Визуальный террор
Новый дизайн Facebook как символ победы цифрового тоталитаризма
22 октября 2020-го война Facebook с пользователями перешла в неизлечимую стадию. В этот день социальная сеть Марка Цукерберга отключила опцию возврата к привычному старому дизайну, и тем самым вогнала 2 млрд 700 млн крепостных, крепко сидящих на игле «лайков», в безальтернативное представление о красоте.
Проблема, впрочем, совсем не в дизайне. Проблема в тоталитарном навязывании — страшно даже подумать! — миллиардам пользователей собственных безальтернативных решений.
Впервые Facebook заговорил об обновлении визуального опыта пользователей в мае 2018 года. Перелицовка интерфейса напрашивалась давно хотя бы ради того, чтобы развеять 14-летнюю тоску от отсутствия всякого дизайна в принципе: с первого дня основания социальная сеть Цукерберга выглядела безлико, как болванка из стандартного набора CMS (Content Management System, системы управления контентом сайта).
Итак, два с половиной года назад Facebook анонсировал перемены, обещавшие упростить взаимодействие пользователей с контентом, убрать ненужные элементы интерфейса, акцентировать наиболее востребованные функции и — куда же без этого — поддержать Dark Mode (темную тему), коей осчастливила человечество Apple.
Facebook логично начал перекройку дизайна со своего чат-мессенджера, поскольку именно через него пользователи смартфонов чаще всего взаимодействуют с социальной сетью. На обдумывание концепции ушло четыре месяца, после чего прилетела первая тревожная ласточка, которой пользователи, впрочем, не придали особого значения. Только с учетом дальнейшего развития событий
понимаешь, что именно тогда, по горячим следам, следовало сразу бить в набат.
Как обновляются программы на мобильных устройствах? Правильно: в магазине приложений появляется обновление, пользователь знакомится с нововведениями, если они его устраивают, он загружает апдейт, не устраивают — остается на старой версии. Пользователи, которым изменения без разницы, устанавливают обновления автоматически, однако, если им впоследствии что-то сильно не понравится, есть возможность откатиться назад (правда, уже не через магазин приложений, а через сторонние сервисы).
Как поступил Facebook? Без малейшего предупреждения новый дизайн свалился пользователям как снег на голову, потому что он пришел не через апдейт мессенджера, а в виде измененного серверного фида (подачи поточных данных). Иными словами, в старое приложение нам залили новое визуальное представление контента и предложили радоваться.
Кому-то перелицовка мессенджера пришлась по душе, кому-то не понравилась совсем, но никто не возмущался, потому что на мобильных устройствах всегда существовало море альтернатив, в том числе и для Facebook. Скажем, только на Android взаимодействовать с социальной сетью, помимо официального приложения, можно через такие сторонние разработки как Facebook Lite, Faster for Facebook Lite, Friendly for Facebook, Maki, Phoenix, SlimSocial, Swipe, Swift, Tinfoil и др.
На переделку дизайна десктопной версии (то есть визуального представления контента социальной сети в браузерах, установленных на компьютерах Windows, MacOS и Linux) у компании Цукерберга ушло еще полтора года. Осенью 2019-го запустили закрытую бету, а в марте 2020-го на экранах компьютеров всех пользователей выскочило приглашение «попробовать New Facebook Design», который позволяет «находить вещи быстрее», «выглядит аккуратнее», в нем «текст стал крупнее», при этом мы «всегда возвращаемся туда, где оставили сеть накануне».
Под приглашением была кнопка «Try Facebook Beta» — нажимай и наслаждайся. Я, разумеется, тоже нажал, и в целом новая картинка мне понравилась — я к такой привык, постоянно взаимодействуя с криптоэкономическими порталами, на которых «мультяшный неопримитив» давно уже стал нормой.
Единственное, что раздражало — огромный кегль, расточительно расходовавший рабочее пространство экрана моего ноутбука.
Как бы там ни было, поиграв с новым дизайном Facebook около недели, я его отключил и вернулся обратно — к хоть и беспонтовому, но ставшему привычным за 16 лет виду.
Facebook на мое нежелание пользоваться новым дизайном отреагировал, казалось бы, равнодушно, однако в августе прилетела ответка: пока еще вежливо, но уже навязчиво люди Цукерберга предложили пользователям не сопротивляться веянию прогресса и переключиться на новый дизайн добровольно, ибо с 1 сентября всех переведут на него в принудительном порядке, а старый дизайн совсем отключат.
Наступила осень, но визуальное изнасилование не состоялось. Подумал даже, что руководство Facebook прислушалось к возмущениям пользователей и решилось-таки окончательно сохранить альтернативу.
Блажен, кто верует. Спустя три недели, уже безо всяких дополнительных предупреждений старый интерфейс принудительно отключили.
Надо сказать, что народные умельцы еще летом смастерили специальные плагины для ухода от нового дизайна — F.B. Purity и Old Layout. Устанавливаешь любой из них в браузере — и визуальной диктатуры как не бывало.
Установил и я, однако счастье длилось недолго. 22 октября Facebook целенаправленно перестроил свой серверный фид таким образом, чтобы никакие плагины не могли менять внешний вид социальной сети в браузере.
Народным умельцам быстро удалось найти лазейку: если входить на Facebook не через основной URL (facebook.com), а через вспомогательный (upload.facebook.com), доступ к старому дизайну сохранялся. Однако уже на следующий день — 23 октября — Facebook перекрыл и эту опцию.
Как пояснили знакомые софтверные инженеры, возврат к старому дизайну (равно как и к любому альтернативному) невозможен потому, что мы взаимодействуем с сайтом Facebook не на уровне HTML-кода или скриптов, а на уровне API (интерфейса прикладного программирования). Чтобы получить к нему прямой доступ, требуется регистрация на портале для разработчиков — developers.facebook.com.
После регистрации ничто не мешает написать приложение, которое позволит выводить содержание социальной сети на экран в любом удобном нам виде, однако по условиям договора с Facebook использовать подобное приложение разрешается только в личных целях.
Плагины вроде F.B. Purity и Old Layout способны менять стили и скрипты в интерфейсе Facebook лишь в той мере, в которой это позволяет делать сам API. При отключении Facebook возможности вносить изменения в дизайн, шансов на альтернативу не остается никаких.
Иными словами, сколько бы ни выпускалось новых плагинов, эксплуатирующих ту или иную «дырку» в API ради изменения дизайна, все они будут выходить из строя после того, как Facebook залатает эту дырку в ближайшем апдейте.
Очень хочу донести до читателя ключевую мысль: крик моей души не имеет непосредственного отношения к новому дизайну интерфейса. Речь о чудовищной тактике выкручивания рук нескольким миллиардам пользователей.
Еще важнее понять, что
безальтернативный дизайн Facebook — не эстетические капризы Маленького плагиатора, возомнившего себя Большим братом, а продолжение глобальной установки сети Цукерберга на тоталитарный контроль содержания.
Рядовые пользователи Facebook даже не догадываются, до какого уровня репрессивности докатилась сегодня цензура в этой социальной сети. Приведу лишь маленький инцидент, с которым довелось столкнуться мне лично.
Я знал, что под запретом в Facebook находятся любые реплики, содержащие негатив по отношению к гендеру, расам, нациям и сексуальной ориентации. Херему (мера осуждения в еврейской общине. — Ред.) подвергается также любая фотография с изображением обнаженной натуры (начиная с «Весны» Боттичелли), а за выложенную фотографию обнаженного младенца вас не только отлучат от Сети, но и сдадут полиции.
Все это я знал, однако в страшном сне не мог предположить, что в Facebook практикуется цензура не только высказываний пользователей, но и справочной информации. Сегодня утром я попытался привести в комментарии линк на портал со словарем английского сленга (lingomash.com) и мигом получил предупреждение: