dandorfman (dandorfman) wrote,
dandorfman
dandorfman

Categories:

Raffaello Sanzio da Urbino (Raphael)

(Это доклад Анатолия на заседании нашего клуба)



"Cколь велики милость и щедрость, проявляемые небом, когда оно сосредоточивает иной раз в одном лице
бесконечные богатства своих сокровищ и все те благодеяния и ценнейшие дары, которые оно обычно в течение долгого времени распределяет между многими людьми, ясно видно на примере Рафаэля Санцио из Урбино, чьи выдающиеся достижения ни в чем не уступали его личному обаянию.
Он был от природы одарен той скромностью и той добротой, которые нередко обнаруживаются в тех, у кого некая благородная человечность их натуры, больше чем у других, блистает в прекраснейшей оправе ласковой приветливости, одинаково приятной и отрадной для любого человека и при любых обстоятельствах."
Джорджо Вазари ( художник и искуствовед 16 века)


Рафаэль Санти (Raffaello Santi) – итальянский художник, мастер графики и архитектурных решений, представитель умбрийской живописной школы эпохи Возрождения, появился на свет в три часа ночи в семье художника и декоратора 6 апреля или 28 марта 1483 г. в итальянском городе Урбино (Urbino) - культурном и историческом центре региона Марке (Marche) на востоке Италии.



Вместе с Микеланджело и Леонардо да Винчи он входит в троицу величайших мастеров того времени. Рафаэль был творчески необычайно плодовит, и не смотря на раннюю смерть в возрасте 37 лет, до нашего времени дошло огромное количество его работ, особенно в Ватикане. Oн написал более 200 картин. Особенно знаменита его прекрасная серия мадонн. Рафаэль тонко чувствовал женщин и первый придал мадоннам не отстраненное, а нежное выражение.
Его творчество можно поделить на три периода - три стиля: ранние годы в Умбрии, потом 4 года совершенствования мастерства во Флоренции с 1504 по 1508 год, и затем 12 плодотворных лет в Риме, где он успешно творил для двух Пап и их ближайшего окружения.
Отец будущей знаменитости, – Джованни Санти (Giovanni Santi) работал придворным художником в замке урбинского герцога Федерико да Монтефельтро (Federico da Montefeltro), мать Марджи Чарла (Margie Charla) занималась домашним хозяйством. Семья Рафаэля располагала средствами для оплаты кормилицы, но Джованни настоял, чтобы супруга выкормила малыша самостоятельно. Отец рано заметил способности сына к живописи и часто брал его с собой во дворец, где мальчик общался с такими известными художниками как Пьеро делла Франческа (Piero della Francesca), Паоло Уччелло (Paolo Uccello) и Лука Синьорелли (Luca Signorelli) – герцог привечал искусство, выделяя художников.
В 1491 году в возрасте 8-ми лет Рафаэль лишился матери. Может быть поэтому он всю жизнь находился в поиске недополученного материнского тепла. Работы Рафаэля пропитаны материнской добротой, грацией, человеческой близостью библейских персонажей.
После смерти матери отец привел в дом новую жену Бернардину (Bernardina), которая не проявляла особой любви к чужому ребенку. В августе 1494 возрасте 12 лет мальчик остался круглым сиротой, потеряв и отца. Хотя его официальным опекуном стал единственный дядя по отцовской линии священник Бартоломео, Рафаэль остался жить в отцовском доме с мачехой, а его опекун годами судился с ней за семейное имущество. У Рафаэля уже проявился ранний, не свойственный такому юному возрасту талант: взгляните на прекрасный автопортрет.



Большинство современных историков согласны, что Рафаэль работал помощником мастера Пьетро Перуджино примерно с 1500 года. Влияние Перуджино на ранние произведения Рафаэля просматривается довольно явно: ни один из учеников не впитал в себя столько мастерства великого учителя как Рафаэль. Различить их работы по стилю было практически невозможно. B этот период появляются первые
произведения Рафаэля имеющие общий характер религиозной мечтательности, присущей уpбинской школе.
Уже в 1501 году официально документирована его первая самостоятельная работа: роспись алтаря церкви Святого Николоса из Толентино в Читто де Кастелло - небольшом городке между Перуджией и Урбино. Позже он расписал ещё несколько церквей в этом районе, а также написал ряд удивительно прекрасных небольших картин для украшения кабинетов знати Урбино такие как ”Три Грации“





и “Святой Михаил”.


