dandorfman (dandorfman) wrote,
dandorfman
dandorfman

Categories:

Дина Верни - муза Майоля. Считала себя одесситкой.


Именно такой ее увидел Майоль, ей тогда было 16.
Такой она и позировала великому скульптору.

А вот один из результатов этого позирования.

Дина Верни еще 16-тилетней девчонкой знакомится с великим французским скульптором Аристидом Майолем, после смерти Родена Майоль стал и оставался до своей смерти первым французским скульптором. И все оставшиеся годы вплоть до смерти Майоля в 1944-м году, она становится музой, другом и главной натурщицей Майоля. В момент ее знакомства с Майолем ему было уже 73 года, т.е. Дина по возрасту могла быть не дочкой его, а внучкой.
Тем не менее, она стала для Майоля музой. Я не знаю был ли сексуальный подтекст в их отношениях?
Думаю, что был, хоть самого секса не было. Так мне кажется. Ведь и 73-хлетние старцы все равно чувствуют себя юношами в душе, особенно если рядом очень красивая шестнадцатилетняя девчонка. Но физически они, мне кажется, своего чувства уже не проявляют.

Впрочем, главная тема моей записи, не последняя любовь великого скульптора и даже не жизнь самой Дины, хоть кое-что я о ее жизни напишу. Главное, это странность ее биографии. Вот ее начало из ВИКИ:

Дина Айбиндер родилась в музыкальной еврейской семье в Кишинёве (в ту пору в составе аннексированной Румынией Бессарабии). Её отец, Яков Айбиндер (9 декабря 1889, Кишинёв, Бессарабская губерния — 12 декабря 1943, концлагерь Освенцим, Польша) был пианистом, мать — музыкантом, тётя — оперной певицей. В 1935 году семья покинула Румынию и поселилась в Париже.

Исходя из этих нескольких строк, Дина Верни никак не могла родиться и жить в Одессе. Одесса была в другой стране. Ее с Диной разделяла граница. И ездить из Румынии в советскую Одессу она тоже не могла, тогда граница была на замке, нельзя было кататься взад-вперед. Получается, что красавица Дина, увы, не была одесской красавицей?

И все же, есть нестыковка. Для девочки, которую привезли и в Париж в шестнадцатилетнем возрасте, причем привезли из Румынии, точнее, из Кишенева, который тогда был румынским, у нее великолепный русский язык.
Причем, язык, который она не забыла. Неужели тогдашний румынский Кишенев был настолько русскоязычным, что у девочки из еврейской семьи, т.е. семьи, где говорили на идиш, а не на русском, русский мог стать родным? Все это очень странно. Так может быть она все-таки первые годы своей жизни провела в Одессе, а ВИКИ - врет?

Сразу несколько других Сетевых источников утверждают обратное сведениям из ВИКИ.
Вот "Букник":

После встречи Дины и Майоля началась история — старая, как мир искусства, — под названием «Художник и его Модель». Мастер нашел свой идеал. Модель — учителя жизни.

«Вылитый Майоль» — говорят сегодня о женщинах чуть тяжеловатого изящества, со спокойной крестьянской красотой и формами античных богинь. С гордой простотой ныне красуются они вдоль куртин и аллей сада Тюильри, являя воплощенный в бронзе идеал великого Мастера, подаренный в 1970-х Французской Республике его Моделью.

Сама Модель, что для отца современной скульптуры была Юноной и Венерой наших дней, родилась в Одессе. Из этого портового города авантюристов и поэтов Дина Верни (в девичестве — Айбиндер) эмигрировала во Францию с родителями в 1926 году в семь лет.

Одесситки расцветают рано. В четырнадцать лет эта школьница была прекрасна торжествующей зрелой красотой.

Дина позировала Майолю все последние годы жизни скульптора. Результатом стали сотни пастелей, полотен, рисунков, десятки монументальных бронз, среди которых шедевры «Река», «Гора», «Воздух».


Здесь сразу два несовпадения с ВИКИ. Во-первых, Одесса, вместо Кишинева. Во-вторых, не 1935-й год, год приезда во Францию, а 1926-й. Т.е. ее, оказывается в Париж привезли не в 16 лет, а в 7. Вот второе несовпадение с ВИКИ, как раз вызывает большие сомнения.
Дети, которых привозят в другую страну в семилетнем возрасте, практически забывают родной язык, изъясняются на нем с большим трудом или со временем, вообще забывают. А вот шестнадцатилетние - наоборот, всю оставшуюся жизнь свободно говорят на языке своего детства. Ну может уже с вновь приобретенным акцентом. Дина на русском и в старости говорила свободно, вы в этом убедитесь, посмотрев видео.

