dandorfman (dandorfman) wrote,
dandorfman
dandorfman

Category:

Послушай и вспомни

(Песенник)

Тем, чья молодость пришлась на шестидесятые


Лондон. Слева - Саша. Справа - Ирина. В середине Джимми Пейдж.

Часть третья: Бит-Клуб.

Песня десятая: Rock and Roll LIVE. 1970-e. Хард Рок. Переписка..

Эта глава нашего проекта появилась как результат моей переписки с Александром Раковым.
Конечно, ее объем слишком велик. Так что я рекомендую нашим читателям прочесть половину и сделать передышку, передышку там, где стоит видеоклип с музыкой Вивальди. Она вас успокоит после рок-н-рольных страстей. А потом, может быть даже на следующий день, дочитаете.

Начинаю с письма Саши:

Привет!

Время, как ты понимаешь, у нас с вами разное, так что между твоими двумя посланиями у вас - дневное время, а у нас - ночь, ну и мы, естественно - спим.
Насчет журнала - я потерял интерес, скажу честно. Я понимал концепцию проекта совсем иначе. Я думал, что обсуждаться будет в основном поп-музыка, ее рождение, история, основные моменты становления различных жанров (от бита, через психоделию, панк,
heavy metal, до сегодняшнего рэпа и ритм&блюза, и т.д.).
Я питаюсь сегодняшними событиями в музыке, новостями и энциклопедическим прошлым, не дошедшим до меня ранее, получая как минимум 3 журнала в неделю, слежу за музыкой, новыми звуками и направлениями, постоянно хожу на живые концерты. Ну, и наконец, не перестаю играть сам. Поэтому, не в обиду никому будь сказано, сижу немножко на "другом дереве". Принимать участие в бессмысленных обсуждениях одного и того же, опровержениях выложенных мною фактов, переливания из пустого в "пирожное", и остальных склоках (кто кому чего сказал, и кто был "первым")- неинтересно.
Nothing
personal!
Кстати, как и Фелю сегодня утром, поздравляю тебя с большим событием в музыке - ровно 41 год назад, 22 Октября, 1966,
Beach Boys выпустили single "Good Vibrations", что полностью поменяло взгляд Paul McCartney на композицию в его сочинениях, и он назвал "GV" мини поп-оперой.

Cheers

Sashka

----------------------------------

Здравствуйте, дорогие Раковы!

Я сразу пытался отправить вам ответ, написанный на скорую руку, но мое письмо почему-то не уходило, а на экране появлялись идиотские сообщения. Дело было утром, я перестал пытаться и ушел на работу. Вечером я позвонил Феликсу и сказал, что вы мне дали полный отлуп и что я, скорее всего, не буду вам писать и просить свой отлуп вернуть.
Но он ответил, что с меня корона не упадет, что вы знаете намного больше меня и его о том, что происходило в музыкальной жизни Одессы и что без вас весь этот проект не получится. Вот я и пишу.
Проект этот с самого начала мне виделся не только как рассказ о музыке шестидесятых. Ведь он называется "Послушай (это о музыке) и вспомни".
Вспомни о юности, вспомни о городе в котором жил, вспомни о друзьях того времени. Т.е., музыка мне казалась только поводом, вот почему я в своей последней записи написал и про Милана и даже предложил ему развернуть свои воспоминания из комментария в отдельную главу. Отсюда же главы о футболе.
Очень много моих сверстников интересовалось Одесским футболом, а мама Светы была племянницей главного одесского болельщика тех лет, знаменитого Гроссмана.

Тем не менее...

Твое видение ничуть не противоречит моему. Потому что ты можешь писать то, что тебе кажется главным. Полностью воплощая в жизнь именно твой интерес и знакомить других с тем, что знаешь ты, а ты знаешь гораздо больше нас, если говорить только о музыке.
Ты пишешь о том, что стоит вспомнить о появлении разных направлений рока в тех далеких шестидесятых. Ты совершенно прав. У меня, кстати, есть мнение, что большая часть этих направлений родилась внутри того, что делали Битлз.
Например,
Progressive. Энциклопедии называют 1967-год и таких основателей как Кинг Кримсон и Пинк Флойд. Потом, к ним присоединяют Генезис и горячо любимые мною Джетро Талл. Ну а как же Револьвер и Элинор Ригби.
Разве эта песня не положила начало Прогрессив? И случилось это в 1966-м году, раньше, чем появилось это направление по историкам рока.
Так что, "все врут календари...". Ну, не все, но многие.
Но ты, действительно профессионал и специалист, мог бы развеять мои сомнения или... подтвердить их.
Еще вот что. В последней главе я прямо пишу, что не понимаю, откуда взялся "Я - морж." с его тревожными диссонансными аккордами. Если бы Пол ходил на концерты серьезной музыки Двадцатого Века, если бы он слушал Шостаковича, Шенберга, Хиндемита, Шнитке, Бриттена, Мийо. Он ведь никого из них не слушал. А сочинил такую мелодию, которая вполне созвучна современной ему серьезной музыке.
Откуда это взялось? Я не знаю ответа. А ты ведь может быть и знаешь, потому что прочел ответ в многочисленных журналах и рок-энциклопедиях. Вот и поделись.
По поводу твоего сидения на другом дереве, так образно ты написал.
Да, я это ощутил, например в этой твоей фразе:

