dandorfman (dandorfman) wrote,
dandorfman
dandorfman

Category:

И о кино. Рецензия технаря на "Бомбу" Тодоровского

Бомба из ГУЛАГа
Когда я услышал в анонсах второго российского телевизионного канала о показе многосерийного телевизионного фильма «Бомба», посвященного созданию первого советского ядерного заряда, где-то в душе родилась надежда, что наконец-то телевизионщики покажут, как создавалось советское ядерное оружие, расскажут о тех, кто стоял у истоков решения жизненно важной для страны проблемы. Для меня, как человека, проработавшего почти 30 лет в Российской Ядерном центре (Арзамас-16), где разрабатывалась конструкция первой атомной бомбы и где собирался ее первый образец для испытаний на полигоне, эта тема особенно близка, поскольку мне посчастливилось сотрудничать и непосредственно контактировать с некоторыми из тех, кто создавал ядерный щит СССР.
Просмотр 8-ми серий фильма не оправдал моих надежд и ожиданий. Фильм сделан по тем же антисоветским лекалам с НКВДешными страшилками, по которым сегодня создаются сотни подобных фильмов, и которыми ежедневно пичкают российского телезрителя.
Зрителю вдалбливают в мозги, что большевики всех гениальных людей сажали в лагеря за пустяки, но когда им становилось невмоготу, то они не прочь были воспользоваться их услугами. Вот и в этом фильме для решения возникшей, после атомных бомбардировок США Японских городов Хиросима и Нагасаки, задачи создания атомной бомбы из ГУЛАГа освобождается «гениальный» физик Рубин, просидевший в лагерях всю войну за оскорбление Л. Берия. То что никакого Рубина в реальности не было, оставляем на совести создателей фильма, не было ему и прототипа в реальной истории. В течение всего фильма этот «гениальный» физик между постельными сценами с кастеляншей, попытками охмурить жену друга и как бы с истинной любовью к осужденной Ольге выдает некие паллиативные идеи, представленные создателями за гениальные. Ну, а его опыт с полусферами из плутония в глазах профессионалов может выглядеть как идиотский.
Дело в том, что к тому времени уже хорошо было известно, сколько необходимо плутония для того, чтобы сделать ядерный заряд мощность около 20 килотонн. Это количество плутония имело, естественно, радиоактивный фон, но оно в свободном состоянии не могло вызвать цепную реакцию. Своди вместе полусферы или не своди – кроме радиоактивного фона ничего не получишь. Иначе нельзя было бы эти детали разместить в заряд. Надкритическую массу из этого количества плутония можно получить только, обжав его ударной волной, расположенного вокруг него взрывчатого вещества. Но авторы фильма выдают глупость «гениального» физика за научный подвиг, в результате которого, ради научного результата, он получает смертельную дозу облучения.
Надо сказать, что подобные эксперименты возможны, и они сегодня проводятся в Ядерном центре в Сарове, правда с другими количествами плутония. Авторы фильма, вероятно, случай с «гениальным» физиком списали с реального события, которое случилось лет 15 назад, когда американцы ногой открывали двери в сверхсекретный объект, которым являлся Арзамас-16. Тогда же здесь за 30 млн. долларов был уничтожен серийный завод «Авангард», производивший первичные заряды для запала термоядерной реакции. Тогда же часть наших ученых выполняли для американцев исследовательские работы. На одной из испытательных площадок проводились опыты по определению констант цепных реакций путем сближения двух масс плутония до возникновения неполной цепной реакции (НЦР). Но сближение это, в отличие от фильма, делалось дистанционно. Подготовительные операции должны выполняться минимум двумя специалистами. Инженер, который участвовал в эксперименте, чтобы получить за него большую сумму, в нарушение инструкции, решил сам провести исследования. Во время установки одной из деталей, она выскользнула из оснастки и упала на ответную деталь, в результате чего началась цепная реакция с мощным радиационным излучением. Инженер получил сильное облучение и в течение суток умер.
Вызывает улыбку еще один эпизод с арбузом, который, по замыслу авторов фильма, позволил решить проблему сферической ударной волны, сжимающей плутониевую центральную часть заряда. Опять же укажем, что к тому времени наши ученые в деталях были знакомы с конструкцией американской атомной бомбы, и разрабатывали свой вариант как аналог во многих деталях этой конструкции. Детали из взрывчатого вещества, которые окружали плутониевую центральную часть, представляли собой две разъемные полусферы, так что для размещения плутония не надо было делать никаких дырок в заряде. Основная проблема состояла в обеспечении сферичности ударной волны, зависящей от количества и места установки детонаторов. Но это уже задача для газодинамиков, и она решалась не на арбузах, а на моделях в модельных опытах.
Подобными нелепыми экспериментами фильм переполнен. Чего, например, стоит измерение процессов взрыва с помощью зеркал и т.д.
Надо сказать, что весь фильм не столько о бомбе, сколько о так называемом любовном треугольнике «гениального» физика, его друга, конструктора ядерного реактора, и жены этого конструктора. Главные действующие лица создания атомного оружия, И. Курчатов и Ю. Харитон, в фильме на вторых ролях – сидят в кабинетах, одеты в модные одежды, иногда появляются в лабораториях или на строящихся объектах… На самом деле эти ученые работали практически круглосуточно. Не до мод было, и не до модных шляп. Курчатов, как научный руководитель проекта, и Харитон, как главный конструктор первого ядерного заряда, лично участвовали в сборке этого заряда в г. Арзамас-16. Харитон лично устанавливал детонаторы в заряд на полигоне в Семипалатинске перед взрывом. Слишком была большая ответственность, чтобы кому-то другому можно было поручить эту операцию. Ну, а Б.Л. Ванников, который возглавлял Спецкомитет, Технический Совет и Главное управление по решению ядерной проблемы, в состав которых входили лучшие специалисты этой области такие как А.И. Алиханов, И.Н. Вознесенский, А.П. Завенягин, И.К. Кикоин, В.Г. Хлопин и др., вообще в фильме выступает в роли какого-то сторожа.
Когда смотришь фильм, понимаешь, что авторы совершенно не представляют то время и те условия, в которых работали советские ученые, тот режим жесточайшей секретности, чтобы можно было, как показано в фильме, вопреки реальности, свободно привозить на секретный объект кого бы то ни было, как это дает «гениальный» физик или разъезжать по испытательному полю полигона, или остаться в здании сборки заряда на полигоне, как это сделал все тот же «гениальный» физик, подвергнув себя сожжению ядерным взрывом.
Фильм переполнен грубыми искажениями. Странно смотреть, как сверхсекретную тему обсуждают большим кагалом, да еще и принимается решение путем голосования. Люди, которые подключались к решению ядерной проблемы, как правило, даже не догадывались для чего они выполняют ту или иную работу, а что уж там говорить об обсуждении конструкции американского реактора. Разведданные по проблеме доводились только до И. Курчатова. Некоторыми данными по константам ядерных реакций и элементам конструкции он делился с Ю. Харитоном. Странно видеть пьянки на рабочем месте, мордобой и т.д.
И первые модели сферического заряда, разработанные конструктором Терлецким, были успешно испытаны летом 1946 года на Софринском полигоне под Москвой, а не в Арзамасе-16.
Никакой перекладки графита в исследовательском реакторе Ф-1 не проводилось. Его конструкция отрабатывалась на моделях и 25 декабря 1946 года состоялся первый пуск, который осуществил лично И. Курчатов. И это счастье, что в России оказался такой человек, как Игорь Васильевич Курчатов, и что именно он, а не «гений» из ГУЛАГа, возглавил поход за скорейшую ликвидацию американской атомной монополии.
Верными либеральным настроениям замалчивания авторы фильма оказались и по отношению к И.В. Сталину. Правда совсем замолчать это имя они не отважились, назвали в одном единственном эпизоде устами Л.П. Берия. Хотя реальная роль Сталина в создании ядерного оружия решающая. В самый разгар войны он проводит встречу с ведущими учеными-физиками, обсуждает с ними возможность создания атомной бомбы, подписывает несколько важных постановлений СНК по этой теме, встречается с И. Курчатовым. После войны он инициирует создание Специального комитета по атомной проблеме с наделением его огромными государственными полномочиями. В последующие годы тема создания атомного оружия находится постоянно под его вниманием и контролем. При его поддержке оперативно решались все необходимые вопросы, принимались важные решения. По сути, при его непосредственным участием за короткий срок была создана не только атомная бомба, но целая атомная отрасль – основа советского ядерного щита.
В фильме ничего этого нет. Это жалкая, лживая поделка на героическую тему. Как бы не старались авторы фильма вымазать гулаговским дерьмом героические страницы нашей истории, истинные ее страницы никому не удастся переписать под антисоветские стандарты.
И. Никитчук, сотрудник РФЯЦ (ВНИИЭФ), г. Арзамас-16 (Саров) 1969-1995 гг., доктор технических наук.
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 11 comments

Recent Posts from This Journal