dandorfman (dandorfman) wrote,
dandorfman
dandorfman

Categories:

Окончание текста про ведьм и не только

17 июня
МОЛОТ ВЕДЬМ
Итак, вчера мы разобрались с салемскими ведьмами, а сегодня ударим ликбезом по колдовскому вопросу в принципе.
Вопрос этот, повторю еще раз, чудовищно замусорен, замифологизирован, превращен из собственно исторического знания в бульварное чтиво. Это давно уже объект массовой культуры, громкие словечки, которые люди употребляют к месту и не к месту: «охота на ведьм», «попасть на костер», «застенки инквизиции» (они же «застенки НКВД») и т. д. «Охота на ведьм» — это такой грязный волейбольный мячик, который швыряют друг другу враждебные политические партии и деноминации. Протестанты, значит, кидаются этим мячиком в католиков и орут, что инквизиция поубивала миллионы невинных людей. Католики огрызаются и указывают на Сейлем как пример того что протестанты-то были не лучше. Бородатые русские патриоты кричат, что «охота на ведьм» — это типичное проявление порочности Запада, вот у нас, у православных, заявляют они, инквизиции никогда не было (это не так, потому что «жидовствующих», протопопа Аввакума и Кисябику Байрясову хорошие православные сожгли, даже не поморщившись и не перекрестившись). Либералы сравнивают с «охотой на ведьм» деяния Сталина, коммунисты точно так же называют деятельность сенатора Маккарти, Дональд Трамп нарекает witch-hunt’ом «Рашагейт»…
Ох! Давайте разбираться.



Во-первых, особенную остроту «ведьмовскому мифу» придает эротика. Это такая лакомая приманка, которую заглатывает неискушенный читатель. Вот, например, фильм «The Crucible» по пьесе Артура Миллера (переводят обычно как «Суровое испытание», перевод очень слабый, конечно, потому что crucible — это тигель, кузнечный горн, и правильным переводом было бы — «Горнило»). Фильм начинается с того, что нам показывают, как голая Вайнона Райдер танцует в лесу. Посмотришь так, ну и облизнешься, конечно. Успокойтесь уже! Никаких танцев голыми при луне в Сейлеме в 1692 году, на Лысой горе или еще где-то там никогда не было, всё это голливудская «клубничка» для развлечения мелкобуржуазной публики, только и всего. Забыли про эротику. Деконструировали. Нет ее. Голые жопы — вон из нашего рационального исторического анализа! До свиданья. Пшли прочь.

Во-вторых, давайте уже выбросим из этого уравнения дьявола. Потому хотя бы, что никакого дьявола нет, а если он даже и есть, он совершенно точно не будет являться человеку под видом черного пуделя. Нет, нет, друзья мои, дьявол — это штука хитрая. Есть в литературе такой популярный жанр — «переписка бесов», хорошо известный по «Адской почте» Эмина (1769) или «Письмам Баламута» Льюиса (1941). Дьявол — это лжец и отец лжи. Дьявол будет уворачиваться, льстить, угрожать вам, и вы даже не поймете, что это был дьявол. Вот главная мысль подобных сочинений. Очень справедливая мысль. Мне она очень нравится. Так что дьявола такого вот с рогами и хвостом мы с корабля разума тоже выбрасываем за борт в набежавшую волну.

В-третьих, не нужно думать, что «охота на ведьм» — это христианское изобретение. Ведьм и колдунов не любили задолго до рождения Христа. Первый судебный процесс над колдуном исторически зафиксирован в… Древнем Египте, где в правление Рамзеса III (1185—1153 гг до н. э.) некий пастух по имени Пенхайбен проник в хранилище фараона, украл там какие-то магические рукописи и «привел в исполнение всякие гнусности и злодеяния, которые внушило ему сердце, равно как и иные преступления, внушающие ужас всем богам и богиням» (цит. по: Орлов М. А. История сношений человека с дьяволом. СПб., 1904). «Законы XII таблиц» (первый образец римского права, датируемый V веком до н. э.) ставят порчу в один ряд с убийством и воровством. Это т. н. намеренное магическое зловредительство (maleficium). Можно подумать, что в далеких восточных странах есть какие-то шаманы, которых все любят. Нет, там тоже не любят, как выясняется. В 1252 году, например, монголы утопили вдову хана Гуюка Огуль-Гаймыш, которая очень любила шаманов и вот это всё.