Вот здесь:
http://www.aej.org.ua/History/344.html

еще один источник, который утверждает, что Дина - одесситка.
Там даже название материала: Великая одесситка Дина Верни.

 В самом тексте мы можем прочесть:

Родившись в 1919 году в Одессе, в 1926 году  Дина вместе со своими родителями попала в Париж...в Россию она смогла приехать лишь в 1959, в сорокалетнем возрасте...

Снова повторяется семилетний возраст приезда Дины во Францию.
Я выше написал, что затрону и самостоятельную биографию Дины, ту биографию, которая Майоля не касается.
Два слова об этом. Во время войны молодая Дина участвовалала в Сопротивлении, в очень рискованных операциях подпольщиков. За ее храбрость в военные годы она была награждена Орденом Почетного Легиона.
В числе операций, в которых она участвовала, была и нелегальная переправка французских евреев через Пиренени в Испанию. Но, спасая жизни других, она отца своего не уберегла. Отец был схвачен и погиб в Освенциме.

A когда границы СССР приоткрылись для французских граждан, Дина храбро ринулась помогать советским художникам-авангардистам и просто советским диссидентам. Она много раз ездила в СССР, рискуя серьезно попасть под пресс КГБ, тем более, что они ее несколько раз допрашивали. Но она снова не боялась, как и в годы Второй Мировой. Вот несколько слов о ее деятельности, цитирую с того же сайта, который я указал выше:

Дина знакомится с лучшими художниками-авангардистами: Кабаковым, Булатовым, Янкелевским, Рабиным. Встречается с диссидентами. И при каждой встрече поются песни. "Очарование языка, юмор, тоска и жестокая сила в этих песнях, создают неповторимую поэзию, где грубость граничит с нежностью. Обычно их исполняют от лица заключенного сидящего далеко-далеко... Но его песня летит подобно ласточке, преодолевая огромные пространства", - так она сама позже прокомментирует их в аннотации к своей пластинке. И вот неутомимая коллекционерка, владелица множества коллекций, в числе которых две совершенно неординарных - куклы всех времен и народов и экипажи (в этом собрании есть даже карета Шатобриана), решает создать еще одну - блатных песен. Ведь эти песни тоже неотъемлемая часть советской культурной жизни. Но возникает проблема: как вывезти их из страны? На бумаге или на магнитной ленте не подходит - Дину уже несколько раз вызывали в КГБ по делам диссидентов, вполне возможен обыск на границе. Тексты песен, конечно, не сочинения Солженицына или Синявского, но все равно - явная, по тем временам, антисоветчина. И Дина Верни учит песни наизусть... За короткий срок было разучено 24 песни, 13 из них впоследствии и составили пластинку.
К концу 1970-х годов баронесса Дюпольд (Дина Верни) была богатейшей женщиной Франции, при ее содействии Михаил Шемякин эмигрировал в Париж, она же была устроительницей первой выставки художника.


Ну вот, теперь переходим еще к одной теме, песням, которые спела Дина Верди.
Но сначала я покажу интервью с Диной Верни, это видео 2008-го года. Здесь ей уже 89 лет, так что будьте снисходительны к очень старому человеку, ее речь уже не такая гладкая, да и русский ее, хоть и родной, все равно не так легко льется, как в молодости. Главное, на что я хотел бы обратить Ваше внимание, ее собственные слова в этом интервью. Она их произносит, когда указатель времени под видео показывает 3 мин. 28 сек. Можете просто подвинуть бар на это время, если не хотите смотреть и слушать все. Вот что произносит Дина:

Это говорит об Одессе, это мой город, в котором я родилась.

Вот это интервью:



А вот одна из песен, которую спела Дина на выпущенной ею пластинке в начале семидесятых. Одесситы ее знают, это "На Молдаванке музыка играет".



Но вот фильм, который окончательно ставит точки над i. Из этого фильма видно, что ВИКИ все-таки напутала. Дина действительно родилась в Кишиневе, но все-таки жила в Одессе, а в Париже даже вышла замуж за одессита, Сашу Верникова. Отсюда - фамилия Верни. А в 16 лет она действительно встретила Майоля. Фильм стоит посмотреть весь, он интересный. Особенно интересен послевоенный конфликт между Диной и немецким скульптором Арно Бреккером. Этот скульптор был любимцем Гитлера и именно он спас от расстрела еврейку и подпольщицу Дину, когда ее забрали в Гестапо. Арно считал Майоля своим учителем, поэтому он спас и музу Майоля. Ее выпустили из Гестапо:



И раз Дина, которая провела в Одессе только раннее детство, считает себя одесситкой, это ведь ее слова - "Одесса - мой город",- будем и мы ее считать красавицу Дину - одесситкой.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 14 comments