллиардов долларов в год, и они хотят продолжать это делать. Я этого не допущу! Нам не нужен Китай, и, честно говоря, нам будет намного лучше без него».
По официально не подтвержденной информации, даже штамм коронавируса был похищен китайскими учеными из закрытой биолаборатории Канады и переправлен в аналогичную лабораторию Ухани бандеролью. (Тема скользкая и темная, в ней задействованы и американцы, и канадцы, и китайцы. Может, поэтому не ведутся расследования и не пытаются сделать достоянием общественности, кто и зачем вверг всю планету в этот не имеющий конца кошмар.) Интеллектуальным воровством занимались и занимаются, наверняка, все страны. Но у китайцев потребность следить и шпионить, можно сказать, в крови. А теперь, с бурным развитием ИИ, она приобретает новый – кибер-уровень.
Похоже, Америка лютует не на пустом месте. Все чаще можно услышать о том, что китайская киберпродукция действительно с подвохом. Их страсть шпионить везде, где только можно, притаилась и тут. BBC news сообщила, что спецслужбами США была раскрыта гигантская система слежения, осуществляемая аналогичными службами Китая через чипы-шпионы.
Это заявление подтвердило Информационное агентство Блумберг (специализирующееся на финансовых рынках, и имеющее свои телевизионные программы, журналы, сайты, мобильные приложения и радио), проводившее собственное журналистское расследование. По Блумберг, специалисты высокого класса смогли обнаружить и проследить цепочки колоссальных хакерских внедрений в процессинговые центры примерно трех десятков самых крупных американских компаний – через поставляемое им из Китая оборудование.
«Просвеченными» оказались Amazon и Apple. Но они данную информацию подтвердить отказались. Если бы они это сделали, то в тот же день оказались бы банкротами, поскольку так или иначе вся их продукция завязана на торгово-промышленном взаимодействии с Китаем.
Блумберг утверждает, что невидимая интервенция осуществляется китайской компанией Super Micro Computer – через анонимные чипы, встроенные в микросхемы электронной бытовой техники. При включении прибора в сеть, микро-шпионы просыпаются, активизируются и подключаются через Wi-Fi к домашнему компьютеру, если тот находится в радиусе до 200 метров. А подключившись, внедряют в него вирусы и спам.
Это уже не шпионаж, а злостное хакерское вредительство, к тому же действующее не извне, а изнутри вашего собственного бытового прибора, вычислить который, без знания дела, практически невозможно. Партия таких «инфицированных» утюгов, телефонов и чайников, якобы, была случайно обнаружена в Санкт-Петербурге.
Вспомним еще раз, что практически любая вещь, покупаемая нами, сделана в Китае. А еще можно вспомнить, что 90% всех компьютеров собирается там же. Получается, что либо Китай – глобальный кибершпион, либо данная информация – очередные американские штучки, направленные на борьбу с конкурентом.