У меня тема - Польша 15-го века, но мы ведь понятия не имеем, что было раньше. Во всяком случае, понятия не имел я.
Вот почему я нашел хорошее видео с картами, где рассказывают, что было с поляками с того времени, как Земля остыла.
Увы, как я ни пытался его скопировать, у меня это не получилось. Оно подготовлено в частной питерской школе и там, чтобы его копировать, требуют пароли и явки, т.к. это разрешается только ученикам и их родителям.
Я увы, не хакер и мои попытки как-то обойти этот виртуальный ВОХР не удались, хоть я целый час пытался. Так что пойдем на сам сайт:
Уже никто никуда не идет, видео - чуть ниже.
https://interneturok.ru/lesson/istoriya/6-klass/sudby-zapadno-slavyanskih-gosudarstv/razvitie-polskoy-gosudarstvennosti-v-ix-xv-vv
UPDATE:
К нам пришел Кот Барбос и, воспользовавшись его визитом, я попросил маму Барбоса Юлю попробовать вытащить это видео с сайта.
Она села перед компьютером, потом открыла сам код того, что было на сайте, т.е. программу, при помощи которой сайт был сделан, потом она, передвигая бар, просматривала исходный текст. На это у неё ушла одна минута.
Потом она сказала три слова: "Это встроенный плейер", что-то скопировала и... загрузила видео на мой харддрайв. На всё это у неё ушло около трёх минут. Я открыл рот и до сих пор не могу его закрыть от удивления.
Самое главное событие непосредственно перед интересующим нас 15-м веком случилось в конце века 14-го:
Польша и Литва объединились в одно государство.
Для польско-литовской унии имелось немало оснований. Самым веским из них была угроза со стороны Тевтонского ордена, которую ощущали и литовцы, и поляки. Уния должна была ее устранить. После крещения литовцев походы орденских рыцарей, продолжавшиеся с конца XIII столетия и чрезвычайно опасные для Литвы, уже было бы невозможно оправдать необходимостью борьбы с язычеством. Правящие круги обоих государств приобретали большую свободу действий и уничтожали препятствия к дальнейшему развитию Польши и Литвы. Великое княжество Литовское, помимо угрозы со стороны ордена, стремилось устранить татарскую опасность и в зародыше уничтожить потенциальную угрозу со стороны правителей Москвы, а кроме того, упрочить свое владычество над подчиненными им западнорусскими княжествами.
Польше уния позволяла ослабить зависимость своей политики от союза с Венгрией, тем более, что в это время венгерский трон занял один из Люксембургов и обострился спор из-за Галицкой Руси.
Познакомившись с причинами, которые толкнули оба государства в объятья друг другу, посмотрим как это произошло:
В 1384 году королевой Польши стала Ядвига. Магнаты начали подыскивать Ядвиге мужа, который мог бы быть полноценным польским монархом, и нашли такового в лице великого князя Литовского Ягайло.
Ядвига, которой пришлось в полном одиночестве принимать важнейшее политическое решение, касавшееся, помимо прочего, и ее собственной судьбы, пережила глубокую личную драму. В конце концов, повинуясь велению долга и сознавая важность крещения Литвы, она дала согласие. 14 августа 1385 г. было заключено соглашение в Крево. В феврале 1386 г. Ягайло принял крещение в Кракове и на собрании рыцарей был избран королем Польши и вступил на польский престол под именем Владислава II. Месяц спустя состоялась брачная церемония и коронация. После смерти Ядвиги (1399) права Владислава Ягелло на трон были подтверждены королевским советом. Так окончательно утвердился принцип выборности правителя Короны Польского королевства.
Таким образом, на Востоке Европы возникло польско-литовское государство. Которое в период расцвета было самым большим европейским государством по территории, кроме непосредственно польских и литовских земель, оно занимало большую часть той территории, которая потом стала Украиной, всю будущую Беларусь и часть русских земель, включая Смоленск. На Западе оно владело, правда недолго, территорией Чехии.