В 1502 году по приглашению Пентуриччио, также ученика Перуджино, Рафаэль едет в Сиену, чтобы помочь с эскизами фресок для росписи Библиотеки в местном Соборе. Как видите, он был весьма востребован уже в раннем периоде своего творчества.
Также он начал писать картины Мадонн и портреты.
Рафаэлю не было и 20 лет, когда он написал великолепную картину «Мадонна Конестабиле»:



Можно смело сказать, что Рафаэль вёл кочевой образ жизни,  выполняя заказы в различных городах Северной Италии, но с  1504 по 1508 год основное время он провёл во Флоренции.  Сохранилось рекомендательное письмо написаное матерью  будущего Duke of Urbino Джованнoй Фельтриа к Gonfaloniere of Florence ( очень высокопоставленному чиновнику) Пьеру Содерини: Податель сего, Рафаэль, художник из Урбино,  будучи очень одарённым в своём мастерстве, хотел бы
провести некоторое время во Флоренции для учёбы. Отец его  был человеком, заслуживающим глубокого уважения, и его  сын - здравомыслящий и прекрасно воспитаный, я отношусь к  нему с большой любовью...
Неся адресованное гонфалоньеру письмо Джованны  Фельтриа в палаццо Веккьо, Рафаэль, вероятно, не мог не  остановиться на площади Синьории и не
полюбоваться Давидом Микеланджело, совсем недавно, 8  сентября 1504 года, установленным у входа во дворец.
Eму представилась возможность пожить во Флоренции в  один из самых плодотворных, активных, завораживающих  моментов истории города. И хотя этот период называют  Флорентийским, Рафаэль проводил много времени в  разьездах. Документально подтверждено, что Рафаэль  посещал Перуджу в 1505 и 1507, и Урбино в 1506 и 1507  годах. Вполне вероятно, что в те же годы он навещал Рим,  хотя убедительные доказательства этого отсутствуют. Этот  этап в творчестве Рафаэля - время пристального изучения  работ Леонардо да Винчи и Микеланджело. Именно во  Флоренции Рафаэлю пришлось заняться изучением  медицины и анатомии, без знания которых художник того  времени не мог правильно отразить человеческое тело.
Живя в одном городе, Леонардо и Микеланджело постоянно  находились в состоянии острого соперничества: они одновременно писали по огромному батальному полотну,  предназначенному для здания флорентийского  муниципалитета (ни одно из них так и не было закончено).  Oказавшись в такой обстановке, Рафаэль не дрогнул, но  решил воспользоваться случаем и лучше изучить работы и  стиль этих великих мастеров, чтобы самому оторваться от  манеры Перуджино, которую Рафаэль находил
теперь «слишком точной, сухой и слабой».
У Леонардо  Рафаэль учился тому, как достигать единства в композиции  — удаляя лишние детали и плотно, но плавно группируя  фигуры.

У Микеланджело он учился тому, как с помощью  человеческого тела передать весь диапазон человеческих  чувств и эмоций.
Как ранее с Перуджино и другими художниками, Рафаэль  впитал в себя влияние Флорентийского исскуства, сохраняя  свой особый стиль. Например, в фигурах на фресках в  Перуджии, датированых примерно 1505 годом, проглядывает  монументальность - новое для манеры Рафаэля качество,  приобретённое под влиянием Фра Бартоломео, который был  его другом. Но, безусловно, самое сильное влияние на  творческую манеру Рафаэля оказал Леонардо да Винчи,  работавший во Флоренции с 1500 по 1506 год. Фигуры на его  картинах становятся более стремительными, динамичными,  позы усложняются. Пока герои его картин в большинстве  своём неподвижны, но Рафаэль совершенствует в рисунках  мастерство отображения обнаженных сражающихся мужчин - одно из его серьёзных увлечений Флорентийского периода.




В картине Святая Екатерина из Александрии он заимствовал  позу Contrapposto из картины Леонардо Леда и Лебедь (поза,  когда основной вес тела приходится на ону ногу - например,  поза Давида Микеланджело). Рафаэль также развил и  улучшил свою версию Леонардовского Sfumato modelling - тонкость переходов / перетекания цветов, что придало  больше натурализма изображениям обнаженного тела. Его  картины мягче, светлее, чем у Леонардо – это влияние  Перуджино. Так в изображениях Рафаэля флорентийского
периода мы можем найти и правильную передачу душевных  движений, и умение расположить группы и отразить  благоговейное выражение. Природное чувство меры  позволяло Рафаэлю брать из чужого творчества, только то  что ему было близко и полезно.



