dandorfman (dandorfman) wrote,
dandorfman
dandorfman

Category:

А за стеной что-то ковали...

(на этот раз - о прозе)


Сборка "лайнера мечты" в Норд-Чарльстоне, Южная Каролина.
Строительству этого завода отчаянно сопротивлялась профсоюзная мафия, чем не тема для производственного романа?

Когда я поставил небольшую запись о поэзии,
http://dandorfman.livejournal.com/246091.html
которая в основном, состояла из стихов двух поэтов, не моих, разумеется,я был очень удивлен довольно оживленной реакцией на эту запись, полсотни комментариев,
а ведь речь шла не о политике, для меня стали сюрпризом.
Могу добавить, приятным сюрпризом.
Правда, последняя моя запись, как обычно, политическая собрала 80 комментариев, в полтора раза больше.
Но... надежда на то, что и другие записи, посвященные литературе, покажутся моим френдам интересными у меня появилась.
Вот почему эта запись будет тоже о литературе, на этот раз, хотелось бы поговорить о прозе и кое-что предложить тем моим френдам,
которые пишут не только посты в ЖЖ.
Сначала, общие рассуждения.

О чем пишут писатели и что хотят прочесть их читатели.
Тема весьма банальная, об этом писано-переписано. И я об этом тоже писал.
В частности, могу поставить здесь главу из моей первой книги, которая имеет к этому прямое отношение,
но я ее поставлю в другой записи.
О чем пишут те писатели, которые хотят успеха у массового читателя, мне кажется, понятно.
Они пишут об интересном для массового читателя. Это погони, приключения, перестрелки, роковая любовь, таинственные убийства и т.д. и т.п. Вы сами можете продолжить этот ряд, секрета особого нет.
Я бы хотел обсудить несколько другой вид литературы, то, что все-таки читателя имеет, но не такого массового, и те тексты в которых учтены и интересы читателей и интересы автора.
Т.е. такие тексты, которые автору самому интересно писать, но не только автору.
Тексты, которые с моей точки зрения - вполне добротная литература, с другой стороны, это не нудная авангардистская заумь, написанная сугубо для узкого круга критиков и будущих диссертаций литературоведов.

По-моему, подобные писатели пишут о смысле жизни. Ну что ж, несколько слов об этом.
Тема донельзя банальная. Но... у верующих и атеистов подход к ней очень разный, в чем-то и те и другие могут согласиться друг с другом, но в главном, скорее всего, нет.
Я буду излагать точку зрения атеистов, потому что таковым являюсь.
Так вот, смысл жизни и это не очень большое открытие, а так же не открытие вовсе,
в самой жизни, жизни на нашей планете того рода живых существ, к которым принадлежу и я и все остальные, кто читает эти строки, вида Хомо Сапиенс.
Все, что делается нами на этой планете, для того, чтобы обеспечить выживание и расширенное воспроизведение рода Хома Сапиенс и есть то, что имеет смысл.
Почему расширенное? Ведь людей и так слишком много, многие голодают.

Да это так, но как-только численность нашего Вида начнет хоть немного уменьшаться и процесс этот будет постоянным, рано или поздно, последний представитель Хомо Сапиенс на этой планете умрет.
Поддерживать каким-то образом ювелирно точную постоянную численность было бы неплохо, но мне это не представляется возможным. На "лезвии бритвы" удержаться невозможно, или туда или сюда. Ну а как этот смысл жизни реализуется в действиях отдельных представителей Хомо Сапиенс?
И это не секрет, об этом достаточно емко сказал Гете устами своего героя в "Фаусте".
"Любовь и Голод правят миром."

Действительно, без плотской любви, невозможно это самое расширенное воспроизводство, (я знаю, про зачатие в пробирке, но мы экзотические пока методы продолжения рода рассматривать не будем).
Ну и невозможно выживание без поиска пищи и других компонентов, обеспечивающих сносное человеческое существование.
Хоть другие компоненты, скажем, наличие теплой одежды и отапливаемого жилища в странах с холодным климатом, я включая в обобщенное понятие "Голод".
И тогда это будет просто материальное обеспечение человеческого существования, а не только пища в чистом виде.
Есть несколько производных от первых двух базовых понятий, они могут даже быть выделены как отдельные.
Я попытаюсь вкратце остановиться на еще двух, которые Гете не упоминал.
Это стремление к власти над себе подобными. Для самого человека, который стремится к первенству в каком-то социуме, этот критерий может быть не связан с первыми двумя, он хочет власти, ради власти.
Но, если посмотреть на ситуацию со стороны, стремление к власти все-таки производно от первых двух.
Потому что власть, это возможность выбирать лучших самок чтобы воспроизводить себя. И возможность быть сытым самому и накормить сытно тех своих сторонников, которые тебя поддержали в завоевании этой власти. Сытым, опять же в широком смысле слова. И, наконец.

