dandorfman (dandorfman) wrote,
dandorfman
dandorfman

Categories:

Никие другие слова, кроме матерных, в голову не приходили

Я по поводу очередной нобелевки по лит-ре неизвестно кому неизвестно за что не высказывался. Причину я изложил в заголовке.
Но у Алекса Тарна нашлись цензурные слова, которыми он изложил точно мои мысли.






alekstarn (alekstarn) wrote,



Не пугайтесь - это Глюк




Неоспоримая объективность спортивных наград подкрепляется очками, голами, секундами и прижатыми к ковру лопатками. Справедливость научных регалий менее очевидна, но тоже более-менее связана с чем-то ощутимым: с масштабными теориями и открытиями, с новыми методами, лекарствами и материалами.

В отличие от них, литературные премии абсолютно волюнтарны, то есть критически зависят от уровня лоббирования, политического климата, мелкого интригантства, личных пристрастий и взяток на уровне "ты мне - я тебе". В отсутствие голов, очков и открытий, обоснованность литературной премии оценивается даже не по принципу "кому дали", а "кому НЕ дали".

Нобелевская премия по литературе - яркий тому пример.
Я ничего не имею против Гао Синцзяня (француза, а не то что вы подумали) и Видиадхара Найпола (британца, а вовсе не...).

Готов также понять, что жизненно важно продемонстрировать интернациональность награды путем вручения ее Орхану Памуку, Мо Яню и Тумасу Транстрёмеру, имена которых я услышал впервые вместе с новостями о присуждении и тут же забыл раз и навсегда.

Допускаю, что попросту не смог вникнуть в замысловатое обоснование награды, выданной "за создание бесчисленного количества обличий удивительных ситуаций с участием посторонних" (Джон Кутзее, ЮАР) или "за музыкальные переливы голосов и отголосков в романах и пьесах, которые с экстраординарным лингвистическим усердием раскрывают абсурдность социальных клише и их порабощающей силы" (Эльфрида Елинек, Австрия).

Соглашусь даже, что далеко не всегда популярность является синонимом качества (Боб Дилан), и потому отчего бы не исправить ошибку четырехлетней давности, наградив поэтессу, чье имя известно лишь сотне-другой читателей поэтических альманахов (нынешняя лауреатка Луиза Глюк).

Все так, все так. Одно вызывает недоумение. Каким образом (учитывая вышеприведенный весьма неполный список недоразумений и ноунеймов) вне Нобелевской премии остались такие люди как Оскар Уайлд, Ромен Гари, Соммерсет Моэм, Стефан Цвейг, Курт Воннегут, Трумен Капоте, Кобо Абэ, Том Вулф, Умберто Эко, Харуки Мураками - и еще десятка два-три очень звонких имен, которыми вы, без сомнения, можете дополнить этот навскидку составленный перечень. Как? Почему? Боб Дилан - да, а Жорж Сименон, Стивен Кинг и Джеймс Паттерсон - нет? И если уж дают певцам, то почему именно Дилану, а не куда более значительному поющему поэту Леонарду Коэну?

Короче говоря, получается, как в детской песенке: "В потолке открылся люк - не пугайтесь, это Глюк". Не удивлюсь, если автору этого стишка тоже вручат Нобелевку - если не "За безошибочный поэтический голос, который своей строгой красотой делает индивидуальное существование универсальным" (Луиза Глюк, 2020), то уж точно "За влиятельную работу, которая с помощью языковой изобретательности исследовала периферию и специфику человеческого опыта" (Петер Хандке, 2019).

Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 16 comments