- Я думал, что обсуждаться будет в основном поп-музыка, ее рождение, история, основные моменты становления различных жанров (от бита, через психоделию, панк, heavy metal, до сегодняшнего рэпа и ритм&блюза, и т.д.).-

Я не совсем понял, почему "ритм&блюз" - сегодняшний. Он даже не вчерашний, скорее позавчерашний. Он был и до Битлз и до Роллинг Стоунз. Но это не главное, ты наверное, имел в виду что-то действительно новое, которое мне не известно.

А главное, вот что:
Она для человека читающего на темы рока по-русски звучит дико. Потому что в русской музыковедческой критике принято противопоставлять рок и поп-музыку.
Рок-музыканты в России и вместе с ними - музыкальные критики, называют те песни, которые сочиняются для услады невзыскательной публики - поп-музыкой или "попсой". У Юрия Шевчука есть даже песня, которую его группа ДДТ поет вместе с другой рок-группой, участвующей в создании этой песни(Король и Шут) песня эта так и называется - "Попса".
Посмотри клип этой песни, там Шевчук в очках и бороде, если ты не знаешь, как он выглядит. Ты ведь уехал раньше, чем ДДТ стала супергруппой.


С точки зрения западного читателя ты ничего крамольного не написал, на Западе рок вполне спокойно относят к поп-музыке.
С другой стороны, если ты придерживаешься западной терминологии, непонятно почему ты потребовал, чтобы я восстановил в твоем тексте фамилию Эпстайна в том звучании, которое было принято в СССР (Эпштейн). Непонятно, потому что Брайан Эпстайн родился и вырос в Англии и никогда Эпштейном не был. Я считаю, что человека надо так называть, как он себя сам называет. Разве тебя зовут сейчас "Рэйков", а не "Раков"?. Так как "а" английское не звучит как "а" русское.
Кстати, раз он Эпштейн, так уже не "Брайан", а "Бриан". "Дайана" по-русски звучит, как "Диана", а "Вайагра" в России называется "Виагрой". Есть даже такая попсовая группа - "Виагра".

И у одесских классиков (Ильфа и Петрова) можно прочесть про Бриана:

Вчера зашел я в Лигу Наций

Там звали всех разоружаться.

А ты не видел - у Бриана,

Торчали пушки из кармана.

Я глубоко убежден, что сама по себе вежливая дискуссия только украшает наш проект.

Конечно ты знаешь больше меня (три журнала в неделю)

Но твои знания, если можно так выразиться, не структурированы.

У меня мои ограниченные знания укладываются в какую-то систему, у тебя, пока нет.

Кстати, я заметил собственные закономерности в развитии рок-музыки.

Пик очередного всплеска приходится на начало десятилетия.

В начале шестидесятых появились Битлз и царствовали все десятилетие.

В начале семидесятых их на вершине сменили Лед Зеппелин и появился Хард Рок, отцами-основателями коего они были. Или, во всяком случае, самыми яркими его представителями, может быть твои знания позволяют тебе знать других отцов-основателей? В начале восьмидесятых ярче всех засияла звезда "Металлики" и

Хэви Металл стал главным направлением в Рок-Музыке. И, наконец, в самом начале девяностых появился Алтернатив (Гранж) и группой номер один в мировом роке стала великая Нирвана с ее покойным лидером Кертом Кобейном.

По той закономерности, которую я вывел, в начале двухтысячных в роке должен был появится новый прорыв. Увы, его не произошло. Этот не случившийся прорыв и говорит мне, что время рока прошло, он больше не рождает ничего взрывного.

А Нирвана была последним мощным взрывом. Вот об этом я бы хотел написать и выслушать твое эрудированное мнение.