Еще один базовый критерий, о котором не упоминает Гете и который... внимание, с первыми двумя критериями не связан, это... любопытство.
Не помню кто сказал, что он может обходиться без необходимого, но не может обойтись без... лишнего.
Любопытство - лишний критерий. Но... без него человек разумный в целом обойтись тоже не может. Хоть есть и исключения, есть много людей, которые не интересуются ничем, кроме удовлетворения первых двух потребностей, Любви и Голода. Т.е., людей нелюбопытных.
Но... по-моему, то, что большинству, (мне все-таки кажется что большинству живущих на земле представителей нашего вида) может быть что-то интересно помимо размножения и еды, позволяет человеческому виду в целом - выживать.
Т.е. если бы на Земле жили только люди, которым ничего кроме элементарных потребностей, не интересно, тогда бы человеческий род вымер. Самый простой пример - открытие европейцами Америки.
Да, разумеется, надо было найти другой путь в Индию, где как европейцам казалось их ждут несметные богатства. Но... как минимум половина вины за открытие Америки лежит на обычном любопытстве тех, кто ее открыл.
Они, кроме всего прочего, просто хотели узнать, что будет, когда они поплывут строго на Запад. Им было это интересно. Так мне кажется.

Все то, что я здесь перечислил выше, как видите, совсем немного и есть, по-моему, основное содержание литературы.
И сама литература существовала и пока что существует, потому что люди в целом не могут жить без лишнего, без того, что им просто интересно. Но разным людям интересно разное. Попробую обобщить.

Молодым людям, тем кто еще не создал семью, прежде всего интересны красочные описания любви, мне кажется.
Т.е. из двух критериев Гете, миром молодых правит Любовь.
Голодом они начнут интересоваться, когда сами начнут добывать себе пищу для себя и своих детей. В сегодняшнем мире молодые люди не голодают за счет более старых, их кто-то кормит до поры до времени.

До недавнего времени именно молодые люди преобладали среди населения нашей планеты, потому что многие по разным причинам до старости не доживали, а старики довольно быстро умирали, т.к. не было средств достаточно долго поддерживать их жизнь.
И, как результат, литература так или иначе откликнувшись именно на подобный интерес создавала много сотен,
а Китая, чья цивилизация старше чем европейская, много тысяч лет шедевры именно любовного содержания. Увольте меня от конкретных названий, Вы их знаете без меня.
Но сегодня, когда человечество стареет, во всяком случае, оно стареет в развитых странах, где молодых уже меньшинство, любовные романы, рассказы, поэму, на мой взгляд уходят на второй план. Впрочем, откровенная порнография, которая сейчас считается уже настоящей литературой, еще держится, например, эта книга сейчас лидер по продажам в Америке.
http://weekend.ria.ru/books/20120718/702575765.html

Хоть на мой взгляд, это просто мягкое порно. Основное содержание книги - садо-мазо.
Но почему именно порнушка сохраняет свои позиции? Это тоже связано со старением населения.
Обычные романтические чувства для человека которому около сорока или за сорок, могут быть смешными и неинтересными, в отличие от двадцатилетнего читателя.
Зато почитать о садо-мазо, почему бы и нет? Это еще может быть интересно.
И все же есть область литературы, в которой читатели с писателями расходятся, но именно эта область интересна, по-моему, большинству читателей, но неинтересна большинству писателей. Это литература, которая рассказывает о людях дела.
В частном случае, в России подобные книги называли "производственным романом".
Хоть.... люди дела не обязательно занимаются производством каких-то материальных ценностей, например, великий роман "Три мушкетера" с моей точки зрения - производственный.
Мушкетеры - безусловно люди дела. Жизнь и их высокое начальство ставит им все новые и новые задачи, которые требуют от них деятельности на пределе человеческих возможностей.
И они справляются с этими задачами, потому что они умны, активны, храбры и они великолепная команда. То, что в Америке называют dream team - команда мечты.



"Неужто вам покой не карману?" Вот именно!

Производственные для меня и такие романы, как "Таинственный остров" Жюля Верна, Робинзон Крузо Даниэля Дефо и многие другие тексты, которые традиционно относились к другим жанрам.
Традиционные фантастические романы, для меня во многом производственные. Например, один из моим любимых романов - "Робинзоны Космоса", Карсака.
Романы, которые считаются криминальными боевиками, скажем, трилогия Юлии Латыниной про металлургического олигарха, которая начинается с "Охоты на Изюбра", для меня, прежде всего производственный роман, причем лучший производственный роман последних двадцати лет в русской литературе. Так вот, по-моему, я не одинок и люди зрелого возраста с удовольствием читают не о любовных страданиях, а о ДЕЛЕ.