По своему экономическому и военному потенциалу польско-литовское государство тоже было одним из самых могущественных государств Европы.
Т.к. раньше мы говорили только о Польше, напрашивается вопрос, что собой представляла Литва или как её тогда называли "Великое княжество Литовское".
Великое княжество Литовское
Основал Литовское княжество, как заметную европейскую державу князь Гедемин.
Но главных успехов Великое Княжество Литовское добилось при его сыне Ольгерде. Я не знаю на каким родным языком был язык Ольгерда, литовский или русский, но я твердо уверен, что Ольгерд владел русским не хуже литовского. У его детей были русские матери и называли их русскими именами. Наконец сам Ольгерд и его семья были православными.
«Хроника Быховца», Густынская летопись и «Бархатная книга» говорят, что Ольгерд принял православие и православное имя "Александр" ещё до женитьбы на Марии Ярославне, то есть до 1318 года; но есть известие, что он был крещён и принял схиму лишь перед смертью. Третья версия говорит о том, что он крестился ради женитьбы на русской княжне. Обе его русских жены и 12 детей, были православными, в том числе и его любимый сын от второй жены, Ягайло, тот самый, который потом объединил Литву и Польшу в династическом браке.
Во время правления Ольгерда (правил в 1345−1377) Великое Княжество Литовское фактически стало доминирующей державой в регионе.
На юге владения Ольгерда расширились присоединением Брянского княжества (1355).
Особенно позиции государства укрепились после того, как в 1362 году Ольгерд разбил татар в битве на Синих Водах и присоединил к своим владениям Подольскую землю. Вслед за тем Ольгерд сместил княжившего в Киеве князя Фёдора, подчинённого Золотой Орде, и отдал Киев своему сыну Владимиру. В первое время это привело к прекращению выплаты дани Орде, в которой в те годы шла борьба за власть, с этих земель.
Земли княжества при Ольгерде простирались от Балтики до Причерноморских степей, восточная граница проходила примерно по нынешней границе Смоленской и Московской, Орловской и Липецкой, Курской и Воронежской областей. Во время его правления в состав государства входили современная Литва, вся территория современной Белоруссии, юго-запад современной России (включая Смоленск, Брянск и Курск), часть Украины.
Для всех жителей Западной Руси Литва стала естественным центром сопротивления традиционным противникам — Золотой Орде и Тевтонскому ордену. Необходимо отметить то, что в составе Великого княжества Литовского существовали «политически отделенные области», которые имели определённое самоуправление (Полоцкая, Витебская, Смоленская, Киевская, Волынская и другие земли).
Особое место в политике Ольгерда занимала борьба с Московским княжеством, которое стремилось к господству в Северо-Восточной Руси.
В 1368 и 1370 годах Ольгерд дважды безрезультатно осаждал Москву, вынужденный отвлекаться на борьбу с крестоносцами. В 1371 году на стороне тверского князя выступил и добившийся лидерства в Золотой Орде Мамай, примерно в то же время возобновились выплаты дани в Орду с южнорусских земель, подчинённых Литве. В 1372 году Ольгерд заключил мир с Дмитрием Донским
В 1362 году Ольгерд разбил на берегах реки Синие Воды (левого притока Южного Буга) трёх татарских князей Крымской, Перекопской и Ямбалуцкой орд, пытавшихся вновь подчинить себе Подольскую землю, отвоёванную у них отцом Ольгерда, Гедимином. В руках Ольгерда оказался полный контроль над обширным пространством земли — вся левая половина бассейна Днестра, от устья реки Серет до Чёрного моря, весь бассейн Южного Буга, днепровские лиманы и пространство вверх по Днепру до впадения реки Роси.
Черноморское побережье в районе современной Одессы на достаточно долгое время стало литовским. Княжившего в Киеве с 1320-х годов Фёдора сменил сын Ольгерда Владимир.