Главный ее политический противник, будущий хан Мункэ называл Огуль-Гаймыш «злейшей из ведьм». Очень влиятельная была женщина, ярлык на великое княжение Александру Невскому выдала именно она. А монголы ее зашили в кошму (войлочный ковер) и в воду бросили. Не понравился им ее найманский филошаманизм, надо же. А мои любимые корейцы в 2016 году лишили верховной власти президентшу Пак Кын Хе, потому что она своей шаманской подружке Чхве Сун Силь выбалтывала гостайны и переводила кое-какие денежки на «благотворительные» счета. Нет, нет, ведьм, шаманов и экстрасенсов недолюбливают везде, по определению. Странные же люди. Мошенники. Калиостры. За что их любить-то?! Т. е. это миф, что плохая христианская Церковь как-то особенно взъелась на хороших волшебников. Выбрасываем миф о злом христианстве в мусорное ведро вместе с дьяволом и голыми жопами. Гудбай.

В-четвертых, католическая инквизиция создавалась для борьбы не с ведьмами, а с провансальскими манихеями, т. е. еретиками, считающими материальный мир творением дьявола (похожая концепция много позже будет реализована в фильме «Матрица»). К XV веку манихейство было уже совершенно истреблено, и инквизиция тоже стала терять свое значение. А что это значит? Правильно, это значит, что нужно срочно придумать каких-нибудь других врагов.

Ну вот, например, Испания. До 1479 года никакой Испании не существовало. Было два королевства: Кастилия и Арагон. Однако, в 1474 году умер Энрике Бессильный, и принцесса Изабелла стала королевой Кастилии, а в 1479 году ее муж Фердинанд стал королем Арагона. Испания стала как бы единой страной. И тут, как это обычно и бывает в истории, выяснилось, что не такая уж она и единая. Во-первых, в Испании есть баски и каталонцы, которые даже сейчас независимости требуют. А во-вторых, обнаружилось вдруг, что в стране очень много марранов — т. е. крещеных евреев и мавров (не путайте с любителями волейбола из сказки Волкова). И стали замечать, что эти марраны какие-то не очень ревнивые христиане, что они периодически небольшими группами встречаются и в сундуках свитки Торы всё еще хранят. Всё это с концепцией национального испанского государства и святой католической монархии, которую Изабелла и Фердинанд стали проводить в жизнь, не вязалось ну никак.

Проще говоря: если ты ищешь каких-нибудь врагов и не можешь их найти, говори, что во всем виноваты евреи. Это универсальное правило, бродячий сюжет всё одной и той же трагедии из века в век. Первыми всегда убивают евреев просто потому что они евреи и никому не нравятся.

Это и случилось в Испании, где с целью расследования (inquizitio) преступной деятельности ужасных, ужасных марранов (а вовсе не ведьм) и был в 1483 году назначен первый великий инквизитор Испании — Томас Торквемада.
А в это время в Германии… Охохонюшки. Приготовьтесь к чувству сильного «дежа-вю». В марте 1475 года, на Пасху, в городе Трент в южной Германии (сейчас это территория Италии) пропал двухлетний мальчик по имени Симон. Тело его нашли в речке два еврея, которые были немедленно обвинены в ритуальном убийстве. Вести расследование и приехал начинающий инквизитор Генрих Крамер, который вынес смертный приговор сразу девяти «лицам еврейской национальности».
Ну, т. е. понятно, что евреи мальчика не убивали, а стали типичной жертвой истерики «титульного» населения. И Кишиневский погром, и дело Бейлиса в начале XX века будут ровно по тому же сценарию разыграны. Это такое классическое уравнение с одним неизвестным, где x = «евреи», «цыгане» или «кавказцы», т. е. мигранты, «бродяги», люди без определенного места жительства, ведущие сомнительную, полумошенническую деятельность. Давайте их всех убьем. Давайте, а чё, ведь нам ничего за это не будет.