Увы, ничего подобного не наблюдается среди профессиональных писателей.
Часть из них, те, что просто зарабатывают деньги, куют только боевики с лихо закрученным сюжетом.
Реального дела в этих боевиках нет. Другая часть, в основном дамы, описывает неземную страсть простой девушки из провинции к молодому красивому олигарху, который ее в конце концов повел под венец. Там тоже нет реального дела. Причем, как-то вызывающе нет.
Если эта молодая красавица из провинции устроилась работать к предмету своей страсти секретаршей, то каким образом этот молодой красивый и богатый продолжает зарабатывать большие деньги писательнице как правило неведомо, ну может вскольз она намекнет, что фирма эта "купи-продай". Но фирмы "купи-продай" сотни тысяч и 99 процентов этих фирм существуют не больше месяца-другого, во всяком случае, до того времени, когда банк потребует вернуть кредит, от которого остались рожки да ножки. А выживают не сотни тысяч, а только лишь сотни на всю страну. Почему? Это писательницу принципиально не интересует.

Ну а те, кто пишет для продвинутого читателя? О чем они пишут, что их интересует. Увы, явно не люди дела.
Вот здесь в комментариях высказана очень интересная мысль.
http://avrukinesku.livejournal.com/1090409.html?thread=17487721#t17487721
Любые прозаические тексты через 75 лет устаревают и становятся неинтересными реальному читателю, в отличие от критиков, литературоведов и преподавателей, которые профессионально пасутся на поле им. Такого-то.
Это, на мой взгляд, почти верная мысль.
Почти, потому что бывает ситуация в какой-то стране не литературная, а социально-политическая, когда события очень похожи на те, что происходили 75 или более лет назад.
И тогда текст как бы снова становится актуальным. В частности, это характерно для России, там многие исторические события совершаются даже не по спирали, а просто по кругу. Отсюда и неожиданная актуальность старых текстов.
А казалось бы, как же так, это не должно происходить, потому что основная тема, которая волнует и волновала литераторов во всем мире, их собственный внутренний мир.
Не спорю, внутренний мир любого человека может быть интересен, да если он еще и талантливо описан. Тема не так уж плоха. Но... любой человек прежде всего интересуется собственным внутренним миром, а не внутренним миром другого человека, да еще ему лично совершенно незнакомого.
Ну, Вы скажете, он сравнивает свои ощущения свое восприятие жизни, с ощущениями другого человека, живущего другой жизнью.
Правильно, сравнивает, это тоже любопытно. Тем не менее, интерес даже у продвинутого читателя к подобной теме - ограничен.
Ну и здесь мне напомнят о языке. Ведь есть еще яркий и неповторимый язык у гениальных писателей. Да есть. Но... при том, язык текста должен быть не примитивным, не банальным, ярким, достаточно грамотным, образным и т.д. и т.п. - язык это только средство.
Чем меньше его замечаешь тем лучше усваивается основная мысль любого литературного произведения, его основной сюжет и его основные проблемы.
Если конечно и то и другое и третье в тексте есть. Если язык ужасен, то тогда ничего не воспримешь из-за его топорности. Если язык слишком ярок, слишком образный, слишком довлеющий над содержанием, тогда содержание уже не замечаешь и восхищаешься только тем, как это написано.
В принципе, писатели, которые считают себя настоящими, от читателя ждут именно этого, они хотят, чтобы читатель восхищался тем, КАК это сделано, КАК это написано. Увы, даже очень доброжелательный читатель таким быть не может, он хочет прочесть то, что его действительно затронет, вызовет резонанс. Только форма и только язык, если и вызовут восхищение, но всего лишь эстетическое. Этого обычному читателю мало.
И это по-моему, и не только по-моему, основной конфликт между читателем и писателем.
Конфликт... разрешимый, по-моему.
Я думаю, что писать больше должны люди дела или те, кто был близок к конкретным людям дела.
Именно в этом я вижу будущее литературы. В частности, лично я мечтаю написать хороший производственный роман. Не знаю, получится ли он хорошим, но именно эта книга будет третьей моей книгой.
Герой у меня уже есть, технологическая сторона романа полностью готова. Эта технология запатентована и в ближайшее время будет использована в производстве чистых протеинов.

Правда, сам сюжет будет очень мало походить на то, что происходило с прототипом моего героя в жизни. Я возьму из реальности только технологическую сторону, остальное будет придумано и сюжет будет острым.
Я же пока обращаюсь к моим пишущим френдам. Как у Вас? Есть ли у Вас тексты о людях дела? Опубликованные или неопубликованные.
Может быть даже мы создадим литературное сообщество под условным названием "Производственный роман"?
И там будем ставить отрывки из того, что написали и обсуждать это написанное. Подумайте об этом.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments