Увы, в этой публикации профессиональными евреями показаны ученые-геофизики.
Впрочем, автор этого материала - журналист, а не ученый. Может он сильно всё переврал и переставил акценты?
Ученые доказали: Израиль – пуп Земли
Марк Котлярский
30.03.2021

На фото: Юрий Кац (слева), Лев Аппельбаум (справа).
Пятеро ученых, открывших ранее неизвестные глубинные структуры Земли – всемирно известные геофизики. Трое из них – израильтяне.
«Территория Израиля обладает уникальным строением, единственным в мире и ни на что не похожим», – сказал «Деталям» профессор Юрий Кац, один из соавторов открытия, геофизик, научный сотрудник музея естественной истории Тель-Авивского университета.
– Речь идет об открытии глубинных структур в Земле, которые раньше были неизвестны. Проведенное исследование проливает свет на явление, ранее необъяснимое: почему на платформах земной коры с относительно спокойным тектоническим режимом развит магматизм. Иначе говоря, почему здесь формируются магматические алмазоносные комплексы, – объясняет Кац.
– Иными словами, в Израиле можно найти месторождение алмазов?
– Алмазы уже находили в кратере Рамон и на Кармеле. Это магматические породы, там возможны алмазные россыпи. Они также были обнаружены в Сирии, Египте, Судане...
– Их можно добывать?
– От открытия месторождения до его разработки проходят порой десятки лет. К тому же, есть страны с гораздо большими залежами. Важно другое: эти исследования доказывают, что территория Израиля обладает уникальным строением, единственным в мире и ни на что не похожим.
Никто раньше не мог объяснить, почему здесь, на очень небольшом участке Земли происходило «закрытие» древнего океана Тетис, существовавшего в эпоху мезозоя (от него остались нынешние Средиземное, Черное и Каспийское моря – прим. «Детали»), а неподалеку – «открытие» нового океана, который простирается от Индийского океана до Красного моря. И почему здесь же зарождались глобальные цивилизационные процессы.
– Иначе говоря, Израиль – центр мира?
- Я бы так и говорил, но мой соавтор Лев Эппельбаум предложил иной термин: Израиль – сингулярное пространство планеты. То есть отдельное, особенное, странное. Понятие «центр», как считает Лев, политизировано, тогда как проведенное нами исследование гораздо шире, чем геополитика.
– И это сингулярное пространство находится под нашими ногами?
– Именно здесь около 5,8 млн лет назад случился катастрофический, так называемый «мессинский кризис», когда Средиземное море практически пересохло. Именно через эту территорию представители Homo erectus – человека прямоходящего – двинулись в Евразию около 2 млн лет назад. Здесь же находится и главный в мире центр миграции птиц – из Евразии в Африку и обратно. Гигантские стаи словно перетекают с одного континента на другой через наше «узкое горлышко». Это колоссальная биомасса, а именно птицы определяют многие аспекты экологии. Именно тут и находится эта загадочная глубинная структура, открытая и описанная нами. Она отвечает за расселение народов, рельеф, тектонику и движение литосферных плит и их обломков – террейнов.
Наши исследования привели к открытию террейнового пояса в нашем регионе. Мы его картировали тектоно-геофизически. В принципе, это явление было описано ранее, но не картировалось. Мы – первые.
– Что такое «террейновый пояс»?
– Террейнами называют ограниченные разломами геологические тела региональной протяженности. Каждый такой пояс характеризуется своими собственными, специфическими особенностями. То, что террейновый пояс существует в Израиле, предположил другой наш соавтор – геолог, академик Цви Бен-Авраам. Открытие стало возможным благодаря умелому сочетанию десятков современных методов геологии и геофизики.
– В одной из наших бесед четверть века назад вы уже говорили, что считаете ошибкой называть Израиль страной, не имеющей природных ресурсов. И объяснили, где и почему в Израиле можно найти нефть или газ, сославшись на ТАНАХ...
– Да, в ТАНАХе говорится, что земля Израиля полна богатствами. Как я понимаю, имелись в виду и полезные ископаемые. Мы ошибаемся, представляя людей библейской эпохи необразованными дикарями. На самом деле, в этом регионе шли мощнейшие цивилизационные процессы. Люди того времени занимались и ремеслами, и добычей полезных ископаемых. На юге Израиля были медные рудники, известно, что добывалось золото. Первая пшеница выращена здесь, растили также оливки и виноград. Издавна шла слава о богатстве этого региона, и во многом оно связано с террейновым поясом и с глубинным мантийным разломом. Он «вращался», двигался, формировал магматизм, в результате чего образовывались рудные и алмазоносные пояса. Да и открытие газоносных месторождений также связано с террейновым поясом. Потому что он образовался из-за перемещения океанической коры.
Все это стало известно лишь в последние 10-15 лет, благодаря открытиям, сделанным израильскими учеными. Среди них – Лев Эппельбаум, один из ведущих геофизиков мира, лауреат научных премий Гюйгенса и Вернадского. Он математически рассчитал все эти процессы.
А сейчас расчеты Эппельбаума определили континентальные границы океанической коры. Это до него не мог сделать ни один из геофизиков! Кроме того, впервые удалось объяснить, каким образом возникла и формировалась Синайская плита, – впервые на ее существование указал профессор Бен-Аврааам около 45 лет назад, но его концепция долго отвергалась. Процесс формирования этой плиты связан с геодинамическими сдвигами, в результате чего возникло две оси – одна из них представляет собой алмазоносный пояс, а вторая, более молодая, сдвинувшись, образовала Красное море.
– Как ваши открытия можно использовать на практике?
– Для обнаружения рудных зон и нефтяных залежей. Для совершенно нового подхода к поиску месторождений. И появляются новые возможности картирования, которое отныне становится точной математической дисциплиной, связанной с моделированием и выявлением скрытых периодичностей.
– А можно прогнозировать подвижки земной коры, землетрясения, зарождение полезных ископаемых?
– Естественно. Геодинамика, тектоника и сейсмология органически связаны, и открытия в первых двух областях неминуемо приводят к изменению концепций в третьей области.
Еще в 1998 году мы занимались исследованиями алмазоносного пояса, который тянется до Египта. Сделали доклад на конференции Американского Геологического общества, а затем и на других форумах. Вскоре в Египте обнаружили месторождение алмазов, и египетские геологи сослались на нашу работу, как на основополагающую. Причем нашли месторождение именно в той зоне, которая была нами определена.
Но куда важнее, чем даже поиск полезных ископаемых, – применение разработанного нами метода в геоэкологии. Прежде всего, потому, что человечество заинтересовано жить в стабильных условиях. А новый метод позволяет оценивать устойчивость грунтов, оснований для строительства жилья и коммуникаций.