Но интересно другое. Генриху Крамеру быть инквизитором очень понравилось, и он поехал в город Рим, зализнул кому нужно в папской канцелярии, и его назначили инквизитором всея южной Германии. И началось! Заполыхало... Люди побежали жаловаться на Крамера местным южнонемецким клирикам. Те раскусили, по-видимому, что это за человек, потому что в 1482 году Крамера поймали за руку на растрате денег от продажи индульгенций. Он как-то вывернулся и снова поехал в Рим, где снова зализнул, на этот раз другому уже папе, Иннокентию VIII, и Крамеру снова добавили полномочий, издав знаменитую буллу «Summis desiderantes affectibus» от 5 декабря 1484 года.

В протестантской и советской историографии этой булле придается космический масштаб: смотрите, мол, злобные паписты, дыша ненавистью ко всему живому, начало жутких репрессий и т. д. Это явное преувеличение. И вот почему. Состояние римско-католической церкви в конце XV века было архиплачевное. Это была насквозь прогнившая, коррумпированная корпорация, которую волновали исключительно деньги, а не борьба с какими-то там ведьмами или еретиками. «Всеми силами души» — булла очень узкого, локального (nonnullis partibus Alemaniae) назначения, выданная конкретному человеку — Генриху Крамеру. В сущности, это всего лишь указ о наделении его чрезвычайными полномочиями, своеобразная «опричнина», значок агента ФБР.
«Некоторые клирики и миряне в этих странах […] не стыдятся упорно утверждать, что […] инквизиторам в вышеназванных провинциях, городах, епархиях, землях и местностях нельзя заниматься инквизицией и что их не должно допускать к наказанию, заключению в тюрьму и исправлению упомянутых лиц за вышесказанные злодейства и преступления […] Но мы устраним с пути все помехи, которые могут каким-либо образом препятствовать исполнению обязанностей инквизиторов…» (цит. по: Молот ведьм / Я. Шпренгер, Г. Инститорис; пер. с лат. Н. Цветкова, предисл. С. М. Лозинского. — М., 1932. Латинский оригинал: la.wikisource.org/wiki/Summis_desiderantes_affectibus).

Т. е. это булла не про ведьм вообще, а про то, что немецкие церковные и светские власти мешают Крамеру проводить его инквизиторскую деятельность! Это документ, прямо свидетельствующий о том, что немецкое духовенство накануне Реформации Риму подчинялось приблизительно как советские республики Москве накануне 1991 года, т. е. никак! Ведьмы какие-то. Причем тут ведьмы, вообще?! Это чисто внутрицерковная разборка, что становится очевидным и по дальнейшему развитию событий. В 1485 году Крамер затеял судебный процесс в Инсбруке. Жителям города это очень не понравилось, и очень скоро инсбрукский епископ обвиняемых женщин освободил и все приговоры инквизиции отменил. Не посмотрел, что у Крамера бумажка от папы Иннокентия есть. В жопу бумажку свою засунь, мол. Вот тогда-то обиженный Крамер и накатал знаменитый «Молот ведьм».
Книжка наигнуснейшая. Это такой образчик популярной литературки, которая сегодня заполонила все книжные полки магазинов, газеты, телевидение и Интернет. Нечто подобное писал в конце XVII века главный идеолог Салемского процесса Коттон Мэзер, а в XX веке — вдохновитель Кишиневского погрома и автор «Протоколов сионских мудрецов» Павел Крушеван. Суть таких книжек в одном предложении вот в чем. Существует некая злобная сила, с которой хорошие христиане должны бороться. Далее приводятся многочисленные свидетельства деятельности дьявола или «сионских мудрецов», всегда с оговорками вроде «один человек рассказывал».