Время проживания Рафаэля во Флоренции признано считать  временем Мадонн. Он единственный на тот момент  изображал Мадонну молодой и нежной матерью. Под  влиянием новых учителей Рафаэль Санти, во время
проживания во Флоренции, создает больше 20 Мадонн,  вкладывая в них свою тоску по недополученной от матери  любви и ласке. Изображения дышат любовью, нежны и  утонченны.
Были написаны:


«Мадонна дома Темпи»:

«Мадонна дома Колонна»


«Мадонна Грандука». 


«Мадонна дель Балдахино»,

«Мадонна со щегленком»,  «Мадонна в зелени».

Его Мадонны были настолько прекрасны, что их владельцы  не могли оторваться от созерцания. Например Герцог  Лотарингский Фердинанд III, после того как получил картину  «Мадонна Грандука» никогда не расставался с ней. Куда бы  он ни ездил, он брал ее с собой; глядя на картину герцог  испытывал чувство расслабления, умиротворения,  благодати.

Краткий перечень наиболее известных работ Флорентийского  периода:

Флорентийские Мадонны

«Мадонна дель Грандука» (1504, Флоренция, галерея Питти)

«Малая Мадонна Каупера» (1504-1505, Национальная галерея, Вашингтон)

«Мадонна Террануова» (1504-1505, Государственный музей, Берлин)

«Мадонна на лугу, или Мадонна в зелени, или Мадонна на Бельведер, или Мадонна дель Прато» (1506, Художественно-исторический музей, Вена)

«Мадонна Темпи» (1507-1508, Старая пинакотека, Мюнхен)

«Мадонна Эстерхази», или «Мадонна с Младенцем и Иоанном Крестителем» (1508, Музей изобразительных искусств, Будапешт)

«Мадонна с безбородым Иосифом» (1506, Эрмитаж, Санкт Петербург)

Портреты флорентийского периода

Портрет молодого человека, или портрет Пьетро Бембо (1504, Будапешт, Венгерский музей истории искусств)


Портрет беременной женщины, или «Донна Гравида» (1505-1506, галерея Питти, Флоренция)



Портрет молодого человека с яблоком, или портрет Франческо Мария делла Ровере

Портрет дамы с единорогом (ок. 1505-1506, галерея Боргезе, Рим)

Автопортрет Рафаэля (1506, галерея Уффици, Флоренция) Портреты Анджело и Маддалены Дони (1506, галерея Питти, Флоренция)


Разные произведения флорентийского периода


Миниатюра «Сон рыцаря»

(ок. 1504)

«Битва Св. Георгия с драконом» (1503-1505, Лувр, Париж)
«Битва Св. Георгия с драконом» (1505-1506, Национальная галерея, Вашингтон)
«Благословляющий Христос», или «Pax Vobiscum» (1506, Пинакотека, Брешиа)

Кроме Мадонны с Младенцем, в изображени которых Рафаэль достиг высочайшей выразительности и глубины, он прибегал и к другой теме, пользовавшейся спросом во флорентийских дворцах, - Святое Семейство.
Этому сюжету в ранний, флоpентийский период были посвящены несколько картин, наиболее известны среди них:

«Святое Семейство под пальмой» (1506, Национальная галерея Шотландии, Эдинбург)


«Святое Семейство с агнцем» (1507, галерея Прадо, Мадрид), - почти доскональное воплощение этюдов Леонардо


«Святое Семейство Каниджани, или Святое семейство со Св. Елизаветой и Иоанном Крестителем» ( 1507-1508, Старая пинакотека, Мюнхен), выполненное для Доменико Каниджани, зятя Лоренцо Нази.


«Святое Семейство, или Мадонна с безбородым Иосифом» (1506), хранящаяся в Эрмитаже, относится к раннему флорентинскому, периоду творчества художника. Иосиф, Мария и Младенец образуют удивительно простую, естественную группу.

В одну запись не поместилось, продолжение - в следующей записи.

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments