Во-первых, особенную остроту «ведьмовскому мифу» придает эротика. Это такая лакомая приманка, которую заглатывает неискушенный читатель. Вот, например, фильм «The Crucible» по пьесе Артура Миллера (переводят обычно как «Суровое испытание», перевод очень слабый, конечно, потому что crucible — это тигель, кузнечный горн, и правильным переводом было бы — «Горнило»). Фильм начинается с того, что нам показывают, как голая Вайнона Райдер танцует в лесу. Посмотришь так, ну и облизнешься, конечно. Успокойтесь уже! Никаких танцев голыми при луне в Сейлеме в 1692 году, на Лысой горе или еще где-то там никогда не было, всё это голливудская «клубничка» для развлечения мелкобуржуазной публики, только и всего. Забыли про эротику. Деконструировали. Нет ее. Голые жопы — вон из нашего рационального исторического анализа! До свиданья. Пшли прочь.
Во-вторых, давайте уже выбросим из этого уравнения дьявола. Потому хотя бы, что никакого дьявола нет, а если он даже и есть, он совершенно точно не будет являться человеку под видом черного пуделя. Нет, нет, друзья мои, дьявол — это штука хитрая. Есть в литературе такой популярный жанр — «переписка бесов», хорошо известный по «Адской почте» Эмина (1769) или «Письмам Баламута» Льюиса (1941). Дьявол — это лжец и отец лжи. Дьявол будет уворачиваться, льстить, угрожать вам, и вы даже не поймете, что это был дьявол. Вот главная мысль подобных сочинений. Очень справедливая мысль. Мне она очень нравится. Так что дьявола такого вот с рогами и хвостом мы с корабля разума тоже выбрасываем за борт в набежавшую волну.
В-третьих, не нужно думать, что «охота на ведьм» — это христианское изобретение. Ведьм и колдунов не любили задолго до рождения Христа. Первый судебный процесс над колдуном исторически зафиксирован в… Древнем Египте, где в правление Рамзеса III (1185—1153 гг до н. э.) некий пастух по имени Пенхайбен проник в хранилище фараона, украл там какие-то магические рукописи и «привел в исполнение всякие гнусности и злодеяния, которые внушило ему сердце, равно как и иные преступления, внушающие ужас всем богам и богиням» (цит. по: Орлов М. А. История сношений человека с дьяволом. СПб., 1904). «Законы XII таблиц» (первый образец римского права, датируемый V веком до н. э.) ставят порчу в один ряд с убийством и воровством. Это т. н. намеренное магическое зловредительство (maleficium). Можно подумать, что в далеких восточных странах есть какие-то шаманы, которых все любят. Нет, там тоже не любят, как выясняется. В 1252 году, например, монголы утопили вдову хана Гуюка Огуль-Гаймыш, которая очень любила шаманов и вот это всё.
Главный ее политический противник, будущий хан Мункэ называл Огуль-Гаймыш «злейшей из ведьм». Очень влиятельная была женщина, ярлык на великое княжение Александру Невскому выдала именно она. А монголы ее зашили в кошму (войлочный ковер) и в воду бросили. Не понравился им ее найманский филошаманизм, надо же. А мои любимые корейцы в 2016 году лишили верховной власти президентшу Пак Кын Хе, потому что она своей шаманской подружке Чхве Сун Силь выбалтывала гостайны и переводила кое-какие денежки на «благотворительные» счета. Нет, нет, ведьм, шаманов и экстрасенсов недолюбливают везде, по определению. Странные же люди. Мошенники. Калиостры. За что их любить-то?! Т. е. это миф, что плохая христианская Церковь как-то особенно взъелась на хороших волшебников. Выбрасываем миф о злом христианстве в мусорное ведро вместе с дьяволом и голыми жопами. Гудбай.
В-четвертых, католическая инквизиция создавалась для борьбы не с ведьмами, а с провансальскими манихеями, т. е. еретиками, считающими материальный мир творением дьявола (похожая концепция много позже будет реализована в фильме «Матрица»). К XV веку манихейство было уже совершенно истреблено, и инквизиция тоже стала терять свое значение. А что это значит? Правильно, это значит, что нужно срочно придумать каких-нибудь других врагов.
Ну вот, например, Испания. До 1479 года никакой Испании не существовало. Было два королевства: Кастилия и Арагон. Однако, в 1474 году умер Энрике Бессильный, и принцесса Изабелла стала королевой Кастилии, а в 1479 году ее муж Фердинанд стал королем Арагона. Испания стала как бы единой страной. И тут, как это обычно и бывает в истории, выяснилось, что не такая уж она и единая. Во-первых, в Испании есть баски и каталонцы, которые даже сейчас независимости требуют. А во-вторых, обнаружилось вдруг, что в стране очень много марранов — т. е. крещеных евреев и мавров (не путайте с любителями волейбола из сказки Волкова). И стали замечать, что эти марраны какие-то не очень ревнивые христиане, что они периодически небольшими группами встречаются и в сундуках свитки Торы всё еще хранят. Всё это с концепцией национального испанского государства и святой католической монархии, которую Изабелла и Фердинанд стали проводить в жизнь, не вязалось ну никак.
Проще говоря: если ты ищешь каких-нибудь врагов и не можешь их найти, говори, что во всем виноваты евреи. Это универсальное правило, бродячий сюжет всё одной и той же трагедии из века в век. Первыми всегда убивают евреев просто потому что они евреи и никому не нравятся.
Это и случилось в Испании, где с целью расследования (inquizitio) преступной деятельности ужасных, ужасных марранов (а вовсе не ведьм) и был в 1483 году назначен первый великий инквизитор Испании — Томас Торквемада.
Но интересно другое. Генриху Крамеру быть инквизитором очень понравилось, и он поехал в город Рим, зализнул кому нужно в папской канцелярии, и его назначили инквизитором всея южной Германии. И началось! Заполыхало... Люди побежали жаловаться на Крамера местным южнонемецким клирикам. Те раскусили, по-видимому, что это за человек, потому что в 1482 году Крамера поймали за руку на растрате денег от продажи индульгенций. Он как-то вывернулся и снова поехал в Рим, где снова зализнул, на этот раз другому уже папе, Иннокентию VIII, и Крамеру снова добавили полномочий, издав знаменитую буллу «Summis desiderantes affectibus» от 5 декабря 1484 года.
В протестантской и советской историографии этой булле придается космический масштаб: смотрите, мол, злобные паписты, дыша ненавистью ко всему живому, начало жутких репрессий и т. д. Это явное преувеличение. И вот почему. Состояние римско-католической церкви в конце XV века было архиплачевное. Это была насквозь прогнившая, коррумпированная корпорация, которую волновали исключительно деньги, а не борьба с какими-то там ведьмами или еретиками. «Всеми силами души» — булла очень узкого, локального (nonnullis partibus Alemaniae) назначения, выданная конкретному человеку — Генриху Крамеру. В сущности, это всего лишь указ о наделении его чрезвычайными полномочиями, своеобразная «опричнина», значок агента ФБР.
Т. е. это булла не про ведьм вообще, а про то, что немецкие церковные и светские власти мешают Крамеру проводить его инквизиторскую деятельность! Это документ, прямо свидетельствующий о том, что немецкое духовенство накануне Реформации Риму подчинялось приблизительно как советские республики Москве накануне 1991 года, т. е. никак! Ведьмы какие-то. Причем тут ведьмы, вообще?! Это чисто внутрицерковная разборка, что становится очевидным и по дальнейшему развитию событий. В 1485 году Крамер затеял судебный процесс в Инсбруке. Жителям города это очень не понравилось, и очень скоро инсбрукский епископ обвиняемых женщин освободил и все приговоры инквизиции отменил. Не посмотрел, что у Крамера бумажка от папы Иннокентия есть. В жопу бумажку свою засунь, мол. Вот тогда-то обиженный Крамер и накатал знаменитый «Молот ведьм».
Через три года после публикации книга самой же римско-католической церковью была запрещена, а Крамер снова попал под суд, по обвинению в том, что он переусердствовал в своей инквизиторской деятельности. Другими инквизиторами «Молот ведьм» никогда не использовался, а издавали книгу чаще всего… протестанты, со своими комментариями, разумеется: смотрите, мол, вот оно какое, человеконенавистническое лицо католицизма. Т. е. опять всё перевернуто с ног на голову.
НИКАКИХ. ВЕДЬМ. НИКОГДА. НЕ. СУЩЕСТВОВАЛО.
Уничтожали того, кого и уничтожают всегда при ломке этносоциальной системы: а) евреев; б) пассионариев; в) «больных»; г) людей с редким, рецессивным фенотипом. Точно такая же трагедия была разыграна в 1692 году и в Сейлеме.