Через три года после публикации книга самой же римско-католической церковью была запрещена, а Крамер снова попал под суд, по обвинению в том, что он переусердствовал в своей инквизиторской деятельности. Другими инквизиторами «Молот ведьм» никогда не использовался, а издавали книгу чаще всего… протестанты, со своими комментариями, разумеется: смотрите, мол, вот оно какое, человеконенавистническое лицо католицизма. Т. е. опять всё перевернуто с ног на голову.
Волна «охоты на ведьм» (и евреев) в Западной Европе в XV—XVI вв случилась не потому что католики были злые люди, а потому что западное общество стало меняться. Страшна не сама «охота на ведьм», по большому счету, а глубинные процессы, индикатором которых она является. Крестовые походы, ереси и «национальные войны» (вроде Столетней) существенно понизили число пассионарных людей в Европе и на смену фанатикам Высокого Средневековья полезла такая вот субпассионарная гнусь вроде Генриха Крамера. Эти люди начали сознательно уничтожать всё, что не вписывается в тип «обычного человека», резко выпадает из новой, «цивилизованной» и «национальной» нормы. Всё слишком яркое, нестандартное, непривычное должно быть сожжено. Почему? Да какая разница, почему. Потому что они сношаются с дьяволом, вот почему. Причина в таких случаях всегда надумана (в СССР, например, в 1930-х гг в схожих исторических условиях слишком пассионарных и потому ненужных людей будут записывать в немецкие или японские шпионы).
Чтобы вы убедились в этом, я напомню, что первой под «молот ведьм» попала 30 мая 1431 года ультрапассионарная 19-летняя девчонка по имени Жанна д’Арк. Я не буду сейчас подробно разбирать ее историю, потому что если я начну говорить про Жанну д’Арк, вы меня уже никогда не заткнете. Скажу только, что она была совершенно замечательной девушкой из народа, которую отправила на костер парижская интеллигенция; профессора Сорбонны обосновали процесс и богословски, и юридически, потому что уже тогда думали не о Франции, а о своей уютной университетской кафедре.
Это объясняет отчасти и то, почему среди всего прочего на костер часто попадали рыжие. Рыжеволосые от природы люди статистически попадаются, вообще, редко (1—2%), потому что это рецессивный ген (MC1R), папа и мама, грубо говоря, должны быть рыжими, чтобы и ребенок был рыжий. «Уравнители» вроде Крамера всегда обращают внимание на редкий фенотип. Редкий — значит ЧУЖОЙ. Та же логика будет в XX веке у нацистов.
И еще важный момент. Именно в конце XV века появляются первые «корабли дураков» (Narrenschiff). «Странных», пассионарных, «больных» людей начинают помещать в «дома призрения», в сумасшедшие дома. С 1547 года в Лондоне функционирует знаменитый Бедлам. А где же были сумасшедшие до этого времени, спросите вы? Отвечаю: они жили среди «обычных» людей, были средневековой нормой. Именно такие люди ходили в крестовые походы или придумывали какие-нибудь еретические учения. Никакого сумасшествия до XV века не существовало, потому что само общество было сумасшедшим! А теперь, теперь-то общество стало другим, и появились «сумасшедшие». Есть знаменитая монография Мишеля Фуко «История безумия в классическую эпоху», если вы ее не читали, непременно сделайте это.
Резюмируем.
НИКАКИХ. ВЕДЬМ. НИКОГДА. НЕ. СУЩЕСТВОВАЛО.
Уничтожали того, кого и уничтожают всегда при ломке этносоциальной системы: а) евреев; б) пассионариев; в) «больных»; г) людей с редким, рецессивным фенотипом. Точно такая же трагедия была разыграна в 1692 году и в Сейлеме.
Ведьма на метле, с котлом, в конусообразной шляпе с широкими полями и со злобой ко всему живому в сердце — это литературная штамповка, которая стала общим местом, начиная с первой постановки «Макбета» в лондонском театре «Глобус» в 1611 году. А в 1921 году в свет вышла знаменитая книга Маргарет Мюррей «The Witch-cult in Western Europe», моментально ставшая бестселлером. Мюррей сделала то же самое, что и Крамер, только наоборот: придумала, что, якобы, действительно, в средневековой Европе была тайная религия с поклонением «рогатому богу» и «триединой богине». Эта сомнительная, мягко говоря, антропологическая гипотеза была моментально взята на вооружение феминистками и скучающими американскими домохозяйками вроде Мэрион Зиммер Брэдли, разлетелась на тысячи дешевых фэнтезийных книжек, телесериалов, аниме, компьютерных и настольных игр, породила пошлый викканский культ и ролевое движение, и достигла своего постмодернистского, слащавого апогея в истории про мальчика-волшебника со шрамом на лбу.
Не хочу вас разочаровывать, но Хогвартса тоже нет.
Такие дела.

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 3 comments