Я понимаю, что Виктор Ерофеев не читает мой ЖЖ. Но у меня всё-таки к нему вопрос, будем считать этот мой вопрос риторическим:
- Виктор Владимирович, а чем железная либеральная рука будует отличаться от железной руки Сталина или Петра Первого?
Или железной руки Троцкого, который предлагал "железной рукой загнать человечество в счаcтье". Может я плохо знаю историю, но я не помню, чтобы железная рука где-нибудь загоняла кого-то в счастье.
В могилу - загоняла, это было. И в петровской России, и в якобинской Франции и в ленинской-сталинской России и в пол-потовской Кампучии и... в общем, далее везде.
https://snob.ru/entry/203950/
Вгустом предутреннем тумане чуть только запели о рассвете прекрасной России будущего первые петухи, как забеспокоились целые слои нашего населения. От добра добра не ищут, решили они, и меньшее зло лучше большего, тем более что неведомого. Недовольно зашевелились и диванные плакальщики о нынешнем засилии силовиков, а также члены партийных организаций, названных в честь разных овощей и фруктов. Да и весь народ остановился в смущении. Менять что-то нужно, но мы боимся революций и мятежей, Китая и Запада, да теперь и Турция начала гадить. Давайте остановим время и отломаем стрелки на кремлевской башне.
Однако в образе берлинского пациента образовалась некая тема замены сломанного времени на настоящее. Навальный заявил о себе на весь мир стараниями как своей личности, так и самих властей с глупо-паническими настроениями. Чтобы не дать ему возможность общественного развития, его не только отправили под арест — ему вспомнили прошлое, чтобы перекрыть его будущее.
Навальный не придумал ничего нового. Его позиция проста, как правда возможной будущей жизни. Европейская ориентация, возвращение в общий мир, свобода, независимость судов, создание ответственных государственных институтов, парламент со многими партиями, СМИ как реальная четвертая власть. Не люди — слуги, лакеи, холопы государства, а государство служит людям. Нового здесь только то, что в России такое никогда не практиковалось. И потому многим страшно: а как же наша самобытность, наша духовность и народ-богоносец? Куда все это денется?
Самобытность не денется никуда.
Но Навальный же раньше был националистом! Он устраивал Русские марши, дружил вроде бы с нацболами и был разоблачен либеральными сторонниками овощей и фруктов (кстати, эти постсоветские кадеты тоже необходимы). Он был нерукопожатен для Валерии Новодворской (и возможно, старушка дала Навальному импульс задуматься о том, кто он есть), а некоторые ее последователи до сих пор считают его ставленником Кремля. Короче, Кремль отравил своего ставленника. Чем у нас мыслят, каким местом, нетрудно догадаться. Если ты в молодости поскользнулся, хрен с тобой. Валяйся на земле до старости.
Русский национализм, как и любой другой, — тупиковый путь. Но когда ксенофобией болеет значительная, если не подавляющая часть населения, которая голосует и имеет свое личное, выношенное чудовищное мнение, хорошо бы в этом разобраться. Я не думаю, что Навальный ходил на Русские марши, чтобы понять ментальность народа. Но я думаю, что он там ее почувствовал и пошел в другую сторону. И до сих пор идет туда, куда надо, а именно — ищет вход в Россию будущего.
Этот вход загораживает не только кооператив «Озеро». Это было бы полбеды. Его загораживает неистребимый садомазохистский комплекс большого количества людей. Это те, кто мечтает о Сталине и Дзержинском. Те, кто хочет вернуть смертную казнь. Кто не прочь пороть жен для острастки. Кто хочет запретить изучать иностранные языки в школе. Кто считает расстрел польских офицеров в Катыни делом немцев. Кто оправдывает бесчинства «космонавтов». Кто мечтает закрыть границы, ликвидировать пятую колонну. Кто не знает, что такое эмпатия… Наш народ не стал нацией, то есть не приобрел политическую культуру. Он весь на эмоциях. От наплевательства до ярости традиционной черной сотни. Довели! Кто? Да все вы…
В этих условиях переход к прекрасной России будущего может осуществиться железной рукой. Такая рука есть у Навального — в отличие от других мечтателей о будущем. Мы все помним, что Петр, по словам Пушкина, окно в Европу прорубил. Не отворил, не распахнул окно, а прорубил. Кто ему мешал? Бороды. Не дай бог идти по пятам Петра. Но вновь прорубить окно в Европу без сильного кулака не получится. Как и когда это случится, неясно (петухи, как я сказал, только-только запели). Как неясно и то, откуда взялось это народное самоедство, мазохистское желание самоистребления в сочетании с садистским комплексом уничтожения инакомыслящих. Здесь не только Орда и Московское царство виноваты, здесь какой-то могучий, подземный гул стоит.
Навальный может стать либеральным диктатором. Его самопожертвование (вернулся, не побоялся пыток и смерти) — это определенная гарантия того, что его диктаторство не перерастет в очередной озерный кооператив. Мы прорвемся в Европу. Да и само понятие «диктатор» подразумевает здесь не силу пахана, а силу сдерживания разных потоков: грязи прошлого, неразумности, того же садомазохизма. В исторической перспективе у Навального есть шанс. Небольшой, учитывая его сегодняшнее подневольное положение, но реальный: он стал единственной политической звездой. Если он придет в политику будущего без лютой ненависти, со своим умным сарказмом, если он сохранит харизму, мы все можем оказаться бенефициарами будущего. Или почти все. И его либеральная диктатура станет движением к тому Учредительному собранию, о котором уже больше ста лет тоскует Россия.