Кроме того, сам Прогрессив даже энциклопедическом его определении (там есть слова об эклектике, т.е. смещении разных несопоставимых вещей) некоторые считают тупиковой веткой.

Это постмодерн в Роке. Постмодерн характерен как раз слиянием всего подряд, намеренно несопоставимым. А мне нравится Прогрессив и об этом я написал, не назвав его, когда я писал о вступлении к Элинор Ригби, типичном вступлении к современной симфонии. Интересно было бы послушать твое мнение.

И самое главное, мнение а не вещание с высоты человека который знает лучше всех.

Даже если ты действительно знаешь лучше всех. Так что я надеюсь, что ты передумаешь. Или как-то прореагируешь на это мое большое письмо.

Я его писал кусками целую неделю.

С уважением и любовью к тебе и твоей семье,

----------------------------------------------------

Привет!

Очень хорошо, что ты не обиделся на меня совсем и решил ответить. Но я привык называть вещи своими именами, и скажу еще раз: твой проект, к сожалению, не мой стиль.

В диалоге я привык развивать тему, а не опровергать точные факты, изложенные коллегой по проекту (это я насчет "Револьвера" и "Сержанта").

Все очень просто - каждый альбом "Битлз" был революцией в музыке, но самым-самым, все-таки, был "Сержант". Начиная от музыкального богатства и кончая обложкой, и впервые напечатанными на ней текстами песен. “Элинор Ригби", на мой взгляд и слух, с прогрессивным роком ничего общего не имеет. Мелодия пришла к Полу, когда он сидел, перебирая клавиши пианино. И вопреки твоим доводам насчет муз. образования и незнания классики, Пол в это время был вовлечен в творчество Вивальди (с подачи его подруги Джейн Ашер, глубоко интересующейся и слушавшей классику). Скрипичная поддержка - идея Пола, аранжировка - Мартина, позаимствовавшего идею у композитора Бернарда Херманна (из его композиции к фильму " Фаренгейт 451" по повести Рэя Бредбери.).

Кстати, все Битлы ("а не некоторые из них") были самоучками.

Насчет "Я Морж". Мне очень хочется верить, что ты просто немного запутался, считая эту песню композицией Пола.

Песня была написана исключительно Джоном, под влиянием романа Льюиса Кэролла "Морж и Плотник" ("Люси в Небе" - была навеяна книгами "Алиса в Стране Чудес" и "Through a Looking Glass").

Ну вот мы и приблизились к ответу на твой вопрос "Откуда это взялось?" Все, до маразма, просто. Леннон, во времена "Сержанта" & "Magical Mystery Tour", тонул в реке LSD. Помнишь "Nothing is Real"? Наркотики открывали двери в новое и старое очень многим, включая вышеупомянутого Кэролла, и многих других, Пикассо, Феллини, Аллена Гинзберга (поэт-битник из Нью-Йорка), Кери Гранта, Джимми Хендрикса, и Сальвадора (а не Сальватора) Дали, и т.д. и т.п.

Так что схема "Я Морж" такова: наркотик - "Морж и Плотник" - наркотик - Леннон - наркотик = "Я Морж".

Хочу заметить, что весь этот анализ выведен из тех самых журналов и энциклопедий, читаемых мною.

У Erik Burdon даже есть неплохая статья о влиянии ЛСД на творчество Битлов. Найду - вышлю.

Да, ты меня огорчаешь. Конечно, Ритм&Блюз очень старое направление, и в 60-х этот стиль был связан с группами как "Rolling Stones" & "Pretty Things". А вот теперь зайди в свой local Record store и посети секцию R&B. Интересно, что ты увидишь и услышишь. А найдешь ты там CDs с именами Usher, Prince, Beyonce, R.Kelly, и даже Whitney Houston. Вот это я и называю "сегодняшним R&B". Великолепная музыка, но ничего общего с 60-ми.

А если мне память не изменяет, то самый ранний R&B - это просто-напросто Country Music (читай историю развития блюза).

А теперь внимательно прочитай написанное тобой, начиная со слов: "А главное вот что..."

Я и не удивлюсь, если для кого-то в России, написанное мною будет звучать дико. Я не живу в России, не пишу о музыке на основаниях больного восприятия искусства русскими критиками, тем более не пишу о русской музыке.

Русский язык это всего-навсего средство коммуникации между нами, так что давай переписываться на условиях "западного читателя". Кстати, моя фамилия и есть сейчас "Рэйков", так ее и произносят.