Несмотря на разнообразные факторы, способствовавшие заключению унии, и на ее многочисленных приверженцев, ее воплощение в жизнь было нелегким делом. Как государство Великое княжество сильно отличалось от Польши и, более того, было сильнейшим образом дифференцировано изнутри. Помимо собственно Литвы (Аукштайтии и Жемайтии; последнюю поляки и русские называли Жмудью), его территория охватывала завоеванные в XIII–XIV вв. русские княжества. Завоевания литовских правителей привели к уничтожению зависимости подчиненных ими областей от татарских ханов, что делало неизбежным конфликт Литвы с татарами. В силу этнического характера и исторической традиции новых территорий становилось неизбежным и столкновение с поднимавшимся в XIV в. новым центром объединения русских земель — Москвой. (Впрочем, в XIV столетии еще сохранялся перевес Литовского княжества.)
На большей части огромной территории литовского государства проживало русское население (предки позднейших украинцев и белорусов), издавна исповедовавшее православие и стоявшее на более высокой ступени культурного развития, чем коренные литовцы.
Kакой же я делаю вывод из всего, что я узнал о тогдашней Литве?
Он вполне самостоятельный, этот вывод. Конкретно для русских и потом для отделившихся от собственно русских, белорусов и украинцев, польско-литовское объединение было провалом.
Государство, которое называлось литовским, фактически было русским, литовцы не были большинством в этом государстве. В конце концов, они бы руссифицировались и заговорили на русском языке, как ирландцы заговорили на английском, забыв гэлик. И этот вариант России в конце концов мог стать другой большой Россией, подчинив себе Московское Княжество. Русская Литва была намного более продвинутой и в культурном и в социальном плане, чем тогдашняя Москва. И другая Россия очень может быть, не сталам тиранией, тиранией Ивана Грозного, тиранией Петра Великого и тиранией Иосифа Сталина. Она бы стала современным европейским государством и развивалась бы быстрее, а население русской Литвы жило бы намного лучше, чем под властью московских царей.
Но желание Ягайло присоединить к Литве Польшу подтолкнуло его к браку с Ядвигой и переходу из православия в католичество. В результате уже после смерти Ягайло образовалась Речь Посполитая, т.е. республика, а хозяином страны стал не единоличной правящий король, а Сейм с его толпой шляхтичей, каждый из которых думал не о стране, а о том, чтобы набить собственный карман. В результате именно Москoвская Россия разгромила Речь Посполитую и это государство прекратило своё сущетвование. Так был не использован исторический шанс создания другой России.
Но вначале всё складывалось неплохо для объединённого династическим браком государства. И мы можем вернуться снова к Польше.
Тот период, в который полностью входит и интересующий нас 15-й век назывался в истории страны "Краковской Польшой", в честь тогдашней столицы Польши, Кракова.
И весь 15-й век Польско-Литовское государство всё еще оставалось монархией. Забегая вперёд могу сказать, что в 16-м веке статус государства изменился и оно стало республикой.
Потому что новое название государства "Речь Посполитая" в переводе с польского означает "Республика". Короли в Речи Посполитой были, но главным стал Сейм, т.е. польский парламент. Странно, что страна, которая сохранила королей, называлась "Республикой". Поляки, они такие, оригинальные.
Грюнвальдская битва
Кто же был главным врагом только что созданного объединенного государства в начале столетия.
Нет, не Москва и не Золотая Орда. Главный враг был на Западе. И назывался он - Тевтонский Орден.
Рыцари Тевтонского Ордена считали, что Крестовые Походы не закончены. Что их миссия продолжать завоёвывать новые земли как языческие так и те, что не подчинялись Папе Римскому, т.е. православные.
До Лютера и главного европейского религиозного раскола было ещё далеко. Он только родился в конце 15-го века.
Тевтонский Орден огнем и мечом устанавливал католическое христианство, продвигаясь на Восток.
Под его знамена съезжались рыцари со всей Европы. Здесь по аналогии с Литвой я должен углубиться в историю Тевтонского Ордена, но я это делать не буду ибо окончательном утону в моём слишком разлившемся докладе.