А попсовая группа с Украины называется Виа-Гра только из-за хитрого сочетания ВИА (вок. инст. ансамбль) и ГРА (укр.) - по-русски ИГРА. Здесь и игра слов и переплетение с VIAGRA (3 секси чувихи).

Очень интересно, что ты упомянул ДДТ и Шевчука. Шевчук мой очень хороший приятель, Я организовывал его сольные концерты в Австралии. Эти концерты записаны мною на digital формат, весь production и звук делал я. С разрешения Юры собираюсь выпустить CD.

Я не понял, в какую такую систему я должен уложить свои знания?

Объясни по возможности. Не хочу я системы, я хочу знаний.

Насчет Led Zep. Jimmy Page как-то сказал, что оторвет голову всякому, кто попытается засунуть его творчество в Hard Rock, Heavy Metal или подобную ячейку. И, правда, посмотрев любой концерт LZ, ты услышишь 70% блюза.

Я не буду вдаваться в подробности о "прогрессиве", "альтернативе" и т.д. - это разговор на годы.

Закончу свою писульку словами великого Остапа Бендера: "Читайте газеты, Шура, из них можно узнать много полезного." Не уверен в точности цитаты, но идея ясна.

Привет пасмурному Бостону от солнечного Сиднея.

Сашка.

--------------------------------

Дорогой Саша!

Был очень рад получить твое письмо.

Думал, что ты окончательно разозлишься на меня и не ответишь.

А ты ответил, как всегда интересно и познавательно.

По поводу твоего "Ты меня огорчаешь...". Напомню тебе, чтобы ты не очень огорчался: я написал в письме , что ты, наверное, имеешь в виду современный ритм&блюз.

Кстати, одна из певиц тобою перечисленных, Бийонсе, недавно приезжала в Москву, я, как раз, поставил в ЖЖ информацию о концерте в Москве и еще кое-что о ней.

http://dandorfman.livejournal.com/22047.html

По поводу Led Zep и Hard Rock. Я пользовался теми источниками, которые ты мне рекомендуешь, т.е. публикациями. И не на русском, а на английском. И там написано, что они - отцы Hard Rock.

Так что все претензии - к источникам. По поводу Пола вместо Джона, это была просто описка.

Про Вивальди я знаю, я тоже читал в источниках. Но я ведь написал, что "Я-Морж" имеет отношение, не к 17-му веку, а к современной Beatles серьезной музыке, музыке 20-го века. У Вивальди такого звучания, как в "Морже" не было.У него струнные играли чистые аккорды, разрешенные европейской гармонией.

Грязные аккорды начали использовать только композиторы 20-го века. Поэтому, объяснить "Моржа" одним Вивальди невозможно.

Теперь про Шевчука. Я тоже с ним знаком, когда он приезжал в Бостон, я с ним разговаривал. Тем не менее, я понятия не имел, что ты его хорошо знаешь, отсюда моя глупая фраза о том, что Шевчук - тот что в бороде и в очках. Извини меня за нее.

Про "Виагру" и про игру слов я сам понимаю, но я писал о звучании английских слов в русском, они произносят "и" не как "Ай", а как "и".

Ни другие имена и названия на русском произносятся по-своему.

Один из самых ярких примеров, река Хадсон, которую в России почему-то называют Гудзоном.

Тем не менее, по-разному бывает. Вот автора музыки к мюзиклу "West-Side Story" в России называют так, как его зовут и в Америке: Бернстайном, а не Берштейном, что странно.

А вот в американцы здесь у нас стараются произносить непривычные для них имена именно так, как они должны звучать, а не по-английски.

Например, меня на работе зовут не так, как выглядит английский аналог моего имени. Используют оригинальный русский вариант.

В этом проявляется их терпимость и политкорректность. Удивлен тем, что тебя называют "Рейков". В Америке ты бы остался "Раковым".

Надеюсь, что наша переписка продолжится.

-------------------------------

С добрым утром, товарищ комиссар.

Ты, видно, не высыпаешься и очень много работаешь. Я не думаю, что ты внимательно прочитал мое письмо, где я ответил на все твои вопросы. Читай не отвлекаясь, делая заметки (я делаю), иначе у нас диалога не получится!

1. Ещё раз подтверждаю, Пол был увлечен Вивальди и именно тогда сочинил "Элинор Ригби". Она ничего общего не имела с "Я - Морж". Джон написал "Моржа" под влиянием ЛСД и книги Кэролла. Так что твой абзац, начиная с "про Вивальди я знаю..." и кончая: "поэтому объяснить "Моржа" одним Вивальди невозможно" - просто полная бессмыслица!

Я в своем письме совмещаю Вивальди не с "Моржом", а с "Элинор Ригби". Ты, по неясным причинам, пытаешься втянуть меня в ненужный спор, и в то же время, ты никак не отметил мои полные ответы на все заданные тобою вопросы.

2. Да, кстати, основателями "Heavy Metal" до сих пор остаются "Black Sabbath", даже не "Deep Purple", а "Metallicа" начала в 80-х, как Trash Metal, постепенно перейдя к более мелодичным композициям, за что и поплатилась жестоко, потерей 80% фэнов.

3. А теперь, о Прогрессив или Арт-Рок. Странно, что ты не отметил "Emerson Lake & Palmer" (ELP). Ведь Лэйк был первым басистом в "King Crimson".

4. Довольно известный факт, что Pink Floyd, все-таки, принадлежат к психоделической музыке (первая в истории группа, использующая световое шоу, и влияние Jеrry Garcia и прочей психоделической шушeры из Сан-Франциско). Ни один из Pink Floyd не был классически воспитан, так что отнести их к "прогрессив" нельзя (доходило то того, что на первых выступлениях в психоделическом Лондонском клубе "UFO", Сид Баррет должен был объяснять остальным музыкантам, в какой тональности надо играть следующую вещь).

Надеюсь, мы не будем обсуждать творчество Хендрикса, а то ты совсем запутаешься. Творчество Хендрикса я изучал еще более подробно, чем Битлов, за что мне даже очень стыдно.

По поводу публикации. Если хочешь публиковать нашу переписку, я не возражаю, с одним условием: никаких добавлений, обсуждений, опровержений, кто прав, кто не прав. Точная копия нашей переписки. Читатель сам разберется.

------------------------------

Дорогой Саша!

Я не утверждал, что "Металлика" основала Heavy Меtal, просто в начале восьмидесятых они стали самой известной группой, которая играла в этом стиле.

Я не знаю, насколько правы те, кто утверждает, что "Свинцовый Дирижабль", это отцы хард-рока. Тебе я верю. Раз Джимми Пейдж упорно это не признает, значит он - на твоей стороне.

Тем не менее, число музыкальных критиков, которые утверждают обратное, вопреки мнению самого Джимми, достаточно велико.

Заглавная песня этой нашей совместной главы проекта, самая известная композиция Роберта Планта - "Рок-н-Ролл". Он поет с Пейджем.

Сравнительно недавняя запись, а работают так, что никаким молодым не снилось. Мне кажется, то, что я вижу и слышу в этом клипе, это Хард Рок, но, может, я не прав.

Могу отметить еще, что музыканты, как правило, не любят музыкальных критиков, а почти все писатели ненавидят критиков литературных. И те и другие мнение своих критиков если не оспаривают, то всерьез не принимают. Когда я разговаривал с Чижом (Сергеем Чиграковым) и пытался его песни поместить на какую-то сляпанную мною на скорую руку полочку, он мне довольно жестко сказал:

Ваше дело - классифицировать, а мое - сочинять песни, их играть и петь. Я себя ни к какому направлению не отношу. Я - Чиж. И пою песни. А что же еще мне делать? Остальные чижи, те, что на ветках, ведь тоже поют.

Если вернуться к "Дирижаблям", то мне ясно только одно:

Пейдж и его команда открыли в роке семидесятые годы, годы которые были уже годами следующего поколения слушателей и музыкантов.

И еще ясно, что они пришли не на голое место.

Как говорил чуть раньше их английский соотечественник, Сэр Айзек Ньютон:

- Я видел так далеко, потому что стоял на плечах гигантов.

Они тоже стояли на плечах гигантов из шестидесятых, а не на берегу необитаемого острова после кораблекрушения. Как еще один их соотечественник, Робинзон Крузо.

На этой почти патетической ноте я бы хотел сам закончить эту главу,

которая получилась как результат нашей переписки.

Это не значит, что ты не можешь мне ответить. Ты можешь поставить последнюю точку, написав в ЖЖ комментарий к этому моему письму.

А можешь прислать еще одно большое письмо, которое я поставлю, как отдельную запись проекта. Просто я уже не буду тебе отвечать, мне пока нечего добавить к тому, что я уже написал. Я не так эрудирован как ты.

Всего наилучшего тебе и твоей семье и

С Наступающим Новым Годом!

 

 

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 13 comments