Просто отмечу, что Тевтоны шли на Восток и им мешали в этом движении поляки, литовцы и их мночисленные сограждане, которые в отличие от поляков и литовцев говорили на русском языке.
Тевтоны продвинулись достаточно далеко и образовали своё государство на территории пруссов. Пруссов они частично перебили, частично обратили в христианство, но сохранили название этого народа в названии Пруссия.
Кроме Пруссии у Тевтонов к тому времени была Ливония, т.е. территория современной Латвии и Эстонии.
Но их государство было территориально разорвано Литвой, той областью литовского княжества, которое называлось Жемайтией. Она торчала в землях тевтонов как кость в горле.
Вот почему началась война между Орденом и Польско-Литовским королевством. Литовцы, поляки и литвины, т.е. русские, которые входили в состав польско-литовского Королевства сумели навязать тевтонам главный бой на их территории, территории Тевтонского Ордена возле трёх деревень - Грюнвальд (на западе), Танненберг (на северо-востоке) и Людвигсдорф (на юге)
Как протекала битва посмотррите в этом коротком видео:
Союз Королевства Польского и Великого княжества Литовского под предводительством короля Владислава II Ягайло и великого князя литовского Витовта одержал решающую победу над войском Тевтонского ордена
Сын Ягайло Владислав III (царств. 1434—1444) стал одновременно королём Венгрии и Польши, но погиб в битве с турками под Варной. После этого польско-венгерская уния прекратилась, но зато восстановилась (прекратившаяся было) польско-литовская уния, благодаря избранию на польский престол брата Владислава — литовского князя Казимира Ягеллончика (Казимир IV, 1447—1492).
В 1454 году по Нешавским статутам Польша превратилась в республику, где высшая власть принадлежала сейму.
А что происходило, хоть с ослабленным, но еще главным врагом польско-литовского государства, Тевтонским Орденом?
После ряда поражений в государстве Тевтонского ордена началась внутренняя борьба между поборниками сохранения мира и сторонниками новой войны. Великий магистр Пауль фон Руссдорф, стремясь заручиться поддержкой сословий для проведения мирной политики, согласился на съезд представителей рыцарства и городов. На этом собрании сословия создали в 1440 г. Прусский союз.
Основную роль в союзе играли Торунь и Хелмно, а также рыцарство Хелминской земли. На своих новых съездах члены союза потребовали пресечения злоупотреблений орденских комтуров, наказания виновных в насилии, создания трибунала для разрешения споров между орденом и его подданными и ослабления налогового бремени.
Власти ордена не были в состоянии провести столь радикальные реформы, а недостаток средств вынуждал их ужесточать политику по отношению к непокорным подданным. После многолетней борьбы прусские сословия так и не дождались выполнения своих требований, напротив — основные усилия великих магистров были направлены на внутренний раскол Прусского союза и его последующую ликвидацию. Орден обратился с жалобой на Прусский союз в папский суд, а после отсрочки вынесения приговора дело перешло в суд императора.
B декабре 1453 г. императорский приговор предписал ликвидировать союз и предать смертной казни его вождей.
Руководители Прусского союза, входившие в его тайный совет, ожидали такого решения и готовили восстание против Ордена. Они вели переговоры с польским королем Казимиром Ягеллончиком и епископом Краковским Збигневом Олесницким.
В феврале 1454 г. тайный совет Прусского союза отказал ордену в повиновении. В Пруссии началось восстание. Большую часть замков захватили члены союза. В Краков отправилось посольство, принятое Казимиром Ягеллончиком. Польский король издал акт об инкорпорации (вхождении) Поморья и Пруссии в Польское королевство и гарантировал прусским сословиям многочисленные привилегии.
В результате вспыхнула так называемая Тринадцатилетняя война (1454–1466). Ее начало оказалось неудачным для Польши, так как не отличавшееся высокой дисциплиной всеобщее ополчение Великой Польши было разгромлено под Хойницами (Кониц) наемными отрядами ордена (1454). Тогда же гарнизон орденской столицы — Мариенбурга — отразил нападение войск Прусского союза. Ордену удалось вернуть часть потерянных замков и городов. Продолжение Польшей и Прусским союзом войны стало возможным лишь благодаря созданию поляками наемной армии и усилиям горожан Гданьска, Эльблонга и Торуня по сбору финансовых средств.
Исход войны решило сражение, выигранное новой польской армией под началом Петра Дунина под Свенцином (1462), а также победа гданьского и эльблонгского флотов над флотом Тевтонского ордена в Вислинском заливе (1463). В 1466 г. орден потерял Хойницы и лишился возможности получать помощь с Запада.
Торуньский мир 1466 г. имел компромиссный характер. Польша оказалась не в силах добиться инкорпорации всей территории орденского государства, однако получила земли, наиболее прочно связанные с ней в историческом и хозяйственном отношении, а именно Гданьское Поморье, Мариенбург и Эльблонг — так называемую Королевскую Пруссию, Хелминскую и Михаловскую земли, а кроме того, территорию Варминского епископства и обрела выход к Балтийскому морю. Оставшаяся часть государства Тевтонского ордена, так называемая Орденская Пруссия, со столицей в Кенигсберге (Крулевец), признала вассальную зависимость от Польши.
Победа в войне с Тевтонским орденом, а также значительный военный и экономический потенциал Польши и Литвы позволили Казимиру, имевшему шестерых сыновей, рожденных от Эльжбеты Габсбургской, возобновить династическую политику. Такие возможности появились с окончанием периода правления в Венгрии и Чехии представителей местной знати: Иржи из Подебрад в Чехии (1458–1471) и Матьяша Корвина в Венгрии (1458–1490). Освободившийся в 1471 г. чешский трон достался старшему сыну Казимира — Владиславу Ягеллону.
В 1505 году был принят закон Nihil novi, ограничивающий власть короля в пользу шляхты. С этого времени общеупотребительным по отношению к польской системе государственного устройства стал термин - Речь Посполитая.
В XV столетии успешно развивалась польская экономика, росла численность населения, увеличивалось число сел и городов, возрастала производительность земледелия, скотоводства и ремесла. В то время когда Чехию потрясали Гуситские войны, государство Тевтонского ордена переживало глубокий упадок, а Венгрии угрожали турки, Польша и Литва ненадолго стали главной политической силой в Центрально-Восточной Европе. Они являлись также важным торговым партнером для стран Западной Европы.
Последняя часть моего доклада рассказывает о евреях в Польше того времени.
Что удивительно, я готовил весь доклад по большой книге (547 страниц) написанной тремя польскими историками:
Думал, что мне её хватит и для евреев. Прочёл всю книгу и... евреев там не нашел. Они в одном-двух местах перечислялись через запятую в числе прочих народов и всё.
Ни отдельной главы, ни отдельного абзаца, в общем, ничего. Как будто бы их там и не было.
При этом, именно Польша была центром и культурным и демографическим всех евреев планеты. Во всех остальных странах вместе взятых евреев было намного меньше, чем в одной только Польше.
В процветание и могущество Польши 15-го, 16-го и 17-го веков евреи вносили существенный вклад. Про процветание авторы пишут, а про его соучастников - нет.
Ян Матейко. "Принятие евреев в Польшу. 1096 год"
Матейко датировал происходящее на картине именно 1096 годом. Иудеи здесь предстают перед князем Владиславом Германом и получают от него право поселиться на польской земле и пользоваться княжеской защитой.
Полное описание тех, кто изображен на картине, как со стороны евреев, так и со стороны поляков - здесь:
https://fon-eichwald.livejournal.com/105182.html
История евреев на польских землях насчитывает более тысячи лет. В ней были и долгие периоды религиозной толерантности.
Первые небольшие еврейские общины существовали в Польше уже к XIII веку, а затем польское еврейское население значительно увеличилось, приняв евреев, изгнанных из других стран Европы[3], в том числе из Германии (1346), Австрии (1420), Испании (1492), Португалии (1497), Франции (1394), Киева (1886), Москвы (1891), Венгрии (1349—1526 и 1686—1740). Король Казимир III Великий считается покровителем евреев в Польше. В 1334 году Казимир Великий вывел евреев из-под юрисдикции немецкого права и с того времени еврейские общины напрямую находились под юрисдикцией королевского суда. После решения Казимира Великого обеспечивающего безопасность и интересы евреев, Польское Королевство стала пристанищем народа, изгнанного из всей остальной Европы.
B 1264 году калишский князь Болеслав Набожный издал для евреев, живущих в его княжестве, калишский статут, который гарантировал их права. Болеслав изъял евреев из-под юрисдикции городских властей и непосредственно передал их под юрисдикцию княжеского суда, дав им статус «слуг королевской казны» — servi camerae regis, непосредственных подданных князя. Калишский статут был частично основан на подобных привилегиях для евреев, изданных в середине XIII века в Австрии, Чехии и Венгрии. Он подтверждал свободу торговли и финансов, регулировал вопросы подсудности, наказаний и данных евреем присяг. В отличие от привилегий, данных евреям в других станах, статут не устанавливал максимальных ссудный навар — процент от средств, занятых у евреев, которые, как не-христиане, единственные имели право заниматься ростовщичеством под процент.
В 1334 году король Казимир III Великий подтвердил, а в 1364 году расширил полномочия калишского статута на всю территорию Польского королевства. В 1368 году Казимир Великий назначил откупщиком и управляющим шахт в Величке и Бохне и управляющем краковской таможни своего еврейского банкира Левку, трое из сыновей которого стали впоследствии шляхтичами. Казимир Великий был в хороших отношениях с евреями, в том числе имел романтическую связь с еврейкой Эстеркой, от которой родилось несколько сыновей, ставших основателями польских еврейских шляхетских родов. Сам Казимир получил в народе прозвище «Король холопов и евреев»
1385—1505
В 1388 году король Владислав Ягайло распространил положения калишского статута на всё Великое Княжество Литовское. В это же время в Польше зафиксированы первые преследования евреев, обвиняемых в профанациях гостии и использовании христианской крови в своих религиозных обрядах. Так как подобные преследования были обыденными в то время в Западной Европе, польские правители не противодействовали этим обвинениям, часто инспирированным духовенством. В 1399 году, в ходе одного из крупнейших польских процессов, познаньские евреи были обвинены в профанации гостии.
WIKI:
Осквернение гостии («жертвенный навет») — кощунственные действия над гостией (облаткой для причастия в католической и лютеранской церквах).С момента принятия в 1215 году на Латеранском соборе католической доктрины о том, что гостия есть «воплощение тела Христова», евреев неоднократно обвиняли в похищении и осквернении гостии.
Такое обвинение является разновидностью кровавого навета и называется «жертвенным наветом»
В 1454 году король Казимир IV Ягеллончик подписал под давлением шляхты нешавские статуты, в которых король отменял часть прав, ранее данных евреям. Следующие правители проводили подобную, непоследовательную, политику в отношении евреев.
В 1495—1501 годах евреи были изгнаны из Литвы великим князем литовским Александром Ягеллончиком, так как отказались поддержать его военной силой в борьбе за трон Польши. Он согласился на возвращение евреев, после согласия их принять на себя обязательство выставить на его стороне в случае войны, как минимум, тысячу конных вооружённых рыцарей. Тем не менее, данное изгнание коснулось не всех евреев. В 1495 году великий князь возвёл в шляхетское достоинство и назначил старостой (губернатором) Смоленска Абрама Юзефовича, в дальнейшем минского войта, ковенского городничего, великого литовского подскарбия и члена правительства княжества. В 1507 году Абрам Юзефович, а затем в 1525 году и его брат Меир, главный раввин литовский, были приписаны к гербу «Лелива», ставшему гербом всего шляхетского рода Юзефовичей